Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Ответственность
Содержание:
2. Ответственность как системное качество личности
3. Совесть как основа ответственности
4. Ответственность и нравственно-эмоциональная сфера личности
5. Нормативная регуляция и ответственность
6. Ответственность у детей младшего школьного возраста
8. Ответственность и зрелый поступок
9. Ответственность и личностное существование
1. Понятие ответственности
- Определение ответственности:
- Ответственность — это готовность личности брать на себя обязательства и выполнять их. Она включает способность осознавать свои чувства, потребности и реализовывать их, а также понимать ценности и отстаивать их.
- Этимологически слово «ответственность» происходит от древнерусского слова «вѣтъ», что означает совет или договор. Это подчеркивает, что ответственность связана с соглашением, договоренностью и обязательствами перед другими.
- Ответственность в психологии:
- В психологической литературе ответственность рассматривается как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Оно включает точность, пунктуальность, верность в исполнении обязанностей и готовность отвечать за последствия своих действий.
- Ответственность тесно связана с другими волевыми качествами, такими как настойчивость и выдержка. Эти качества помогают личности преодолевать трудности и выполнять свои обязательства.
2. Ответственность как системное качество личности
- Мера ответственности:
- Мера ответственности определяется субъективными возможностями личности выполнять свои обязанности. Она отражает уровень интегрированности и слаженности функционирования психологических механизмов, регулирующих поведение.
- Ответственность проявляется на уровне действия, где человек сознательно и произвольно выбирает цели и контролирует свое поведение. Это предполагает наличие самоконтроля, саморегуляции и самооценки.
- Развитие ответственности у подростков:
- В процессе развития личности уровень субъективного контроля и социальной ответственности меняется. К концу подросткового возраста у нормально развивающегося подростка формируются такие нравственные чувства, как долг, ответственность, стыд, честь и совесть.
- Эти чувства помогают подростку осознать свою роль в обществе и понять, что его действия имеют последствия не только для него самого, но и для окружающих.
3. Совесть как основа ответственности
- Определение совести:
- Совесть — это мотивационно-смысловая установка личности, которая регулирует ее деятельность и поведение. Она формируется в процессе социализации и изменяется в результате переосмысления жизненного опыта.
- Совесть — это форма морально-эмоционального самоконтроля, которая позволяет человеку оценивать свои поступки с точки зрения нравственных ценностей. Она помогает человеку различать добро и зло, справедливость и несправедливость.
- Роль совести в воспитании:
- Русский философ И.А. Ильин подчеркивал, что воспитание должно пробуждать в человеке чувство ответственности, совести и чести. Он считал, что человек должен осознавать свою включенность в мир и связанные с этим обязательства.
- Ильин утверждал, что воспитание должно помочь человеку развить «чутье и вкус к делам совести, веры и чести, права и справедливости». Это означает, что человек должен научиться действовать не только в своих интересах, но и в интересах общества.
4. Ответственность и нравственно-эмоциональная сфера личности
- Связь ответственности с нравственностью:
- Ответственность тесно связана с нравственно-эмоциональной и мировоззренческой сторонами личности. Она отражает склонность личности придерживаться общепринятых социальных норм и исполнять свои обязанности.
- Ответственность предполагает готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. Это означает, что человек должен быть готов не только к успехам, но и к неудачам, и уметь извлекать уроки из своих ошибок.
- Субъект и объект ответственности:
- Ответственность предполагает наличие субъекта (личности) и объекта (того, за что человек несет ответственность). Принимая решение, человек выбирает между «должен» и «хочу».
- Этот выбор часто связан с конфликтом между личными желаниями и общественными ожиданиями. Ответственный человек способен находить баланс между этими двумя аспектами.
5. Нормативная регуляция и ответственность
- Два вида нормативной регуляции:
- Обычно-традиционная регуляция: Основана на нормах, существующих в обществе. Эти нормы передаются из поколения в поколение и регулируют поведение людей.
- Морально-нравственная регуляция: Основана на этических принципах, которые ценны для самой личности. Это более высокий уровень регуляции, который предполагает наличие внутреннего контроля и самодисциплины.
-
- Ответственность предполагает наличие самоконтроля, саморегуляции и самооценки. Это означает, что человек должен уметь оценивать свои действия и корректировать их в соответствии с нравственными принципами.
- Компоненты ответственности:
- Ответственность включает такие качества, как честность, справедливость, готовность отвечать за последствия своих действий. Эти качества не могут быть реализованы без развитых эмоциональных черт, таких как способность к переживанию и чуткость к другим людям.
- Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, мировоззрении, в разных формах поведения личности.
6. Ответственность у детей младшего школьного возраста
- Показатели ответственности у детей:
- Российский психолог К.А. Климова выделяет следующие показатели ответственности у детей:
- Осознание необходимости выполнения поручений.
- Направленность действий на успешное выполнение заданий.
- Эмоциональное переживание задания и его результата.
- Осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.
- Эти показатели помогают понять, как дети воспринимают свои обязанности и как они справляются с ними.
- Российский психолог К.А. Климова выделяет следующие показатели ответственности у детей:
- Исследования ответственности у школьников:
- Психологи М.В. Матюхина и С.Г. Прикова разработали методику для изучения ответственности у школьников. Учащимся предлагается проанализировать ситуации, связанные с невыполнением заданий, и определить причины (субъективные или объективные).
- Эта методика помогает выявить, насколько школьники готовы брать на себя ответственность за свои действия и как они объясняют свои неудачи.
7. Два типа ответственности
- Ответственность первого типа:
- Личность считает себя ответственной за все происходящее в ее жизни. Такой человек руководствуется принципом: «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи».
- Этот тип ответственности связан с чувством уверенности, доброты и великодушия по отношению к другим. Человек, обладающий таким типом ответственности, склонен брать на себя обязательства не только за себя, но и за других.
- Ответственность второго типа:
- Личность склонна возлагать ответственность за свои успехи и неудачи на других людей или внешние обстоятельства. Такой тип ответственности часто сопровождается повышенной тревожностью, агрессивностью и меньшей терпимостью.
- В обыденном языке этот тип ответственности часто называют безответственностью. Люди с таким типом ответственности склонны обвинять других в своих проблемах и не готовы брать на себя обязательства.
8. Ответственность и зрелый поступок
Ответственность как атрибут зрелого поступка:
-
- Ответственность — это необходимая составляющая зрелого поступка. Она предполагает осознание своей уникальности и неповторимости.
- Чувства любви и ответственности являются двумя способами решения противоречий, которые дают личности запас прочности и силу для преодоления трудностей.
Ответственность в православном понимании:
-
- В православной антропологии ответственность тесно связана с уникальностью и инаковостью личности. Ответственный поступок возможен только тогда, когда человек осознает свою уникальность и неповторимость.
- Ответственность — это не только выполнение обязательств, но и проявление любви и заботы по отношению к другим.
9. Ответственность и личностное существование
Ответственность как основа личностного роста:
-
- Ответственность играет ключевую роль в развитии личности. Она помогает человеку осознать свою роль в обществе и понять, что его действия имеют последствия не только для него самого, но и для окружающих.
- Ответственность — это не только выполнение обязательств, но и проявление любви и заботы по отношению к другим. Она помогает человеку стать более зрелым и осознанным.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.