Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Школьная дизадаптация
Содержание:
1. Проблема здоровья подрастающего поколения
5. Факторы, способствующие школьной дизадаптации
6. Ранние признаки школьной дизадаптации
7. Тяжелые формы школьной дезадаптации
9. Нейропсихологические аспекты школьной дизадаптации
10. Профилактика и коррекция дизадаптации
1. Проблема здоровья подрастающего поколения
Здоровье детей и подростков является важнейшим показателем благополучия общества. Однако статистические данные свидетельствуют о тревожной ситуации. По данным Северного А.А. (1998):
- Каждый третий ребенок рождается больным или заболевает в первые месяцы жизни.
- Более 1 миллиона детей являются практически инвалидами.
- За время школьного обучения число здоровых детей сокращается в пять раз, и лишь 14% выпускников школ могут считаться практически здоровыми.
Социальное "здоровье" детей также вызывает серьезные опасения:
- Около 2 миллионов детей школьного возраста нигде не обучаются, и на них приходится 40% детской преступности.
- 20 000 детей бродяжничают, а число детей-сирот достигло 600 000.
- 40% детей подвергаются насилию в семьях, а в школах 16% учащихся испытывают физическое насилие со стороны педагогов и 22% — психологическое.
- Более 20% школьников имеют опыт употребления наркотических средств.
Эти данные подчеркивают необходимость комплексного подхода к решению проблем здоровья и социальной адаптации детей.
2. Психическое здоровье детей
Психическое здоровье детей также вызывает серьезные опасения. По данным исследований:
- Среди детей с проблемами обучения и поведения 93–95% имеют психические нарушения (Северный А.А., 1998).
- Среди детей-бродяг психически здоровыми могут быть признаны не более 6%.
- Уже в возрасте 0–3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию.
- К школьному возрасту распространенность нервно-психических расстройств достигает 70–80%.
- Только 14% подростков могут быть признаны полностью психически здоровыми.
Эти данные указывают на необходимость развития системы психологической и психиатрической помощи детям, особенно в условиях социальной дезадаптации.
3. Понятие дизадаптации
Термин "дизадаптация" (в отличие от "дезадаптации") подразумевает нарушение или искажение адаптации, а не ее полную утрату. Как отмечает Северный А.А. (1998), дизадаптация индивида — это функционирование, не соответствующее его психофизиологическим возможностям или требованиям среды. Социальная дизадаптация характеризуется невозможностью выполнения человеком своей социальной роли в конкретных условиях (Вострокнутов Н.В., 1995; Северный А.А., 1998; Иовчук Н.М., 1998).
4. Школьная дизадаптация
Школьная дизадаптация — это специфический вариант социальной дизадаптации, который проявляется в невозможности обучения по программе, соответствующей способностям ребенка, или в нарушении взаимодействия с школьной средой. Как отмечает Глозман Ж.М. (2009), школьная дизадаптация охватывает определенную возрастную группу и требует особых подходов к реабилитации.
Она может проявляться в четырех основных формах:
- Нарушение обучения.
- Нарушение поведения.
- Нарушение контактов.
- Смешанная форма, сочетающая все вышеперечисленные нарушения.
5. Факторы, способствующие школьной дизадаптации
Формирование школьной дизадаптации связано с комплексом факторов, которые выделяют Иовчук Н.М. (1998) и другие исследователи:
- Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода, неадекватные воспитательные меры, грубое отношение учителей.
- Семейный фактор: дисгармония в семье, алкоголизм родителей, гиперопека или заброшенность ребенка.
- Средовой фактор: влияние улицы, доступность алкоголя и наркотиков.
- Социальный фактор: пропаганда насилия и жестокости через СМИ.
- Соматический фактор: тяжелые заболевания, врожденные нарушения.
- Психический фактор: пограничные психические расстройства, задержки развития.
- Коррекционно-профилактический фактор: отсутствие квалифицированной помощи.
6. Ранние признаки школьной дизадаптации
К ранним признакам школьной дизадаптации относятся:
- Снижение успеваемости.
- Увеличение времени на выполнение домашних заданий.
- Потеря интереса к учебе.
- Страх перед проверкой знаний.
- Прогулы и антидисциплинарное поведение.
Эти признаки могут перерасти в глубокую дезадаптацию, если не будут приняты своевременные меры.
7. Тяжелые формы школьной дезадаптации
Тяжелая дезадаптация проявляется в:
- Хронической неуспеваемости.
- Школьной фобии (отказ посещать школу).
- Грубых нарушениях поведения (воровство, бродяжничество, употребление наркотиков).
- Конфликтах с одноклассниками, родителями и учителями.
8. Причины дизадаптации
Основные причины включают:
- Социальное и материальное расслоение общества.
- Увеличение числа детей с задержкой психического развития.
- Невротические и соматические расстройства у детей.
- Трудности общения с окружающими.
9. Нейропсихологические аспекты школьной дизадаптации
Нейропсихологические исследования показывают, что трудности обучения часто связаны с несформированностью психических функций, таких как:
- Мелкая и общая моторика.
- Зрительно-пространственная ориентировка.
- Темп переработки информации.
- Регуляторные функции.
Эти проблемы требуют комплексного подхода, включающего нейропсихологическую диагностику и коррекцию (Ахутина Т.В., 1998; Микадзе Ю.В., 2002; Глозман Ж.М., 2009).
10. Профилактика и коррекция дизадаптации
Профилактика школьной дизадаптации должна начинаться уже в дошкольном возрасте. Необходимо:
- Развивать систему междисциплинарного взаимодействия.
- Внедрять программы раннего выявления и коррекции нарушений.
- Обеспечивать квалифицированную психологическую помощь детям и их семьям.
Школьная дизадаптация — это сложная и многофакторная проблема, требующая комплексного подхода. Ее решение невозможно без учета биологических, социальных и психологических аспектов развития ребенка. Профилактика и ранняя коррекция нарушений могут предотвратить глубокие формы дезадаптации и способствовать успешному обучению и социализации детей.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.