Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Психология личности / Православная парадигма личности

Православная парадигма личности

← Предыдущая Следующая →

Содержание:

1. Православная антропология и концепция личности. 1

2. Основные качества личности в православной антропологии. 1

3. Личность в контексте троичного богословия. 2

4. Личность и общение. 2

5. Личность и спасение. 3

6. Личность и грех. 3

7. Личность и эсхатология. 3

8. Личность и мораль. 3

9. Личность как высшая ценность. 4

 

1. Православная антропология и концепция личности

  • Концепция личностности:
    • В XX веке православная антропология строилась на концепции, которую можно выразить одним словом — личностность. Эта концепция, по словам митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа, стала центральной в богословских дискуссиях.
    • Несмотря на то, что ни один из современных богословов не дал четкого определения личности (поскольку рациональное определение считалось невозможным), концепция продолжала развиваться.
  • Терминология:
    • Для понимания учения о личности необходимо уточнить ключевые термины, используемые в православной богословской традиции:
      1. Сущность (ουσία) = Природа (φύσις): Общее видовое понятие, неизменный субстрат бытия. Сущность — это постоянное и неизменное основание, а природа — совокупность свойств, проявляющихся вовне.
      2. Ипостась (υπόστασις) = Лицо (πρόσωπον): Индивидуальное существование, принцип индивидуализации. Ипостась — это личностный субъект, «я», которое несводимо к природе.

2. Основные качества личности в православной антропологии

  • Несводимость к природе:
    • Личность не является частью природы, ее качеством или свойством. Она объемлет природу, но при этом свободна по отношению к ней. Личность способна самоопределяться и управлять своей природой.
  • Свобода:
    • Личность существует свободно, не будучи обусловленной природой или внешними факторами. Эта свобода коренится в личностном существовании Бога, который определяет Свою природу свободно.
  • Открытость:
    • Личность открыта для общения с другими. Это качество отражает троичный образ бытия, где Лица Троицы существуют в любви и общении.
  • Уникальность и целостность:
    • Каждая личность уникальна и целостна. Она не может быть сведена к чему-то другому или раздроблена на части.

3. Личность в контексте троичного богословия

  • Бог как образец личностного существования:
    • Бог существует как Троица — три Лица (Отец, Сын и Святой Дух), которые находятся в вечном общении любви. Это общение является моделью для человеческой личности.
    • Личностность Бога не поддается рациональному определению, но раскрывается через откровение. Бог — это не абстрактная сущность, а Личность, которая свободно определяет Свое бытие.
  • Человек как образ Божий:
    • Человек создан по образу Божию, что означает способность к личностному существованию. Человек призван «ипостазировать» свою жизнь как любовь и свободу, подобно тому, как это делает Бог.
    • Личность человека отражает троичный образ бытия, где единство достигается через любовь и общение.

4. Личность и общение

  • Межличностное общение:
    • Личность реализуется в общении с другими. Это общение предполагает открытость, взаимную любовь, сострадание и солидарность.
    • В православной традиции подчеркивается, что истинная личность всегда говорит не «я», а «мы», отражая единство и общность.
  • Литургическое измерение:
    • На Литургии верующие возглашают: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа». Это выражение троичного единства, которое должно отражаться в жизни христиан.

5. Личность и спасение

  • Воплощение Сына Божия:
    • Через воплощение Сына Божия человечество получает возможность стать сынами по благодати. Христос, будучи Сыном Отца, вводит человечество в сыновние отношения с Богом.
    • Спасение понимается как восстановление утраченного единства человеческой природы и ее соединение с Богом.
  • Роль Церкви:
    • В Церкви, через таинства, человек приобщается к благодати Святого Духа и восстанавливает свою личность. Церковь — это место, где человек может стать «копией Троицы», соединяясь с Богом и другими людьми.

6. Личность и грех

  • Грех как отказ от личностного бытия:
    • Первый человек, Адам, отказался от возможности реализовать свое бытие по образу Троицы. Вместо этого он выбрал путь индивидуализма и самоутверждения, что привело к грехопадению.
    • Христос, как второй Адам, восстановил человеческую природу, подчинив Свою волю воле Божией. Это смирение стало основой спасения.
  • Восстановление личности:
    • Через Христа человек получает возможность восстановить свою личность, соединившись с Богом. Это соединение происходит в Церкви, где человек приобщается к благодати Святого Духа.

7. Личность и эсхатология

  • Эсхатологическая перспектива:
    • Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что в конце времен произойдет не только восстановление природы, но и восстановление ипостаси — личности. Это будет состоянием вечного блаженства и общения с Богом.
    • В Церкви, через таинства, человек уже сейчас переживает предвкушение этого будущего единства.

8. Личность и мораль

  • Мораль как мера личностного существования:
    • В православной традиции мораль тесно связана с бытием. Истинная мораль — это не набор правил, а мера полноты личностного существования.
    • Индивидуалистическая мораль, основанная на самоутверждении, не может спасти человека. Только через общение с Богом и другими людьми человек может обрести истинную свободу и любовь.

9. Личность как высшая ценность

  • Личность в православном миросозерцании:
    • Личность — это нечто уникальное и несводимое к природе. Она узнается не по внешним признакам, а по тому, что человек есть сам собой.
    • Личность предполагает единство с другими личностями, что отражает троичный образ бытия.
  • Призыв к личностному существованию:
    • Православие призывает человека к личностному существованию, основанному на любви, свободе и общении. Это существование возможно только в Церкви, где человек соединяется с Богом и другими людьми.

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Религия Личность
Еще статьи по теме:
Психологические аспекты религиозности
Личность в постмодернистской культуре
Личность и социальные нормы
Зарубежная психология личности
Соотношение психологического и богословского понимания личности

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!