Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Самореализация студентов
Содержание:
1. Структура и компоненты самореализации студентов
2. Особенности учебно-профессиональной деятельности и её влияние на самореализацию
3. Содержательный компонент структуры самореализации
4. Регулятивный компонент и уровни самореализации
5. Педагогические условия самореализации студентов
6. Организационно-процессуальные условия самореализации
1. Структура и компоненты самореализации студентов
Выделяются различные подходы к определению структуры самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности (УПД). В философии, например, В.И. Муляр рассматривает механизм самореализации как продолжение сущности самореализации, включающее потребности, интересы, цели и идеалы. М.И. Недашковская выделяет функции, работающие на самореализацию, такие как когнитивные (самосознание, самопознание), управленческие (самооценка, самоконтроль) и системосозидающие (самоактуализация, самовоспитание).
Г.К. Чернявская предлагает модель, состоящую из трех блоков: когнитивного, поведенческого и регулятивного. Когнитивный блок включает самоощущение и самопознание, поведенческий — самоподготовку и саморазвитие, а регулятивный — самоконтроль и саморегуляцию, которые стимулируют самодеятельность личности.
В психологии Е.И. Горячева выделяет содержательный и процессуальный компоненты самореализации, где содержательный компонент определяет способности личности, а процессуальный — действия, актуализирующие эти способности. Л.А. Коростылева разработала структурно-функциональную модель, включающую блоки «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ» и «РЕАЛИЗАЦИЯ», которые помогают соотнести желания, возможности и необходимость.
В педагогических исследованиях структура самореализации часто не рассматривается, за исключением работы Л.Н. Дроздиковой, где выделяются компоненты творческой самореализации, такие как положительная мотивация и творческие способности.
2. Особенности учебно-профессиональной деятельности и её влияние на самореализацию
Учебно-профессиональная деятельность рассматривается как контекст для самореализации студентов. Учебная деятельность в целом определяется как процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к изменениям в субъекте деятельности. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина подчеркивают, что учебная деятельность связана с усвоением знаний и изменением самого человека.
Учебно-профессиональная деятельность, как более узкое понятие, включает в себя профессиональные мотивы и интересы, которые играют ключевую роль в самореализации. Мотивационно-целевой компонент самореализации связан с потребностями и мотивами, такими как профессиональные и познавательные интересы. Эти интересы позволяют студентам осознать важность выбранной профессии и стремиться к самореализации в этой сфере.
Содержательный компонент отражает потенциальные возможности, которые могут быть актуализированы в учебно-профессиональной деятельности. Это включает в себя знания, умения и навыки, которые студенты могут развивать и применять в своей будущей профессиональной деятельности.
Регулятивный компонент определяет характер взаимодействия личности с миром и включает самостоятельность, контроль и коррекцию процесса самореализации. Особенности структуры самореализации тесно связаны с видом социальной деятельности, в которой она осуществляется, и требуют учета специфики учебно-профессиональной деятельности студентов.
3. Содержательный компонент структуры самореализации
Содержательный компонент структуры самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности (УПД) включает в себя ключевые элементы, такие как знания, которые студент приобретает в процессе обучения. Эти знания являются основой для проявления задатков и способностей студента, что в дальнейшем влияет на его профессиональную деятельность и самореализацию. Важность знаний подчеркивается не только в их объеме, но и в процессе их приобретения.
И.Я. Лернер акцентирует внимание на методологической составляющей знаний, включая методы и историю познания, что способствует формированию у студентов способности к получению нового знания.
И.С. Якиманская выделяет две системы знаний: научные сведения о фактах и явлениях, а также пути и методы их получения. Эти знания перерабатываются в систему, которая усваивается в процессе учебно-воспитательной работы, формируя на их основе умения и навыки. Изменения в содержательном компоненте самореализации отслеживаются по показателям полноты, системности и действенности учебно-профессиональных знаний, что позволяет оценить, насколько эффективно студент применяет полученные знания в различных ситуациях.
4. Регулятивный компонент и уровни самореализации
Регулятивный компонент структуры самореализации отражает характер процесса самореализации и степень влияния личности на этот процесс. Он связан с такими категориями, как свобода, самодеятельность и воля, которые определяют способность личности к саморегуляции и взаимодействию с окружающим миром.
Самостоятельность и рефлексия являются ключевыми показателями регулятивного компонента. Самостоятельность проявляется в способности личности самостоятельно принимать решения и действовать в различных жизненных ситуациях, что способствует укреплению связей с обществом и коллективом. Рефлексия, в свою очередь, позволяет личности анализировать и контролировать свои действия, поднимая уровень самосознания. Уровни самореализации, такие как репродуктивный, интерпретирующий и творческий, зависят от баланса между внутренними и внешними условиями, влияющими на процесс самореализации.
- На репродуктивном уровне внешние условия оказывают значительное влияние на личность, ограничивая ее самостоятельность.
- На интерпретирующем уровне личность начинает осознавать и адаптировать внешние условия к своим внутренним потребностям.
- На творческом уровне достигается максимальная гармония между внутренними и внешними условиями, что позволяет личности полностью реализовать свой потенциал.
5. Педагогические условия самореализации студентов
Процесс самореализации зависит как от внутренних, так и от внешних условий, причем внешние условия могут изменять уровень самореализации. Важную роль в этом процессе играют педагогические условия, которые определяются на основе синергетического и деятельностного подходов.
Синергетический подход рассматривает образование как сложную систему, способную к самоорганизации и реагирующую на малые изменения.
Деятельностный подход акцентирует внимание на формировании у студентов способностей и качеств личности через образовательную деятельность.
Педагогические условия включают актуализацию субъектного опыта студентов, расширение их субъектных функций и проблематизацию учебно-профессиональной деятельности.
6. Организационно-процессуальные условия самореализации
Организационно-процессуальные условия направлены на интенсификацию процесса УПД и самореализации студентов. Ключевыми условиями являются компетентность преподавателей, диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса и рефлексивное управление деятельностью студентов.
- Компетентность преподавателей включает высокую предметную компетентность, знание теории образования и способность к творческому мышлению.
- Диалогическое взаимодействие способствует продуктивному взаимодействию студентов с окружающим миром, что положительно влияет на их самореализацию.
- Рефлексивное управление помогает студентам осмысливать свой опыт и профессиональные нормы, что способствует их саморазвитию и самоконтролю.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.