Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Подчинение в теории Э. Аронсона

Подчинение в теории Э. Аронсона

← Предыдущая Следующая →
23

Содержание:

1. Проблема подчинения личности обществу. 1

2. Эксперимент на послушание. 1

3. Факторы, влияющие на послушание. 2

4. Социальные и культурные аспекты.. 2

5. Неповиновение и его значение. 2

 

1. Проблема подчинения личности обществу

Эллиот Аронсон в своей книге «Общественное животное» исследует феномен послушания. Он считает, что послушание — это кратковременное поведение, мотивированное желанием получить поощрение или избежать наказания. Однако даже такие кратковременные действия могут иметь значительные последствия, что делает их важными для изучения.


2. Эксперимент на послушание

Аронсон описывает знаменитый эксперимент, целью которого было определить степень послушания людей лицам, наделенным властью. Эксперимент проводился следующим образом:

Условия эксперимента

  • Участвовали два испытуемых: один в роли "учителя", другой — "ученика".
  • "Учитель" должен был тестировать "ученика" на запоминание словесных пар.
  • За каждую ошибку "ученика" "учитель" должен был наказывать его ударом электрического тока, используя "генератор разрядов" с 30 рубильниками, начиная с 15 вольт и заканчивая 450 вольт.
  • На самом деле "ученик" был сообщником экспериментатора и лишь симулировал боль, следуя заранее подготовленному сценарию.

Реакция "ученика"

  • На 75 вольтах "ученик" начинал стонать от боли.
  • На 150 вольтах он просил остановить эксперимент.
  • На 180 вольтах он кричал, что больше не может терпеть боль.
  • Несмотря на это, экспериментатор приказывал "учителю" продолжать.

Результаты эксперимента

  • Более 62% испытуемых продолжали наказывать "ученика" до конца, несмотря на его мольбы.
  • Многие испытывали сильное внутреннее напряжение: дрожали, потели, заикались или нервно смеялись, но продолжали выполнять приказы.

3. Факторы, влияющие на послушание

Аронсон выделяет несколько факторов, которые способствовали высокому уровню послушания в эксперименте:

Добровольное участие

  • Испытуемые сами согласились участвовать в эксперименте и считали, что "ученик" тоже сделал это добровольно. Это создавало у них чувство ответственности за продолжение эксперимента.

Авторитет экспериментатора

  • Экспериментатор обладал легитимной властью, что усиливало его влияние. Ученые воспринимаются как благонамеренные и честные люди, что также повышало уровень доверия.

Присутствие авторитета

  • Когда экспериментатор находился в комнате, уровень послушания был максимальным. Если же приказы отдавались по телефону, испытуемые чаще отклонялись от инструкций.

Дистанция от "ученика"

  • Чем дальше "учитель" находился от "ученика", тем охотнее он подчинялся приказам. Это снижало эмоциональное воздействие страданий жертвы.

4. Социальные и культурные аспекты

Исследования показали, что уровень послушания не зависит от пола, национальности или цвета кожи. Это позволяет сделать вывод, что склонность к послушанию власти — универсальная черта человеческого поведения. Однако Аронсон подчеркивает, что в реальной жизни уровень послушания может быть ниже, если:

  • В эксперименте участвуют другие "учителя", которые открыто отказываются подчиняться. В таких случаях уровень послушания падает до 10%.
  • Испытуемые имеют возможность минимизировать вред, причиняемый другим.

5. Неповиновение и его значение

Хотя большинство испытуемых демонстрировали высокий уровень послушания, некоторые все же отказались продолжать эксперимент. Это подчеркивает, что даже в условиях сильного давления возможны проявления индивидуальной воли. Однако такие случаи редки, и тенденция к слепому послушанию власти остается всепроникающей.

Аронсон отмечает, что послушание и подчинение — это разные понятия:

  • Подчинение мотивировано страхом.
  • Послушание может быть мотивировано любовью или уважением к авторитету.

Эксперимент Аронсона демонстрирует, что люди склонны подчиняться авторитетам даже в ущерб своим моральным принципам. Это подчеркивает важность понимания механизмов послушания и их влияния на поведение человека. Однако даже в условиях сильного давления возможны проявления индивидуальной воли, что делает такие случаи особенно ценными.

Таким образом, послушание — это сложный социальный феномен, который зависит от множества факторов, включая авторитет, дистанцию и чувство ответственности. Понимание этих механизмов помогает лучше осознать, как люди взаимодействуют с властью и друг с другом в различных ситуациях.

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Персоналии
Еще статьи по теме:
Бихевиоризм Б.Скиннера
Конформизм и авторитарность по Г.Оллпорту
Трагический оптимизм В.Франкла
Прощение в концепции Р.Энрайта
Теория отношений В.Н. Мясищева
Концепция опосредствования Б.В. Зейгарник
Теория деятельности А.Н. Леонтьева
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и психическая патология

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!