Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Опросник "Взаимодействие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:
- Вариант для подростков и их родителей;
- Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы "автономия-контроль" и "отвержение-принятие", в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.
Описание шкал теста диагностики взаимодействия родителя и ребенка И.М.Марковской
Шкалы опросника "Взаимодействие родитель – ребенок" (ВРР)
В опроснике "Взаимодействие родитель-ребенок" (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.
1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал "несогласие-согласие" и "авторитетность родителя" (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:
7 шкала: "тревожность за ребенка"
9 шкала: "воспитательная конфронтация в семье"
Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.
Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР) И.М.Марковской. Подростковый вариант
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
- Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
- Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.
- Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
- Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
- Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
- Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.
- Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
- Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).
- Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
- Он(а) меня редко ругает.
- Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
- Считает, что главное - это слушаться его (ее).
- Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
- Он(а) не разделяет моих увлечений.
- Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
- Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
- Он(а) часто идет у меня на поводу.
- Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
- Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
- Бывает, что применяет ко мне физические наказания.
- Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
- Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
- Он(а) всегда мне сочувствует.
- Мне кажется он(а) меня понимает.
- Он(а) хотела бы во мне многое изменить.
- При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
- Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
- Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
- Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
- Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
- Он(а) предъявляет ко мне много требований.
- По характеру он(а) мягкий человек.
- Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.
- Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
- Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
- Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
- Он(а) часто критикует меня по мелочам.
- Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
- Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
- Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
- Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
- Прощает мне то, за что другие наказали бы.
- Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.
- Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.
- Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.
- Он(а) все время высказывает недовольство мной.
- Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
- Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
- Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.
- Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
- Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР) И.М.Марковской. Вариант для родителей подростков
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
- Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
- Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
- Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
- Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
- Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
- Я часто иду у него (нее) на поводу.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
- Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни
- Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
- Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
- Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
- Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) повеление.
- Я часто высказываю свое недовольство им.
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Опросник И.М.Марковской "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 — несомненно, да (очень сильное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
- Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
- Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.
- Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
- Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
- Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.
- В нашей семье часто бывают конфликты.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей гак же, как я его (ее).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки
- Считаю, что для него главное - это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его (ее) увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
- Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
- Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, лаже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Думаю, что я тревожная мама (тревожный пала).
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
- Считаю, что в целом, правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) гулять одному (одной) во дворе дома.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
- Я не допускаю, чтобы он (она) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его (ее) по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
- Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
- Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
- Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
- Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
- Дума, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка, и т.п.) специально говорит наоборот.
- Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Регистрационный бланк теста отношений родителя и ребенка И.М.Марковской
Обработка результатов методики диагностики отношений родителя и ребенка И.М.Марковской
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом:
ответы 1 2 3 4 5
баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.
Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей
Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей
1. Нетребовательность - требовательность
2. Мягкость - строгость
3. Автономность - контроль
4. Эмоциональная дистанция - близость
5. Отвержение - принятие
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
7. Несогласие - согласие
8. Непоследовательность - последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем)
Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
Сумма по шкале номер… |
1 |
|
13 |
*** |
25 |
|
37 |
|
49 |
|
1. |
2 |
|
14 |
*** |
26 |
|
38 |
*** |
50 |
*** |
2. |
3 |
*** |
15 |
|
27 |
|
39 |
*** |
51 |
|
3. |
4 |
*** |
16 |
|
28 |
|
40 |
|
52 |
*** |
|
5 |
|
17 |
|
29 |
|
41 |
*** |
53 |
|
4. |
6 |
*** |
18 |
*** |
30 |
|
42 |
|
54 |
*** |
5. |
7 |
*** |
19 |
*** |
31 |
*** |
43 |
*** |
55 |
|
|
8 |
|
20 |
|
32 |
|
44 |
|
56 |
|
6. |
9 |
|
21 |
|
33 |
|
45 |
|
57 |
|
7. |
10 |
*** |
22 |
*** |
34 |
*** |
46 |
*** |
58 |
*** |
8. |
11 |
|
23 |
|
35 |
|
47 |
|
59 |
|
9. |
12 |
|
24 |
|
36 |
|
48 |
*** |
60 |
|
10. |
Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников
1. Нетребовательность - требовательность
2. Мягкость - строгость
3. Автономность - контроль
4. Эмоциональная дистанция - близость
5. Отвержение - принятие
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
7. Тревожность за ребенка
8. Непоследовательность - последовательность
9. Воспитательная конфронтация в семье
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.