Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Когнитивный дефицит и школьная дизадаптация
Содержание:
1. Формирование мозговых структур в онтогенезе
2. Развитие психических процессов
3. Закон гетерохронии и развитие высших психических функций (ВПФ)
4. Гетерохрония и её роль в развитии
5. Нейропсихологические особенности детей и школьное обучение
6. Коррекционно-развивающее обучение
7. Методы коррекционно-развивающей работы
Важная составляющая школьной дизадаптации связана с когнитивным дефицитом, который проявляется в особенностях нейропсихологического статуса ребенка.
Для понимания этого дефицита важно рассмотреть, как формируются мозговые структуры у детей в норме.
1. Формирование мозговых структур в онтогенезе
- Масса коркового вещества достигает 70% объема взрослого мозга к году, но функциональное созревание отдельных областей (лобных, теменно-височно-затылочных) происходит позже и неравномерно.
- Созревание мозга и развитие психических функций происходят в единстве: формируются как структуры мозга, так и психические процессы.
- Мозг развивается через последовательное созревание различных структур и связей между ними, что приводит к образованию функциональных систем, являющихся основой психических функций.
2. Развитие психических процессов
- Психические процессы формируются как системы, состоящие из звеньев, каждое из которых выполняет свою задачу.
- При рождении кора мозга незрелая, а подкорковые структуры более развиты. В процессе онтогенеза происходит формирование вертикальных и горизонтальных связей, а также созревание мозолистого тела.
3. Закон гетерохронии и развитие высших психических функций (ВПФ)
- Л.С. Выготский выделил основные правила развития ВПФ:
- Высшие психические функции не являются продолжением элементарных, а представляют собой новообразования.
- ВПФ — это новые психологические системы, где элементарные функции начинают действовать по новым законам.
- При отклонениях в развитии нарушается связь между элементарными и высшими функциями, что приводит к примитивным формам поведения.
- Развитие функциональных систем происходит поэтапно, с учетом гетерохронии (неравномерного созревания структур мозга).
4. Гетерохрония и её роль в развитии
- Гетерохрония проявляется в неравномерном созревании различных мозговых структур и связей между ними.
- В первые годы жизни интенсивно развиваются вертикальные связи, а к 5-6 годам — горизонтальные. Лобные отделы мозга созревают позже других.
- Критические и сензитивные периоды развития связаны с качественными перестройками поведения и психики.
5. Нейропсихологические особенности детей и школьное обучение
- Неравномерность развития ВПФ у детей является нормой, но может приводить к трудностям в обучении.
- Современные дети часто имеют несформированность отдельных зон мозга, что вызывает проблемы с усвоением школьной программы.
- Важно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и использовать здоровье-сберегающие технологии обучения.
6. Коррекционно-развивающее обучение
- Нейропсихологический подход к обучению предполагает развитие слабых звеньев при опоре на сильные.
- Коррекционная работа должна учитывать:
- Закономерности интериоризации.
- Слабое звено функциональных систем ребенка.
- Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс обучения.
- Задания должны быть адекватны уровню развития ребенка, чтобы избежать как чрезмерной сложности, так и излишней легкости.
7. Методы коррекционно-развивающей работы
- Групповые занятия направлены на коррекцию общих трудностей (программирование, контроль, пространственные синтезы и др.).
- Микрогруппы (2-4 человека) используются для работы с конкретными видами недоразвития ВПФ.
- Индивидуальные занятия наиболее эффективны для развития самых слабых психических функций.
- Метод "замещающего онтогенеза" (А.В. Семенович) предполагает воспроизведение пропущенных этапов развития.
- Для эффективной коррекционной работы необходимо учитывать:
- Созревание мозговых структур и правила развития ВПФ (Выготский).
- Закон гетерохронии и систему связей ВПФ (Лурия).
- Критические и сензитивные периоды развития.
- Адекватность требований к уровню развития ребенка (Ахутина).
- Коррекционная работа должна быть системной, учитывать индивидуальные особенности и создавать мотивирующую среду для ребенка.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.