Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Бихевиоризм Б.Скиннера
Содержание:
1. Бихевиоризм и роль окружающей среды
2. Контроль поведения через окружение
3. Виды поведения: респондентное и оперантное
4. Контроль поведения через наказание и подкрепление
1. Бихевиоризм и роль окружающей среды
С точки зрения бихевиоризма, поведение человека определяется окружающей средой, которая предлагает набор моделей поведения. Бихевиористы, такие как Б.Ф. Скиннер, сосредотачиваются на изучении стимулов и реакций, игнорируя внутренние психические процессы. Скиннер отвергает идею автономии человека и считает, что поведение полностью определяется внешними факторами.
Отказ от автономии
- Скиннер утверждает, что по мере изучения поведения человека его автономность теряется.
- Человеческий организм он рассматривает как "черный ящик", содержимое которого (мотивы, эмоции, конфликты) не имеет значения для понимания поведения.
- Поведение, по его мнению, можно предсказать, контролировать и объяснить через условия окружающей среды.
2. Контроль поведения через окружение
Скиннер считает, что понимание поведения означает возможность его контроля, и наоборот. Он отрицает существование свободной воли и рассматривает людей как сложные машины, поведение которых можно изучать и обобщать.
Основной принцип Скиннера
- "Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности".
- Психология, с его точки зрения, — это наука манипулирования поведением.
3. Виды поведения: респондентное и оперантное
Скиннер выделяет два основных вида поведения:
Респондентное поведение
- Это автоматическая реакция на знакомый стимул (например, рефлексы).
Оперантное поведение
- Это поведение, которое определяется последствиями, следующими за ним.
- Если за поведением следует позитивный результат, оно стремится повториться.
- Если за поведением следует негативный результат, оно стремится не повторяться.
Подкрепляющие стимулы
- Вторичные подкрепляющие стимулы, такие как одобрение, внимание и хорошие оценки, сильно влияют на поведение.
- Например, плохое поведение ребенка может быть связано с желанием привлечь внимание взрослых.
4. Контроль поведения через наказание и подкрепление
Скиннер рассматривает различные методы контроля поведения, включая наказание и подкрепление.
Наказание
- Наказание — это наиболее распространенный метод контроля поведения.
- Оно может быть позитивным (когда поведение ведет к неприятному исходу) или негативным (когда за поведением следует устранение позитивного стимула).
- Например, детям запрещают смотреть телевизор за непослушание.
Негативное подкрепление
- Это процесс, при котором организм избегает или ограничивает неприятный стимул.
- Например, если учебный процесс позволяет избежать нелюбимого домашнего задания, это может усилить интерес к обучению.
Проблемы наказания
- Скиннер считает наказание неэффективным методом контроля поведения.
- Оно может вызывать негативные побочные эффекты, такие как тревога, страх, антисоциальное поведение и потеря самоуважения.
- Например, наказанный ребенок может начать прогуливать уроки или портить школьное имущество.
5. Позитивное подкрепление
Скиннер рекомендует использовать позитивное подкрепление для устранения нежелательного поведения. Например:
- В исправительных учреждениях можно создать условия, где законопослушное поведение подкрепляется позитивными стимулами (например, обучение социальным навыкам).
- Этот метод получил признание в воспитании детей.
6. Ограничения бихевиоризма
Несмотря на успехи в контроле поведения, бихевиоризм имеет серьезные ограничения:
Отсутствие цели воспитания
- В экспериментах Скиннера не ставится вопрос о цели воспитания. Поведение контролируется, но не объясняется, зачем это нужно.
- Например, бихевиоризм не может объяснить, почему люди, обученные мучить других, становятся душевнобольными, несмотря на позитивные стимулы.
Проблемы с ценностными суждениями
- Бихевиоризм игнорирует моральные и этические аспекты поведения.
- Например, он не объясняет, почему законопослушные и дисциплинированные люди могут быть глубоко несчастны и страдать от неврозов.
Неспособность объяснить сложные феномены
- Бихевиоризм не может объяснить, почему люди иногда действуют вопреки позитивным стимулам и следуют внутренним мотивам, таким как совесть или любовь.
Бихевиоризм, представленный Б.Ф. Скиннером, предлагает мощные инструменты для контроля и предсказания поведения через манипуляцию окружающей средой. Однако он имеет серьезные ограничения:
- Игнорирует внутренние психические процессы, такие как мотивы, эмоции и ценности.
- Не ставит вопрос о цели воспитания и не учитывает моральные аспекты поведения.
- Не способен объяснить сложные феномены, такие как душевные страдания, неврозы и действия, продиктованные совестью или любовью.
Таким образом, хотя бихевиоризм предлагает эффективные методы контроля поведения, он не может дать полного объяснения человеческой природы и мотивации. Для понимания сложных аспектов личности и поведения необходимо учитывать не только внешние стимулы, но и внутренние психические процессы.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.