Главная / Разделы психологии / Возрастная психология

Возрастная психология: курсовые, дипломные, магистерские работы; особенности написания, примеры и темы

Возрастная психология изучает психологические особенности возрастного развития человека, личностные особенности представителей разных возрастов.

При написании ВКР по психологии тема по возрастной психологии будет связана либо со сравнительным анализом психологических особенностей разных возрастных групп, либо с исследованием индивидуально-личностных черт представителей какой-то одной группы. В последнем случае акцент должен стоять именно на возрасте, а не на психологических особенностях.

Рассмотрим особенности написания выпускных квалификационных работ по возрастной психологии; выбора тем. В статье приводятся ссылки на примеры (образцы) курсовых и дипломных работ по возрастной психологии.

 

Содержание

 

Особенности тем по возрастной психологии

Курсовые работы по возрастной психологии

Дипломные работы по возрастной психологии

Магистерские работы по возрастной психологии

Примеры и образцы курсовых работ по возрастной психологии

Примеры и образцы дипломных работ по возрастной психологии

Темы курсовых работ по возрастной психологии

Темы дипломных работ по возрастной психологии

Темы магистерских работ по возрастной психологии

 

Особенности тем по возрастной психологии

В рамках выбора тем для магистерских, дипломных и курсовых работ по возрастной психологии характерно обращение к исследованию психологических особенностей различных возрастов: «Различия в уровне развития логического мышления у младших школьников общеобразовательных школ и лицеев»; «Особенности протекания возрастного кризиса 40 лет у незамужних женщин»; «Представления юношей и девушек о дружбе».

Разделение жизненного пути человека на возрастные этапы определяет и разделение возрастной психологии на следующие разделы: психология раннего возраста, психология младшего и старшего дошкольного возраста; психологические особенности младших школьников, подростков и старшеклассников; психологические особенности студентов; психологические аспекты в зрелости и пожилом возрасте.

Любую тему курсовой или дипломной работы, эмпирическое исследование в которой включает некоторую выборку испытуемых, формально можно отнести к возрастной. Однако не во всех темах дипломов делается акцент на возрасте испытуемых. Иногда же возраст акцентируется: «Психологические детерминанты удовлетворенности жизнью у женщин ранней взрослости»; «Особенности самоотношения пожилых людей»; «Специфика возрастного развития подростков, оставшихся без попечения родителей».

Дипломы по возрастной психологии очень популярны, во многом потому, что многие педагоги идут получать дополнительное образование и берут темы, связанные со школой или ДОУ.

Можно отметить интерес студентов-психологов к темам, связанным с возрастными кризисами. Возможно, это связано с тем, что все больше взрослых людей идут учиться на психолога (в рамках магистерских программ). И темы, связанные с кризисом середины жизни, им близки и интересны, так как они сами или проживают этот возрастной этап, или он их скоро ожидает.

 

Курсовые работы по возрастной психологии

Выбирая тему курсовой по возрастной психологии важно определиться с возрастной группой. Возможны следующие варианты:

  • младенцы (до 1 года);
  • ранний возраст (от 1 года до 3 лет);
  • младшие дошкольники (от 3 до 5 лет);
  • старшие дошкольники (от 5 до 6);
  • младшие школьники (от 7 до 10 лет);
  • подростки (от 11 до 15 лет);
  • юношеский возраст (от 16 до 18 лет);
  • студенческая молодежь (от 19 до 25 лет);
  • молодость (от 20 до 35 лет);
  • взрослость (от 35 до 60 лет);
  • пожилой возраст (от 60 до 75 лет);
  • старческий возраст (свыше 76 лет).

Выбор возрастной группы во многом определит логику исследования, методы диагностики и анализа данных.

Темы ВКР по психологии, связанные с младенческим и ранним возрастом очень специфичны. Методы диагностики в этом случае – это наблюдение. Тем очень немного.

С дошкольниками трудно проводить опросники, поэтому что они еще не в полной мере способны к самооцениванию собственных личностных качеств. Поэтому основной метод диагностики – это наблюдение или анкетирование. Для выявления выраженности психологических особенностей дошкольников анкеты могут заполнять родители или воспитатели ДОУ. Важную информацию может дать сравнение этих оценок.

Для изучения младших школьников уже существуют опросники и можно получить данные об их психологических особенностях не только из наблюдения и анкетирования, но и с помощью самооценивания. Здесь с помощью опросников могут изучаться самооценка и тревожность. Возможно и проведение социометрической процедуры.

При выборе тем, связанных с подростками и юношами, к услугам исследователя большой спектр психологических тестов для диагностики тревожности, самооценки, агрессивности и других индивидуально-психологических особенностей.

Для изучения взрослых людей существует большое количество опросников и тестов. Их выбор определяется целью и задачами исследования.

Выбрав возрастную группу, необходимо определиться с проблемой, которая будет изучаться. Тема любой курсовой по возрастной психологии должна естественно вытекать из реальной практической проблемы.

В курсовой работе можно не брать серьезные проблемы и ограничиться выявлением взаимосвязей показателей или же сравнительным анализом данных. В то же время в дипломной работе, а тем более в магистерской диссертации, наличие проблемы обязательно.

 

Дипломные работы по возрастной психологии

Тема дипломной работы по возрастной психологии должна вытекать из проблемы. Выявить такую проблему, применительно к детским возрастам, может помочь знакомство с типами ведущей деятельности.

Термин «ведущая деятельность» ввел отечественный психолог Д.Б. Эльконин. Под этим термином понимается наиболее характерные и важные, с точки зрения возрастного развития, психологические аспекты жизни, тесно связанные с ситуацией (социальная ситуация развития).

В младенчестве ведущая деятельность – это непосредственное эмоциональное общение со значимым взрослым.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметно-орудийная деятельность – освоение предметов и социально закрепленных способов оперирования ими.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети осваивают систему социальных межличностных отношений, систему мотивов человеческой деятельности.

С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Младшему школьнику необходимо освоить роль школьника, научиться самоконтролю, освоить навыки усвоения знаний.

В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками и ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание.

В старших классах школы перед учащимися встает проблема выбора будущей профессии и поэтому ведущая деятельность – это учебно-профессиональная, предполагающая овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Ведущая деятельность в детских возрастах отражает наиболее значимые аспекты и связанные с ними темы исследования будут актуальны. Например, важность игры в дошкольном детстве позволяет формулировать темы дипломных работ о связи личностных особенностей детей с уровнем развития навыков игровой деятельности. Также можно исследовать условия развития важных для дошкольника качеств в ходе игровой деятельности.

Выбор темы для диплома с младшими школьниками может быть связан с учебой, так как в этом возрасте именно учебная деятельность самая важная. Темы могут касаться мотивов учебной деятельности, направленности на оценку или на процесс учения, отношения к школе и пр. Важными проблемами этого возраста выступают успешность адаптации к школе.

При исследовании подростков спектр тем расширяется. Здесь можно не ограничиваться изучением непосредственно общения со сверстниками. Сложность и критичность подросткового возраста предопределяет и практические проблемы: девиантное поведение, агрессивность, акцентуации характера и др. Соответственно темы дипломов могут быть связаны с изучением психологических факторов отклоняющегося поведения, агрессивности и т.д.

Что касается периода взрослости, то выбор проблемы и темы исследования очень широк. Дело в том, что во взрослой жизни все может стать проблемой, если доведено до крайности: хождение в магазин – шопоголизм; близкие отношения – межличностная зависимость; ответственное отношение к делу – перфекционизм и т.д. То есть, исследовать можно все, что угодно.

При выборе темы диплома по возрастной психологии важно отталкиваться от личного опыта, от того, что важно, интересно.

 

Магистерские работы по возрастной психологии

Магистерская диссертация по возрастной психологии должна быть связана с серьезной проблемой той или иной возрастной группы. Например, изучение особенностей совладания у подростков группы риска – актуальная проблема. Эти данные могут быть важны для обучения неблагополучных подростков конструктивным способам совладания, что будет способствовать снижению выраженности у них отклонений в поведении.

Хорошо подойдут для магистерской диссертации по возрастной психологии темы, связанные с возрастными кризисами. Традиционно выделяются два таких кризиса:

  • кризис 30 лет;
  • кризис середины жизни (кризис 40 лет).

Понятие возрастных кризисов отражает сложны и нелинейный характер жизненного пути человека. Бывают периоды спокойного течения жизни, а бывают моменты, когда рушатся привычки, привычные обстоятельства и жизнь выходит на новые пути.

С психологической точки зрения важно исследовать что помогает, а что мешает конструктивно проживать кризисные периоды жизни. Что способствует тому, что человек использует кризис для самоактуализации, а не впадает в депрессию.

 

Примеры и образцы курсовых работ по возрастной психологии

Агрессивность в младшем школьном возрасте

 

Примеры и образцы дипломных работ по возрастной психологии

Особенности акцентуаций характера у подростков

Особенности одиночества женщин ранней взрослости

 

Темы курсовых работ по возрастной психологии

  1. Особенности идентичности современных подростков.
  2. Творческие способности подростков и условия их реализации.
  3. Социальная активность как фактор идентичности в пожилом возрасте.
  4. Структура и содержание игр младших дошкольников.
  5. Наличие сиблингов как факторов развития коммуникативной сферы.
  6. Ценностные ориентации и временные перспективы личности в ранней взрослости.
  7. Развивающая среда как фактор познавательного развития детей раннего возраста.
  8. Эффективность развивающих программ в формировании креативности в дошкольном возрасте.
  9. Влияние агрессивности на коммуникативное общение младших дошкольников.
  10. Личностные особенности взрослых людей, изучающих психологию с целью дальнейшей профессиональной деятельности.
  11. Влияние семейного статуса на жизнеотношения женщин среднего возраста.
  12. Взаимосвязь агрессивного поведения с тревожностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  13. Музыкальная терапия как способ коррекции агрессивности школьников разного возраста.
  14. Формирования образа «Я» в юности.
  15. Влияние увлеченности компьютерными играми на развитие общения в младшем школьном возрасте.
  16. Отношения между сиблингами в раннем детстве.
  17. Арттерапия как средство гармонизации взаимодействия между родителями и ребенком раннего возраста с отклонениями в развитии.
  18. Нарушения письменной речи у детей с задержкой психического развития.
  19. Основные причины тревожности подростков.
  20. Особенности личностного развития подростков.
  21. Личностные особенности детей младшего школьного возраста в ситуации дезадаптации.
  22. Исследование личностных особенностей людей с разной акцентуацией в конфликтной ситуации.
  23. Особенности диагностики эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
  24. Изучение эмоциональных и личностных особенностей младших школьников.
  25. Применение рисунка и игры в работе с детскими страхами.
  26. Зависимость совладающего поведения от уровня и характера агрессии у подростков.
  27. сферы личности младшего подростка.
  28. Особенности проявления агрессивного поведения у детей 5-7 летнего возраста, возможные причины его возникновения и некоторые пути коррекции.

 

Темы дипломных работ по возрастной психологии

  1. Психологические факторы агрессивного поведения подростков.
  2. Стиль семейного воспитания как фактор формирования самоотношения у подростков.
  3. Причины возникновения конфликтов в юношеском возрасте.
  4. Особенности внутриличностного конфликта в подростковом возрасте.
  5. Нарушение межличностных отношений в младшем подростковом возрасте и пути коррекции.
  6. Взаимосвязь принятия агрессии как фактора процесса самоактуализации в раннем юношеском возрасте и социометрического статуса личности в группе.
  7. Использование методов арт-терапии при решении эмоциональных проблем детей 11-13 лет.
  8. Взаимосвязь самооценки младших подростков от социометрического статуса в группе сверстников.
  9. Анализ причины тревожности подростков.
  10. Акцентуация подросткового периода.
  11. Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
  12. Психологические особенности рефлексии и самооценки младших школьников.
  13. Особенности диагностики переживаний детей по их рисункам.
  14. Психологические особенности работы с трудными подростками, в частности, с девиантным поведением.
  15. Проблемы уверенности в себе в подростковом возрасте.
  16. Формирование Я-концепции у подростков.
  17. Исследование связи самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте.
  18. Личностные особенности детей младшего школьного возраста на разных ступенях вхождения в учебную деятельность.
  19. Психологическая готовность к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста.
  20. Ценностные ориентации детей в период кризиса подросткового возраста.
  21. Отношение родителей к себе и характер ожиданий, связанных с судьбой своих детей.
  22. Влияние педагогики Марии Монтессори на развитие ребенка и его творческих способностей.
  23. Особенности профориентации старшеклассников.
  24. Особенности профессионального самоопределения в современных социальных условиях.
  25. Изучение особенностей межличностного взаимодействия в коллективе сверстников (на примере дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста).

 

Темы магистерских работ по возрастной психологии

  1. Взаимосвязь типов семейного воспитания с формированием личностных (эмоциональных, коммуникативных) особенностей детей дошкольного возраста.
  2. использование игровых занятий в процессе коррекции (профилактики, развития*) эмоциональных (речевых, коммуникативных) нарушений детей старшего дошкольного возраста.
  3. Использование методов игровой терапии в работе со страхами (тревожностью, нарушениями самооценки) в дошкольном (младшем школьном) возрасте.
  4. особенности психологических защитных механизмов в дошкольном (младшем школьном) возрасте.
  5. особенности удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов в ситуации (с ребенком с особыми нуждами, ребенком, имеющим трудности, официального и неофициального брака).
  6. Психологические факторы удовлетворенности супругов браком в семьях (многодетных, неблагополучных, имеющих длительный стаж супружеских отношений, с детьми, переживающими кризис подросткового возраста и т.п.).
  7. отношений.
  8. Стиль воспитания в семье как фактор формирование личности ребенка.
  9. Специфика внутрисемейных отношений в многопоколенных семьях с детьми дошкольниками.
  10. Смысложизненные ориентации выпускников средней школы.
  11. Влияние личности классного руководителя на уровень сформированности педагогически организованной (совместной) деятельности в младшем (старшем) подростковом возрасте.
  12. Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте на различных уровнях сформированности совместной деятельности (педагогически организованной деятельности) класса.
  13. Социальные установки девиантных подростков.
  14. Психологические условия формирования сферы межличностных отношений в младшем школьном и в младшем подростковом возрасте.
  15. Детерминанты мотивации учебной деятельности у подростков.
  16. Психологические особенности старших подростков (старшеклассников) с различными типами направленности личности.
  17. Влияние внутрисемейных отношений на процесс социализации в младшем подростковом возрасте.
  18. Смыслообразующая функция сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
  19. Взаимосвязь внутрисемейных отношений и жизненных позиций подростков.
  20. Личностные особенности старших подростков и старшеклассников, занимающихся спортивным единоборством.
  21. Влияние личности педагога на формирование базовых социальных установок старших подростков.
  22. Взаимосвязь стиля отношений к детям классного руководителя начальной школы с особенностями межличностных отношений учащихся в учебном классе.
  23. Психологическое содержание типов направленности личности старшеклассников (старших подростков, взрослых испытуемых).
  24. Формирование социальных установок старших дошкольников под воздействием детско-родительских отношений и отношений с ровесниками в игровой деятельности.
  25. Социальные установки трудновоспитуемых в младшем (старшем) подростковом возрасте.
  26. Роль направленности личности в формировании толерантного сознания у старшеклассников.
  27. Психологические условия формирования толерантного сознания в подростковом возрасте.
  28. Роль игровой деятельности в процессе социализации личности старшего дошкольника.
  29. Взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности в подростковом возрасте. 

 

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать