Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программе SPSS
Каковы особенности коэффициента ранговой корреляции Спирмена?
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим методом статистического анализа (параметрическим аналогом является коэффициент корреляции Пирсона). Основные методы статистического анализа, применяемые в ВКР по психологии, разделены на группы параметрических и непараметрических. Параметрические критерии оперируют средним и стандартным отклонением, в то время как непараметрические критерии осуществляют ранжирование абсолютных значений признака. Соответственно, для использования параметрических критериев важно, чтобы эмпирическое распределение не отличалось от нормального (большинство респондентов имеют средние значения, а меньшинство – низкие и высокие). В то время как для использования непараметрических критериев данное требование не выдвигается.
Примерным условием для выбора в пользу параметрических или непараметрических критериев статистического анализа является объем выборки: при выборке до 80 человек используются непараметрические методы, при выборке более 80 человек – параметрические.
Для чего применяется коэффициента ранговой корреляции Спирмена?
Корреляционный анализ проводится с целью установить, каким образом переменная 1 связана с переменной 2. Корреляционный анализ Спирмена проводится на выборках до 80 человек. Взаимосвязь переменных указывает на их согласованность. Важно помнить, что с помощью корреляционного анализа не рассматривается влияние, когда исследователь целенаправленно изменяет одну переменную, чтобы вызвать изменения во второй переменной. Корреляционный анализ лишь позволяет выявить связи, а не то, какая переменная обусловливает другую.
Соответственно, гипотеза исследования, которая проверяется с помощью данного критерия, звучит следующим образом: существует взаимосвязь между переменной 1 и переменной 2.
Какие этапы входят в процесс расчета с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программе SPSS?
Прежде чем описывать каждый этап подробно, представим последовательность этапов:
1. Составление таблицы сырых данных, где столбцы – это показатели, которые мы получаем с помощью данного опросника, строки – результаты каждого респондента.
2. Ввод сырых данных в статистическую программу, чтобы приступить к статистическому анализу.
3. Корреляционный анализ по результатам, полученным по всей выборке / в группах респондентов, чтобы установить, какие переменные и каким образом взаимосвязаны.
4. Представление полученных результатов в эмпирической главе ВКР в виде таблицы, содержащей только необходимые для интерпретации результаты.
5. Интерпретация полученных результатов, которая предполагает описание полученных статистически достоверных результатов и раскрытие их психологического смысла.
Остановимся на каждом этапе более подробно.
1. Составление таблицы сырых данных.
Таблица сырых данных помещается в приложение и показывает, сколько баллов набрал каждый из респондентов по той или иной шкале. Для того, чтобы работа со статистическими данными стала более понятной, рассмотрим конкретный пример. Было проведено исследование, в котором приняли участие 60 человек. Все респонденты заполнили шкалу личностной тревожности для учащихся 10—16 лет (А.М. Прихожан) и методику оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру). В результате мы получили следующие данные:
Таблица 1. Результаты, полученные при помощи шкалы личностной тревожности для учащихся 10—16 лет (А.М. Прихожан)
№ |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
Магическая тревожность |
Общая тревожность |
1 |
31 |
14 |
5 |
3 |
53 |
2 |
39 |
22 |
6 |
22 |
89 |
3 |
30 |
9 |
10 |
0 |
49 |
4 |
35 |
2 |
14 |
28 |
79 |
5 |
38 |
18 |
9 |
21 |
86 |
6 |
39 |
36 |
7 |
3 |
85 |
7 |
23 |
30 |
17 |
0 |
70 |
8 |
34 |
11 |
6 |
4 |
55 |
9 |
22 |
34 |
6 |
4 |
66 |
10 |
25 |
26 |
8 |
26 |
85 |
11 |
34 |
31 |
16 |
14 |
95 |
12 |
31 |
17 |
5 |
14 |
67 |
13 |
37 |
31 |
6 |
9 |
83 |
14 |
31 |
11 |
7 |
39 |
88 |
15 |
29 |
24 |
10 |
38 |
101 |
16 |
31 |
1 |
13 |
5 |
50 |
17 |
26 |
32 |
10 |
8 |
76 |
18 |
25 |
25 |
12 |
2 |
64 |
19 |
38 |
32 |
14 |
20 |
104 |
20 |
20 |
15 |
17 |
20 |
72 |
21 |
24 |
6 |
14 |
36 |
80 |
22 |
38 |
30 |
5 |
39 |
112 |
23 |
35 |
11 |
7 |
21 |
74 |
24 |
38 |
13 |
7 |
23 |
81 |
25 |
38 |
27 |
7 |
39 |
111 |
26 |
21 |
24 |
6 |
19 |
70 |
27 |
39 |
2 |
14 |
23 |
78 |
28 |
28 |
36 |
15 |
19 |
98 |
29 |
28 |
3 |
8 |
39 |
78 |
30 |
30 |
22 |
5 |
16 |
73 |
31 |
20 |
34 |
25 |
26 |
105 |
32 |
13 |
37 |
38 |
27 |
115 |
33 |
21 |
23 |
19 |
29 |
92 |
34 |
10 |
34 |
21 |
4 |
69 |
35 |
20 |
19 |
33 |
13 |
85 |
36 |
21 |
30 |
34 |
34 |
119 |
37 |
7 |
3 |
20 |
37 |
67 |
38 |
11 |
21 |
21 |
22 |
75 |
39 |
17 |
18 |
26 |
21 |
82 |
40 |
8 |
22 |
29 |
3 |
62 |
41 |
12 |
26 |
20 |
28 |
86 |
42 |
18 |
29 |
38 |
25 |
110 |
43 |
19 |
27 |
39 |
13 |
98 |
44 |
19 |
38 |
38 |
8 |
103 |
45 |
9 |
7 |
23 |
34 |
73 |
46 |
16 |
31 |
19 |
4 |
70 |
47 |
16 |
17 |
40 |
35 |
108 |
48 |
21 |
6 |
15 |
40 |
82 |
49 |
11 |
28 |
15 |
38 |
92 |
50 |
6 |
16 |
36 |
11 |
69 |
51 |
13 |
20 |
32 |
26 |
91 |
52 |
4 |
9 |
30 |
0 |
43 |
53 |
17 |
7 |
32 |
0 |
56 |
54 |
15 |
16 |
19 |
28 |
78 |
55 |
4 |
36 |
31 |
10 |
81 |
56 |
3 |
14 |
25 |
20 |
62 |
57 |
9 |
26 |
35 |
6 |
76 |
58 |
20 |
21 |
18 |
11 |
70 |
59 |
21 |
6 |
30 |
7 |
64 |
60 |
14 |
11 |
28 |
34 |
87 |
В данной таблице столбцы – это показатели, которые мы получаем с помощью данного опросника, строки – результаты каждого респондента.
Таблица 2. Результаты, полученные при помощи методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
№ |
Друже любие/вражд ебность |
Согласие/несогласие |
Удовлетво ренность/неудовлетворенность |
Продукти вность/непродук тивность |
Теплота/холодность |
Сотрудни чество/несогласов анность |
Взаимная поддержка/недоброже лательность |
Увлеченность/равнодушие |
Занимател ьность/скука |
Успе шность/безуспе шность |
1 |
8 |
8 |
4 |
7 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
7 |
6 |
7 |
5 |
5 |
7 |
7 |
3 |
4 |
5 |
7 |
5 |
7 |
5 |
4 |
4 |
8 |
8 |
4 |
4 |
8 |
7 |
4 |
5 |
5 |
6 |
8 |
4 |
8 |
5 |
7 |
6 |
4 |
8 |
4 |
6 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
4 |
8 |
6 |
6 |
7 |
8 |
5 |
8 |
6 |
7 |
6 |
8 |
6 |
4 |
7 |
5 |
5 |
8 |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
8 |
4 |
6 |
8 |
8 |
9 |
6 |
8 |
4 |
8 |
6 |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
10 |
7 |
8 |
5 |
6 |
8 |
8 |
6 |
7 |
5 |
8 |
11 |
7 |
8 |
4 |
7 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
7 |
12 |
7 |
8 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
13 |
6 |
8 |
4 |
4 |
7 |
5 |
7 |
4 |
4 |
6 |
14 |
5 |
5 |
7 |
6 |
4 |
4 |
5 |
8 |
5 |
5 |
15 |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
16 |
3 |
5 |
1 |
5 |
2 |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
17 |
4 |
5 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
18 |
2 |
1 |
3 |
5 |
3 |
5 |
1 |
1 |
2 |
2 |
19 |
4 |
3 |
2 |
5 |
2 |
5 |
1 |
2 |
2 |
5 |
20 |
4 |
1 |
3 |
5 |
2 |
3 |
5 |
1 |
5 |
1 |
21 |
2 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
1 |
1 |
5 |
5 |
22 |
2 |
3 |
5 |
5 |
1 |
2 |
5 |
3 |
2 |
4 |
23 |
5 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
5 |
3 |
2 |
2 |
24 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
25 |
4 |
4 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
1 |
26 |
2 |
5 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
27 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
5 |
5 |
28 |
5 |
2 |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
5 |
29 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
30 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
31 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
4 |
4 |
2 |
1 |
5 |
32 |
4 |
4 |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
33 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
34 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
5 |
4 |
35 |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
4 |
36 |
2 |
1 |
4 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
5 |
4 |
37 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
38 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
5 |
39 |
2 |
2 |
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
40 |
4 |
5 |
2 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
4 |
4 |
41 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
5 |
2 |
1 |
3 |
42 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5 |
8 |
7 |
8 |
43 |
7 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
7 |
44 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
4 |
8 |
6 |
8 |
4 |
45 |
6 |
4 |
7 |
7 |
7 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
46 |
8 |
4 |
7 |
5 |
8 |
7 |
6 |
8 |
4 |
7 |
47 |
6 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
4 |
6 |
5 |
4 |
48 |
4 |
6 |
5 |
8 |
8 |
4 |
5 |
7 |
5 |
7 |
49 |
7 |
4 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
50 |
7 |
7 |
8 |
4 |
5 |
7 |
8 |
5 |
6 |
5 |
51 |
6 |
6 |
7 |
8 |
6 |
8 |
7 |
8 |
8 |
4 |
52 |
8 |
7 |
8 |
8 |
6 |
5 |
6 |
5 |
4 |
4 |
53 |
8 |
4 |
6 |
8 |
6 |
7 |
6 |
5 |
5 |
4 |
54 |
4 |
4 |
6 |
4 |
5 |
4 |
8 |
6 |
5 |
5 |
55 |
6 |
8 |
4 |
4 |
8 |
6 |
4 |
4 |
7 |
8 |
56 |
6 |
8 |
5 |
6 |
4 |
7 |
7 |
6 |
4 |
4 |
57 |
4 |
6 |
4 |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
4 |
8 |
58 |
5 |
7 |
8 |
6 |
7 |
4 |
6 |
6 |
7 |
7 |
59 |
7 |
5 |
6 |
8 |
5 |
7 |
4 |
7 |
6 |
6 |
60 |
6 |
7 |
4 |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
8 |
Гипотеза исследования: показатели тревожности подростков взаимосвязаны с показателями психологической атмосферы в коллективе.
2. Ввод сырых данных в статистическую программу SPSS.
Сырые данные переносятся в статистическую программу. На втором этапе данные выглядят следующим образом:
3. Корреляционный анализ по результатам, полученным в группе подростков в программе SPSS.
Для того, чтобы осуществить корреляционный анализ по результатам, полученным в группе подростков, мы переходим во вкладку «Анализ» - «Корреляции» - «Двумерные».
После нажатия всплывает следующее окно:
Переносим все переменные в окно справа и переключаем на анализ Спирмена. После заполнения окно выглядит следующим образом:
После нажатия ОК программа выдает корреляционную матрицу, где число столбцов и строк совпадает и соответствует количеству тех переменных, которые рассматриваются в исследовании.
Получается, что данные повторяются над и под диагональю, которая проходит от левого верхнего угла матрицы до правого нижнего угла матрицы. Повторяющиеся данные в итоговый текст не переносятся, в связи с чем мы сначала переносим полученные результаты в файл Excel:
Затем мы удаляем лишние столбцы и строки таким образом, чтобы центральный конструкт нашего исследования (тот, с которым рассматриваются взаимосвязи других показателей) оказался в столбцах. В нашем случае это тревожность (здесь мы рассматриваем лишь часть исследования, в то время как в полном исследовании рассматривались взаимосвязи различных переменных в образовательной среде с показателями тревожности). В связи с этим мы удаляем выделенные столбцы:
И строки:
В итоге мы получаем таблицу, которая содержит коэффициенты корреляции между показателями тревожности и психологической атмосферы:
Здесь все еще содержится та информация, которая в тексте работы не представляется – это количество респондентов и уровень статистической значимости (р). Для того, чтобы в текст работы перенести только необходимое, отмечаем те коэффициенты корреляции, которые статистически достоверны (р меньше либо равно 0,05):
И затем удаляем лишние строки.
Как выглядят результаты расчета в программе SPSS коэффициента ранговой корреляции Спирмена в эмпирической главе?
Далее полученные результаты оформляются в таблицы уже в формате word:
Таблица 3. Корреляции между показателями тревожности и показателями психологической атмосферы в коллективе
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
Магическая тревожность |
Общая тревожность |
|
Дружелюбие/ враждебность |
-0,110 |
0,053 |
0,159 |
-0,326* |
-0,119 |
Согласие/ несогласие |
-0,097 |
-0,017 |
0,080 |
-0,262* |
-0,169 |
Удовлетворенность/ неудовлетворенность |
-0,189 |
-0,097 |
0,195 |
-0,122 |
-0,093 |
Продуктивность/ непродуктивность |
0,008 |
-0,162 |
0,072 |
-0,177 |
-0,078 |
Теплота/холодность |
-0,060 |
-0,062 |
0,086 |
-0,298* |
-0,164 |
Сотрудничество/ несогласованность |
-0,164 |
0,025 |
0,171 |
-0,297* |
-0,128 |
Взаимная поддержка/ недоброжелательность |
-0,142 |
0,057 |
0,089 |
-0,114 |
-0,021 |
Увлеченность/ равнодушие |
-0,030 |
-0,043 |
0,168 |
-0,087 |
0,029 |
Занимательность/ скука |
-0,054 |
-0,023 |
0,191 |
-0,198 |
-0,016 |
Успешность/ безуспешность |
0,041 |
0,140 |
0,034 |
-0,130 |
0,071 |
* - корреляции статистически достоверны (р≤0,05)
Как мы можем видеть, в группе подростков с показателями психологической атмосферы в коллективе взаимосвязан только один показатель тревожности. Описание полученных результатов в работе выглядело бы следующим образом:
Согласно результатам корреляционного анализа, представленного в таблице 2, установлены статистически достоверные обратные взаимосвязи между показателем «магическая тревожность» и такими показателями психологической атмосферы в коллективе как «дружелюбие/враждебность» (r-Спирмена=-0,326, р≤0,05), «согласие/несогласие» (r- Спирмена =-0,262, р≤0,05), «теплота/холодность» (r- Спирмена =-0,298, р≤0,05), «сотрудничество/несогласованность» (r- Спирмена =-0,297, р≤0,05).
Полученные результаты указывают на то, что чем более выражена магическая тревожность у подростков, тем более выражены в коллективе дружелюбие, согласие, теплота и сотрудничество.
Сравнение взаимосвязей в группах респондентов
Как правило, в работах, где две группы респондентов, проводится корреляционный анализ по результатам в каждой группе. В нашем случае это группы младших (30 человек) и старших подростков (30 человек). Подобный анализ делается с целью выявить возрастные особенности взаимосвязей. В таком случае гипотеза исследования звучит как: взаимосвязи между показателями тревожности и психологической атмосферы в группе младших подростков отличается от взаимосвязей между показателями тревожности и психологической атмосферы в группе старших подростков.
Для этого при обработке данных добавляется еще одна переменная – «группа».
Здесь группа 1 – это младшие подростки, а группа 2 – это старшие подростки. Для того, чтобы рассчитать корреляции в отдельных группах, перед запуском корреляционного анализа необходимо использовать функцию «расщепление файла». Для этого переходим во вкладку «Данные» - «Расщепить файл».
В открывшимся окне отмечаем «сравнить группы» и переносим переменную «Группа» в окно справа:
После нажатия ОК никаких видимых изменений не произойдет. Мы переходим сразу к корреляционному анализу по тому же алгоритму, который описан выше. Для каждой группы составляется отдельная таблица, результаты описываются под каждой таблицей.
Для того, чтобы выявить общие взаимосвязи для групп, необходимо рассмотреть, есть ли случаи, в которых в одной и той же ячейке в двух разных таблицах имеется статистически достоверный результат.
Как мы можем видеть, в наших группах нет таких результатов, которые бы в обоих случаях оказались бы статистически достоверными. В результате мы делаем вывод о том, что в группах младших и старших подростков все взаимосвязи между показателями тревожности и психологической атмосферой коллектива являются специфическими.
Какие выводы можно сделать, зная результаты расчетов коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программе SPSS?
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, каким образом переменная 1 связана с переменной 2. Здесь важно подчеркнуть, что характер взаимосвязи определяется знаком перед коэффициентом корреляции. Если перед коэффициентом подразумевается «+», то взаимосвязь является прямой: чем более выражена переменная 1, тем более выражена переменная 2. В то время как при знаке «-» перед коэффициентом корреляции взаимосвязь является обратной: чем более выражен показатель 1, тем менее выражен показатель 2.
Заключение по расчету коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программе SPSS.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется для установления взаимосвязей между показателями. Данный метод может использоваться в качестве самостоятельного, а также использоваться на констатирующем этапе в исследованиях, где на участников исследования оказывается некоторое воздействие (например, ученики проходят тренинг, направленный на снижение тревожности). В таком случае корреляционный анализ проводится на констатирующем этапе с целью выявить, какие психологические особенности наиболее тесно связаны с тревожностью. Такие переменные становятся «мишенями» программы и в программу закладывается воздействие на эти переменные.
Последовательность этапов и их результаты представлены в таблице ниже:
Этап |
Результат |
Составление таблицы сырых данных |
Таблица, в которой столбцы – это показатели, которые мы получаем с помощью данного опросника, строки – результаты каждого респондента. |
Ввод сырых данных в статистическую программу |
Таблица сырых данных в статистической программе. |
Корреляционный анализ по результатам, полученным по всей выборке / в группах респондентов |
Таблицы с коэффициентами корреляций и уровнем статистической значимости (р) для каждого из коэффициентов корреляции. |
Представление полученных результатов в эмпирической главе ВКР |
Таблица, содержащая только необходимые для интерпретации результаты. |
Интерпретация полученных результатов |
Текст под таблицей в эмпирической главе, который содержит описание статистически достоверных взаимосвязей, их психологическое содержание. |
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.