Главная / Статистические расчеты / Распределение показателей

Распределение психологических показателей

При написании практической (эмпирической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии наступает момент, когда результаты тестирования уже получены и нужно переходить к их анализу. И здесь у многих студентов-психологов возникает заминка: «С чего начать анализ данных?»

Некоторые начинают сразу переходит к расчету взаимосвязей или выявлению различий. Однако негласные правила представления результатов психологического исследования требуют, чтобы перед расчетом статистических критериев был проведен анализ распределений всех психологических показателей.

Распределение психологического показателя в группе испытуемых показывает, сколько респондентов имеют низкие, средние и высокие показатели по данному психологическому параметру.

Для большинства психологических тестов их создатели предлагают границы, отделяющие низкие, средние и высокие показатели. Иногда авторы тестов предлагают выделять не три диапазона значений, а больше, например, пять: низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое.

Построить распределение психологического показателя, значит отобразить в виде таблицы или диаграммы, сколько испытуемых попадают в тот или иной диапазон значений этого показателя. Лучше приводить не только абсолютное число испытуемых, но и их долю по отношению к общему числу испытуемых (то есть, в процентах).

 

Примеры построения распределения психологических параметров

Предположим в рамках дипломной по психологии проводится исследование, цель которого анализ психологических факторов адаптации учащихся кадетской школы. Одна из задач эмпирического исследования – проанализировать уровень адаптации кадетов к школе, выявленный с помощью экспертного опроса воспитателей по 10-ти бальной шкале.

Строим распределение подростков по уровню адаптированности к условиям кадетской школы.

Graph-распр

Анализ данных, отраженных на рисунке, показывает, что уровень адаптированности около 50% подростков в отношении бытовых условий, учебы и отношений оценен педагогами кадетской школы как средний. При этом общий уровень адаптированности двух третей учащихся кадетской школы (75%) находится на среднем уровне. Около трети подростков (30%) показывают низкий уровень адаптации в отношении учебы. При этом почти половина испытуемых (45%) показывают высокий уровень адаптации к бытовым условиям.

Следующий пример показывает анализ распределения испытуемых по уровню удовлетворенности трудом.

1-распр  

Анализ данных, отраженных на рис. 1, показывает, что более полвины испытуемых имеют высокий уровень осмысленности жизни и около половины – средний. Таким образом, подавляющее большинство испытуемых имеют средний и высокий уровень осмысленности жизни.

Распределение психологических показателей в практической главе ВКР по психологии может быть представлено в табличном виде.

Ниже приведено распределения испытуемых по показателям осмысленности жизни.

Таблица 1. Распределения испытуемых по показателям осмысленности жизни (в%)

 

низкий

средний

высокий

Цели

11

44

45

Процесс

8

43

49

Результат

19

57

24

ЛК-Я

23

49

28

ЛК - Жизнь

15

53

32

Анализ данных, отраженных в таблице 1, показывает, что подавляющее большинство испытуемых имеют средний и высокий уровень выраженности показателей осмысленности жизни.

Среди различных видов распределений особое место занимает нормальное распределение.

 

Нормальное распределение

При написании курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии знание самых общих сведений о нормальном распределении необходимо. Дело в том, что правильное использование некоторых статистических критериев требует нормальности распределения психологических показателей. Например, использование в эмпирическом исследовании ВКР по психологии t-критерия Стъюдента требует, чтобы данные подчинялись нормальному распределению.

Что же такое нормальное распределение?

Существует множество объектов и явлений, представляющих собой сложные системы, состоящие из маленьких составляющих. Огромные молекулы образуются из отдельных атомов, профессиональные сообщества образуются из отдельных людей.

Перед исследователями разных научных направлений стоит задача изучения систем, включающих множество взаимодействующих объектов. Такие системы широко распространены в природе, в обществе, в сети Интернет.

Одной из практических задач, возникающих при изучении подобного рода систем, является задача анализа распределения отдельных элементов системы, ее различных характеристик и пр. В частности, когда речь идет о массовом случайном проявлении признаков, то возникает так называемое нормальное распределение.

Нормальное распределение характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине - достаточно часто.

Проблема изучения систем и распределений их признаков особенно актуальна в психологических исследования. В эмпирических исследования психолог очень часто сталкивается с ситуацией, когда исследуемый феномен испытывает влияние множества факторов, что приводит к нормальному распределению признаков этого феномена. Свойства нормального распределения активно используются психологами при стандартизации тестов, разработки тестовых шкал, при статистической проверке гипотез и др.

Рассмотрим сущность нормального распределения на примере.

Представим, что мы провели диагностику уровня созерцательности в трех группах представителей трех стран – России, США и Китая. Мы знаем границы трех уровней созерцательности – низкого, среднего и высокого. Мы рассчитали доли испытуемых каждой группы, имеющих соответственно низкие, средние и высокие показатели созерцательности. И отразили это на рисунке.

2-распр  

Анализ данных, представленных на рисунке, показывает следующее:

В группе американцев подавляющее большинство респондентов (60%) имеют низкий уровень созерцательности и лишь 10% - высокий. Таким образом, распределение жителей США по уровню созерцательности сдвинуто в область низких значений.

В группе представителей Китая 70% имеют высокий уровень созерцательности. Таким образом, распределение китайцев по уровню созерцательности смещено в область высоких значений.

В группе россиян большинство респондентов (70%) имеют средний уровень созерцательности, при этом по 15% показывают ее высокую и низкую выраженность. Таким образом, распределение представителей России по уровню созерцательности близко к нормальному, то есть большинство имеют средний уровень, а меньшая часть – низкий и высокий.

Нормальность распределения какого-либо признака означает уравновешенность различных влияний. В приведенном выше примере, полученный результат означает, что американцы слишком практичны, и не склонны к созерцательности. Китайцы, наоборот, - слишком созерцательны. А россияне показывают сбалансированную картину, и этим еще раз подтверждается срединное, промежуточное положение России между Западом и Востоком. Это положение сопряжено с рисками, но в то же время содержит большой потенциал развития, за счет сочетания практицизма Запада и созерцательности Востока.

Для проверки нормальности распределения показателей существуют специальные статистические критерии. Однако практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев написания ВКР по психологии нормальность распределения показателей определяется качественно (как это было сделано выше), либо вообще не определяется. А использование t-критерия Стъюдента, требующего нормальности распределения показателей, определяется либо большим объемом выборки, либо предпочтениями научного руководителя.


 

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать