Главная / Диплом по психологии

Диплом по психологии: как написать

Психология занимает особое место в человеческой культуре. Она проливает свет на тайны человеческой души, и в этом похожа на искусство. Труды классиков психоанализа, аналитической психологии, транзактного анализа и других направлений читаются, как увлекательные романы. Здесь важен личный опыт автора, ясность понимания механизмов психики и человеческого опыта, образность изложения.

В то же время психология стремится быть наукой и поэтому использует математические методы обоснования психологических законов. Здесь царит точность и доказательность, как в математике и физике – сбор эмпирических данных, их статистический анализ и интерпретация.

Многие из тех, кто идет учится в психологические ВУЗы, увлечены практической психологией. Их захватывают работы классиков (З. Фрейда, К.Г. Юнга) и современных гуру. Студенты с увлечением постигают тонкости гештальт-психологии и психоанализа, НЛП и гуманистической психологии. Но каково же бывает их удивление, когда они подходят к выпускному курсу и получают задание на диплом. Оказывается, что их ВКР не имеет никакого отношения к интересным и увлекательным психологическим теориям, а требует навыка анализа строго научных текстов; умения оформить свои мысли научным языком; знания основ математической статистики.

Сухие формулировки, таблицы цифр, графики – это не то, что ожидали многие студенты-психологи в дипломной работе. В психологию чаще идут гуманитарии, которых пугают даже намеки на математику.

И все же не стоит падать духом. Диплом по психологии – это не так страшно, как кажется. Все новое – пугает. Но если разобраться, страхи проходят. Давайте разберемся, что же такое дипломная работа по психологии.

 

Содержание

 

Что такое дипломная работа по психологии

 

Чем дипломная работа по психологии отличается от работ по другим дисциплинам

 

Структура диплома по психологии

 

Виды эмпирических исследований в дипломе по психологии

 

 

 

 

 

Примеры и образцы дипломных работ по психологии

 

 

Что такое дипломная работа по психологии

Дипломная по психологии – это форма, принятая в настоящее время в большинстве психологических ВУЗов для подтверждения квалификации психолога.

Диплом по психологии – это еще и научная работа. Она должна быть сделана по правилам научного исследования. А также оформлена согласно ГОСТу, регламентирующему оформление научных работ. Эти требования каждый ВУЗ дублирует в своих методических рекомендациях по написанию выпускных квалификационных работ.

 

Чем выпускная работа по психологии отличается от работ по другим дисциплинам

Психологическая наука заняла место на стыке гуманитарных и точных дисциплин.

С гуманитарными науками психологию роднит обращенность к человеку. Познать человека строго логически не удается, поэтому гуманитарные науки не доказывают, а описывают, проясняют, помогают понять.

Точные науки заняты познанием внешнего мира. Физика, химия успешно раскладывают материю на винтики. Это знание лежит в основе всех новшеств современной техногенной и цифровой цивилизации. Психология также пытается познать законы психики. Отсюда и присутствие в психологических исследованиях математического аппарата.

Так что же такое дипломная работа по психологии? Философские размышления о человеке, его взаимодействии с другими людьми и самим собой, положении в группах и обществе в целом. Или научно доказанные законы человеческого поведения, когда, зная начальные данные, можно предсказать результат?

В настоящее время не существует однозначного ответа на этот вопрос (возможно, такого ответа нет в принципе). Существуют два направления в психологии: гуманистическое и естественно-научное (или просто научное). Первое рассматривает человека как уникальное явление; второе - видит его как сложное, но познаваемое устройство.

Эти психологические направления мирно сосуществуют. Однако, в подавляющем большинстве психологических факультетов выпускная работа пишется в рамках научной психологии. Это не значит, что в дипломной работе нет места анализу философских текстов или собственным размышлениям о проблемах человеческой жизни (отчаянии, тревоге, любви, надежде). Такие проявления гуманистической психологии позволяются в первой главе диплома – теоретической. При этом вся вторая глава дипломной по психологии сделана по строгим правилам науки.

Таким образом, мы видим, что диплом по психологии содержит в себе две принципиально различные части – теоретическую и практическую. Их различия обусловлены структурой диплома по психологии.

 

Структура диплома по психологии

Структура дипломной работы по психологии включает следующие основные элементы: введение, теоретическая глава, практическая часть, заключение, список литературы, приложения.

Введение диплома по психологии пишется по четкой схеме. Ключевыми элементами введения являются обоснование актуальности темы, указание цели и задач исследования, описание выборки и методик, а также формулировки значимости темы (теоретической и практической).

Теоретическая часть диплома по психологии практически идентична теоретической курсовой по психологии. Недаром во многих ВУЗах практикуется система, когда на предвыпускном курсе необходимо сдать теоретическую курсовую, которая должна быть на ту же (или очень близкую) к диплому тему и является для него первой главой.

Первая глава диплома по психологии представляет собой анализ литературных источников, связанных с темой работы. Нужно описать, что уже было изучено по данной теме до вас. Какие теории психологических феноменов существуют, какие результаты их изучения уже получены.

Фактически, текст первой главы диплома по психологии выглядит как изложение чужих точек зрения. Проявление индивидуальности студента возможно в рамках обобщения взглядов исследователей. Возможно также теоретическое обоснование собственной модели, проверка которой будет проведена в рамках эмпирического исследования.

Содержание второй главы диплома по психологии связано с описанием хода и результатов эмпирического исследования. Иногда эта часть работы разбивается на две главы:

  1. Методика проведения эмпирического исследования (описание процедуры исследования, выборки и методик).
  2. Результаты эмпирического исследования (графическое представление данных по всем методикам, статистическая обработка, описание статистических результатов и их интерпретация).

В подавляющем большинстве случаев эмпирическое исследование в дипломе по психологии бывает двух видов:

  1. Выявление различий некоторого показателя в двух (реже трех и более) группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку (пол, возраст, образование, характер профессиональной деятельности, наличие соматического заболевания и др.)
  2. Изучение взаимосвязи между психологическими показателями в некоторой выборке.

Вторая глава диплома по психологии содержит описание программы эмпирического исследования, его результаты, их анализ и интерпретацию.

Проведение психологического исследования сводится к следующему: формируется выборка, подбираются психологические тесты; испытуемые тестируются; формируется таблица исходных данных; ее данные подвергаются статистической обработке, результаты которой анализируются и интерпретируются.

Конкретное оформление этих этапов диплома по психологии во многом зависит от типа эмпирического исследования.

 

Виды эмпирических исследований в дипломе по психологии

Подавляющее большинство дипломных по психологии содержат эмпирические исследования трех типов:

  • выявление различий;
  • анализ взаимосвязей;
  • коррекционное воздействие.

 

Выявление различий

Темы дипломных работ, предполагающих выявление различий выраженности психологических показателей в группах, могут формулироваться следующим образом: по общей психологии на стыке с психологией управления - «Гендерные различия мотивации сотрудников»; по возрастной психологии - «Возрастные особенности восприятия рекламы»; по общей психологии на стыке с педагогической психологией - «Особенности ценностных ориентаций у педагогов-предметников разного профиля» и др. Эмпирическое исследование при подобных темах дипломных работ сводится к следующему (например, если тема «Половые различия коммуникативных способностей у студентов» - сочетание гендерной психологии и социальной психологии).

Этапы проведения эмпирического исследования по выявлению различий в дипломе по психологии сводятся к следующим пунктам:

  1. Берутся две выборки испытуемых, различающихся по выбранному показателю (в нашем случае по полу), но сходные по всем остальным: возраст, уровень образования и пр.
  2. Выбираются диагностические методики, то есть, психологические тесты, которыми можно измерить требуемые психологические показатели.
  3. Проводится тестирование и обрабатываются результаты по ключам. В результате получается сводная таблица результатов (таблица исходных данных), в которой по строкам располагаются испытуемые, а по столбцам - психологические показатели.
  4. Для выявления различий выраженности психологических показателей в двух группах используются статистические критерии. Студентам часто непонятно, зачем такие сложности, когда и так ясно, где среднее по группе больше, а где меньше. В таких случаях я объясняю, что средние значения в группах – это не просто числа, а статистические показатели, и для их сравнения используются особые правила, которые учитывают не только само среднее, но и особенности показателей во всей группе, в частности, разброс значений. Итак, если речь о двух группах, то для сравнения используют U-критерий Манна-Уитни, реже t-критерий Стъюдента. Если групп больше двух, то используют Н-критерий Крускала-Уоллиса. Все эти критерии можно рассчитать вручную по формулам. Однако в настоящее время принято проводить их расчёт при помощи статистических пакетов, наиболее популярны из которых SPSS и STATISTICA.
  5. Полученные в процессе статистической обработки результаты заносятся в таблицу. Далее эти результаты необходимо правильно описать и проинтерпретировать. Проинтерпретировать - это значит объяснить данные о наличии или отсутствии различий психологических показателей в группах. Например, данные о более высоком уровне общительности у девушек можно объяснить ссылкой на результаты многочисленных исследований о большей значимости для женщин сферы общения. Интерпретация должна быть связана с тем признаком, по которому изначально делилась выборка (пол, возраст, профессия и пр.)
  6. Хорошо проведенная интерпретация данных в сокращенном виде составляет суть выводов, то есть как раз того, что вы и будете представлять на защите дипломной, и то, на что в первую очередь посмотрит научный руководитель.

Наличие более двух выборок испытуемых предполагается в темах, где присутствует термин «динамика», например, «Динамика профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности в ходе обучения». Для реализации такой темы необходимо брать минимум 3 группы (1, 3 и 5 курс). Сравнительный анализ в этом случае носит более трудный характер, так как Н-критерий Крускала-Уоллиса позволяет делать выводы лишь о наличии различий, но не об их характере. В этом случае чаще всего применяют попарное сравнение показателей в группах с помощью U-критерия Манна-Уитни.

 

Анализ взаимосвязей

Темы дипломных работ, предполагающих изучение взаимосвязи между показателями в группе испытуемых, формулируются следующим образом: «Изучение взаимосвязи мотивации достижения и локуса контроля менеджеров по продажам», «Анализ влияния личностных особенностей руководителя на стиль руководства», «Личностные факторы агрессивности подростков», «Психологические детерминанты профессиональной эффективности страховых агентов» и т.п.

В дипломах по психологии подобного рода предполагается, что необходимо выявить взаимосвязь между двумя типами психологических характеристик, например, мотивация и локус контроля; личностных особенностей руководителя и его стиля руководства; агрессивности и личностных черт подростков. Либо выделяется некоторый ключевой показатель, например, агрессивность, профессиональная эффективность и др., и необходимо показать, как на него влияют (с ним взаимосвязаны) другие психологические характеристики.

В целом структура работы на выявление взаимосвязи аналогична работам на выявление различий.

В данном случае у нас одна выборка, желательно близкая по основным социально-демографическим характеристикам.

После обработки результатов тестирования получается сводная таблица.

Далее следует статистическая обработка при помощи корреляционного анализа (коэффициенты корреляции Пирсона или ранговой корреляции Спирмена).

Полученные данные заносятся в таблицу, и опять самый важный этап – интерпретация. Например, у Вас получилось, что такое личностное качество, как подозрительность, положительно коррелирует (связано) с уровнем авторитарности руководителя. Что это означает? Вы, например, можете написать, что такой результат, с Вашей точки зрения, связан с тем, что высокий уровень подозрительности у руководителя ведет к тому, что он не доверяет сотрудникам и в связи с этим не склонен делегировать им ответственность, что и является одним из признаков авторитарного руководства. То есть, мы связали два показателя на словах, то есть через психологическое объяснение, и это как раз и есть интерпретация взаимосвязи, показанной математически.

В практике написания и защиты дипломов и курсовых по психологии в ВУЗах часто возникают недоразумения в связи с использованием терминов «взаимосвязь» и «влияние». Строго говоря, корреляционный анализ не дает оснований для утверждения о причинно-следственной связи. То есть, положительная корреляция между подозрительностью и авторитарностью не дает нам оснований утверждать, что именно подозрительность ведет к авторитарности, а не наоборот. То есть, в одних ВУЗах эти понятия разделяют, в других – между «влияние» и «взаимосвязь» ставят знак равенства.

 

Коррекционное воздействие

Бывает так, что написание дипломной работы по психологии предполагает проведение некоторой развивающей (формирующей, коррекционной и пр.) деятельности. Например, тема диплома по возрастной психологии может звучать: «Развитие самостоятельности старших дошкольников в рамках ролевой игры» или тема по психологии управления на стыке с социальной психологией: «Формирование коммуникативных навыков у менеджеров по продажам средствами тренинга». В таких и подобных случаях проведение эмпирического исследования предполагает реализацию трех этапов или типов эмпирического исследования:

  1. Констатирующий эксперимент – тестирование испытуемых и выявление взаимосвязей между показателями или просто констатация их психологического состояния, которое в каком-то аспекте неудовлетворительно или неблагополучно (высокая тревожность у детей; низкие навыки коммуникации у сотрудников и пр.).
  2. Формирующий эксперимент – психологом проводится некоторая работа с проблемными испытуемыми (тренинг, развивающие занятия и т.п.), направленная на коррекцию или развитие какого-либо качества, изученного на этапе констатирующего эксперимента.
  3. Контрольный эксперимент – используя те же методики, что и на первом этапе, еще раз измеряется интересующее психологическое качество (тревожность, коммуникативные навыки и т.п.) и проводится сравнение с исходным состоянием. Если улучшилось (а как иначе!), то делаем вывод о том, что наша развивающая программа, тренинг и т.п. была эффективна для реализации цели нашего исследования.

 

Примеры и образцы дипломных работ по психологии

 

Влияние свойств темперамента на выбор механизмов психологической защиты

Гендерные различия в агрессивном поведении

 

Особенности межличностного взаимодействия в трудовом коллективе организации

 

 

Взаимосвязь мотивации достижения и успешности профессиональной деятельности менеджеров

 

 

Социально-психологические факторы возникновения супружеских конфликтов 

 

Проблема влияния психологических факторов на возникновение соматических заболеваний (на примере язвенной болезни)

 

 

Стресс как причина возникновения невроза

 

 

Развитие способностей взаимопонимания в ролевой игре как форме контекстного обучения

 

 

Особенности одиночества женщин ранней взрослости 

 

 

Основные принципы работы психолога-консультанта гуманистической ориентации

 

 

Генезис нарциссизма