Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Бихевиоризм Б.Скиннера

Бихевиоризм Б.Скиннера

← Предыдущая Следующая →
12

Содержание:

1. Бихевиоризм и роль окружающей среды.. 1

2. Контроль поведения через окружение. 1

3. Виды поведения: респондентное и оперантное. 1

4. Контроль поведения через наказание и подкрепление. 2

5. Позитивное подкрепление. 2

6. Ограничения бихевиоризма. 3

 

1. Бихевиоризм и роль окружающей среды

С точки зрения бихевиоризма, поведение человека определяется окружающей средой, которая предлагает набор моделей поведения. Бихевиористы, такие как Б.Ф. Скиннер, сосредотачиваются на изучении стимулов и реакций, игнорируя внутренние психические процессы. Скиннер отвергает идею автономии человека и считает, что поведение полностью определяется внешними факторами.

Отказ от автономии

  • Скиннер утверждает, что по мере изучения поведения человека его автономность теряется.
  • Человеческий организм он рассматривает как "черный ящик", содержимое которого (мотивы, эмоции, конфликты) не имеет значения для понимания поведения.
  • Поведение, по его мнению, можно предсказать, контролировать и объяснить через условия окружающей среды.

2. Контроль поведения через окружение

Скиннер считает, что понимание поведения означает возможность его контроля, и наоборот. Он отрицает существование свободной воли и рассматривает людей как сложные машины, поведение которых можно изучать и обобщать.

Основной принцип Скиннера

  • "Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности".
  • Психология, с его точки зрения, — это наука манипулирования поведением.

3. Виды поведения: респондентное и оперантное

Скиннер выделяет два основных вида поведения:

Респондентное поведение

  • Это автоматическая реакция на знакомый стимул (например, рефлексы).

Оперантное поведение

  • Это поведение, которое определяется последствиями, следующими за ним.
  • Если за поведением следует позитивный результат, оно стремится повториться.
  • Если за поведением следует негативный результат, оно стремится не повторяться.

Подкрепляющие стимулы

  • Вторичные подкрепляющие стимулы, такие как одобрение, внимание и хорошие оценки, сильно влияют на поведение.
  • Например, плохое поведение ребенка может быть связано с желанием привлечь внимание взрослых.

4. Контроль поведения через наказание и подкрепление

Скиннер рассматривает различные методы контроля поведения, включая наказание и подкрепление.

Наказание

  • Наказание — это наиболее распространенный метод контроля поведения.
  • Оно может быть позитивным (когда поведение ведет к неприятному исходу) или негативным (когда за поведением следует устранение позитивного стимула).
  • Например, детям запрещают смотреть телевизор за непослушание.

Негативное подкрепление

  • Это процесс, при котором организм избегает или ограничивает неприятный стимул.
  • Например, если учебный процесс позволяет избежать нелюбимого домашнего задания, это может усилить интерес к обучению.

Проблемы наказания

  • Скиннер считает наказание неэффективным методом контроля поведения.
  • Оно может вызывать негативные побочные эффекты, такие как тревога, страх, антисоциальное поведение и потеря самоуважения.
  • Например, наказанный ребенок может начать прогуливать уроки или портить школьное имущество.

5. Позитивное подкрепление

Скиннер рекомендует использовать позитивное подкрепление для устранения нежелательного поведения. Например:

  • В исправительных учреждениях можно создать условия, где законопослушное поведение подкрепляется позитивными стимулами (например, обучение социальным навыкам).
  • Этот метод получил признание в воспитании детей.

6. Ограничения бихевиоризма

Несмотря на успехи в контроле поведения, бихевиоризм имеет серьезные ограничения:

Отсутствие цели воспитания

  • В экспериментах Скиннера не ставится вопрос о цели воспитания. Поведение контролируется, но не объясняется, зачем это нужно.
  • Например, бихевиоризм не может объяснить, почему люди, обученные мучить других, становятся душевнобольными, несмотря на позитивные стимулы.

Проблемы с ценностными суждениями

  • Бихевиоризм игнорирует моральные и этические аспекты поведения.
  • Например, он не объясняет, почему законопослушные и дисциплинированные люди могут быть глубоко несчастны и страдать от неврозов.

Неспособность объяснить сложные феномены

  • Бихевиоризм не может объяснить, почему люди иногда действуют вопреки позитивным стимулам и следуют внутренним мотивам, таким как совесть или любовь.

Бихевиоризм, представленный Б.Ф. Скиннером, предлагает мощные инструменты для контроля и предсказания поведения через манипуляцию окружающей средой. Однако он имеет серьезные ограничения:

  • Игнорирует внутренние психические процессы, такие как мотивы, эмоции и ценности.
  • Не ставит вопрос о цели воспитания и не учитывает моральные аспекты поведения.
  • Не способен объяснить сложные феномены, такие как душевные страдания, неврозы и действия, продиктованные совестью или любовью.

Таким образом, хотя бихевиоризм предлагает эффективные методы контроля поведения, он не может дать полного объяснения человеческой природы и мотивации. Для понимания сложных аспектов личности и поведения необходимо учитывать не только внешние стимулы, но и внутренние психические процессы.

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Персоналии
Еще статьи по теме:
Конформизм и авторитарность по Г.Оллпорту
Трагический оптимизм В.Франкла
Подчинение в теории Э. Аронсона
Прощение в концепции Р.Энрайта
Теория отношений В.Н. Мясищева
Концепция опосредствования Б.В. Зейгарник
Теория деятельности А.Н. Леонтьева
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и психическая патология

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!