Рецензия к диплому по психологии

Обычно рецензию на дипломную или магистерскую работу по психологии пишет специалист по теме работы, причем из сторонней организации.

Однако на практике часто рецензию приходится писать самому студенту, а рецензент ее только подписывает.

Как же написать рецензию на выпускную работу по психологии?

Первым идет заголовок с указанием автора и названием работы.

Далее следует абзац с описанием актуальности работы. Как правило, краткой формулируется иными словами то, что уже описано во введении.

Следующий абзац посвящен теоретической части работы. Обычно кратко описывают глубину анализа проблемы, логику изложения материала и пр.

Следующая часть посвящается характеристике практической части работы. Кратко формулируются главные результаты, их обоснованность (наличие статистического анализа) и т.п.

Обязательный элемент любой рецензии – замечания. В хорошо сделанной работе часто трудно выделить недостатки. В этом случае можно использовать некоторые стандартные приемы, которые позволяют, не очерняя работу, указать на недочеты. Вот некоторые из стандартных замечаний к дипломной или магистерской по психологии:

  1. В теоретической главе не используются источники на иностранных языках.
  2. Недостаточное использование автором при анализе литературы публикаций последних лет.
  3. Не указаны надежность и валидность используемых тестов (психодиагностических методик).
  4. При анализе эмпирических данных не учитываются различия испытуемых по полу.

Завершает рецензию стандартная фраза о том, что работа соответствует требованиям и заслуживает положительной оценки.

Образец рецензии на дипломную (магистерскую) работу по психологии

Тема данной работы: «Особенности действия планирования в контексте учебной деятельности младших школьников» является важной и актуальной, учитывая теоретическую и практическую значимость проблемы повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.

В теоретической части работы проведен глубокий анализ ведущей деятельности в младшем школьном возрасте. Раскрыта ее сущность, задачи и структура. При анализе литературы автор работы анализирует подходы исследователей к проблемам развития в младшем школьном возрасте операций планирования и рефлексии. При этом анализ развития этих операций теоретического мышления ведется в тесной взаимосвязи с общим развитием младшего школьника, что придает исследованию глубину и комплексность.

Анализ автором работы развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте проведен в контексте общего развития произвольности и развития у учащихся позиции школьника, а также с выявлением ключевой роли произвольного внимания в младшем школьном возрасте как главного новообразования этого возраста.

Эмпирическое исследование проведено на достаточно большой выборке (46 человек). Важно отметить, что в исследовании участвуют младшие школьники разного возраста. Выбор психодиагностических методик представляется достаточно адекватным целям и задачам исследования. В то же время представляется спорным использование в работе методики «Рисунок по рассказу», в виду несоответствия трудоемкости ее проведения и значимости в контексте данного исследования полученного результата.

Анализ и представление результатов эмпирического исследования отличает грамотность научного языка, умелое использование психологической терминологии. Можно отметить уместность использования автором работы графического представления результатов исследования, что повышает их наглядность.

Значимость работы повышает использование в ней статистических методов (корреляционного анализа). При анализе статистических результатов показано понимание автором сущности взаимосвязей между уровнем развития у младших школьников планирования, рефлексии и произвольного внимания.

К недостаткам эмпирического исследования можно отнести отсутствие анализа гендерных различий развития планирования, рефлексии и произвольного внимания у младших школьников.

Пример рецензии на дипломную (магистерскую) работу по психологии

Рецензия на выпускную квалификационную работу «Исследование особенностей мотивации и выбора субкультуры в подростковом возрасте».

Проблема молодежных субкультур в настоящее время находится в центре внимания многих исследователей. В то же время ощущается дефицит психологических исследований данного феномена. В этой связи данная работа восполняет указанный проблем – в ней выявляются психологические основания выбора подростками молодежных субкультур.

В первой главе работы автор рассматривает трактовки понятия «молодёжная субкультура»; проводит анализ особенностей личностного развития в подростковом возрасте в контексте приобщения к неформальной субкультуре. Особый интерес вызвал раздел работы, посвященный современным молодежным субкультурам и мотивам их выбора подростками.

Во второй главе работы представлены результаты эмпирического исследования. Указывая, что мотивация выбора субкультур опирается на систему ценностных ориентаций подростков. Автор использует в качестве психодиагностического инструментария методики для диагностики ценностных ориентаций и социально-психологических установок. Для статистического анализа данных автор обоснованно использует U-критерий Манна-Уитни.

В результате статистического анализа эмпирических данных автор работы показывает различия ценностных ориентаций подростков, состоящих и не состоящих в молодежных неформальных субкультурах. Проводя интерпретацию полученных данных, автор выдвигает предположение о том, что неформальные субкультуры становятся для современных подростков способом протеста против коммерциализации современного общества, приводящего к отчуждению людей друг от друга и поглощенностью достижением социального престижа и экономического благополучия. При этом такой протест может стать предпосылкой разного рода девиаций.

Обобщая результаты исследования, автор указывает на необходимость проведения с подростками профилактической и коррекционной работы с целью предотвращения негативного влияния на них молодежных субкультур.

Представляется важным замечание автора работы о том, что молодежные субкультуры несут в себе и конструктивный потенциал, помогая подросткам раскрывать различные грани своей личности и являясь для общества в целом источником инноваций.

В качестве замечаний можно отметить: 1) отсутствие в анализе литературы работ современных зарубежных исследователей; 2) отсутствие анализа эмпирических данных в группах юношей и девушек.

В целом данная работа представляет завершенное теоретико-эмпирическое исследование, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению «Психология» и заслуживает оценки «отлично».


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать