• Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.

    Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.

    Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.

    Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.

    Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.

    Вы всегда можете связаться со мной.

    Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.

     

Введение к курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии

Введение к дипломной, курсовой и магистерской работе по психологии – это ее визитная карточка. У читающего работу (научного руководителя, рецензента, члена квалификационной комиссии) именно по введению может сложиться мнение о всей работе. Именно поэтому к написанию введения выпускной работы по психологии нужно подойти очень тщательно.

Многие относятся к написанию ведения к дипломной или курсовой работе формально. Действительно, в этом разделе работы много формальных моментов. Но, тем не менее, четкое обозначение актуальности, цели, задач и гипотезы исследования помогает четче уяснить смысл работы, правильно наметить направление исследования. Поэтому, вопрос «Как написать введение к дипломной работе?» не праздный.

Дипломная работа по психологии – это научное исследование, поэтому во введении формулируется научный аппарат этого исследования. Введение имеет четкую структуру, которая включает следующие элементы:

  1. Актуальность.
  2. Степень разработанности.
  3. Противоречие и проблема.
  4. Объект и предмет исследования.
  5. Цель и задачи исследования.
  6. Гипотеза исследования.
  7. Выборка и база исследования.
  8. Методы исследования.
  9. Методики исследования.
  10. Теоретико-методологические основы исследования.
  11. Теоретическая, практическая значимость и новизна исследования

 

Степень разработанности

В психологии практически не осталось белых пятен. Поэтому любую тему вашего диплома кто-то уже исследовал. В разделе «разработанность темы» или «разработанность проблемы» и нужно указать авторов, которые занимались подобного рода исследованиями.

Если в названии темы идет речь о нескольких психологических феноменах, то перечисление авторов, которые занимались данной проблемой, необходимо вести по каждому отдельно. Затем можно особо выделить работы, в которых рассматривалась взаимосвязь этих феноменов (если такие были).

Обычно перечисляются две группы авторов: зарубежные и отечественные.

Например, для темы «Особенности Я-концепции у лиц с игровой зависимостью» разработанность темы может включать три абзаца:

«Проблема Я-концепции нашла свое отражение в работах таких зарубежных ученых как… . Проблемой самосознания занимались такие отечественные исследователи как …»

«Психологические аспекты игровой зависимости нашли свое отражение в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей (…).»

«В работах таких современных исследователей как … рассматриваются психологические аспекты самосознания лиц с игровой зависимостью.»

В некоторых случаях уместно не только перечислить зарубежных и отечественных авторов, занимавшихся данной проблемой, но и кратко указать результаты, к которым они пришли. Например, после перечисления фамилий ученых, занимавшихся проблемой копинг-стратегий, будет уместно сказать следующее: «В работах большинства из указанных авторов выделяются три ключевых копинг-стратегии с ориентацией на решение задачи, уход или поиск поддержки».

В заключении данного раздела введения к дипломной работе можно указать, что, несмотря на разработанность данной проблемы, она по-прежнему актуальна. Например, для темы «особенности эмоционального выгорания сотрудников салонов красоты» можно отметить следующее: «Несмотря на широкую разработку проблемы профессионального выгорания в психологической литературе, особенности выгорания у сотрудников салонов красоты пока не получили достаточного освещения».

 

Противоречие и проблема

В некоторых дипломных и магистерских по психологии от студентов требуют указать противоречие и проблему исследования.

Часто речь идет о следующих типах противоречий:

  1. Противоречие между потребностью в чем-то и отсутствием этого (потребность в достоверных данных о представлениях молодежи о семье и их отсутствием в современной науке; практическая потребность в психологических инструментах профилактики депрессии у пожилых людей и их недостаточная разработанность, и т.п.)
  2. Противоречие между важностью проблемы и недостаточностью ее разработки в науке (важность изучения эмпатии у топ-менеджеров и отсутствие исследований на эту тему и т.п.).

Из противоречия логично вытекает и проблема – устранить сформулированное выше противоречие путем проведения исследования по теме данной дипломной или магистерской работы по психологии.

 

Гипотеза исследования

В курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии гипотеза занимает несколько строк, но значат они часто больше, чем страницы текста теории. Почему гипотеза важна в дипломе по психологии?

Ее формулировка отражает степень понимания студентом-психологом сути своего исследования и уровень его исследовательской компетентности.

Если ВКР носит теоретический характер, то формулировка гипотезы содержит предположение о выявлении взаимосвязей между теориями, психологическими феномена, научными школами и т.п. Пример теоретической гипотезы: «Мы предполагаем, что подход к анализу личности в экзистенциальной и гуманистической психологии имеет сходные черты, берущие начало из феноменологической герменевтики».

В дипломе по психологии с практической частью гипотеза является эмпирической, имеет отношение к эмпирическому исследованию и отражает предположение о результатах, которые будут получены в ходе тестирования испытуемых и статистической обработки данных. Это могут быть предположения о различиях между психологическими показателями или о взаимосвязях между ними. Примеры эмпирических гипотез: «Существует взаимосвязь эмоциональности и гендерной идентичности у детей, посещающих театральные студии»; «Чем выше у сотрудников транспортной компании ожидание материального поощрения, тем ниже их профессиональная успешность».

Если в эмпирическом исследовании по психологии анализируются несколько показателей, то возникает необходимость выдвигать несколько эмпирических гипотез. Например, в исследовании, целью которого является изучение взаимосвязи тревожности подростков с их статусом и самооценкой, гипотезы могут звучать так:

  • Гипотеза 1 – Тревожность подростков отрицательно связана с уровнем их социометрического статуса в группе сверстников.
  • Гипотеза 2 – Чем выше тревожность подростков, тем ниже их самооценка.

Эти гипотезы называются частными, так как они содержат предположения ко конкретным результатам. Частные гипотезы можно предварить общей гипотезой, которая будет указывать на абстрактное предположение о взаимосвязи между психологическими показателями:

Общая гипотеза – «Существует взаимосвязь между тревожностью подростков с их социометрическим статусом и самооценкой».

В курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии принято, чтобы гипотезы подтверждались, поэтому лучше их формулировать после проведения исследования, в соответствии с полученными данными.

Однако в некоторых случаях не подтвердившаяся гипотеза может выглядеть выигрышно и произвести благоприятное впечатление на рецензента и комиссию. Но только в том случае, если неожиданный результат вам удастся объяснить, проинтерпретировать.

 

Испытуемые и база исследования

В этой части введения диплома по психологии необходимо описать выборку исследования. То есть, указать число испытуемых, их возраст, пол и другие социально-демографические характеристики.

Под базой исследования в дипломе по психологии понимается описание организации, где проводилось исследование. Это могут быть воинская часть, детский сад, школа, коммерческая фирма, государственная структура и пр.

 

Методы исследования

В психологии существует несколько типологий психологических методов. Соответственно, в этом разделе введения к диплому по психологии могут быть перечислены самые разные методы.

Например, теоретические методы: анализа, синтеза, обобщения. Эмпирические методы: тесты, методы математической статистики.

 

Методики исследования

В этой части введения курсовой, дипломной или магистерской по психологии описываются психодиагностические методики, которые будут использованы при проведении эмпирического исследования.

Эти тесты следует записать в виде нумерованного списка с указанием автора теста, автора адаптации и ссылку на источник, откуда взят тест.

 

Теоретико-методологические основы исследования

Любая ВКР по психологии пишется в рамках какого-то существующего психологического направления и даже нескольких направлений. Смысл этого раздела введения к диплому по психологии в указании тех авторов и их теории, на которых вы опираетесь в своей работе.

Базовыми методологическими основами в отечественной психологии выступают принципы единства сознания и деятельности, принцип детерминизма и др. Далее должны быть перечислены фамилии авторов, которые заложили основы изучения тех феноменов, которые исследуются в работе. Например, если в дипломе по психологии изучается психологическое благополучие, то в теоретико-методологических основах исследования можно сказать, что «Данная работа основывается на гуманистических теориях личности и концепции психологического благополучия C.Ryff, модели субъективного благополучия Е. Diener, теории самодетерминации R.Ryan и E.Deci».

 

Теоретическая, практическая значимость и новизна исследования

Любое психологическое исследование должно быть полезным или значимым. Эта значимость может быть двух видов:

  • Теоретическая значимость – исследование, проведенное в дипломной по психологии, расширяет теоретические представления о каких-то психологических явлениях.
  • Практическая значимость – полученные в эмпирическом исследовании результаты могут быть использованы на практике.

Как правило, выпускные работы по психологии не имеют выраженной теоретической значимости. Поэтому описание теоретической значимости исследования превращается в формальность. Здесь будут уместны стандартные формулировки такого типа: «Проведенное в работе исследование взаимосвязи морального сознания и конфликтности младших школьников расширит теоретические представления об особенностях морального развития в младшем школьном возрасте».

Что касается практической значимости, то для большинства тем дипломных работ по психологии в этом разделе введения можно написать вполне внятный текст. Например, такой: «Полученные в данной работе данные могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения подростков (повышения эффективности труда сотрудников, снижения тревожности пациентов и т.п.)»

Новизна дипломной по психологии – один из самых непростых элементов введения. На защите может быть задан вопрос о новизне работы: Часто студенты спрашивают: «Как обосновать новизну своего исследования?»

Можно ли считать исследование имеющим новизну, если эту тему уже изучали другие? Всегда можно сказать, что тема недостаточно изучена. В качестве аргумента можно указывать на иную выборку, другие психологические тесты и пр.

Адекватные научные руководители, рецензенты и члены комиссии понимают, что курсовые, дипломные и даже магистерские работы в ВУЗах носят в первую очередь учебный, а не строго исследовательский характер. Поэтому говорить о новизне психологического исследования в ВКР можно лишь условно. Поэтому чаще всего достаточно в этом разделе написать текст такого рода: «Новизна работы состоит в том, что получены новые данные о… (далее пишется тема работы, например, «взаимосвязи автономии и агрессивности спортсменов)».