Выборка эмпирического исследования

Выборка в дипломной работе по психологии – это испытуемые или респонденты, которые приняли участие в эмпирическом исследовании.

Если говорить более строго, научно, то выборка – это какая-то часть некоторой большой группы (генеральной совокупности), которая отражает ее свойства. В этом случае говорят, что выборка репрезентативна. И поэтому полученные на выборке результаты распространяют на всю генеральную совокупность.

Например, психолог-исследователь намерен выяснить взаимосвязи ощущения счастья и уровня личностной автономии у современных российских студентов. Строго говоря, для решения этой задачи нужно провести исследование на всех студентах – генеральной совокупности. Это практически не выполнимо, поэтому из всех студентов делают выборку, скажем, человек 50, - представителей какого-то конкретного ВУЗа. Формируют выборку так, чтобы она была подобна генеральной совокупности – репрезентативна. То есть, чтобы в ней было такое же соотношение юношей и девушек, жителей больших и малых городов и пр. Далее проводят в этой выборке исследование и, например, выявляют положительную корреляцию между ощущением счастья и уровнем личностной автономии. И, так как выборка была репрезентативна, то делают вывод: для всех российских студентов справедлива закономерность, согласно которой чем выше уровень автономии, тем выше уровень счастья. Конечно, с учетом 5-ти процентной вероятности ошибиться (уровень статистической значимости при расчете корреляций).

Существуют разнообразные процедуры формирования репрезентативной выборки: простой случайный отбор, стратифицированный случайный отбор и др. Они описываются в книгах по экспериментальной психологии и математической статистике. Выполнение этих процедур важно при проведении серьезных психологических исследований. В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ в современных российских ВУЗзах репрезентативность выборки, как правило, не оговаривается и специальные процедуры не применяются. При этом по умолчанию предполагается, что выборка репрезентативна.

Например, вы исследовали взаимосвязь тревожности женщин и срока их беременности. Вы взяли в качестве испытуемых своих знакомых. Получили результат, что чем выше срок, тем выше тревожность. На защите можно смело говорить о том, что «выявлена положительная взаимосвязь тревожности и срока беременности у женщин среднего возраста». То есть, вы смело распространяете полученный на маленькой группе результат на всех женщин. Хотя, строго говоря, не известно, была ли ваша выборка репрезентативна группе всех беременных женщин среднего возраста в нашей стране.

Очень часто именно выборкой определяется тема исследования. Преподаватели часто расспрашивают студента-психолога об обстоятельствах его жизни (где работает и т.п.). На основании этой информации и делается вывод, на какой выборке удобнее провести исследование.

Например, если вы – педагог, то в качестве выборки могут выступить учащиеся. Сотруднику организации научный руководитель может предложить взять в качестве испытуемых его коллег-сотрудников. Домохозяйка может выбрать в качестве респондентов своих знакомых женщин. Часто студенты берут в качестве выборки тоже студентов и проводят эмпирическое исследование на своих сокурсниках.

В связи с формированием экспериментальной выборки при написании выпускной работы по психологии у студентов могут возникнуть следующие вопросы:

  1. Чем определяется численность выборки в психологическом исследовании?
  2. Как увеличить объем экспериментальной выборки?
  3. На какие характеристики выборки нужно обращать внимание?
  4. Как формируются экспериментальная и контрольная группы?

 

Объем (численность) выборки

Численность экспериментальной выборки в психологическом исследовании определяется особенностями статистических расчетов. Например, минимальная численность испытуемых, при которой можно рассчитать коэффициент ранговой корреляции Спирмена при уровне значимости 0,01, равна 7. Но, как правило, при анализе взаимосвязей выборка не должна быть меньше 10 человек. Столько же человек должно быть минимум и при расчете достоверных различий с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента.

Иногда преподаватели уверенно говорят студентам, что результаты их исследования будут недостоверны, если объем выборки будет меньше 30, 50, 70, 100 человек и т.д. Строго говоря, это не корректное утверждение. В данном случае важно понимать, что во всех статистических расчетах действует такое правило: чем меньше объем выборки, тем жестче критерии, при которых результат статистического расчёта считается достоверным.

Например, вы проводите анализ взаимосвязей показателей агрессивности и тревожности младших школьников в группе из 30 человек. Если принять достаточным уровень статистической значимости в 0,05 (5%), то значимыми будут коэффициенты корреляции больше либо равные 0,36. А ваш коллега – студент-психолог – проводит анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и стажа сотрудников организации в группе из 10 человек. В его случае значимыми будут считаться коэффициенты ранговой корреляции не ниже 0,64 при том же уровне значимости.

Итак, статистически достоверные результаты эмпирического исследования можно получить на любой выборке (от 10 человек). При этом чем меньше экспериментальная выборка, тем жестче критерии статистической достоверности полученных на ней результатов.

Однако, чем меньше выборка, тем в меньшей степени она отражает генеральную совокупность, тем заметнее в ней влияние отдельных результатов на общий показатель. То есть, формально можно брать выборку в 10 человек, но практически в эмпирическом исследовании этого недостаточно.

Строгих правил по численности выборки для получения статистически достоверных результатов психологического исследования нет, но есть следующие рекомендации:

  • При разработке тестов объем выборки должен быть от 200 до 2000 человек.
  • При сравнении двух групп (например, с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента) их численность должна быть примерно 30-50 человек. Группы могут быть не равны по численности, но различия должны быть не очень существенны.
  • При исследовании взаимосвязей показателей в группе, например, с помощью коэффициента ранговых корреляций, ее численность должна быть не меньше 30 человек.

Но эти правила не строгие, и на практике, как правило, для курсовых и дипломов объем выборки колеблется от 15 до 40 человек. В магистерской диссертации может потребоваться более объемная группа испытуемых - до 80-100 человек. Здесь многое решают требования конкретного ВУЗа и предпочтения руководителя.

Есть одна вполне невинная хитрость, позволяющая увеличить численность экспериментальной выборки. Например, если в ВУЗе требуют большие выборки (80-100 человек), а набрать столько испытуемых проблематично, можно сделать следующее. Реальное эмпирическое исследование провести на небольшой выборке, например, 20 человек. А далее увеличить объем выборки в кратное количество раз (2, 3, 4 и т.д.), то есть получить выборку в 40, 60, 80 человек и т.д. Такая процедура существенно не повлияет на результат. В этом случае станут более мягкими критерии значимости статистических критериев (см. выше правило соотношения объема выборки и жесткости критериев статистической значимости результатов).

Например, вы пишете дипломную работу на тему «Исследование взаимосвязи ощущения одиночества и субъективного благополучия у женщин среднего возраста, занимающих руководящие должности». Руководитель потребовала, чтобы выборка была не меньше 60 человек. Вы резво взялись за дело. Но вскоре выяснилось, что найти женщин-руководителей среднего возраста, готовых участвовать в тестировании, не так просто. Вы протестировали 15 человек и больше найти не можете. Что делать?

Берете данные по этим 15 испытуемым в сводной таблице результатов и копируете 4 раза. Получается выборка из 60 человек. Главное, что взаимосвязи, которые вы выявите на этой увеличенной выборке, будут отражать реальные корреляции ощущения одиночества и субъективного благополучия в исходной выборке из 15 человек. Изменения будут незначительны – станут значимыми некоторые корреляции, которые в выборке из 15 женщин были не значимы.

 

Характеристики выборки

При описании выборки в дипломной работе по психологии указываются социально-демографические характеристики испытуемых: пол, возраст, образование, семейный статус, профессия и пр.

Существует множество характеристик, которые можно указать при описании выборки. Какие включить в описание, а какие – нет?

Строго говоря, нужно указывать характеристики выборки, которые имеют отношение к сути исследования. Например, если сравниваем женщин-руководителей и простых сотрудниц, то важно при описании выборки указать профессиональный статус.

При описании выборки всегда указывают пол, возраст и образование (для взрослых испытуемых). Остальные характеристики указывают по необходимости, если они важны. Например, при исследовании корпоративной культуры сотрудников организации вряд ли необходимо указывать их семейный статус, так как он имеет очень отдаленное отношение к теме исследования.

Некоторые научные руководители требуют описывать выборку с указанием максимального количества характеристик.

 

Контрольная и экспериментальная группы

В каких случаях в дипломной работе по психологии возникает необходимость введения экспериментальной и контрольной групп? Если тема ВКР связана с выявлением индивидуально-психологических различий испытуемых, имеющих какую-то особенность и не имеющих ее. Например, в качестве таких особенностей могут быть:

  • заболевание (экспериментальная группа – лица, страдающие заболеванием…; контрольная – лица, не страдающие заболеванием…);
  • семейный статус (экспериментальная группа – лица, состоящие в браке; контрольная – лица, не состоящие в браке);
  • профессия (экспериментальная группа – лица, чья профессиональная деятельность связана с повышенными стрессовыми нагрузками (например, сотрудники МЧС; контрольная – лица, чья профессиональная деятельность не связана с повышенными стрессовыми нагрузками).

Смысл эмпирического исследования с экспериментальной и контрольной группой состоит в том, что различия психологических показателей, выявленные между этими группами, укажут на влияние критерия разделения на личность человека. Например, если лица с заболеванием окажутся более тревожны, чем без заболевания, то можно будет сделать вывод о том, что данная болезнь ведет к росту тревожности или что повышенная тревожность выступает одной из причин данной болезни. Или если окажется, что у семейных выше осмысленность жизни, то вывод будет в том, что семья повышает осмысленность жизни. И, наконец, если выяснится, что у пожарных выше выраженность психологического стресса, то сделаем вывод о том, что работа в МЧС создает предпосылки развития стресса.

Так вот, чтобы выводы о влиянии критерия разделения на группы на выраженность тех или иных психологических показателей были обоснованы, между экспериментальной и контрольной группами не должно быть никаких других различий, кроме того, которое выбрано. Например, состоящие и не состоящие в браке испытуемые не должны различаться ни по каким другим характеристикам. То есть, у них должны быть примерно одинаковые возраст, социальный статус и пр. Только в этом случае можно будет сказать, что выявленный более высокий уровень осмысленности жизни у семейных по сравнению с не состоящими в браке связан именно с тем, что у представителей экспериментальной группы есть семья.

Если экспериментальная и контрольная группа не выровнены по другим социально-демографическим показателям, то, возможно, на осмысленность жизни повлиял какой-то другой фактор. Например, если состоящие в браке работают дизайнерами, а не состоящие в браке – безработные, то различия в уровне осмысленности жизни могут быть связаны не с наличием супруга, а с наличием интересной работы.

Естественно, невозможно выровнять экспериментальную и контрольную группу по всем социально-демографическим показателям. Нужно ограничиться некоторыми ключевыми: возраст, образование, социальный и семейный статус.

Существует устойчивый миф, что для корректной статистической обработки результатов численность выборки в контрольной и экспериментальной группе должна быть одинаковой. В моей практике были случаи, когда научные руководители требовали выравнивать численность испытуемых в контрольной и экспериментальной группе, когда исследование было уже проведено. Такие требования указывают на непонимание сущности статистических расчётов, которые имеют дело с усредненными величинами. А среднее значение величины в группе (среднее арифметическое) не зависит от численности группы, так как при его расчете сумма показателей всех участников группы делится на число человек.

Пример описания экспериментальной и контрольной групп:

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 50 подростков, разделенных на две группы:

  • Экспериментальная группа – подростки-спортсмены, занимающиеся индивидуальным видом спорта (самбо или дзюдо); 25 человек (20 мальчиков, 5 девочек); возраст 14-16 лет. База - спортивный комплекс «Сова» ГБУ «МГФСО» Москомспорта, г. Москвы.
  • Контрольная группа – подростки, не занимающиеся спортом; 25 человек (17 мальчиков, 8 девочек); возраст 14-16 лет. База - гимназия №111 Свиблово подразделение школа №222, г. Москвы.

 

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать