Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Ответственность

Ответственность

← Предыдущая Следующая →
22

Содержание:

1. Понятие ответственности. 1

2. Ответственность как системное качество личности. 1

3. Совесть как основа ответственности. 2

4. Ответственность и нравственно-эмоциональная сфера личности. 2

5. Нормативная регуляция и ответственность. 3

6. Ответственность у детей младшего школьного возраста. 3

7. Два типа ответственности. 4

8. Ответственность и зрелый поступок. 4

9. Ответственность и личностное существование. 5

 

1. Понятие ответственности

  • Определение ответственности:
    • Ответственность — это готовность личности брать на себя обязательства и выполнять их. Она включает способность осознавать свои чувства, потребности и реализовывать их, а также понимать ценности и отстаивать их.
    • Этимологически слово «ответственность» происходит от древнерусского слова «вѣтъ», что означает совет или договор. Это подчеркивает, что ответственность связана с соглашением, договоренностью и обязательствами перед другими.
  • Ответственность в психологии:
    • В психологической литературе ответственность рассматривается как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Оно включает точность, пунктуальность, верность в исполнении обязанностей и готовность отвечать за последствия своих действий.
    • Ответственность тесно связана с другими волевыми качествами, такими как настойчивость и выдержка. Эти качества помогают личности преодолевать трудности и выполнять свои обязательства.

2. Ответственность как системное качество личности

  • Мера ответственности:
    • Мера ответственности определяется субъективными возможностями личности выполнять свои обязанности. Она отражает уровень интегрированности и слаженности функционирования психологических механизмов, регулирующих поведение.
    • Ответственность проявляется на уровне действия, где человек сознательно и произвольно выбирает цели и контролирует свое поведение. Это предполагает наличие самоконтроля, саморегуляции и самооценки.
  • Развитие ответственности у подростков:
    • В процессе развития личности уровень субъективного контроля и социальной ответственности меняется. К концу подросткового возраста у нормально развивающегося подростка формируются такие нравственные чувства, как долг, ответственность, стыд, честь и совесть.
    • Эти чувства помогают подростку осознать свою роль в обществе и понять, что его действия имеют последствия не только для него самого, но и для окружающих.

3. Совесть как основа ответственности

  • Определение совести:
    • Совесть — это мотивационно-смысловая установка личности, которая регулирует ее деятельность и поведение. Она формируется в процессе социализации и изменяется в результате переосмысления жизненного опыта.
    • Совесть — это форма морально-эмоционального самоконтроля, которая позволяет человеку оценивать свои поступки с точки зрения нравственных ценностей. Она помогает человеку различать добро и зло, справедливость и несправедливость.
  • Роль совести в воспитании:
    • Русский философ И.А. Ильин подчеркивал, что воспитание должно пробуждать в человеке чувство ответственности, совести и чести. Он считал, что человек должен осознавать свою включенность в мир и связанные с этим обязательства.
    • Ильин утверждал, что воспитание должно помочь человеку развить «чутье и вкус к делам совести, веры и чести, права и справедливости». Это означает, что человек должен научиться действовать не только в своих интересах, но и в интересах общества.

4. Ответственность и нравственно-эмоциональная сфера личности

  • Связь ответственности с нравственностью:
    • Ответственность тесно связана с нравственно-эмоциональной и мировоззренческой сторонами личности. Она отражает склонность личности придерживаться общепринятых социальных норм и исполнять свои обязанности.
    • Ответственность предполагает готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. Это означает, что человек должен быть готов не только к успехам, но и к неудачам, и уметь извлекать уроки из своих ошибок.
  • Субъект и объект ответственности:
    • Ответственность предполагает наличие субъекта (личности) и объекта (того, за что человек несет ответственность). Принимая решение, человек выбирает между «должен» и «хочу».
    • Этот выбор часто связан с конфликтом между личными желаниями и общественными ожиданиями. Ответственный человек способен находить баланс между этими двумя аспектами.

5. Нормативная регуляция и ответственность

  • Два вида нормативной регуляции:
    1. Обычно-традиционная регуляция: Основана на нормах, существующих в обществе. Эти нормы передаются из поколения в поколение и регулируют поведение людей.
    2. Морально-нравственная регуляция: Основана на этических принципах, которые ценны для самой личности. Это более высокий уровень регуляции, который предполагает наличие внутреннего контроля и самодисциплины.
    • Ответственность предполагает наличие самоконтроля, саморегуляции и самооценки. Это означает, что человек должен уметь оценивать свои действия и корректировать их в соответствии с нравственными принципами.
  • Компоненты ответственности:
    • Ответственность включает такие качества, как честность, справедливость, готовность отвечать за последствия своих действий. Эти качества не могут быть реализованы без развитых эмоциональных черт, таких как способность к переживанию и чуткость к другим людям.
    • Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, мировоззрении, в разных формах поведения личности.

6. Ответственность у детей младшего школьного возраста

  • Показатели ответственности у детей:
    • Российский психолог К.А. Климова выделяет следующие показатели ответственности у детей:
      1. Осознание необходимости выполнения поручений.
      2. Направленность действий на успешное выполнение заданий.
      3. Эмоциональное переживание задания и его результата.
      4. Осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.
    • Эти показатели помогают понять, как дети воспринимают свои обязанности и как они справляются с ними.
  • Исследования ответственности у школьников:
    • Психологи М.В. Матюхина и С.Г. Прикова разработали методику для изучения ответственности у школьников. Учащимся предлагается проанализировать ситуации, связанные с невыполнением заданий, и определить причины (субъективные или объективные).
    • Эта методика помогает выявить, насколько школьники готовы брать на себя ответственность за свои действия и как они объясняют свои неудачи.

7. Два типа ответственности

  • Ответственность первого типа:
    • Личность считает себя ответственной за все происходящее в ее жизни. Такой человек руководствуется принципом: «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи».
    • Этот тип ответственности связан с чувством уверенности, доброты и великодушия по отношению к другим. Человек, обладающий таким типом ответственности, склонен брать на себя обязательства не только за себя, но и за других.
  • Ответственность второго типа:
    • Личность склонна возлагать ответственность за свои успехи и неудачи на других людей или внешние обстоятельства. Такой тип ответственности часто сопровождается повышенной тревожностью, агрессивностью и меньшей терпимостью.
    • В обыденном языке этот тип ответственности часто называют безответственностью. Люди с таким типом ответственности склонны обвинять других в своих проблемах и не готовы брать на себя обязательства.

8. Ответственность и зрелый поступок

Ответственность как атрибут зрелого поступка:

    • Ответственность — это необходимая составляющая зрелого поступка. Она предполагает осознание своей уникальности и неповторимости.
    • Чувства любви и ответственности являются двумя способами решения противоречий, которые дают личности запас прочности и силу для преодоления трудностей.

Ответственность в православном понимании:

    • В православной антропологии ответственность тесно связана с уникальностью и инаковостью личности. Ответственный поступок возможен только тогда, когда человек осознает свою уникальность и неповторимость.
    • Ответственность — это не только выполнение обязательств, но и проявление любви и заботы по отношению к другим.

9. Ответственность и личностное существование

Ответственность как основа личностного роста:

    • Ответственность играет ключевую роль в развитии личности. Она помогает человеку осознать свою роль в обществе и понять, что его действия имеют последствия не только для него самого, но и для окружающих.
    • Ответственность — это не только выполнение обязательств, но и проявление любви и заботы по отношению к другим. Она помогает человеку стать более зрелым и осознанным.

 

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Личностные особенности
Еще статьи по теме:
Смирение и послушание в психоанализе
Терпимость
Дисциплинированность
Личность и семейные отношения офицеров
Личностные особенности бизнесменов

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!