• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Индивидуальные подходы к выгоранию

Синдром выгорания как модель неспособная сохранить
собственное идеализированное самовыражение.

В работах Г.Фрюденбергера, отца-основателя синдрома «выгорания» («бернаута»), не содержится его четкого психологического объяснения. Как психиатор-практик, Фрюденбергер представляет массу конкретного материала, который иллюстрирует расплывчато сформулированные им принципы. По Фрюденбергеру и Ричельсон (1980) [117] выгоранию подвержены «динамичные, харизматичные, целеустремленные мужчины и женщины или устремленные идеалисты». Поэтому этот феномен назван «болезнью сверх-обязательных» или «недугом тех, кто ставит перед собой сверх-задачи». У них, нереальные или слишком завышенные ожидания, для них характерны амбиции, ведущие к СЭВ. По Фрюденбергеру и Ричельсон СЭВ развивается, когда индивидуум твердо верит в идеализированное представление о себе, как о харизматичной, динамичной, неистощимой, очень компетентной личности. В результате,

11

 

он полностью теряет контакт с «собственным Я». Фрюденбергер использует метафору, связанную с расходом энергии: синдром выгорания появляется у индивидуума тогда, когда он ведет себя слишком долго, беспорядочно и с излишне идеализированным представлением о самом себе, что приводит к истощению всех энергетических ресурсов.

Синдром как модель прогрессирующего разочарования

Основываясь на своих наблюдениях над работниками социальной сферы, находящихся в клинике больных с синдромом выгорания, Эделвич и Бродски (1980) создали свою популярную четырех ступеньчатую модель прогрессирующего разочарования. Базовый принцип их модели сводился к тому, что изначальные идеалистические ожидания личности подвержены разрушительным влияниям каждодневных реалий. Они считают, что благородные устремления трудно реализовать на практике из-за нескольких источников фрустрации в человеческом общении: отсутствия оценки критерия достижений, низкого уровня оплаты труда, слабых перспектив карьерного роста, недостаточной организационной поддержки и низкого общественного статуса. Таким образом, постепенный прогресс развития СЭВ может происходить по следующим четырем стадиям прогрессирующего разочарования: энтузиазм; застой, фрустрация, апатия.

Описав четыре, последовательные стадии развития СЭВ, Эделвич и Бродски внесли определенный вклад в познание этого динамичного процесса, который развивается постепенно со временем. Его скрытой движущей силой является разрыв между мечтами и реальным миром.

12

 

Синдром выгорания как модель ошибочных ожидании

Мейер (1983) [173] раскритиковал акцент на эмоциональную сторону в этиологии выгорания, фигурирующей в работах Фрюденбергера и Эделвича с Бродски, и предложил когнитивно-поведенческий подход. Согласно этому подходу, СЭВ развивается как результат модели ошибочных ожиданий, который не соответствует действительной рабочей ситуации. Различаются три вида таких «ожиданий»: закрепленные ожидания; исходные ожидания; реальные ожидания. В дополнение к этим трем видам «ожиданий», Мейер ввел понятие «связующего воздействия» для того, чтобы подчеркнуть, что данные три типа находятся под влиянием индивидуальных и общественных факторов, например, особой познавательной способности, такой как память. На ожидания индивидуума также оказывают влияние его/её персональные убеждения и правила общественного поведения. Познавательно-поведенческий подход Мейера, базирующийся на теории познания, не был подтвержден экспериментальным путем. Однако он демонстрирует на теоретическом уровне, что различные виды ожиданий могут играть различную роль в процессе возникновения СЭВ.

Синдром выгорания как модель нарушенных действии

Бурищ (1993) [96] предложил подход к синдрому выгорания, в котором решающая роль отводилась модели действий. Теория действий рассматривает так называемые эпизоды действия, как базовые элементы анализа. Такие эпизоды могут по времени охватывать периоды от минут (телефонный звонок) до десятилетий (становление и карьерный рост), и

13

 

они иерархически являются родственными (телефонный звонок может способствовать карьерному продвижению). Эпизод ненарушенного действия представляет собой циклический процесс, который начинается, когда латентные мотивы индивидуума активируются. Однако многое может помешать такому ненарушенному развитию эпизода действий. Бурищ [96] различает четыре вида нарушений, которые могут препятствовать такому развитию: барьеры в реализации мотива, барьеры в достижении цели; недостаточное вознаграждение, неожиданные негативные побочные эффекты.

Синдром выгорания как модель потери ресурсов

Недавно, новая общая теория стресса, названная Консервацией Ресурсов («КОР» от английского «COR» - Conservation of Resources), была использована применительно к синдрому выгорания (Хобфолл и Фриди, 1938) [138]. Базовой принцип теории КОР исходит из того, что люди имеют глубоко укоренившуюся мотивацию приобретать, удерживать и защищать то, что они ценят больше всего. По теории КОР, психологический стресс развивается тогда, когда: личностным ресурсам что-то угрожает (безработица, развод); прирост ресурсов не соответствует вложенным затратам. В общем, индивидуум эффективно справляется с появляющимся стрессом при помощи распределения ресурсов или инвестиций в них. Например, найдено новое место работы с помощью социальной системы. Именно в этом, действительно, и заключается причина того, почему так важно создавать резервуар ресурсов. Он действует как страховой полис, который позволяет индивидууму лучше справляться с будущими стрессогенными событиями. После успешного купирования, позитивная петля обратной связи замыкается («спираль прироста»): улучшается здоровье, и поступают новые ресурсы (новая

14

 

работа). Однако купирование может и не иметь успеха, и появляется вероятность развития продолжительного «рабочего» стресса или СЭВ [138]. СЭВ происходит тогда, когда осознается, что потеря важных личностных ресурсов не может быть восполнена: физическая бодрость, эмоциональное здоровье, познавательная активность. В теории КОР симптомы, также как и причины СЭВ, определяются в понятиях «потери ресурсов». Это иллюстрируется «спиралью потерь», в которой оказываются индивидуумы с синдромом выгорания: из-за того, что рабочие ресурсы находятся под угрозой, истрачены или недостаточно восполняются (ролевая двусмысленность, межличностный конфликт, несостоявшееся продвижение по службе), приходится затрачивать дополнительные личные ресурсы (выносливость, навыки общения, система социального обеспечения) для того, чтобы успешно купировать возникающий стресс. Однако, если таких ресурсов недостаточно, СЭВ усиливается и ресурсы еще больше истощаются. Подход КОР к СЭВ исходит из того, что этот процесс самовоспроизводиться и демонстрирует, что наличие и использование ресурсов является критическим для его развития.

Синдром выгорания как модель нарцисстического расстройства

Психоаналитик Фишер [114] рассматривал «бернаут» как модель нарцисстического расстройства личности. Он теоретически проанализировал три случая «бернаута» у трех пациентов, которых он лечил. По Фишеру, те индивидуумы, которые идеализируют свою работу и затем страдают от разочарования, могли бы снизить свою вовлеченность, либо понизить значимость своих идеалов или просто уйти из сложившейся ситуации. В обоих случаях можно избежать СЭВ. Однако, для потерпевших ни один из двух вышеприведенных вариантов не был приемлемым. Вместо того, чтобы отказаться, понизить

15

 

значимость своих идеалов или поискать новую работу, они удваивали свои усилия для того, чтобы добиться нереальных целей. Фишер полагал, что таким образом они отвергают что-то такое, что представляется им более страшным: потеря своих «иллюзий величия». Базовое чувство самоуважения кандидатов на СЭВ уходит корнями в нарцисстическую иллюзию - в ошибочное представление о себе, как о какой-то особой и превосходящей всех личности. Сравнительно недавно Гликауф-Хыоз и Мельман (1995) выступили с разъяснением, утверждая, что в дополнение к «нарциссизму величия» Фишера, существует «депрессивный нарциссизм», который также может привести к СЭВ. Пациенты последнего варианта характеризуются, главным образом, неустойчивым самоуважением, которое зависит, в основном, от обратной, эмоциональной подпитки других, а не от аутентичности собственных чувств. Авторы назвали такую эмоциональную зависимость от других «аудиторной /публичной/ чувствительностью». Такого рода чувствительность, которая развивается за счет неустойчивого самоуважения, часто проявляется позднее, когда они начинают выступать в роли отличных и сопереживающих помощников разного рода. Согласно вышеназванным авторам, неудивительно, что многие из такого рода помощников подвергались нарцисстическому воздействию в детстве. Для таких помощников отличная эмоциональная антенна является не только положительным фактором, но, одновременно, служит показателем их слабости. Способность улавливать потребности и чувства других это - процесс требует больших затрат внутренних сил, особенно для тех, кто обладает неустойчивым самоуважением. В результате складывается парадоксальная ситуация: отличные, заботливые помощники находятся в особой опасности подвергнуться СЭВ, поскольку их собственные потребности вряд ли могут быть удовлетворены. Синдром выгорания как модель дисбаланса между осознанными и не осознанными функциями.

16

 

Альтернативная психодинамическая теория швейцарского психолога
Карла Густава Юнга (1875-1961) была применена Гарденом (1991) [130].
к СЭВ. По Юнгу, различаются два типа противоположных личностей:
«чувствующие типы», это - сострадательные люди, характеризующиеся
проявлением внимания и заботы к окружающим, и «думающие люди», -
личности с жестким характером, ориентирующиеся на достижение
собственных целей, не обращая ни на кого внимание. Люди обычно
имеют тенденцию выбирать такую работу, которая является совместимой
с типом их личности. Исследования показывают, что в сферах
здравоохранения, образования, консультационных службах пропорция
чувствующих типов личностей к думающим составляет 4:1 [130].
Совершенно очевидно, что чувствующие типы личностей предпочитают
работать в организациях и службах, связанных с человеческим
общением. В противоположность, в таких профессиях как инженеры или
менеджеры больше встречаются думающие типы, снова в пропорции
4:1. Гарден доказывала, что из-за такого смешения профессий и
личностей,          результаты          исследований           СЭВ,                            проводящиеся

преимущественно в организациях и службах, связанных с человеческим общением, сильно склоняются в сторону чувствующих типов личности. Гарден заявляет, что её исследования (1985,1987,1988,1989) выявили три психодинамические принципа: обратный процесс; процесс конвергенции; СЭВ у личности, которая соответствует профилю работы.

Наблюдение, что СЭВ имеет отношение к подходящему соответствию между работой и типом личности, а не недостатком такого соответствия, объясняется аналогичным, саморегулирующимся процессом. По теории Юнга, слишком сильная зависимость от одной функции создает в психике дисбаланс, который перекрывается аналогичным увеличением её противоположности в неосознанной сфере. И, наконец, согласно теории Юнга, выход функций из осознанной сферы и появление неосознанных функций лишает психику энергии:

17

 

«Другими словами, потеря использования чьих-либо осознанных функций приводит к точно такому же состоянию, который обычно квалифицируется как СЭВ [130]. Более того, слишком большая зависимость от одной психической функции увеличивает вероятность негативного выступления её неосознанной противоположной части. Таким образом, в дополнение к регулировки дисбаланса между осознанной и неосознанной психическими функциями перспектива СЭВ по Юнгу делает особый акцент на том, что синдром развивается по-разному у различных типов личностей.

Синдром выгорания как модель неудачи в поиске смысла жизни (экзистенциальный подход).

Исходя из положений психологии экзистенциализма, Пайнс развила мотивационный подход к СЭВ, при котором базовая потребность индивидуума к поиску значения и смысла жизни играет критическую роль [184], [185]. Модельне была экспериментально проверена. Вместо этого, Пайнс использовала её для интерпретации результатов проведенных исследований и определения среднего показателя своих наблюдений за сотнями семинаров по СЭВ, которые она проводила. Заключенное в этой модели, исходит из того, что синдрому выгорания подвергаются только высоко мотивированные личности. Чтобы «сгореть», кто-то должен сначала быть в «огне». Любой индивидуум без такой начальной мотивации может испытывать стресс, отчуждение, депрессию, кризис существования или психологическую усталость, но не СЭВ (Пайнс, 1993). По существу, Пайнс говорит, что СЭВ является конечным результатом постепенного процесса разочарования в стремлении заполучить чувство важности существования от своей работы. «Идеалисты работают с усердием и много, потому что они ожидают, что работа сделает их жизнь значимой в широком смысле слова и придаст смысл их существованию». Так, в сущности, работники

18

 

«сгорают» потому что их опыт не соответствует их намерениям и ожиданиям. Пайнс предложила довольно простую модель, которая состоит из двух петель обратной связи. В позитивной петле ожидания и опыт совпадают: успех — достигнут, и присутствует ощущение значимости существования. В противоположность этому, в негативной петле ожидания разрушены, неудача торжествует и развивается СЭВ.

Экзистенциальный подход различает три типа целей и ожиданий, которые происходят от соответствующей мотивации к работе: универсальная мотивация (испытать успех и благодарность); специально-профессиональная мотивация (произвести особое впечатление на людей, помочь тем, кто нуждается); личностная рабочая мотивация, которая основывается на сокровенном, романтическом образе работы (медицинская сестра, с детства полюбившая эту профессию). В комбинации эти три мотивации придают ожиданию от работы значимость, цель и смысл. Таким образом, автор рассматривает выгорание как конечный результат постепенного процесса разочарования в профессиональной деятельности. Источником выгорания является чувство недостижимости идеала, незначимости своей работы, незначительности своих усилий. Главная идея этой модели заключается в том, что выгоранию могут подвергаться только индивиды с изначально высокой мотивацией. Немотивированный специалист может испытывать стресс, одиночество, депрессию, экзистенциальный кризис или усталость, но не выгореть.

В теории экзистенциального анализа, созданной учеником Виктора Франкла Альфредом Лэнгле, СЭВ классифицируется как "особая форма экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения".

Он считает, что истощение - ведущий симптом и основная характеристика синдрома выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Истощение вначале касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом и на решения, позиции, установки и действия человека. Согласно пространственной

19

 

антропологической модели Франкла [77], постепенно истощение охватывает, все три измерения человеческого бытия: соматическое; психическое; ноэтическое, а затем и четвертое измерение (логос), имеющее отношение к выходу человека за пределы своей личности, в горизонты смыслов -измерение решений, позиции и действий. Были сформулированы симптомы, характерные для СЭВ - четыре признака, на основании которых можно сделать заключение о наличии у человека синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение; деперсонализация - дегуманизация; переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы вместе представляют собой первые признаки "развития предсуицидального состояния" (Лэнгле, 2008) [50]. . Дальнейшее развитие симптомов приводит к полной потере интереса к жизни и апатии, которые являются характерными признаками "экзистенциального вакуума" по В.Франклу. Альфред Лэнгле в своей статье "Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания" очень точно определяет источник генерализованного истощения, охватывающего постепенно все сферы жизни. Человек, подверженный эмоциональному выгоранию, в течение длительного времени не проживает ценностей. Живя без близости к себе, не проживая в своей жизни персональной "исполненности", человек действует, ориентируясь на внешние признаки успешности - деньги, власть, успех и признание. Стремление к этим внешним признакам связано с тем, что человеку недостает внутреннего признания от себя самого, самоценности, доверия к миру и жизни. Причина этого стремления - психический дефицит, на восполнение которого человек направляет всю свою энергию. Потребность в этом заполнении настолько велика, что может сравниться с базовой витальной потребностью. Это и есть голод, только не физический, а душевный, ради утоления которого человек готов рискнуть своим неприкосновенным золотым запасом, который в обычной ситуации недоступен - хранится "на черный день". Если эта потребность не утоляется, человек еще глубже проваливается в депрессию.

20

 

Экзистенциальный подход к поиску причин выгорания является довольно перспективным и находит своих сторонников в отечественной психологии [37]. Проведенное В.Е. Орлом с сотрудниками исследование на профессионалах, работающих в системе ИТК УВД, показывает наличие связи между «эмоциональным выгоранием» и «работоголизмом», что подтверждает положения экзистенциального подхода [88]. Некоторые отечественные экзистенциальные психологи считают, что выгорание - в смысле Горения человека как отдачи себя - это один из глобальных смыслов человеческого существования. Прежде всего, этот смысл состоит в том, что в горении человек проявляет себя для других. И неважно, в каких масштабах происходит это горение, совершается ли это горение в помогающих или других отношениях. Нет частного "синдрома сгорания" профессионала, есть тотальный процесс Горения Человека. Поэтому, горение специалиста (психолога, врача) в работе, то есть отдачи своих сил, эмоций и энергии - это нормально. Ненормально, если этого не происходит - это уже не помощь человеку. Ставится вопрос о том, как относиться к своему горению, с каким чувством гореть и, возможно, в том, где гореть, в каких условиях, в какой обстановке, в каком обществе. Я думаю, что лучше, если это будет добровольное горение в присутствии таких же горящих людей - людей, которые видят смысл в этом горении и всячески поддерживают его [75]. Таким образом, даже в рамках одного подхода возможны различные взгляды на природу и сущность феномена выгорания - от неудачного поиска смысла жизни в профессиональной сфере до признания выгорания нормой и основным смыслом существования для каждого высокомотивированного специалиста.

Фактически, все индивидуальные подходы делают акцент на том, что необходимым условием для появления СЭВ необходима сильная осознанная или неосознанная мотивация, включающая сопутствующие цели высокой ценности, ожидания и устремления. Более того, эти подходы предполагают, что такие индивидуальные психологические

21

 

характеристики часто не совпадают с профессиональным опытом по работе. Таким образом, имеется несоответствие между намерениями и реальностью. В результате такого неполноценного баланса, возникает профессиональный стресс, который в конечном итоге может привести к СЭВ, если применяются не адекватные методы купирования и/или, когда не хватает соответствующих индивидуальных или организационных ресурсов.

Источник: Фокина Татьяна Юрьевна. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов : диссертация ... кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2009.- 188 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!