Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Трагический оптимизм В.Франкла
Содержание:
1. История Виктора Франкла в концлагере
5. Любовь как ценность переживания
7. Смирение и христианские ценности
1. История Виктора Франкла в концлагере
В отрывке из статьи Д.А. Леонтьева описывается ключевой момент из жизни Виктора Франкла, автора логотерапии и создателя концепции смысла жизни. Во время пребывания в концлагере Франкл оказался в ситуации, когда его отправили в эшелон, который обычно вез заключенных в газовые камеры. Осознавая, что его жизнь, возможно, подходит к концу, Франкл пережил глубокое экзистенциальное откровение.
Переживание свободы и завершенности
- Франкл осознал, что он сделал все, что мог, в своей жизни, и больше не чувствовал обязательств или необходимости принимать решения.
- Это привело к ощущению легкости и свободы, как будто он стал наблюдателем своей собственной жизни.
- Он испытал чувство счастья, благодарности и связи со всем сущим, несмотря на ужасные обстоятельства.
Позиция наблюдателя и самодистанцирование
- Франкл описывает это состояние как "самодистанцирование" — способность выйти за пределы себя и посмотреть на свою жизнь со стороны.
- Он понял, что даже в самых безнадежных ситуациях жизнь остается открытой для возможностей, и ничто не предопределено до конца.
- Это состояние позволило ему сохранить надежду и интерес к тому, что может произойти дальше.
2. Трагический оптимизм
Франкл сформулировал свою философию как трагический оптимизм, который заключается в следующем:
- Даже в самых тяжелых обстоятельствах человек может найти смысл.
- Оптимизм не означает отрицания реальности, а скорее активное противостояние трудностям.
- Франкл сравнивает это с научным принципом фальсификации: пока жизнь не доказала обратного, человек должен действовать, исходя из того, что шансы есть.
Эвристический оптимизм
- Франкл назвал свою позицию "эвристическим оптимизмом": никто не может гарантировать, что завтра он погибнет, поэтому нужно делать все, чтобы сохранить шансы на выживание.
- На следующее утро эшелон не пришел, что стало редким исключением в истории лагеря.
3. Смысл существования
Франкл подчеркивает, что смысл жизни — это то, ради чего человек живет. Он цитирует Ницше: «Человек, которому есть Ради чего жить, может вынести почти любое Как».
Уникальность смысла
- Смысл жизни уникален для каждого человека и не зависит от внешних обстоятельств.
- Даже в самых тяжелых условиях человек может найти смысл через реализацию ценностей.
Три группы ценностей
Франкл выделяет три группы ценностей, через которые человек может найти смысл:
- Ценности творчества: то, что человек создает или делает.
- Ценности переживания: то, что человек переживает, например, любовь.
- Ценности отношения: то, как человек относится к страданию и трудностям.
4. Ценности отношения
Особое внимание Франкл уделяет ценностям отношения, которые связаны с принятием страдания и мужественным его перенесением. Это последний шанс для человека найти смысл, даже когда все другие возможности исчерпаны.
Совесть и ответственность
- Совесть, по Франклу, — это интуитивная способность находить уникальный смысл, даже если он противоречит общепринятым ценностям.
- Человек несет ответственность не только за осуществление смысла своей жизни, но и перед чем-то высшим — Богом или Сверхличностью.
5. Любовь как ценность переживания
Франкл подробно рассматривает любовь как одну из ключевых ценностей переживания:
- Любовь — это переживание другого человека во всей его уникальности и неповторимости.
- Любимый человек воспринимается как "ты", который становится частью личности любящего.
- Любовь не зависит от внешних качеств, таких как физическая привлекательность или темперамент, а направлена на духовное ядро человека.
Любовь и бессмертие
- Франкл считает, что любовь переживает смерть, так как она направлена на сущность человека, которая бессмертна.
- Любовь, по его мнению, "сильнее смерти".
6. Свобода и духовность
Франкл подчеркивает, что человек — это не только психика, но и дух. Он выделяет две ключевые онтологические характеристики человека:
- Самотрансценденция: способность выходить за пределы себя и направляться на что-то вне себя.
- Самоотстранение: способность подняться над собой и посмотреть на ситуацию со стороны.
Свобода как сущность человека
- Свобода, по Франклу, — это не то, что человек имеет, а то, что он есть.
- Человек свободен от детерминированности влечениями, наследственностью и внешними обстоятельствами.
- Его поведение определяется ценностями и смыслами, которые находятся в иных, духовных измерениях.
7. Смирение и христианские ценности
Франкл, хотя и не называет это прямо, описывает смирение как способность принять волю Божию и нести свой крест. Это не пассивное подчинение, а активное и мужественное принятие ответственности за свою жизнь.
Смирение как дерзание
- Смирение, с точки зрения Франкла, — это не слабость, а величайшее дерзание.
- Оно требует от человека готовности принять свою неспособность постичь безусловный смысл жизни в рациональных терминах.
- Это состояние достигается через скорби и страдания, но оно же делает человека сильнее и жизнеспособнее.
Виктор Франкл через свой личный опыт в концлагере и философские размышления пришел к выводу, что смысл жизни доступен каждому человеку, даже в самых тяжелых условиях. Его учение о трагическом оптимизме, ценностях отношения и свободе духа подчеркивает, что человек всегда может найти смысл, если остается открытым к возможностям и несет ответственность за свою жизнь. Смирение, любовь и вера — это не просто абстрактные понятия, а реальные силы, которые помогают человеку выжить и сохранить свою человечность даже в самых бесчеловечных условиях.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.