Главная / Статистические расчеты / Анализ взаимосвязей

Анализ взаимосвязей

Можно без преувеличения сказать, что главная задача психологии как науки – это выявление взаимосвязей. Обнаруживая связи между психологическим и не психологическими показателями, психологи делают более понятным, как им кажется, внутренний мир человека, многообразие его поступков. То, что понятно, во-первых, меньше пугает, во-вторых, им можно хотя бы отчасти управлять.

Предположим, психологическое исследование выявило взаимосвязь времени, которое взрослые люди тратят на чтение художественной литературы и уровнем осмысленности жизни. Психологи делают вывод: больше читайте и жизнь будет казаться вам более осмысленной. Знание взаимосвязи дает нам в руки закон. Следуя ему, мы можем управлять жизнью – больше читаем, больше смысла в жизни.

Однако, психологические законы не так точны, как физические. Камень всегда упадет на землю – закон всемирного тяготения не знает исключений. А вот осмысленность жизни не во всех случаях будет следовать за начитанностью. Можно себе представить ситуацию, когда человек отгородился от мира и реальной жизни чтением романов. И чем больше он читает, тем меньше настоящего смысла в его жизни. Ему следует забросить книжки пойти в реальную жизнь.

Таким образом, взаимосвязи, которые выявляются в психологических исследованиях носят приблизительный характер. Они утверждают нечто лишь с определенным уровнем точности, допуская вероятность ошибки (уровень статистической значимости). И все же анализ психологических взаимосвязей важен и нужен. А в курсовых, дипломных и магистерских работах он играет ведущую роль.

 

Что такое взаимосвязь. Линейная и нелинейная взаимосвязь

Взаимосвязь отражает согласованность изменения каких-то показателей.

Предположим, мы взяли группу людей умеренного достатка, узнали уровень их дохода, а также измерили уровень счастья. Затем отразили зависимость между этими показателями в виде графика.

2-вз 

Анализ данных, отраженных на рисунке, показывают, что с ростом дохода у людей со средним достатком растет уровень счастья. При этом график зависимости (взаимосвязи) дохода и счастья близок к прямой.

Такого рода взаимосвязь или зависимость между показателями является линейной, причем положительной.

Продолжим наш мысленный эксперимент и представим, что теперь мы провели тестирование среди богатых людей. Зависимость представлена на следующем рисунке.

2-вз

Анализ данных, отраженных на рисунке, показывают, что с ростом дохода у богатых людей снижается уровень счастья. При этом график зависимости (взаимосвязи) дохода и счастья близок к прямой.

Такого рода взаимосвязь или зависимость между показателями является линейной, причем отрицательной.

Если попытаться дать психологическую интерпретацию результатов нашего выдуманного исследования (приведенного для примера), то можно сказать следующее. До какого-то уровня дохода рост количества денег ведет к росту уровня переживаемого человеком счастья. Однако с некоторого уровня дохода негативные эффекты большого количества денег (необходимость думать, куда их вложить; беспокойство об их сохранности и т.п.) перекрывают позитивные.

Для анализа линейных взаимосвязей в психологических исследованиях (в курсовых, дипломных и магистерских работах) используется корреляционный анализ. Расчет коэффициентов корреляции Пирсона или коэффициентов ранговой корреляции Спирмена позволяет математически точно определить, есть взаимосвязь между величинами или же ее нет (выше мы сделали это лишь качественно, а не статистически).

Однако взаимосвязь между показателями не всегда бывает линейной (представленной на графике зависимости в виде прямой). Например, мы взяли группу авиадиспетчеров и измерили эффективность их профессиональной деятельности и уровень их личностной тревожности. Результат зависимости между профессиональной успешностью и тревожностью приведен на рисунке.

3-вз  

Как видно из данных, приведенных на рисунке, при низкой и высокой тревожности уровень профессиональной успешности низкий, а при средней – высокий. Это пример нелинейной взаимосвязи между показателями.

В курсовых, дипломах и магистерских работах по психологии желательно интерпретировать все получаемые результаты. В данном случае взаимосвязь профессиональной эффективности и тревожности авиадиспетчеров можно проинтерпретировать следующим образом.

Тревога отражает ожидание чего-то опасного, неблагоприятного и в этом смысле отражает заинтересованность человека в благоприятном развитии событий. То есть, низкий уровень тревожности у авиадиспетчеров демонстрирует определённое равнодушие к работе, что отрицательно сказывается на ее успешности. Высокий уровень тревожности свидетельствует о чрезмерной эмоциональной вовлеченности в переживание возможных угроз, что снижает уровень спокойной сосредоточенности на работе и вредит успешному выполнению авиадиспетчерами своих профессиональных обязанностей. Средний уровень тревожности авиадиспетчеров позволяет им быть умеренно эмоционально вовлеченными в риски профессиональной деятельности при этом сохранять определённую дистанцированность, что создает оптимальные условия для успешного выполнения профессиональных задач.

Для выявления нелинейной взаимосвязи между показателями в психологическом исследовании в курсовой или дипломной работе корреляционный анализ не подходит. В этом случае необходимо разделать испытуемых на группы, например, с низким, средним и высоким уровнем профессиональной успешности. А затем проводить анализ различий выраженности тревожности в этих группах с помощью U-критерия Манна-Уитни и t-критерий Стъюдента.