Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Главная / Справочник / Шизофрения в психоанализе
Шизофрения в психоанализе
Содержание:
1. Историческое развитие концепции шизофрении
2. Психоаналитический подход к шизофрении
3. Современные взгляды на шизофрению в психоанализе
1. Историческое развитие концепции шизофрении
- Э. Крепелин и введение термина «dementia praecox»:
В конце XIX века Эмиль Крепелин выделил шизофрению как отдельное заболевание, назвав его «dementia praecox» (раннее слабоумие). Он рассматривал это состояние как органическое нарушение, связанное с прогрессирующим ухудшением психических функций. Крепелин описал основные симптомы, такие как эмоциональное оскудение, нарушения мышления и поведения, а также дефициты социального познания. Его работы заложили основу для дальнейшего изучения шизофрении. - Э. Блейлер и введение термина «шизофрения»:
Эйген Блейлер пересмотрел концепцию Крепелина и ввел термин «шизофрения», что означает «расщепление ума». Блейлер выделил две группы симптомов:- Позитивные симптомы (бред, галлюцинации, ассоциативные нарушения).
- Негативные симптомы (эмоциональная холодность, апатия, аутизм).
Он подчеркивал, что шизофрения связана с «расщеплением» психических функций, когда различные аспекты личности перестают работать согласованно. Блейлер также описал аутизм как ключевой симптом, при котором внутренний мир больного становится более значимым, чем внешняя реальность. Это приводит к социальной изоляции и дезадаптации.
- Социальная дезадаптация:
Блейлер отмечал, что больные шизофренией часто уходят от реальности, которая их «удручает и раздражает». Это приводит к социальной маргинализации и десоциализации, что становится ключевым признаком заболевания.
2. Психоаналитический подход к шизофрении
- З. Фрейд и концепция нарциссической регрессии:
Зигмунд Фрейд, хотя и не занимался напрямую лечением шизофрении, предложил несколько идей для объяснения её механизмов. Он считал, что шизофрения связана с регрессией либидо к нарциссическому состоянию, когда энергия либидо отнимается от внешних объектов и направляется на собственное «Я». Это приводит к отказу от реальности и невозможности установления контакта с другими людьми. Фрейд также отмечал, что больные шизофренией невосприимчивы к психоаналитическому лечению из-за их аутизма и отсутствия контакта с реальностью. - К. Юнг и роль агрессии:
Карл Юнг, работая под руководством Блейлера, развил идею аутистического мышления. Он связывал шизофрению с враждебным отношением к миру и блокировкой способности к любви. Юнг считал, что агрессивные импульсы и отрицательные аффекты играют ключевую роль в развитии заболевания, что приводит к искажению восприятия реальности и отказу от общения. - М. Кляйн и ранние объектные отношения:
Мелани Кляйн акцентировала внимание на роли ранних объектных отношений в развитии шизофрении. Она считала, что в основе заболевания лежат проекции разрушительных импульсов на окружающих, что искажает восприятие реальности. Кляйн описывала это как «драму», в которой субъект проецирует свои неконтролируемые желания на других, создавая псевдореальность. - Г. Салливан и межличностные отношения:
Гарри Салливан, основатель интерперсональной теории психиатрии, подчеркивал роль межличностных отношений в развитии шизофрении. Он ввел понятие «паратаксического искажения», при котором отношения с другими людьми искажаются из-за непереработанных фантазий и идентификаций из детства. Салливан считал, что восстановление контакта с реальностью является ключом к выздоровлению. - М. Балинт и «базисный дефект»:
Михаэль Балинт говорил о «базисном дефекте» — раннем нарушении диадических отношений с матерью, которое приводит к невозможности устанавливать продуктивные социальные отношения. Он предлагал использовать специальные терапевтические приемы для преодоления этого дефекта.
3. Современные взгляды на шизофрению в психоанализе
- Эго-психология и функции эго:
Современные психоаналитики, такие как Анна Фрейд и Хайнц Хартман, развили концепцию эго-психологии, которая фокусируется на функциях эго, таких как тестирование реальности, контроль импульсов и установление объектных отношений. У больных шизофренией эти функции нарушены, что приводит к отказу от реальности и замене её проекциями из внутреннего мира. - Механизмы психологической защиты:
Современные авторы, такие как Нэнси Мак-Вильямс и Отто Кернберг, выделяют примитивные защитные механизмы, характерные для шизофрении: расщепление, проекция, интроекция и аутистическое фантазирование. Эти механизмы приводят к грубому искажению реальности, включая социальные отношения. - Психотический уровень личностной организации:
Кернберг и Мак-Вильямс описывают психотический уровень личностной организации, для которого характерны нарушения идентичности, примитивные защиты и искажение восприятия реальности. У таких пациентов нарушены как Я-репрезентации, так и объект-репрезентации, что приводит к невозможности адекватно оценивать себя и других. - Р. Лейнг и антипсихиатрия:
Рональд Лейнг, представитель антипсихиатрии, рассматривал шизофрению как результат онтологической неуверенности и социальных влияний. Он подчеркивал, что искажение восприятия социальной реальности является ключевым фактором в развитии заболевания. Лейнг считал, что шизофрения — это способ защиты от неблагоприятных социальных условий. - Роль ранних отношений и аффектов:
Современные исследования продолжают изучать роль ранних отношений и аффектов в развитии шизофрении. Психоаналитики подчеркивают, что нарушения социального познания и взаимодействия являются центральными в понимании генеза психоза. Например, Уилфред Бион говорил о важности ранних аффектов в развитии способности к символическому мышлению.
© Команда DIP-PSI.RU
Еще статьи по теме:
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.