Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Международный университет психолого-педагогических инноваций: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению выпускной квалификационной работы
направление подготовки: 37.03.01 Психология
Профиль: Консультативная психология
Профиль: Психологическое сопровождение личности
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
направление подготовки: 37.04.01 Психология
Программа: Консультативная психология
Программа: Психология личности
Квалификация (степень) выпускника – магистр
специальность: 37.05.01 Клиническая психология
Программа специалитета: Психолого-педагогическая и консультативная помощь субъектам образовательного процесса
Квалификация (степень) выпускника – клинический психолог
Москва 2024 г.
Авторы-разработчики:
директор Института практической и клинической психологии МУППИ, к.псх.н., доцент Жмурин И.Е.
заместитель директора Института практической и клинической психологии МУППИ, Корнейчик И.В.
заведующий кафедрой клинической психологии Института практической и клинической психологии МУППИ, к.псх.н. Бурмистрова Е.В.
проректор по международной деятельности и работе с регионами МУППИ, к.псх.н. Киреев О.П.
Методические указания разработаны с учетом требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.07.2020 № 839.
- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.07.2020 № 841.
- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.05.2020 № 683.
- Профессиональных стандартов:
01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования), утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н;
03.008 Психолог в социальной сфере, утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №682н.
03.018 Психолог-консультант», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2022 г. № 537н.
Рецензент:
к.псх.н., доцент кафедры организационной психологии и психологического консультирования ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» Кононов А.Н.
1. Общие положения
-
- Настоящее положение об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в МУППИ разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», со списком изменяющих документов (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.02.2016 № 86, от 28.04.2016 № 502), «Методическими рекомендациями по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена», направленными письмом Минобрнауки России от 20.07.2015 № 06-846, Уставом МУППИ, Положением о государственной итоговой аттестации выпускников МУППИ, обучающихся по образовательным программам высшего образования.
1.2. Защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) является обязательной частью государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) всех выпускников, завершающих обучение по основным программам высшего образования.
1.3. ВКР в МУППИ выполняется в форме подготовки к процедуре защиты и защиты выпускной квалификационной работы для направлений подготовки 37.03.01 Психология (бакалавриат) подготовки и 37.04.01 Психология (магистратура) и специальности 37.05.01 Клиническая психология (специалитет),
1.4. Выпускная квалификационная работа – это базовый компонент государственной итоговой аттестации (см. п. 2.7. ФГОС ВО направления 37.03.01 Психология, 37.04.01 Психология и специальности 37.05.01 Клиническая психология), самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите на ГИА.
1.5. В выпускной квалификационной работе должны быть продемонстрированы глубокие знания автора и его подготовленность по направлению подготовки и специальности в целом, а также реализация своих компетенций по анализу и исследованию разрабатываемой научной проблемы, концептуализации предложений по решению практических проблем профессиональной деятельности.
1.6. Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных обучающимся знаний, профессиональных, исследовательских компетенций.
1.7. Необходимым условием допуска к ГИА (подготовке и защите ВКР) является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
1.8. Темы ВКР должны соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу высшего образования.
1.9. ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям МУППИ и образовательных организаций Москвы, Российской Федерации.
1.10. Ректор МУППИ приказом назначает руководителя ВКР и тему ВКР не позднее 1 (первого) ноября последнего учебного года обучения обучающегося. На все виды консультаций руководителю ВКР для каждого обучающегося предусматривается не более 18 (восемнадцать) академических часов сверх сетки часов учебного плана. Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) ВКР, оплата которых по факту составляет не более 10 (десяти) академических часов сверх сетки учебного плана.
1.11. Руководитель ВКР разрабатывает совместно с обучающимся индивидуальный план подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы.
1.12. Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет заведующий кафедрой, реализующий направление подготовки, по которому обучается обучающийся. Промежуточный контроль осуществляет директор (заместитель директора) Института практической психологии МУППИ.
1.13. Основными функциями руководителя ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (актуальность, цель и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);
- оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы;
- контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы;
- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу. За одним руководителем может быть одновременно закреплено не более 8 (восьми) обучающихся (в бакалавриате и специалитете).
1.14. На выполнение и завершение выпускной квалификационной работы в соответствии с государственными требованиями по специальности отводится 4 (четыре) недели календарного времени согласно учебному плану. МУППИ имеет право рассредоточить данный объем времени в течение последнего года обучения по своему усмотрению. Институт практической психологии не имеет права использовать данное время не по назначению.
1.15. По завершению обучающимся выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает заведующему кафедрой, реализующему образовательную программу.
1.16. После защиты ВКР и утверждения оценки председателем и членами экзаменационной комиссии тексты ВКР, за исключением текстов ВКР, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, размещаются в электронно-библиотечной системе МУППИ. Порядок размещения текстов ВКР в электронно-библиотечной системе МУППИ, проверки на объем заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается распорядительными актами МУППИ. Доступ лиц к текстам ВКР должен быть обеспечен в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом изъятия по решению правообладателя производственных, технических, экономических, организационных и других сведении, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.
2. Определение темы выпускной квалификационной работы
2.1. Темы ВКР определяются МУППИ и должны отвечать современным требованиям образования, иметь практико-ориентированный характер.
2.2. Обучающийся предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.
2.3. Список тем разрабатывается преподавателями Института практической психологии, обсуждается на заседаниях кафедр Института. Список тем согласовывается с представителями работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников в рамках профессиональных модулей. Список тем утверждается директором Института
2.4. Для подготовки ВКР обучающемуся назначается руководитель (из числа преподавателей кафедры или представителей работодателя).
2.5. ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться, по возможности с привлечением работодателя.
2.6. Выполненная ВКР в целом должна:
– соответствовать разработанному заданию;
– включать анализ источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;
– продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, его способность и умение применять на практике освоенные знания, практические умения, общие, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки и специальности.
2.7. ВКР выполняется обучающимся с использованием собранных им лично материалов, в том числе в период прохождения предвыпускной квалификационной ной практики и выполнения курсовой работы (контрольных работ по дисциплинам учебного плана).
2.8. При определении темы ВКР следует учитывать, что ее содержание может основываться:
- на актуальных проблемах, решаемых в системе психологической помощи населению, или исследований консультативной и психотерапевтической практики;
– на обобщении результатов выполненной ранее курсовой работы, если она выполнялась в рамках соответствующего профессионального модуля;
– на использовании результатов выполненных ранее практических заданий и исследований.
2.9. Выбор темы ВКР осуществляется до начала предвыпускной квалификационной ной практики, что обусловлено необходимостью сбора практического материала по разрабатываемой проблеме в период ее прохождения. Обучающийся готовит заявление и выборе руководителя ВКР, и утверждения темы ВКР (см. приложение Б). Заявление обучающийся передает руководителю ВКР, а последний передает его заведующему кафедрой, реализующей образовательную программу, по которой обучается обучающийся.
3. Руководство выпускной квалификационной работой
3.1. Перечень тем ВКР, закрепление их за обучающимися, назначение руководителей ВКР осуществляются приказом Ректора МУППИ.
3.2. Задание для каждого обучающегося разрабатывается в соответствии с утвержденной темой ВКР.
3.3. Задание на ВКР рассматривается на заседании кафедры, реализующей подготовку по направлению обучения обучающегося, подписывается руководителем ВКР и утверждается заведующим кафедрой.
3.4. Задание на ВКР выдается обучающемуся не позднее, чем за 2 (две) недели до начала преддипломной практики.
3.5. По завершении обучающимся подготовки ВКР руководитель проверяет качество работы, подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом (см. приложение Г) передает заведующему кафедрой, реализующей подготовку по направлению обучения обучающегося.
3.7. В отзыве руководителя ВКР указываются характерные особенности работы, ее достоинства и недостатки, а также отношение обучающегося к выполнению ВКР, проявленные (не проявленные) им способности, оценивается уровень освоения универсальных, общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, продемонстрированные им при выполнении ВКР, а также степень самостоятельности обучающегося и его личный вклад в разработку научной проблемы и концептуализацию предложений по решению профессиональных задач. Заканчивается отзыв руководителя выводом о возможности (невозможности) допуска ВКР к защите.
4. Требования к объему и структуре выпускной квалификационной работы
4.1. Выпускная квалификационная работа может быть выполнена в вариантах практико-ориентированной или теоретической работы (см. п.4.3). Выбор варианта выполнения ВКР не снижает ее ценности, не выступает критерием сравнения с другими работами и не оказывает влияние на ее оценку. Варианты ВКР представлены на рисунке 1.
Варианты выпускной квалификационной работы |
2-й вариант – исследование проблем, связанных с изучением метода психологического воздействия в рамках оказания психологической помощи (как связан метод и проблема?). |
1-й вариант – исследование проблем, представленных в запросах клиентов или чаще всего связываются с психическим и психологическим здоровьем, развитием личности, личностными трудностями в построении отношений и др. |
3-й вариант – исследование проблем, связанных с изучением особенностей метода психологического воздействия (условия реализации метода - техники и приемы, группы клиентов, условия реализации метода, сравнение с другими методами и т.п.) |
Практико-ориентированный вариант ВКР |
Теоретический вариант ВКР |
Проблемы, связанные с разработанностью методов оказания психологической помощи, историей решения определенных вопросов психологической помощи, библиометрические и качественные исследования проблем психического здоровья и т.п. |
Рис.1. Варианты выпускной квалификационной работы
Примерные содержательные аспекты вариантов ВКР:
а) Практико-ориентированный вариант.
Для всех вариантов ВКР среди базовых направлений психологической помощи в направления подготовки 37.03.01 Психология (профили: Консультативная психология, Психологическое сопровождение личности), 37.04.01 Психология (программа Консультативная психология) и специальности 37.05.01 Клиническая психология (программа специальности Психолого-педагогическая и консультативная помощь субъектам образовательного процесса) определены: психоаналитическое, поведенческое и экзистенциальное направления.
1-й вариант – исследование проблем, представленных в запросах клиентов или чаще всего связываются с психическим и психологическим здоровьем, развитием личности, личностными трудностями в построении отношений и др.
Данный вариант работы, ориентирован на изучение особенности проявления психологических проблем, связанных с развитием личности, проявлением различных характеристик личности в реальности, построением отношений и др. проблемами.
В рамках этого варианта ВКР специфика подготовки обучающегося проявляется в отдельном параграфе, где он теоретически исследует возможности конкретного метода психологической помощи, в решении разрабатываемой проблемы.
Примеры тем ВКР – «Взаимосвязь механизмов психологической защиты с типами отношений обучающихся», «Особенности эмоциональных реакций старших школьников в период подготовки и сдачи экзаменов» и т.п.
2-й вариант – исследование проблем, связанных с изучением метода психологического воздействия в рамках оказания психологической помощи (как связан метод и проблема?).
Данный вариант работы, ориентирован на изучение конкретного метода психологической помощи в решении психологических проблем, связанных с развитием личности, проявлением различных характеристик личности в реальности, построением отношений и др. проблемами.
В рамках этого варианта ВКР специфика подготовки обучающегося проявляется в отдельной главе, где он теоретически исследует возможности конкретного метода психологической помощи в решении разрабатываемой проблемы, его специфику и его эффективность. Данный вариант работы предполагает описание обучающимся личной консультативной практики.
Примеры тем ВКР – «Психоаналитическое консультирование как средство снижения уровня переживания и проявления агрессии», «Экзистенциальное психологическое консультирование как средство снижения тревожности у людей с заниженной самооценкой» и т.п.
3-й вариант – исследование проблем, связанных с изучением особенностей метода психологического воздействия (условия реализации метода – техники и приемы, группы клиентов, условия реализации метода, сравнение с другими методами и т.п.)
Данный вариант работы, ориентирован на изучение деталей конкретного метода психологической помощи в решении психологических проблем, связанных с применением метода в разных условиях (индивидуальная или групповая работа), на разных группах клиентов (мужчины и женщины; дети и взрослые и т.п.), сравнение с методами из другого направления психологической помощи.
В рамках этого варианта ВКР специфика подготовки обучающегося проявляется в построении всего исследования на основе выбранного направления психологической помощи. В работе исследуются возможности конкретного метода психологической помощи в решении разрабатываемой проблемы и проводиться анализ собственной консультативной практики. Данный вариант работы предполагает описание и исследование обучающимся личной консультативной практики.
Примеры тем ВКР – «Психоаналитическое консультирование как средства снижения уровня личностной тревожности в супружеских и родительско-детских отношениях», «Экзистенциальное психологическое консультирование как средство работы с уровнями смыслов у мужчин и женщин, состоящий в семейных отношениях» и т.п.
б) Теоретический вариант.
Работа ориентирована на исследование проблем, связанных с разработанностью методов оказания психологической помощи, историей решения определенных вопросов психологической помощи, библиометрические и качественные исследования проблем психического здоровья и т.п.
Теоретическая работа по направлению бакалавриата, как правило, допускается для реализации обучающимися, продемонстрировавшими за время обучения высокий уровень теоретической и практической подготовки. Содержание работы предполагает:
- получение принципиально новых, ранее не известных знаний о психологической помощи населению;
- обоснование расширения возможностей применения уже известных методов психологической помощи в решении проблем;
- обоснование адаптации психодиагностических средств, методов психологической помощи к решению отдельных психологических проблем на различных социальных группах;
- библиометрические исследования проблем психологической помощи (анализ актуальных проблем консультативной практики; анализ динамики исследований отдельного направления психологической помощи и др.);
- психоисторическое исследование в рамках определенного направления психологической помощи и т.п.
4.2. Примерная структура вариантов ВКР:
Титульный лист (оформляется в соответствии с локальными нормативными документами МУППИ) (см. приложение В).
Содержание – указаны все структурные части ВКР, имеющие названия со страницами, на которых они расположены.
Введение:
актуальность исследования (это обоснование проблемы исследования с точки зрения её социальной и научной значимости в настоящее время),
объект,
предмет,
цель,
задачи,
гипотеза,
методы исследования,
методы обработки информации.
Наличие всех перечисленных элементов Введения является обязательным.
Основное содержание работы – структура основной части ВКР может быть разной и зависит от задач, которые обучающийся определяет для достижения научной цели. Как правило, в структуру ВКР входит 2 или 3 главы, которые, в свою очередь, могут делиться на параграфы. Важно помнить, что глава не может состоять из одного параграфа.
а) теоретическая часть (отдельная(-ные) глава(-ы) должна раскрывать задачи данного этапа работы и содержать:
- теоретическое описание объекта исследования (схема и система научных понятий) (для всех вариантов ВКР);
- анализ концептуальных оснований исследования (для всех вариантов ВКР);
- анализ (обзор) состояния, динамики и тенденций развития изучаемой темы (для всех вариантов ВКР);
- теоретические основы изучаемой проблемы в рамках отечественных и зарубежных подходов (для всех вариантов ВКР), выводы по главе;
- теоретический анализ особенности выбранного метода психологической помощи (для вариантов 2 и 3), выводы по главе;
б) практическая часть (отдельная глава)
- описание методологии исследования, методов исследования и выборки исследования (отдельный раздел);
- описания психодиагностического этапа исследования его результатов (отдельный раздел);
- описание обработки результатов психодиагностического исследования с помощью математических методов и/или качественных методов (отдельный раздел);
- может быть представлено описание разработанных, адаптированных психодиагностических средств, разработанных программ занятий, упражнений, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению (отдельный раздел);
- обоснование использования конкретных психодиагностических средств и методов психологической помощи (отдельный раздел для 1-го варианта);
- выводы по каждой главе.
Заключение – включает теоретические и практические выводы по всей работе по сформулированным задачам ВКР, теоретические обобщения, практические обоснования и предложения, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.
Список литературы (не менее 50 источников) – включает в себя перечень ссылок на различные источники, материалы которых использовались при написании ВКР: монографии и словари, статьи периодических изданий (научные журналы, газеты), нормативные и правовые документы и инструктивные материалы, статистические сборники и информационно-аналитические материалы, страницы интернет-ресурсов, веб-сайтов и другие источники.
Список использованных источников и литературы оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в действующих нормативно-методических материалах (см. п.4.3.). Общие требования и примеры оформления списка литературы и источников имеются на библиотечном ресурсе МУППИ.
Приложения – может содержать: описание полного варианта психодиагностических средств, таблицы математических расчетов, рисунки и графики и др.
Отдельные рекомендации по ВКР.
При определении структуры ВКР обучающемуся следует внимательно изучить предложенные варианты и обсудить содержание с научным руководителем.
Необходимо обратить особое внимание на переходы от одной главы к другой. Переход между ними должен быть последовательным и логичным, т.е. все главы должны быть логически связаны между собой.
В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.
В работе необходимо придерживаться научного стиля изложения, корректно применять базовые понятия, использующиеся в психологии. Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания выпускной квалификационной работы, является безупречная грамотность.
Основная часть ВКР может содержать иллюстративный или цифровой материал. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т.д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования. Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть ВКР должен нести максимум новой полезной информации.
4.3. Технические и общие рекомендуемые требования по оформлению текста, иллюстрационного и цифрового материалов ВКР
Таблица 1
Технические рекомендации по оформлению текста и материалов ВКР
Показатель оформления |
Направление 37.03.01 Психология |
Направление 37.04.01 Психология Направление 37.05.01 Клиническая психология |
рекомендуемый объем работы |
50-60 страниц |
60-70 страниц |
способ выполнения работы |
набрана на компьютере на одной стороне листа белой бумаги |
|
формат бумаги |
А4 (210×297 мм) |
|
шрифт текста |
Times New Roman |
|
размер шрифта |
14 кегль |
|
интервал между строк |
интервал 1,5 |
|
поля страницы |
левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм |
|
нумерация страниц |
Нумерация страниц сквозная, номер страницы располагается в нижней части листа. На первой странице (титул) нумерация страниц не указывается, но подразумевается. |
|
другие показатели |
Полной считается страница, содержащая 28 (двадцать восемь) строк, меньшее количество строк допустимо (если страница не является завершающей в главе). В строке насчитывается 60 (шестьдесят) знаков, включая интервалы между словами и знаки препинания. |
Общие рекомендации к оформлению текста и материалов ВКР
Каждый раздел работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложения и т.д.) начинаются с новой страницы, а подразделы (параграфы) располагаются друг за другом.
Нумерация глав (разделов) сквозная (например, ГЛАВА 1, ГЛАВА 2), нумерация подразделов (параграфов) сквозная в пределах главы (раздела) (например, 1.1. название, 1.2. название) ВКР.
Названия глав (разделов) печатаются ПРОПИСНЫМИ буквами без точки в конце и выделяются жирным шрифтом (например, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПОДХОДОВ В ПСИХОЛОГИИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ). Расстояние между заголовками главы и текстом глав – 1 пустая строка.
Объем Введения и Заключения ВКР составляет 3-5 страниц.
Список литературы должен содержать не менее 50 наименований и располагаться по алфавиту. Среди литературных источников учебники и учебные пособия должны составлять не более 30%. Источники литературы на иностранном языке, представляются по алфавиту, после русскоязычных источников.
Примеры оформления литературы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Русскоязычные литературные источники
Статья – 1-3 автора
Жмурин И.Е., Чумичёва И.В. Проявление негативного нарциссизма супругов в семейных конфликтах как фокус психоаналитического консультирования супругов // В сборнике: Актуальные проблемы психологического консультирования в эпоху цифровизации социального взаимодействия. Сборник научных трудов I Международной конференции. Под ред. А.С. Полякова, О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. – СПб., 2021. – С. 10-14.
Статья – 4 и более авторов
Возрастные особенности смертности городского и сельского населения России в 90-е годы ХХ века / Иванова А.Е., Семенова В.Г., Гаврилова Н.С., Евдокушкина Г.Н., Гаврилов Л.А., Девиченская М.Н. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2003. № 1. С. 17-26.
Книга 1-3 авторов
Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
Книга, имеющая более трёх авторов
Хирургическое лечение постинфарктных аневризм сердца / Михеев А.А., Клюжев В.М., Ардашев В.Н., Шихвердиев Н.Н., Оточкин А.В. – М.: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 1999. – 113 с.
Диссертация
Кудрявцев Ю.Н. Клинико-экономическое обоснование управления лечебно-диагностическим процессом в современных социально-экономических условиях: Дис. ... д-ра мед. наук. – М., 2003. – 345 с.
Издание, не имеющее индивидуального автора
Демографический ежегодник России. – М.: Госкомстат России, 1996. – 557 с.
Ссылки на электронные ресурсы
Доклад о состоянии здравоохранения в мире,
Гаранян Н.Г. Апробация методики диагностики нарциссических черт личности на выборке обучающихся российских вузов // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. – № 4. – С. 8-32. doi: 10.17759/cpp20162404002 (дата обращения: 15.09.2021)
Англоязычные версии литературных источников
книги с одним автором
Morf C.C., Rhodewalt F. “Die Paradoxa des Narzissmus - ein dynamisches selbstregulatorisches Prozessmodell”. Narzissmus Grundlagen – Störungsbilder – Therapie. – Stuttgar. – N.Y.: Schattauer, 2009. P. 308–347.
книги с двумя и более авторами
McCarthy, P. and Hatcher, C. (1996), Speaking persuasively: Making the most of your presentations, Allen and Unwin, Sydney, NSW.
книги под редакцией
Litvinov, V.V. and Maryanovich, T.P. (1991), Metody postroyeniya imitatsionnykh sistem [Construction methods of simulation systems], in Sergiyenko, I.V. (ed.), Naukova dumka, Kiev, Ukraine.
журнальная статья
Biskin R.S. “The Lifetime Course of Borderline Personality Disorder”, Canadian journal of psychiatry. Revue canadienne de psychiatrie, 2015. 60 (7). P. 303-308. https://doi.org/10.1177/070674371506000702 (Accessed 22 October 2021).
электронные ресурсы
Better Business Bureau (2001), “Third-party assurance boosts online purchasing”, available at: http://bbbonline.org/about/press/2001/101701.asp (Accessed 7 January 2002).
материалы конференций
Lodi, E., Veseley, M. and Vigen, J. (2000), “Link managers for grey literature”, New Frontiers in Grey Literature, Proceedings of the 4th International Conference on Grey Literature, Washington, DC, 4-5October 1999, Amsterdam, 116–34.
диссертации
Gibbs, A. (2004), MBA Quality – An investigation into stakeholders’ perspectives, Abstract of Ph.D. dissertation, Oxford Brookes University, Oxford, UK.
Оформление Приложений. Каждое приложение следует начинать с нового листа в правом верхнем углу словом «Приложение» (полужирным шрифтом) и нумеровать последовательно арабскими цифрами (без знака №) (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). В Приложении допускается использование шрифта меньшего размера.
Порядок оформления иллюстративного или цифрового материала (таблиц, рисунков и схем, цифровых материалов).
Таблицы, рисунки, графики и диаграммы должны иметь названия и порядковую нумерацию.
Нумерация иллюстративного или цифрового материала сквозная (арабскими цифрами) у каждого из материалов своя (Таблица 1, Таблица 2, Таблица …, Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок …и т.д.).
Для таблиц, размещенных в тексте ВКР, оформление представлено в примере (пример из исследования Жмурин И.Е., Корнейчик И.В., 2014-2021):
Таблица 1.1.
Описание характеристик участников исследования
Пол |
Возрастной диапазон |
Возрастной диапазон супруга |
Стаж в браке |
Мужчины (n=844) |
22-67 лет (х=32,81, SD=7,22) |
19-67 лет (х=31,28, SD=7,53) |
от 2 до 15 лет (n=709, 84,0%) |
Женщины (n=903) |
19-65 год (х=36,30, SD=8,20) |
19-75 год (х=37,15, SD=8,53) |
от 3 до 18 лет (n=771, 85,4%) |
Примеры оформления диаграмм и графиков приведены ниже. Нумерация и название рисунков располагается ниже рисунка, выравнивание названия по ширине (пример из исследований Жмурина И.Е., Корнейчик И.В., 2014-2021).
Грандиозное чувство самозначимости |
Поглощенность фантазиями |
Вера в собственную уникальность |
Потребность в постоянном внимании и восхищении |
Ожидание особого отношения |
Отсутствие эмпатии |
Сверхзанятость чувством зависти |
Дерзкое, заносчивое поведение |
Ie – тенденция находиться в обществе других людей |
Iw – желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество |
Ce – тенденция контролировать отношения с другими |
Cw – тенденция подчинятся другим в общении |
Ae – тенденция устанавливать близкие отношения с другими |
Aw – желание, чтобы другие устанавливали глубокие эмоциональные отношения |
Манипуляции в межличностных отношениях |
Показатели негативного нарциссизма женщин (опросник «Нарциссические черты личности») |
Особенности супружеских отношений (Опросник В.Шутца) |
Грандиозное чувство самозначимости |
Поглощенность фантазиями |
Вера в собственную уникальность |
Потребность в постоянном внимании и восхищении |
Дерзкое, заносчивое поведение |
Сверхзанятость чувством зависти |
Ожидание особого отношения |
Манипуляции в межличностных отношениях |
Отсутствие эмпатии |
Показатели негативного нарциссизма мужчин (опросник «Нарциссические черты личности») |

Рис. 1. Взаимосвязи показателей негативного нарциссизма супругов и особенностей отношений между ними.
Примечание. Стрелками показаны значимые связи (p ≤ 0,05), установленные по дискриминантному анализу (IBM SPSS Statistics 25.0) между показателями негативного нарциссизма супругов и особенностями их отношений.
В заголовках и подзаголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Сам иллюстративный или цифровой материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, если материал объемный, то помещаем его в приложение ВКР. В том случае, если иллюстративный или цифровой материал был заимствован из какого-либо источника, то в тексте работы в обязательном порядке под названием материала даётся ссылка на источник заимствования.
4.4. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи, выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной ной работы.
В качестве исходной базы ВКР могут выступать исследования обучающегося, реализованные ранее при выполнении практических заданий по дисциплинам, различных практик, реализованных по направлениям, а также результаты научной деятельности обучающегося (материалы статьи, данные исследования в гранте или научном проекте, где обучающийся принимал участие и т.п.).
4.5. Текст выпускной квалификационной работы подлежит обязательной проверке на оригинальность для установления объема заимствований в работе, в том числе неправомочных. Уровень оригинальности выпускной квалификационной работы образовательной программы по направлению подготовки 37.03.01 Психология (профили: Консультативная психология, Психологическое сопровождение личности), 37.04.01 Психология (программа Консультативная психология) и специальности 37.05.01 Клиническая психология, программа специальности Психолого-педагогическая и консультативная помощь субъектам образовательного процесса составляет не менее 70 %. Работы, процент оригинальности текста, которых ниже установленного уровня, в обязательном порядке направляются на доработку при сохранении ранее установленной темы работы. После внесения обучающимся необходимых изменений в текст работы, она направляется на проверку повторно. ВКР принимается экзаменационной комиссией к защите только после предоставления справки о результатах проверки работы на антиплагиат.
Обучающийся несёт ответственность за поступление своей письменной работы на проверку в ИС «Антиплагиат» в установленные сроки. Руководитель ВКР несёт ответственность за проверку работы в установленные сроки, принятие решения о доработке и повторной проверке на плагиат, а также за допуск работы обучающегося к защите, предоставления отзыва на выполненную ВКР с заключением об оригинальности текста и объёме заимствований.
5. Рецензирование выпускной квалификационной работы
5.1. Выполненная выпускная квалификационная работа рецензируются специалистами из числа работников МУППИ или представителей работодателя.
5.2. Рецензенты ВКР назначаются приказом ректора МУППИ не позднее 1 (одного) месяца до защиты выпускной квалификационной работы. Каждому рецензенту может быть прикреплено не более 8 (восьми) обучающихся.
5.3. Рецензия должна включать:
- заключение о соответствии содержания выпускной квалификационной работы заявленной теме;
- оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;
- оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
- оценку выпускной квалификационной работы в целом.
5.4. На рецензирование одной выпускной квалификационной работы должно быть предусмотрено не более 2 (двух) академических часов сверх сетки часов учебного плана.
5.5. Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.
5.6. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.
5.7. Заведующий кафедрой при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске обучающегося к защите и передает выпускную квалификационную работу государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) не позднее, чем за 5 (пять) дней до защиты ВКР.
6. Защита выпускной квалификационной работы
6.1. Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании ГЭК с участием не менее 2/3 (две трети) ее состава. Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии ГЭК или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК является решающим.
6.2. На защиту выпускной квалификационной работой отводится до 1 (одного) академического часа на 1 (одного) выпускника. Процедура защиты включает:
- доклад выпускника (5-7 минут);
- чтение отзыва и рецензии;
- вопросы членов комиссии;
- ответы выпускника.
Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.
6.3. При определении итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются: доклад выпускника, оценка рецензента, отзыв руководителя, ответы на вопросы.
6.4. Ход заседания ГЭК протоколируется. В протоколе фиксируются: тема ВКР, итоговая оценка, вопросы и особые мнения членов комиссии.
6.5. Протоколы заседаний ГЭК подписываются всеми членами комиссии.
6.6. Выпускники, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае ГЭК может признать целесообразным повторную защиту выпускной квалификационной работы той же темы, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы ВКР и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через 1 (один) год.
7. Хранение выпускных квалификационных работ
7.1. Выполненные обучающимися выпускные квалификационные работы хранятся в МУППИ после их защиты не менее 5 (пяти) лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении выпускных квалификационных работ решается организуемой по приказу Ректора МУППИ экспертной комиссией, которая представляет предложения о списании ВКР. Уничтожение ВКР оформляется соответствующим актом.
7.2. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в учебном процессе в качестве методических пособий в кабинетах МУППИ.
7.3. По запросу сторонней организации, учреждения, предприятия, Ректор МУППИ имеет право разрешить копирование выпускных квалификационных работ обучающихся. При наличии в ВКР изобретения или рационализаторского предложения разрешение на копирование выдается только после оформления в установленном порядке заявки на авторские права выпускника.
7.4. Продукты творческой деятельности по решению ГЭК могут не подлежать хранению в течение 5 (пяти) лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи т.п.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Алгоритм выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР)
Выбор темы выпускной квалификационной работы (консультация с заведующим кафедрой или преподавателями кафедры) |
Написание обучающимся заявления о теме и выборе руководителя ВКР (Приложение 2) |
Определение руководителя ВКР (согласуется с заведующим кафедрой) |
Обсуждение и определение структуры ВКР (совместно с научным руководителем) |
Теоретический анализ проблемы исследования |
Анализ отечественной и зарубежной литературы на научных информационных платформах |
Подготовка и определение методов исследования (совместно с руководителем ВКР) |
Проведение исследования (по договоренности с конкретной организацией) |
Обработка результатов исследования |
Проверка текста ВКР в программе «Антиплагиат ВУЗ» (самостоятельная проверка не допускается) |
Подготовка полного текста ВКР |
Описание текста теоретической части |
Рецензирование ВКР (Приложение 4) |
Исправление и дополнение текста ВКР (если необходимо). Если текст выполнен по требованиям оригинальности – представление для проверки научному руководителю (знакомство с отзывом руководителя. Приложение 3) |
Изучение замечаний рецензента и подготовка к защите (подготовка доклада и презентации, подготовка к ответам на замечания рецензента) |
Защита выпускной квалификационной работы (успешность защиты обусловлена выполнением каждого этапа алгоритма)!!! |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Заявление обучающегося по утверждению руководителя ВКР и закреплению выбранной темы выпускной квалификационной работы
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ»
Директору Института практической и клинической психологии
_______________________
обучающегося __ курса
направление подготовки
________________________
форма обучения ____________
___________________________ ___________________________(ФИО обучающегося)
Заявление
Для выполнения выпускной квалификационной работы в __________ учебном году прошу утвердить:
руководителем ВКР ______________________________________________
________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
________________________________________________________________
тему выпускной квалификационной работы _________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Руководитель ВКР _________________ /_________________/
(подпись) (инициалы, фамилия)
Обучающийся _________________________ /_________________/
(подпись) (инициалы, фамилия)
«____» __________________ 20___ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Форма титульного листа выпускной квалификационной работы
Институт практической и клинической психологии
Кафедра ___________________________________
Направление подготовки (специальность) (шифр направления, специальности) (наименование направления, специальности) ___________________________
Профиль (программа специальности) _________________________________
Выпускная квалификационная работа
Тема:
___________________________________________________________________
Обучающийся
(Фамилия И.О.) (Подпись)
Группа _______________________________
Руководитель ВКР
(Фамилия И.О., степень, звание) (Подпись)
«ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ»
Зав. кафедрой «____________» Ф.И.О. __________
(Подпись)
Москва
202_
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ»
Институт практической и клинической психологии
Кафедра ___________________________________
Направление подготовки (специальность) (шифр направления, специальности) (наименование направления, специальности)
Профиль (программа специальности) _________________________________
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
( подпись) (Ф.И.О.)
«_ »_ 202 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
обучающегося группы
(фамилия, имя, отчество)
- Тема ВКР
- Утверждена распоряжением по институту от « » 202 г. №
- Руководитель
(Ф.И.О., должность, ученое звание, ученая степень)
- Исходные данные к работе
- Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
- Перечень демонстрационных материалов
- Дата выдачи задания: « » 202__ г.
- Срок представления к защите « » 202__ г.
Руководитель: / /
(Подпись) (И.О. Фамилия)
Задание к исполнению принял: / /
(Подпись) (И.О. Фамилия)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ»
Институт практической и клинической психологии
Кафедра ___________________________________
Направление подготовки (специальность) (шифр направления, специальности) (наименование направления, специальности) ___________________________
Профиль (программа специальности) _________________________________
_____________________________________________________________________________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Обучающегося ______________________________________ группа ______________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
Тема ВКР:
№ п/п |
Наименование этапа ВКР |
Срок выполнения этапа |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель: / _______________________________ /
(Подпись) (Фамилия И.О., степень, звание)
Заведующий кафедрой / _____________________________/
(Подпись) (Фамилия И.О., степень, звание)
«____» ____________ 202 г.
Форма отзыва руководителя ВКР выпускной квалификационной работы
Институт практической и клинической психологии
Кафедра ___________________________________
Направление подготовки (специальность) (шифр направления, специальности) (наименование направления, специальности) ___________________________
Профиль (программа специальности) _________________________________
_____________________________________________________________________________
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
о выпускной квалификационной работе
обучающегося ____ курса
института __________________________________________________________________
направление подготовки _______________________________________________________
профиль подготовки ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы обучающегося)
руководитель ВКР
_____________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, ученое звание, ученая степень, должность руководителя ВКР)
Тема выпускной квалификационной работы:
«полное название ВКР»
Примерный вариант текста…
Выпускная квалификационная работа ФИО, инициалы обучающегося посвящена практически значимой для деятельности специалиста психологического консультирования проблеме и представляет собой законченную научную работу включающую….
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, работа специалиста) структурирована, включает в себя все требующиеся для научной работы разделы: …………………...
Тема, замысел и структура исследования сформулированы грамотно, изложен его ход и полученные результаты. Работа выполнена логически стройно, изложенный материал методологически выдержан, теоретически обоснован. Материал работы отражает …………….. На основе анализа психологической литературы автору удалось раскрыть актуальность выбранной проблемы, провести теоретический анализ проблемы ……………. Проведено эмпирическое исследование с использованием стандартизированных психодиагностических методик и …………, а результаты исследования обработаны ……………….
Достоинство выпускной квалификационной работы:
1. Уточнено расширяющее теоретико-методологический аппарат исследуемой проблемы содержание понятий …………………….
2. Определены и описаны особенности проявления …………………………………...
Выпускная квалификационная работа является оригинальным самостоятельным научным исследованием. В процессе выполнения ФИО, инициалы обучающегося продемонстрировал владение методологическими и методическими знаниями научно-исследовательской и практической деятельности …………. Проявлено умение анализировать проблему, оценивать и выявлять ………... ФИО, инициалы обучающегося отличает ……. На замечания руководителя ВКР реагировала ………..
Выпускная квалификационная работа ФИО, инициалы обучающегося полное и название темы работы представляет собой законченное теоретическое и эмпирическое исследование.
Вывод:
Выпускная квалификационная работа ФИО, инициалы обучающегося полное и название темы работы соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению ………….. к данному виду выпускных квалификационных работ, рекомендуется к защите.
Руководитель ВКР
___________________________________ _____________ /___________________________/
(ученое звание, ученая степень) (подпись) (фамилия, инициалы)
«_____» __________________ 20____ г.
Форма рецензии на выпускную квалификационную работу
Институт практической и клинической психологии
Кафедра ___________________________________
Направление подготовки (специальность) (шифр направления, специальности) (наименование направления, специальности) ___________________________
Профиль (программа специальности) __________________________________
_____________________________________________________________________________
РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу
обучающегося ____ курса
факультета ________________
направление подготовки (специальность) ________________________________________
профиль подготовки (программа специальности) _________________________________
___________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы обучающегося)
рецензент
_____________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, ученое звание, ученая степень, должность руководителя ВКР)
Тема выпускной квалификационной работы:
«полное название ВКР»
Примерный вариант текста…
Выпускная квалификационная работа ФИО, инициалы обучающегося выполнена на актуальную в научном и практическом отношении тему, посвященную …………………..
Проблема ………. остается актуальной, в связи с тем, что …………………...
Выпускная квалификационная работа четко структурирована, включает в себя все требующиеся для данного вида научной работы разделы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Глава 1 - ………., глава 2 - ……….., глава 3 - ……………………..
Тема, замысел и структура исследования сформулированы …………. Работа выполнена …………………………. Материал работы отражает ………………………...
На основе анализа зарубежной и отечественной психологической литературы, автор выявил, что ………………………………….
В процессе работы были выявлены ……………….. Определены …………………….
Полученные данные эмпирического исследования подтверждают ………………... Это проявляется …………………….. Вместе с тем ……………….. По результатам эмпирического исследования сделаны выводы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась ……….
К достоинствам выпускной квалификационной работы можно отнести:
- Материалы данного исследования могут быть использованы специалистами …… в области ……...;
2. Теоретическое обоснование ………………………;
2. Выявлены ………………………..
К недостаткам выпускной квалификационной работы, можно отнести следующие:
- Не достаточно точно прописаны ………………………..
- Следовало детализировать описание…………………….
- Допущены ошибки и неточности при оформлении текста выпускной квалификационной работы: ………………………..
Вместе с тем, выпускная квалификационная работа является оригинальным самостоятельным научным исследованием, посвященным разработке …….., а указанные замечания носят рекомендательный характер и …………………………...
Выводы:
1. Выпускная квалификационная работа ФИО, инициалы обучающегося полное и название темы работы соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению …………………. к данному виду выпускных квалификационных работ и является самостоятельным теоретическим и эмпирическим исследованием.
2. Работа соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС ВО по направлению ………………. к выпускным квалификационным работам, и заслуживает …………. оценки.
Рецензент
___________________________________ _____________ /___________________________/
(ученое звание, ученая степень) (подпись) (фамилия, инициалы руководителя)
«_____» __________________ 20____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
СОГЛАСИЕ
на размещение текста выпускной квалификационной работы обучающегося
в ЭБС МУППИ
Я, __________________________________________________________, обучающийся
выпускного курса по направлению подготовки (специальности)
_______________________________________________________________________
(код, наименование направления подготовки, специальности)
Института практической психологии
кафедры ______________________________________________________________
подтверждаю, что выпускная квалификационная работа выполнена мною лично и:
- не воспроизводит мою собственную работу, выполненную ранее, без ссылки на нее в качестве источника;
- не воспроизводит работу, выполненную другими авторами, без указания ссылки на источник учебной или научной литературы, статьи, web-сайты, выполненные задания или конспекты других обучаемых;
- содержит корректно использованные цитаты и ссылки;
- исключает полный библиографический список ссылок и источников, использованных при написании работы.
Мне известно, что нарушение правил цитирования и указания ссылок рассматривается как обман или попытка ввести в заблуждение, а также квалифицируется как нарушение Правил внутреннего распорядка МУППИ.
Я разрешаю разместить свою ВКР в ЭБС МУППИ
Я разрешаю МУППИ безвозмездно воспроизводить и размещать (доводить до всеобщего сведения) в полном объеме написанную мною в рамках выполнения образовательной программы выпускную квалификационную работу на тему:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(тема работы)
с указанием моего авторства и даты выполнения работы, а также данных о научном руководителе моей работы, в сети Интернет на корпоративном портале (сайте) МУППИ, таким образом, чтобы любой пользователь данного портала мог получить доступ к полному тексту моей выпускной квалификационной работы из любого места и в любое время по собственному выбору.
_______________________________ _______________________________
(дата) (Подпись)
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.