Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Расчет статистического критерия анализа значимых различий U Манна-Уитни в программе SPSS
Особенности статистического критерия анализа значимых различий U Манна-Уитни?
Критерий анализа значимых различий U Манна-Уитни является непараметрическим методом статистического анализа (параметрическим аналогом является Т-тест Стьюдента для независимых выборок). Основные методы статистического анализа, применяемые в ВКР по психологии, разделены на группы параметрических и непараметрических. Параметрические критерии оперируют средним и стандартным отклонением, в то время как непараметрические критерии осуществляют ранжирование абсолютных значений признака. Соответственно, для использования параметрических критериев важно, чтобы эмпирическое распределение не отличалось от нормального (большинство респондентов имеют средние значения, а меньшинство – низкие и высокие). В то время как для использования непараметрических критериев данное требование не выдвигается.
Примерным условием для выбора в пользу параметрических или непараметрических критериев статистического анализа является объем выборки: при выборке до 80 человек используются непараметрические методы, при выборке более 80 человек – параметрические.
Для чего применяется критерий U Манна-Уитни?
Непараметрический критерий анализа значимых различий U Манна-Уитни применяется для сравнения несвязных выборок. Несвязные выборки – это те группы, которые никак не связаны между собой. Например, мужчины и женщины разных возрастов, представители разных профессиональных групп и так далее. Соответственно, гипотеза исследования, которая проверяется с помощью данного критерия, звучит следующим образом:
Показатель 1 в группе 1 отличается от показателя 1 в группе 2.
Какие этапы входят в обработку с помощью критерий U Манна-Уитни в программе SPSS?
Прежде чем описывать каждый этап подробно, представим последовательность этапов:
1. Составление таблицы сырых данных, где столбцы – это психологические показатели, строки – результаты каждого респондента.
2. Ввод сырых данных в статистическую программу, чтобы приступить к статистическому анализу.
3. Сравнение результатов в группах респондентов с помощью критерия U Манна-Уитни, с целью определить, по каким показателям наблюдаются статистически достоверные различия.
4. Расчет средних значений для того, чтобы было возможно определить, в какой группе показатели, по которым установлены статистически достоверные различия на этапе 3, более выражены.
5. Представление результатов статистического анализа в эмпирической главе, которое содержит только важные для дальнейшей интерпретации статистические показатели.
6. Интерпретация полученных результатов, которая представлена психологическим описанием данных различий (как это проявляется в поведении / отношении и т.д.) и предположениями об источниках данных различий в связи с особенностями тех групп, которые мы сравниваем (возрастные особенности / профессиональные особенности / гендерная специфика и т.д.).
Остановимся на каждом из этапов более подробно.
1. Составление таблицы сырых данных.
Таблица сырых данных помещается в приложение и показывает, сколько баллов набрал каждый из респондентов по той или иной шкале. Для того, чтобы работа со статистическими данными стала более понятной, рассмотрим конкретный пример. Было проведено исследование, в котором приняли участие 60 человек. Они были разделены на две группы в соответствии с возрастом:
1 группа (30 человек) – младшие подростки.
2 группа (30 человек) – старшие подростки.
Все респонденты заполнили шкалу личностной тревожности для учащихся 10—16 лет (А.М. Прихожан). В результате мы получили следующие данные:
Таблица 1. Результаты, полученные при помощи шкалы личностной тревожности для учащихся 10—16 лет (А.М. Прихожан)
№ |
Группа (1-младшие подростки, 2-старшие подростки) |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
Магическая тревожность |
Общая тревожность |
1 |
1 |
31 |
14 |
5 |
3 |
53 |
2 |
1 |
39 |
22 |
6 |
22 |
89 |
3 |
1 |
30 |
9 |
10 |
0 |
49 |
4 |
1 |
35 |
2 |
14 |
28 |
79 |
5 |
1 |
38 |
18 |
9 |
21 |
86 |
6 |
1 |
39 |
36 |
7 |
3 |
85 |
7 |
1 |
23 |
30 |
17 |
0 |
70 |
8 |
1 |
34 |
11 |
6 |
4 |
55 |
9 |
1 |
22 |
34 |
6 |
4 |
66 |
10 |
1 |
25 |
26 |
8 |
26 |
85 |
11 |
1 |
34 |
31 |
16 |
14 |
95 |
12 |
1 |
31 |
17 |
5 |
14 |
67 |
13 |
1 |
37 |
31 |
6 |
9 |
83 |
14 |
1 |
31 |
11 |
7 |
39 |
88 |
15 |
1 |
29 |
24 |
10 |
38 |
101 |
16 |
1 |
31 |
1 |
13 |
5 |
50 |
17 |
1 |
26 |
32 |
10 |
8 |
76 |
18 |
1 |
25 |
25 |
12 |
2 |
64 |
19 |
1 |
38 |
32 |
14 |
20 |
104 |
20 |
1 |
20 |
15 |
17 |
20 |
72 |
21 |
1 |
24 |
6 |
14 |
36 |
80 |
22 |
1 |
38 |
30 |
5 |
39 |
112 |
23 |
1 |
35 |
11 |
7 |
21 |
74 |
24 |
1 |
38 |
13 |
7 |
23 |
81 |
25 |
1 |
38 |
27 |
7 |
39 |
111 |
26 |
1 |
21 |
24 |
6 |
19 |
70 |
27 |
1 |
39 |
2 |
14 |
23 |
78 |
28 |
1 |
28 |
36 |
15 |
19 |
98 |
29 |
1 |
28 |
3 |
8 |
39 |
78 |
30 |
1 |
30 |
22 |
5 |
16 |
73 |
31 |
2 |
20 |
34 |
25 |
26 |
105 |
32 |
2 |
13 |
37 |
38 |
27 |
115 |
33 |
2 |
21 |
23 |
19 |
29 |
92 |
34 |
2 |
10 |
34 |
21 |
4 |
69 |
35 |
2 |
20 |
19 |
33 |
13 |
85 |
36 |
2 |
21 |
30 |
34 |
34 |
119 |
37 |
2 |
7 |
3 |
20 |
37 |
67 |
38 |
2 |
11 |
21 |
21 |
22 |
75 |
39 |
2 |
17 |
18 |
26 |
21 |
82 |
40 |
2 |
8 |
22 |
29 |
3 |
62 |
41 |
2 |
12 |
26 |
20 |
28 |
86 |
42 |
2 |
18 |
29 |
38 |
25 |
110 |
43 |
2 |
19 |
27 |
39 |
13 |
98 |
44 |
2 |
19 |
38 |
38 |
8 |
103 |
45 |
2 |
9 |
7 |
23 |
34 |
73 |
46 |
2 |
16 |
31 |
19 |
4 |
70 |
47 |
2 |
16 |
17 |
40 |
35 |
108 |
48 |
2 |
21 |
6 |
15 |
40 |
82 |
49 |
2 |
11 |
28 |
15 |
38 |
92 |
50 |
2 |
6 |
16 |
36 |
11 |
69 |
51 |
2 |
13 |
20 |
32 |
26 |
91 |
52 |
2 |
4 |
9 |
30 |
0 |
43 |
53 |
2 |
17 |
7 |
32 |
0 |
56 |
54 |
2 |
15 |
16 |
19 |
28 |
78 |
55 |
2 |
4 |
36 |
31 |
10 |
81 |
56 |
2 |
3 |
14 |
25 |
20 |
62 |
57 |
2 |
9 |
26 |
35 |
6 |
76 |
58 |
2 |
20 |
21 |
18 |
11 |
70 |
59 |
2 |
21 |
6 |
30 |
7 |
64 |
60 |
2 |
14 |
11 |
28 |
34 |
87 |
В данной таблице столбцы – это показатели, которые мы получаем с помощью данного опросника, строки – результаты каждого респондента.
Гипотеза исследования: показатели личностной тревожности в группе младших подростков отличаются от показателей личностной тревожности в группе старших подростков.
2. Ввод сырых данных в статистическую программу SPSS.
Сырые данные переносятся в статистическую программу. На втором этапе данные выглядят следующим образом:
3. Сравнение результатов в группах респондентов в программе SPSS.
Затем мы переходим непосредственно к сравнению результатов.
Для того, чтобы запустить обработку результатов, в меню статистической программы выбираем «Анализ» - «Непараметрические методы» - «Две независимые выборки».
После выбора «Две независимые выборки» появляется следующее окно:
Если необходимо, отмечаем «U Манна-Уитни» (как правило, он уже выбран автоматически) и переносим все сравниваемые переменные в верхнее окно (в нашем случае это показатели тревожности), а ту переменную, которая отвечает за группировку данных – в нижнее (у нас она называется «Группа» и указывает на то, в какую возрастную группу отнесен подросток). После переноса переменной «Группа» необходимо нажать на кнопку под нижним окном и вписать 1 и 2 – номера возрастных групп подростков. После заполнения всплывающее окно выглядит следующим образом:
После нажатия ОК результаты рассчитываются автоматически и представляются в виде двух таблиц:
Первая таблица является служебной, в ней нет тех результатов, которые далее были бы перенесены в текст работы. Во второй таблице нас интересуют два показателя: U Манна-Уитни и уровень статистической значимости (р). Данные показатели будут внесены в итоговый текст работы. В качестве статистически достоверных результатов мы принимаем те, для которых уровень статистической значимости (р) меньше либо равен 0,05. На данном этапе мы можем сделать вывод о том, что группы младших и старших подростков различаются по показателям школьной тревожности и межличностной тревожности, но не можем сказать, в какой группе данные показатели более выражены.
4. Расчет средних значений в группах респондентов в SPSS.
Для того, чтобы определить, в какой группе данные показатели более выражены, необходимо рассчитать средние значения (Mean). Для этого мы сначала «разбиваем» данные на две группы.
Для этого в меню программы выбираем «Данные» - «Разбить файл».
После всплывает окно:
Выбираем опцию «Сравнить группы» и в окно переносим переменную «Группа».
После нажатия ОК ничего заметного не произойдет, мы просто переходим к расчету средних. Для этого переходим во вкладку «Анализ» - «Описательные статистики» - «Частоты».
После нажатия появляется окно:
Мы переходим по кнопке «Статистики» и там отмечаем, что нам необходимо рассчитать среднее значение (Mean):
Затем нажимаем «Продолжить» и уже известным нам способом переносим все переменные, которые сравниваем, в окно.
После нажатия ОК данные показатели также рассчитываются автоматически и выглядят следующим образом:
Из данной таблицы в текст работы мы переносим средние значения для каждой из групп.
Важно делать расчеты именно в таком порядке, потому что если сначала разделить данные на группы «Split file», а затем попытаться посчитать U Манна-Уитни, программа этого не сделает и придется совершать дополнительные манипуляции, чтобы отключить деление на группы.
Как выглядят результаты в эмпирической главе?
Далее полученные результаты оформляются в таблицы уже в формате word:
Таблица 2. Результаты сравнения показателей тревожности в группах подростков
Средние значения |
U Манна-Уитни |
Уровень статистической значимости (р) |
||
Младшие подростки |
Старшие подростки |
|||
Школьная тревожность |
31,23 |
13,83 |
7,5 |
0,000* |
Самооценочная тревожность |
19,83 |
21,07 |
425,5 |
0,717 |
Межличностная тревожность |
9,53 |
27,63 |
7 |
0,000* |
Магическая тревожность |
18,47 |
19,80 |
416,5 |
0,620 |
Общая тревожность |
79,07 |
82,33 |
412,5 |
0,579 |
* - различия статистически достоверны (р≤0,05)
Как мы можем видеть, в итоговой таблице в первом столбце слева перечислены все показатели, которые были измерены с помощью данной методики, далее два столбца – средние значения в группах, предпоследний столбец – U Манна-Уитни, крайний столбец справа – уровень статистической значимости (р).
Какие выводы можно сделать, зная результаты расчетов по критерий U Манна-Уитни в программе SPSS?
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в группах младших и старших подростков различаются показатели школьной и межличностной тревожности. Школьная тревожность более выражена в группе младших подростков, а межличностная – в группе старших подростков. Описание результатов в тексте работы будет выглядеть следующим образом:
Опираясь на результаты, представленные в таблице 2, мы можем утверждать, что в группах младших и старших подростков обнаружены статистически достоверные различия по показателям «школьная тревожность» (U=7,5, р≤0,05) и «межличностная тревожность» (U=7, р≤0,05). Показатель школьной тревожности более выражен в группе младших подростков, что указывает на то, что младшие подростки по сравнению со старшими более склонны к тревоге в ситуациях, связанных со школой. В то время как межличностная тревожность более выражена в группе старших подростков, что указывает на то, что старшие подростки по сравнению с младшими более склонны к тревоге в ситуациях межличностного взаимодействия.
Установленные различия, на наш взгляд, могут быть связаны с ведущей деятельностью: младшие подростки еще сохраняют учебную деятельность в качестве ведущей, в то время как старшие подростки уже более ориентированы на межличностное взаимодействие. Соответственно, ситуации, которые связаны с ведущей деятельностью в соответствии с возрастом, являются более значимыми и с большей вероятностью вызывают тревогу.
Заключение
Непараметрический критерий анализа значимых различий U Манна-Уитни позволяет выявить, какими особенностями обладают две группы друг относительно друга. При интерпретации полученных результатов мы опираемся на те особенности, которые были заложены при распределении на группы. В нашем примере это возраст, в других исследованиях это может быть пол и тогда мы опираемся на гендерные стереотипы и особенности воспитания мальчиков и девочек. Могут быть исследования профессиональных групп и тогда при интерпретации различий мы опираемся на специфику содержания профессиональной деятельности.
Последовательность этапов и их результаты представлены в таблице ниже:
Этап |
Результат |
Составление таблицы сырых данных |
Таблица, в которой столбцы – это показатели, которые мы получаем с помощью данного опросника, строки – результаты каждого респондента. |
Ввод сырых данных в статистическую программу |
Таблица сырых данных в статистической программе. |
Сравнение результатов в группах респондентов |
Психологические показатели, которые различаются в группах респондентов |
Расчет средних значений в группах респондентов |
Средние значения, по которым мы определяем, в какой группе показатель статистически достоверно выше. |
Представление результатов статистического анализа в эмпирической главе |
Таблица, содержащая только необходимые для интерпретации результаты. |
Интерпретация полученных результатов |
Текст под таблицей в эмпирической главе, который содержит описание статистических показателей и их психологический смысл. |
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.