Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Смирение и послушание в психоанализе
Содержание:
1. Психоанализ и структура личности по З.Фрейду
4. Исследование русской культуры через призму психоанализа
6. Развитие психоанализа: от теории влечений к теории объектных отношений
1. Психоанализ и структура личности по З.Фрейду
Психоанализ рассматривает личность как сложную структуру, состоящую из трех основных компонентов: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Супер-Эго играет ключевую роль в моральном развитии личности.
Функции Супер-Эго
- Совесть: ограничивает, защищает и судит сознательную деятельность.
- Самонаблюдение: оценивает деятельность независимо от побуждений Ид и Эго.
- Формирование идеалов: развивается на основе модели Супер-Эго родителей и передает традиции и ценности от поколения к поколению.
Супер-Эго и бессознательное
- Супер-Эго может действовать бессознательно, накладывая ограничения и запреты, которые человек не осознает.
- Это может приводить к чувству вины, даже если человек не понимает его причины.
2. Задача психоанализа
Цель психоанализа, по Фрейду, — усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-Эго и помочь ему справляться с требованиями Ид. Это позволяет человеку лучше адаптироваться к реальности и снизить внутренние конфликты.
Тирания Супер-Эго
- Супер-Эго может быть чрезмерно строгим, что делает человека несчастным и может привести к неврозам.
- Смирение, как моральная заповедь, контролируется совестью и может вызывать внутренние конфликты.
3. Совесть и чувство вины
Фрейд считал, что совесть не является врожденной, а формируется в процессе психосексуального развития ребенка. Родители, поощряя или наказывая ребенка, закладывают основы моральной цензуры, которая позже становится частью Супер-Эго.
Двойственность совести
- С одной стороны, совесть способствует моральному самоконтролю.
- С другой стороны, ее суровость может вызывать страх, чувство вины и даже психические расстройства.
Моральный мазохизм
- Чувство вины может порождать потребность в наказании, что Фрейд называл "моральным мазохизмом".
- Это приводит к саморазрушению, так как человек подавляет агрессивные влечения и направляет их внутрь себя.
4. Исследование русской культуры через призму психоанализа
Даниэл Ранкур-Лаферрьер, американский славист, исследует русскую культуру через концепцию морального мазохизма. Он утверждает, что русские склонны к самоуничтожению и культивированию страданий.
Смирение как мазохизм
- Ранкур-Лаферрьер связывает смирение с мазохизмом, считая, что оно может быть формой самоуничижения и саморазрушения.
- Он приводит примеры из русской литературы и религии, где смирение и страдание рассматриваются как добродетели.
Парадокс смирения
- Фрейд и Ранкур-Лаферрьер не могут понять, как смирение может быть связано с величием, как это часто описывается в русской культуре.
- Они интерпретируют это как "гордость аскета" — форму мазохизма, где страдание становится способом самоутверждения.
5. Православие и смирение
Русские религиозные философы объясняют смирение как радикальную переоценку ценностей, где внешние достоинства человека не имеют значения, а ценность определяется внутренним состоянием.
Кенотизм и аскетизм
- В православной традиции смирение (кенотизм) и аскетизм рассматриваются как формы самоотречения, подражающие Христу.
- Ранкур-Лаферрьер видит в этом мазохистские тенденции, где страдание становится способом построения личности.
6. Развитие психоанализа: от теории влечений к теории объектных отношений
Фрейд сосредоточился на влечениях как основном мотивационном источнике поведения. Однако современный психоанализ сместил акцент на объектные отношения, где ключевую роль играют отношения с другими людьми.
Теория объектных отношений
- Р.Фейрбэрн утверждает, что влечения стремятся не к удовольствию, а к объекту (другому человеку).
- Личность развивается через отношения с другими, переходя от инфантильной зависимости к более зрелым формам взаимодействия.
Послушание как акт уступки
- В современном психоанализе послушание рассматривается как добровольное и зрелое подчинение другому, что способствует развитию личности.
- Психоанализ, особенно в интерпретации Фрейда, рассматривает смирение и послушание через призму внутренних конфликтов и морального мазохизма.
- Современный психоанализ, однако, смещает акцент на отношения с другими, что позволяет более глубоко понять эти феномены.
- В русской культуре смирение и страдание часто рассматриваются как добродетели, что вызывает недоумение у западных аналитиков, но находит объяснение в православной традиции.
Таким образом, психоанализ, хотя и предлагает интересные интерпретации смирения и послушания, часто ограничивается рамками своих теорий, что приводит к упрощенным или абсурдным выводам. Современные подходы, такие как теория объектных отношений, позволяют более глубоко понять эти феномены, учитывая их социальный и культурный контекст.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.