Корреляция - это просто

Научные термины пугают и притягивают одновременно. Термин «корреляция» все чаще можно встретить на страницах газет, по радио, на телевидении. Им козыряют экономисты, политологи, аналитики. Но, похоже, частота использования этого термина в СМИ отрицательно коррелирует с уровнем его понимания потребителями.

В переводе на простой язык, сказанная фраза означает следующее: «Чем чаще используется термин «корреляция», тем менее точным становится содержание этого понятия в сознании людей». В реальности, возможно, это и не так – исследования не проводились. Но важно другое – корреляция в обыденном понимании отражает взаимосвязь между явлениями.

 

Взаимосвязи вокруг нас

В человеке живет интуитивное ощущение взаимосвязи всех явлений. В фантастическом рассказе Рэя Брэдбери герой попадает в далекое прошлое и, нарушая запрет, сходит с тропы. Он лишь раздавил бабочку. Но вернулся в другой мир, с другим языком и даже президентом. Все связано вокруг…

При чем здесь корреляция? А при том, что пытливое сознание человека пытается выявлять корреляции. Зная взаимосвязи между явлениями, на них можно влиять, ими можно управлять.

Я не буду «грузить» вас математической терминологией, сложными формулами. Давайте разберемся в сути этого понятия; уясним что значит отрицательная и положительная корреляция; значимая и незначимая.

 

Понятие корреляции

Слово «корреляция» происходит от латинского «correlatio», что означает «соотношение» или «взаимосвязь».

Взаимосвязь присуща многим явлениям. Например, кепка, надетая на голову, связана с ней – куда голова, туда и кепка. Или палочка в руке дирижёра – они взаимосвязаны, и она послушна руке хозяина, полету его вдохновения. Но можно ли говорить, что их движения коррелируют между собой? Нет, и вот почему.

 

Функциональная связь

Палочка и рука взаимосвязаны и эта связь – функциональная. Она детерминирующая – жестко связывает между собой объекты. Если дирижёр сосредоточен и крепко держит палочку, то в их согласованном движении не будет моментов, когда которых рука движется в одну сторону, а палочку – в другую. Корреляционная связь совсем иной природы.

Посмотрим за спину нашего дирижёра. В зале сидят слушатели, любители музыки. Они испытывают какие-то эмоции. Их переживания, возможно, как-то связаны с уровнем их музыкального образования. Чем больше они знают про музыку, тем выше их эмоциональный отклик. Эта связь - корреляционная.

 

Корреляционная связь

В отличие от функциональной связи, корреляция отражает не жесткую зависимость между явлениями. Кто-то очень подкован теоретически, но эмоциональный отклик на музыку слабый. Другой мало образован, но его «пробило» на эмоции. Такая связь называется случайной, стохастической. И это сфера статистики – науки, занимающейся не отдельными явлениями, а массовыми.

Итак, корреляция отражает не функциональную, а статистическую случайную связь между явлениями (переменными). Почему случайную? Потому что заранее не известно, кто и как из слушателей будет реагировать на музыку. Но если статистический (массовый) расчет показал положительную корреляцию между образованностью и эмоциональным откликом, то это дает основания для важных выводов. Знание корреляционной связи позволяет предсказывать.

В данном примере мы с большой долей вероятности сможем утверждать, что из двух слушателей более эмоционально слушал тот, кто более образован. Это не будет однозначный вывод, ведь связь у нас не функциональная. Это будет вывод статистический, вероятностный – мы всегда можем ошибиться. Но вероятность этой ошибки не велика и заранее известна. Она называется «уровень статистической значимости». Как видим, без математики в этом вопросе все-таки не обойтись.

 

Коэффициент корреляции

В повседневной жизни, говоря о корреляции, например, успеха и затраченных усилий или ощущения счастья и материального достатка, мы опираемся на мифы, интуицию или досужие домыслы. Эти величины трудно измерить, перевести на язык цифр потом строго доказать их взаимосвязи. Но если мы имеем дело с явлениями, которые можно измерить, то здесь корреляцию можно рассчитать и получить коэффициент, который будет отражать силу и направление взаимосвязи.

Например, мы взяли группу из 20-ти человек и определили для каждого два параметра: возраст (посмотрели паспорт) и уровень оптимизма (провели психологический тестирование). Эти данные нужно занести в так называемую таблицу исходных данных и загрузить в статистическую программу. В итоге получим значение коэффициента корреляции. Не стоит пугаться этого числа, разгадать его тайны не так сложно.

Коэффициент корреляции может принимать численные значения в диапазоне от -1 до +1. Для анализа важны два показателя:

  • Знак коэффициента корреляции (положительный или отрицательный).
  • Абсолютное значение коэффициента корреляции (то есть, без учета знака, «по модулю»).

 

Отрицательная связь не значит плохая, положительная не значит хорошая

Если расчет корреляции между возрастом и оптимизмом среди испытуемых дал отрицательный показатель, это значит следующее: с годами растет оптимизм. То есть, чем выше возраст испытуемого, тем более оптимистично он смотрит на жизнь (мудрецы).

Но мы могли получить и обратный результат – отрицательную корреляцию между возрастом и оптимизмом. То есть, чем больше прожитых лет, тем меньше хорошего видится вокруг (скептики).

Если выборка подобрана правильно (репрезентативна), то она отражает ключевые особенности всех людей (или почти, например, живущих в большом городе). Тогда, полученные коэффициенты корреляции, дают важную информацию. Ее можно использовать, например, при приеме на работу. В случае положительной корреляции на должность менеджеров по продажам стоит брать людей постарше – они будут оптимистичны и доброжелательны.

 

Сила взаимосвязи – большая сила

Вы, наверное, уже догадались, что величина коэффициента корреляции отражает силу взаимосвязи между показателями. Чем больше численное значение по абсолютной величине (без учета знака), тем сила взаимосвязи больше.

Представим, что в нашей группе корреляция между возрастом и оптимизмом равна +1. Это значит, что, взяв любых двух человек из этой группы и узнав их возраст, мы точно сможем предсказать, кто из них более оптимистичен? Кстати, вы уже поняли кто? … Правильно, тот, кто старше.

А если корреляция равна -1, то в этой группе тот, кто моложе, более позитивно смотрит на мир. И это без всяких исключений! А вот если корреляция будет -0,9, значит в закономерности есть сбой - один или два человека в преклонных годах имеют высокий оптимизм. Они и нарушают общую закономерность и «снижают» коэффициент корреляции.

А теперь попробуйте сами объяснить, что значит, если коэффициент корреляции равен 0? Правильно, в этом случае никакой связи между переменными нет. Невозможно, зная возраст, предсказать позитивность взгляда на мир. И, наоборот, нельзя, зная оптимизм двоих испытуемых, сказать, кто старше. Но и эту информацию можно использовать. При поиске оптимистов для работы в «отделе бесперспективных проектов» не стоит смотреть на возраст.

 

Вывод

Надеюсь, теперь термин «корреляция» вас не пугает. Уверен, что вы сможете отличить функциональную связь (движение мышки и курсора) и корреляционную (время тренировок и высота прыжка). Имейте в виду, что, когда в обыденной речи просто говорят о корреляции, то имеют в виду положительную и значимую (достаточно высокую) взаимосвязь.

Этих знаний вполне хватит, чтобы понимать других и самому к месту ввернуть этот термин. Для более глубокого изучения необходимо разобраться, какие бывают коэффициенты корреляции, как их рассчитывать, как интерпретировать результаты. Это может быть полезно студентам, при проведении эмпирических исследований по психологии или социологии; при написании дипломных и курсовых.

 

Корреляции в дипломах по психологии

Коэффициент корреляции Пирсона

Коэффициент корреляции Спирмена

 

 


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать