Анализ различий психологических показателей

Очень часто познание – это выявление различий. «Все познается в сравнении». Человек познает себя, сравнивая с другими. Мы смиряемся с собственной судьбой, видя людей в более тяжелых условиях. Психология, стремясь к выявлению закономерностей жизни человека и групп, анализирует различия.

Многие психологические исследования направлены на сравнительный анализ выраженности психологических параметров в разных группах. Выявляемые различия дают важную информацию об особенностях этих групп. Например, данные о психологических различиях восприятия между мужчинами и женщинами используются в маркетинге для дифференцирования рекламных компаний товаров для женской и мужской аудитории. Знание различий ценностных ориентаций сотрудников организации разных возрастов позволяет повысить эффективность их материального и нематериального стимулирования.

Признаками того, что в курсовой или дипломной работе будет проводиться анализ различий, является присутствие в теме  следующих слов: «Особенности…», «Различия…», «Сравнительный анализ…».

Выявление различий выраженности психологических показателей в группах – это статистическая процедура, так как имеет место обработка массива данных. Существуют различные статистические методы выявления различий.

При обработке результатов эмпирического исследований в курсовых, дипломных и магистерских диссертациях по психологии используются следующие статистические критерии:

У каждого из этих критериев есть своя сфера применимости, свои ограничения. Их важность знать для правильного проведения статистических расчётов.

 

Параметрические и непараметрические статистические критерии

Статистические критерии делятся на параметрические и непараметрические.

Параметрические критерии предъявляют более строгие требования к эмпирическим данным (результатам тестирования), но и их точность по выявлению различий выше.

Непараметрические статистические критерии не так чувствительны к исходным данным, но и точность их ниже.

U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона являются непараметрическими. t-критерий Стъюдента – параметрический статистический критерий.

 

Связные и несвязные выборки

Различение связных и несвязны выборок важно, так как некоторые статистические критерии рассчитываются в этих случаях по-разному.

Связными считаются выборки, в которых находятся одни и те же испытуемые, но в разных условиях. Например, одна и та же группа студентов до тренинга личностного роста и после него в статистических расчетах будет рассматриваться как две связные (зависимые) выборки.

Несвязные выборки – это любые различные группы испытуемых. Например, при исследовании мотивации достижения у сотрудников организации разного пола группы мужчин и женщин будут считаться несвязными (независимыми) выборками.

U-критерий Манна-Уитни применяется для выявления различий выраженности психологических показателей только в несвязных выборках.

Т-критерий Вилкоксона используется для анализа различий только в связных выборках.

t-критерий Стъюдента позволяет выявлять различия средних значений как в связных, так и в несвязных выборках испытуемых.

 

Нужно ли знать формулы расчёта статистических критериев выявления различий между психологическими параметрами

Знание формул расчёта статистических критериев помогает лучше понять их смысл и сферу применимости. В то же время для психологов знание этих формул, с моей точки зрения, не обязательно.

В подавляющем большинство ВУЗов допускается использование для расчёта статистически значимых различий между психологическими показателями специальных компьютерных программ.

 

Почему нельзя просто сравнить средние значения в группах, а нужны еще статистические критерии?

Начнем с примера. Пусть в группе российских и монгольских мужчин измерили с помощью тестов два показателя: уровень удовлетворенности браком и уровень интеллекта.

№ испытуемого

1-русские; 2-монголы

Уровень удовлетворённости браком

Уровень интеллекта

1

1

1

10

2

1

32

20

3

1

26

9

4

1

23

40

5

1

5

50

6

1

6

9

7

1

7

9

8

1

45

80

9

1

9

90

10

1

54

100

11

2

10

10

12

2

20

9

13

2

11

8

14

2

18

7

15

2

14

50

16

2

12

5

17

2

70

4

18

2

36

36

19

2

12

2

20

2

34

1

Найдем средние значения УБ и интеллекта в группах российских и монгольских мужчин (напоминаю, среднее находим так: складываем все показатели по какому-либо параметру в группе и делим на число человек в группе).

Среднее

Уровень удовлетворённости браком

Уровень интеллекта

русские

20,8

41,7

монголы

23,7

13,2

Казалось бы, очевидно, что удовлетворенность браком выше у монгольских мужчин, а интеллект выше у российских. Однако средние показатели – это статистические показатели, с ними не все так просто, их нельзя сравнивать просто так, как обычные числа.

Чем статистические показатели отличаются от обычных чисел?

Рассмотрим еще один пример. Пусть выявлены показатели самооценки собственной красоты мальчиками и девочками по 10-бальной шкале.

 № испытуемого

Мальчики

Девочки

1

4

1

2

6

9

3

4

1

4

6

9

5

4

1

6

6

9

7

4

1

8

6

9

Среднее значение

5

5

Как видно из таблицы средние показатели в группах мальчиков и девочек одинаковые. Но, внимательно присмотревшись к данным, мы видим, что характер данных в этих группах различен.

У мальчиков разброс данных около среднего (5) невелик, то есть мальчики считают себя не очень красивыми (6), но и не очень некрасивыми (4).

А вот у девочек разброс данных около среднего (5) очень велик. Часть девочек оценивает себя «1», то есть «Я - уродина!!!», другие «Я – красавица!!!» (9).

Вот почему нельзя только на основании средних значений делать вывод о том, есть различия выраженности показателей в группах или нет. Важен еще разброс данных (его отражает еще один статистический параметр - стандартное отклонение).

Таким образом, отличие средних значений от обычных чисел и определяет, что для их сравнения проводят еще дополнительные процедуры. Эти статистические процедуры позволяют сделать вывод о том, являются ли различия статистически значимыми или нет.

Вернемся к русским и монгольским мужьям. Ниже в таблице приводится расчет U-критерия Манна-Уитни для сравнения выраженности УБ и интеллекта в группах русских и монгольских мужчин.

Результаты расчета статистически достоверных различий удовлетворенности браком и уровня интеллекта в группах российских и монгольских мужчин

 

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень значимости (p)

 

русские

монголы

Уровень удовлетворённости браком

20,8

23,7

39

0,406

Уровень интеллекта

41,7

13,2

16,5

0,011*

* - различия статистически достоверны (р≤0,05)

Здесь, как и в случае корреляций «р» - уровень значимости означает вероятность ошибки. И этот же показатель позволяет определить, есть различия или их нет. Если р меньше или равен 0,05, то различия статистически значимы. Если больше – то незначимы.

То есть, мы видим, что среднее значение УБ у монголов выше, чем у русских, но статистический анализ показал, что на самом деле таких различий нет.

Описание результатов под таблицей может быть таким:

«Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что не выявлено статистически достоверных различий в уровне удовлетворенности браком в группах российских и монгольских мужчин.

В то же время статистический анализ показал, что уровень интеллекта у русских мужчин достоверно выше, чем у монгольских».

Как и в случае любых других психологических данных, вслед за описанием результатов хорошо бы привести их интерпретацию. Например, такую:

«С нашей точки зрения, более высокий уровень интеллекта у российских мужчин объясняется характером жизни, в частности распределением мужского населения России преимущественно в городах, где выше доступность образования, интернета и пр. Чего, как правило, лишены монгольские мужчины, пасущие стада на просторах Внутренней Монголии.

В то же время, выявленное нами отсутствие различий в уровне удовлетворенности браком, показывает, что ни компьютер, ни стада овец не являются решающими факторами удовлетворенности мужчины браком.»


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать