Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Личность в постмодернистской культуре

Личность в постмодернистской культуре

← Предыдущая Следующая →
8

Содержание:

1. Формирование ценностных ориентаций личности. 1

2. Современное общество и утрата ценностей. 1

3. Отказ от самоидентификации. 2

4. Карнавализация и виртуальная реальность. 2

5. Критика науки и психологии. 3

6. Критика воспитания и образования. 3

7. Разрушительное действие постмодернизма. 3

 

1. Формирование ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации личности формируются под влиянием как объективных (внешних), так и субъективных (внутренних) факторов. К объективным факторам относятся социальные условия, жизненный опыт, экономический, политический, образовательный и семейный статусы. Однако данное исследование сосредоточено на субъективных психологических факторах, которые определяются современными плюралистическими взглядами.

Объективные факторы

  • Социальные условия: культурные, экономические и политические реалии, в которых живет человек.
  • Жизненный опыт: пережитые события, которые формируют мировоззрение и отношение к миру.
  • Экономический, политический, образовательный и семейный статусы: положение человека в обществе, его доступ к ресурсам и уровень образования.

Субъективные факторы

  • Психологические особенности личности: мотивы, установки, убеждения и эмоциональные реакции.
  • Современные плюрастические взгляды: признание множественности истин и ценностей, что приводит к релятивизации моральных норм.

2. Современное общество и утрата ценностей

Современное общество, по мнению многих психологов, утратило общезначимые ценности и нормы. В таких условиях традиционные понятия, такие как воспитание и образование, теряют свой смысл. Ценности меняются, так как разум, который раньше считался универсальным, теперь интерпретируется как субъективный. Это приводит к релятивизации истины: каждый человек сам определяет, что для него истинно, а что нет.

Релятивизация истины

  • Истина больше не рассматривается как объективная реальность, а как субъективное восприятие.
  • Каждый человек имеет свою "истину", которая определяется его личными предпочтениями и опытом.

Культура постмодернизма

  • Постмодернизм возник как реакция на культуру Просвещения, которая базировалась на разуме и универсальных ценностях.
  • Постмодернисты критикуют просветительскую педагогику, считая ее репрессивной и авторитарной.
  • Они выдвигают идеи, которые подрывают общеобязательность научных истин и норм, что приводит к отказу от классических ценностей.

3. Отказ от самоидентификации

Постмодернизм отвергает необходимость самоидентификации, считая, что человек — это непрерывный поток изменений, а не устойчивая личность. Это приводит к понятию "плюралистический субъект", который не претендует на единство или первичность. Такой субъект не несет ответственности, не руководствуется совестью и не стремится к истине.

Плюралистический субъект

  • Человек рассматривается как набор ситуаций и переживаний, а не как целостная личность.
  • Отсутствие самоидентификации приводит к тому, что человек не может определить свои цели и ценности.

Критика традиционных ценностей

  • Постмодернизм рассматривает религию, нормы и формы как механизмы подавления личности.
  • Вместо этого предлагается игровая культура, где уживаются антагонизмы и противоречия, но без глубинного смысла.

4. Карнавализация и виртуальная реальность

Михаил Бахтин описывает постмодернистскую культуру как "карнавализацию", где отменяются все законы и нормы, а жизнь превращается в игру. В такой культуре важным становится не содержание, а форма, имидж, который заменяет реальную личность.

Карнавализация

  • Карнавал — это праздник, где отменяются все законы и нормы, а жизнь превращается в игру.
  • Логика карнавала — это логика обратного, где верх и низ меняются местами.

Виртуальная реальность

  • Виртуальная реальность становится заменой реальной жизни, стимулируя нарциссические амбиции и провоцируя психические отклонения.
  • Человек теряет свою целостность, превращаясь в набор не связанных между собой ситуаций.

5. Критика науки и психологии

Постмодернизм критикует науку, считая ее инструментом власти, который обезличивает и отчуждает человека. Научное знание теряет объективность и становится выражением воли к власти.

"Смерть субъекта"

  • Постмодернизм отказывает психологии в необходимости, так как стремится исключить из сферы субъективного все глубинные измерения.
  • Это особенно касается педагогической психологии, где идеи смирения и послушания имеют особую ценность.

6. Критика воспитания и образования

Постмодернисты считают, что воспитание и образование должны быть самоорганизующимися процессами, свободными от принуждения. Они предлагают заменить воспитание искусством и эстетикой, которые становятся основой новой культуры.

Отрицание педагогической действительности

  • Некоторые постмодернисты, такие как Г.Р. Мюллер, вообще отрицают существование педагогической действительности.
  • Они считают, что человек не может различать истинные и ложные высказывания, а воспитание — это лишь симуляция.

7. Разрушительное действие постмодернизма

Постмодернизм разрушает традиционные ценности, отвергает субъекта и разрывает связь с духовными традициями. В межличностных отношениях он предлагает симметрию и равенство, что исключает иерархию и асимметрию, необходимые для развития личности.

Аналогия с электрическим током

  • Развитие личности, как и электрический ток, требует разности потенциалов. Без иерархии и асимметрии невозможно движение и развитие.
  • Смирение и послушание, как ценности, играют ключевую роль в этом процессе, так как они предполагают наличие высшего ориентира и цели.

  • Постмодернизм отвергает традиционные ценности, такие как смирение и послушание, считая их анахронизмом.
  • Он предлагает культуру, основанную на многообразии, игровых формах и виртуальной реальности, что приводит к утрате целостности личности.
  • Однако для развития личности необходимы иерархия, асимметрия и высшие ориентиры, которые обеспечивают движение и рост.

Таким образом, постмодернизм, хотя и предлагает новые формы культуры, разрушает традиционные ценности, необходимые для развития личности. Смирение и послушание, как ценности, играют важную роль в этом процессе, так как они предполагают наличие высшего ориентира и цели, без которых невозможно движение и развитие.

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Личность
Еще статьи по теме:
Личность и социальные нормы
Зарубежная психология личности
Соотношение психологического и богословского понимания личности
Православная парадигма личности

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!