Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Школьная дизадаптация

Школьная дизадаптация

← Предыдущая Следующая →
21

Содержание:

1. Проблема здоровья подрастающего поколения. 1

2. Психическое здоровье детей. 1

3. Понятие дизадаптации. 2

4. Школьная дизадаптация. 2

5. Факторы, способствующие школьной дизадаптации. 2

6. Ранние признаки школьной дизадаптации. 3

7. Тяжелые формы школьной дезадаптации. 3

8. Причины дизадаптации. 3

9. Нейропсихологические аспекты школьной дизадаптации. 3

10. Профилактика и коррекция дизадаптации. 4

 

1. Проблема здоровья подрастающего поколения

Здоровье детей и подростков является важнейшим показателем благополучия общества. Однако статистические данные свидетельствуют о тревожной ситуации. По данным Северного А.А. (1998):

  • Каждый третий ребенок рождается больным или заболевает в первые месяцы жизни.
  • Более 1 миллиона детей являются практически инвалидами.
  • За время школьного обучения число здоровых детей сокращается в пять раз, и лишь 14% выпускников школ могут считаться практически здоровыми.

Социальное "здоровье" детей также вызывает серьезные опасения:

  • Около 2 миллионов детей школьного возраста нигде не обучаются, и на них приходится 40% детской преступности.
  • 20 000 детей бродяжничают, а число детей-сирот достигло 600 000.
  • 40% детей подвергаются насилию в семьях, а в школах 16% учащихся испытывают физическое насилие со стороны педагогов и 22% — психологическое.
  • Более 20% школьников имеют опыт употребления наркотических средств.

Эти данные подчеркивают необходимость комплексного подхода к решению проблем здоровья и социальной адаптации детей.


2. Психическое здоровье детей

Психическое здоровье детей также вызывает серьезные опасения. По данным исследований:

  • Среди детей с проблемами обучения и поведения 93–95% имеют психические нарушения (Северный А.А., 1998).
  • Среди детей-бродяг психически здоровыми могут быть признаны не более 6%.
  • Уже в возрасте 0–3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию.
  • К школьному возрасту распространенность нервно-психических расстройств достигает 70–80%.
  • Только 14% подростков могут быть признаны полностью психически здоровыми.

Эти данные указывают на необходимость развития системы психологической и психиатрической помощи детям, особенно в условиях социальной дезадаптации.


3. Понятие дизадаптации

Термин "дизадаптация" (в отличие от "дезадаптации") подразумевает нарушение или искажение адаптации, а не ее полную утрату. Как отмечает Северный А.А. (1998), дизадаптация индивида — это функционирование, не соответствующее его психофизиологическим возможностям или требованиям среды. Социальная дизадаптация характеризуется невозможностью выполнения человеком своей социальной роли в конкретных условиях (Вострокнутов Н.В., 1995; Северный А.А., 1998; Иовчук Н.М., 1998).


4. Школьная дизадаптация

Школьная дизадаптация — это специфический вариант социальной дизадаптации, который проявляется в невозможности обучения по программе, соответствующей способностям ребенка, или в нарушении взаимодействия с школьной средой. Как отмечает Глозман Ж.М. (2009), школьная дизадаптация охватывает определенную возрастную группу и требует особых подходов к реабилитации.

Она может проявляться в четырех основных формах:

  1. Нарушение обучения.
  2. Нарушение поведения.
  3. Нарушение контактов.
  4. Смешанная форма, сочетающая все вышеперечисленные нарушения.

5. Факторы, способствующие школьной дизадаптации

Формирование школьной дизадаптации связано с комплексом факторов, которые выделяют Иовчук Н.М. (1998) и другие исследователи:

  1. Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода, неадекватные воспитательные меры, грубое отношение учителей.
  2. Семейный фактор: дисгармония в семье, алкоголизм родителей, гиперопека или заброшенность ребенка.
  3. Средовой фактор: влияние улицы, доступность алкоголя и наркотиков.
  4. Социальный фактор: пропаганда насилия и жестокости через СМИ.
  5. Соматический фактор: тяжелые заболевания, врожденные нарушения.
  6. Психический фактор: пограничные психические расстройства, задержки развития.
  7. Коррекционно-профилактический фактор: отсутствие квалифицированной помощи.

6. Ранние признаки школьной дизадаптации

К ранним признакам школьной дизадаптации относятся:

  • Снижение успеваемости.
  • Увеличение времени на выполнение домашних заданий.
  • Потеря интереса к учебе.
  • Страх перед проверкой знаний.
  • Прогулы и антидисциплинарное поведение.

Эти признаки могут перерасти в глубокую дезадаптацию, если не будут приняты своевременные меры.


7. Тяжелые формы школьной дезадаптации

Тяжелая дезадаптация проявляется в:

  • Хронической неуспеваемости.
  • Школьной фобии (отказ посещать школу).
  • Грубых нарушениях поведения (воровство, бродяжничество, употребление наркотиков).
  • Конфликтах с одноклассниками, родителями и учителями.

8. Причины дизадаптации

Основные причины включают:

  • Социальное и материальное расслоение общества.
  • Увеличение числа детей с задержкой психического развития.
  • Невротические и соматические расстройства у детей.
  • Трудности общения с окружающими.

9. Нейропсихологические аспекты школьной дизадаптации

Нейропсихологические исследования показывают, что трудности обучения часто связаны с несформированностью психических функций, таких как:

  • Мелкая и общая моторика.
  • Зрительно-пространственная ориентировка.
  • Темп переработки информации.
  • Регуляторные функции.

Эти проблемы требуют комплексного подхода, включающего нейропсихологическую диагностику и коррекцию (Ахутина Т.В., 1998; Микадзе Ю.В., 2002; Глозман Ж.М., 2009).


10. Профилактика и коррекция дизадаптации

Профилактика школьной дизадаптации должна начинаться уже в дошкольном возрасте. Необходимо:

  • Развивать систему междисциплинарного взаимодействия.
  • Внедрять программы раннего выявления и коррекции нарушений.
  • Обеспечивать квалифицированную психологическую помощь детям и их семьям.

 Школьная дизадаптация  — это сложная и многофакторная проблема, требующая комплексного подхода. Ее решение невозможно без учета биологических, социальных и психологических аспектов развития ребенка. Профилактика и ранняя коррекция нарушений могут предотвратить глубокие формы дезадаптации и способствовать успешному обучению и социализации детей.

 © Команда DIP-PSI.RU

Теги: Адаптация
Еще статьи по теме:
Когнитивный дефицит и школьная дизадаптация
Социально-психическая адаптация личности
Сексуальные расстройства как причина супружеской дезадаптации
Супружеская адаптация

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!