Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Клиническая психология / Когнитивный дефицит и школьная дизадаптация

Когнитивный дефицит и школьная дизадаптация

← Предыдущая Следующая →

Содержание:

1. Формирование мозговых структур в онтогенезе. 1

2. Развитие психических процессов. 1

3. Закон гетерохронии и развитие высших психических функций (ВПФ) 1

4. Гетерохрония и её роль в развитии. 2

5. Нейропсихологические особенности детей и школьное обучение. 2

6. Коррекционно-развивающее обучение. 2

7. Методы коррекционно-развивающей работы.. 2

 

Важная составляющая школьной дизадаптации связана с когнитивным дефицитом, который проявляется в особенностях нейропсихологического статуса ребенка.

Для понимания этого дефицита важно рассмотреть, как формируются мозговые структуры у детей в норме.

1. Формирование мозговых структур в онтогенезе

  • Масса коркового вещества достигает 70% объема взрослого мозга к году, но функциональное созревание отдельных областей (лобных, теменно-височно-затылочных) происходит позже и неравномерно.
  • Созревание мозга и развитие психических функций происходят в единстве: формируются как структуры мозга, так и психические процессы.
  • Мозг развивается через последовательное созревание различных структур и связей между ними, что приводит к образованию функциональных систем, являющихся основой психических функций.

2. Развитие психических процессов

  • Психические процессы формируются как системы, состоящие из звеньев, каждое из которых выполняет свою задачу.
  • При рождении кора мозга незрелая, а подкорковые структуры более развиты. В процессе онтогенеза происходит формирование вертикальных и горизонтальных связей, а также созревание мозолистого тела.

3. Закон гетерохронии и развитие высших психических функций (ВПФ)

  • Л.С. Выготский выделил основные правила развития ВПФ:
    1. Высшие психические функции не являются продолжением элементарных, а представляют собой новообразования.
    2. ВПФ — это новые психологические системы, где элементарные функции начинают действовать по новым законам.
    3. При отклонениях в развитии нарушается связь между элементарными и высшими функциями, что приводит к примитивным формам поведения.
  • Развитие функциональных систем происходит поэтапно, с учетом гетерохронии (неравномерного созревания структур мозга).

4. Гетерохрония и её роль в развитии

  • Гетерохрония проявляется в неравномерном созревании различных мозговых структур и связей между ними.
  • В первые годы жизни интенсивно развиваются вертикальные связи, а к 5-6 годам — горизонтальные. Лобные отделы мозга созревают позже других.
  • Критические и сензитивные периоды развития связаны с качественными перестройками поведения и психики.

5. Нейропсихологические особенности детей и школьное обучение

  • Неравномерность развития ВПФ у детей является нормой, но может приводить к трудностям в обучении.
  • Современные дети часто имеют несформированность отдельных зон мозга, что вызывает проблемы с усвоением школьной программы.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и использовать здоровье-сберегающие технологии обучения.

6. Коррекционно-развивающее обучение

  • Нейропсихологический подход к обучению предполагает развитие слабых звеньев при опоре на сильные.
  • Коррекционная работа должна учитывать:
    • Закономерности интериоризации.
    • Слабое звено функциональных систем ребенка.
    • Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс обучения.
  • Задания должны быть адекватны уровню развития ребенка, чтобы избежать как чрезмерной сложности, так и излишней легкости.

7. Методы коррекционно-развивающей работы

  • Групповые занятия направлены на коррекцию общих трудностей (программирование, контроль, пространственные синтезы и др.).
  • Микрогруппы (2-4 человека) используются для работы с конкретными видами недоразвития ВПФ.
  • Индивидуальные занятия наиболее эффективны для развития самых слабых психических функций.
  • Метод "замещающего онтогенеза" (А.В. Семенович) предполагает воспроизведение пропущенных этапов развития.

 

  • Для эффективной коррекционной работы необходимо учитывать:
    1. Созревание мозговых структур и правила развития ВПФ (Выготский).
    2. Закон гетерохронии и систему связей ВПФ (Лурия).
    3. Критические и сензитивные периоды развития.
    4. Адекватность требований к уровню развития ребенка (Ахутина).
  • Коррекционная работа должна быть системной, учитывать индивидуальные особенности и создавать мотивирующую среду для ребенка.

 

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Адаптация
Еще статьи по теме:
Школьная дизадаптация
Социально-психическая адаптация личности
Сексуальные расстройства как причина супружеской дезадаптации
Супружеская адаптация

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!