Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Личность в постмодернистской культуре
Содержание:
1. Формирование ценностных ориентаций личности
2. Современное общество и утрата ценностей
4. Карнавализация и виртуальная реальность
6. Критика воспитания и образования
7. Разрушительное действие постмодернизма
1. Формирование ценностных ориентаций личности
Ценностные ориентации личности формируются под влиянием как объективных (внешних), так и субъективных (внутренних) факторов. К объективным факторам относятся социальные условия, жизненный опыт, экономический, политический, образовательный и семейный статусы. Однако данное исследование сосредоточено на субъективных психологических факторах, которые определяются современными плюралистическими взглядами.
Объективные факторы
- Социальные условия: культурные, экономические и политические реалии, в которых живет человек.
- Жизненный опыт: пережитые события, которые формируют мировоззрение и отношение к миру.
- Экономический, политический, образовательный и семейный статусы: положение человека в обществе, его доступ к ресурсам и уровень образования.
Субъективные факторы
- Психологические особенности личности: мотивы, установки, убеждения и эмоциональные реакции.
- Современные плюрастические взгляды: признание множественности истин и ценностей, что приводит к релятивизации моральных норм.
2. Современное общество и утрата ценностей
Современное общество, по мнению многих психологов, утратило общезначимые ценности и нормы. В таких условиях традиционные понятия, такие как воспитание и образование, теряют свой смысл. Ценности меняются, так как разум, который раньше считался универсальным, теперь интерпретируется как субъективный. Это приводит к релятивизации истины: каждый человек сам определяет, что для него истинно, а что нет.
Релятивизация истины
- Истина больше не рассматривается как объективная реальность, а как субъективное восприятие.
- Каждый человек имеет свою "истину", которая определяется его личными предпочтениями и опытом.
Культура постмодернизма
- Постмодернизм возник как реакция на культуру Просвещения, которая базировалась на разуме и универсальных ценностях.
- Постмодернисты критикуют просветительскую педагогику, считая ее репрессивной и авторитарной.
- Они выдвигают идеи, которые подрывают общеобязательность научных истин и норм, что приводит к отказу от классических ценностей.
3. Отказ от самоидентификации
Постмодернизм отвергает необходимость самоидентификации, считая, что человек — это непрерывный поток изменений, а не устойчивая личность. Это приводит к понятию "плюралистический субъект", который не претендует на единство или первичность. Такой субъект не несет ответственности, не руководствуется совестью и не стремится к истине.
Плюралистический субъект
- Человек рассматривается как набор ситуаций и переживаний, а не как целостная личность.
- Отсутствие самоидентификации приводит к тому, что человек не может определить свои цели и ценности.
Критика традиционных ценностей
- Постмодернизм рассматривает религию, нормы и формы как механизмы подавления личности.
- Вместо этого предлагается игровая культура, где уживаются антагонизмы и противоречия, но без глубинного смысла.
4. Карнавализация и виртуальная реальность
Михаил Бахтин описывает постмодернистскую культуру как "карнавализацию", где отменяются все законы и нормы, а жизнь превращается в игру. В такой культуре важным становится не содержание, а форма, имидж, который заменяет реальную личность.
Карнавализация
- Карнавал — это праздник, где отменяются все законы и нормы, а жизнь превращается в игру.
- Логика карнавала — это логика обратного, где верх и низ меняются местами.
Виртуальная реальность
- Виртуальная реальность становится заменой реальной жизни, стимулируя нарциссические амбиции и провоцируя психические отклонения.
- Человек теряет свою целостность, превращаясь в набор не связанных между собой ситуаций.
5. Критика науки и психологии
Постмодернизм критикует науку, считая ее инструментом власти, который обезличивает и отчуждает человека. Научное знание теряет объективность и становится выражением воли к власти.
"Смерть субъекта"
- Постмодернизм отказывает психологии в необходимости, так как стремится исключить из сферы субъективного все глубинные измерения.
- Это особенно касается педагогической психологии, где идеи смирения и послушания имеют особую ценность.
6. Критика воспитания и образования
Постмодернисты считают, что воспитание и образование должны быть самоорганизующимися процессами, свободными от принуждения. Они предлагают заменить воспитание искусством и эстетикой, которые становятся основой новой культуры.
Отрицание педагогической действительности
- Некоторые постмодернисты, такие как Г.Р. Мюллер, вообще отрицают существование педагогической действительности.
- Они считают, что человек не может различать истинные и ложные высказывания, а воспитание — это лишь симуляция.
7. Разрушительное действие постмодернизма
Постмодернизм разрушает традиционные ценности, отвергает субъекта и разрывает связь с духовными традициями. В межличностных отношениях он предлагает симметрию и равенство, что исключает иерархию и асимметрию, необходимые для развития личности.
Аналогия с электрическим током
- Развитие личности, как и электрический ток, требует разности потенциалов. Без иерархии и асимметрии невозможно движение и развитие.
- Смирение и послушание, как ценности, играют ключевую роль в этом процессе, так как они предполагают наличие высшего ориентира и цели.
- Постмодернизм отвергает традиционные ценности, такие как смирение и послушание, считая их анахронизмом.
- Он предлагает культуру, основанную на многообразии, игровых формах и виртуальной реальности, что приводит к утрате целостности личности.
- Однако для развития личности необходимы иерархия, асимметрия и высшие ориентиры, которые обеспечивают движение и рост.
Таким образом, постмодернизм, хотя и предлагает новые формы культуры, разрушает традиционные ценности, необходимые для развития личности. Смирение и послушание, как ценности, играют важную роль в этом процессе, так как они предполагают наличие высшего ориентира и цели, без которых невозможно движение и развитие.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.