Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Тесты / Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.Шафер, модифиция З.Матейчика и П.Ржичана)

Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.Шафер, модифиция З.Матейчика и П.Ржичана)

← Предыдущая Следующая →
75692

Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник «Children's Report of Parental Behavior Inventory», который состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (автор опросника) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.

Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебность.

Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследовании 3.Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначальное представление о том, что воспитательное поведение родителей глазами детей можно описать тремя переменными:

1)  принятие - эмоциональное отвержение;

2)  психологический контроль - психологическая автономия;

3)  скрытый контроль - свободный контроль.

Эта версия и легла в основу создания методики ADOR. Учитывая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось, прежде всего, сокращение количества шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выделил три значимых фактора:

1)  положительный интерес - враждебность;

2)  директивность - автономия;

3)  непоследовательность.

Эти факторы составили пять шкал и стали базой для русскоязычной методики, которую на русской клинической выборке адаптировал коллектив под руководством Л. И. Вассермана. Наряду с использованием в клинической психологической практике методика «Подростки о родителях» использовалась в обширных психологических исследованиях образа жизни подростков. В них методика помогла зафиксировать особенности семейной ситуации подростков.

Опросник «Подростки о родителях» ADOR Е.Шафера в модифиции З.Матейчика и П.Ржичана

Инструкция

Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных ниже положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы Вашего отца (или матери), то в оценочном бланке рядом с номером соответствующего утверждения поставьте Цифру 2. Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), то ставьте цифру 1. Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то - Цифру 0.

Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет, единственное, что по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу - в мужском. Бланки заполняются отдельно, т.е. вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором будут отражены воспитательные принципы отца. Сам опросник выглядит следующим образом.

Текст опросника

Моя мать/мой  отец

1.  Очень часто улыбается мне.

2.  Категорически требует, чтобы я усвоил(а), что могу делать, а что нет.

3.  Недостаточно терпелив(а) по отношению ко мне.

4.  Когда я ухожу, сам(а) решает, когда я должен (должна) вернуться.

5.  Всегда быстро забывает то, что сам(а) говорит или приказывает.

6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться.

7. Считает, что для меня должно существовать много правил, которые я обязан(а) выполнять.

8. Постоянно на меня кому-то жалуется.

9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо.

10. За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает.

11. Очень любит делать что-нибудь вместе.

12. Если поручает мне какую-нибудь работу, то считает, что я должен (должна) делать только ее, пока не закончу.

13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал(а).

14. Могу идти куда захочу и не спрашивать у него (нее) разрешения.

15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.

16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня.

17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен (должна) быть наказан(а).

18. Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу.

19. Если бы мне захотелось, то я мог(ла) бы идти куда захочу каждый вечер.

20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, а иногда - нет.

21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения.

22. Следит за тем, чтобы я всегда делал(а) то, что мне сказано.

23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему (ей) противен.

24. Позволяет мне делать практически все, что мне нравится.

25. Меняет свои решения так, как придет в голову или как ему (ей) будет удобно.

26. Часто хвалит меня за что-либо.

27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь.

28. Хотел(а) бы, чтобы я стал(а) другим (другой), изменился (изменилась).

29. Позволяет мне самому (самой) выбирать себе дело по душе.

30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет.

31. Старается открыто доказать, что любит меня.

32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе.

33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом.

34.Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя».

35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее.

36. Считает, что я должен (должна) иметь собственное мнение по каждому вопросу.

37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею.

38. Когда его (ее) чем-то расстрою, не будет со мной говорить, пока я не начну.

39. Всегда легко меня прощает.

40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало.

41. Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо.

42. Постоянно указывает мне, как себя вести.

43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит.

44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию.

45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым (доброй) и признательным (признательной).

46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил(а).

47. Часто проверяет, все ли я убрал(а), как было велено.

48. Чувствую, что он (она) пренебрегает мною.

49. Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, он (она) в эти вопросы не вмешивается.

50. Очень тяжело разобраться в его (ее) желаниях и указаниях.

 

Обработка результатов

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «Регистрационный лист» (см. ниже) отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма «сырых» баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS - враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность). Далее «сырые» баллы переводятся в стандартные в соответствии с таблицами, приведенными в публикации авторов русскоязычной версии теста. Значения стандартных баллов варьируются от 1 до 5 со средним баллом 3.

Если по параметру набрано 1 - 2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4 - 5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке, приведенном ниже, строятся оценочные профили отношений матери и отца. Именно анализ типов профилей сделали Л. И. Вассерман и его коллеги особенностью клинического анализа результатов тестирования по методике «Подростки о родителях».

 

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.

Возраст

 

 

 

 

Дата заполнения

 

 

 

 

Моя мать/мой отец

 

№ ут-верж.

Получ. баллы

№ ут-верж.

Получ. баллы

№ ут-верж.

Получ.

баллы

№ ут-верж.

Получ.

баллы

№ ут-верж.

Получ.

баллы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

47

 

48

 

49

 

50

 

«Сырые баллы»

POZ

 

«Сырые баллы» DIR

 

«Сырые баллы» HOS

 

«Сырые баллы» AUT

 

«Сырые баллы» NED

 

Станд. баллы POZ

 

Станд. баллы DIR

 

Станд. баллы HOS

 

Станд. баллы AUT

 

Станд. баллы NED

 

                       

Обработка данных, полученных по методике «Подростки о родителях» ADOR Е.Шафера в модифиции З.Матейчика и П.Ржичана

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов.

К шкале позитивный интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46.

К шкале директивности — 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47.

К шкале враждебности — 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48.

К шкале автономности — 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49.

К шкале непоследовательности — 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Теги: Подростки Семья
Похожие тесты
Методика «Анализ семейного мифа» (А.А. Нестерова, 2017 г.)
Опросник «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук)
Методика представления об идеальном родителе (Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева)
«Шкала любви и симпатии» (ШЛиС) (Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М.Дубовской)
Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман)
Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В.В. Юстицкиса и Э.Г. Эйдемиллера
Методика определения индивидуального стиля отношения родителей к школьнику (В.С.Ивашкин и В.В.Онуфриева)
Методика (тест/опросник) определения типа родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!