Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Самореализация студентов

Самореализация студентов

← Предыдущая Следующая →
17

Содержание:

1. Структура и компоненты самореализации студентов. 1

2. Особенности учебно-профессиональной деятельности и её влияние на самореализацию.. 1

3. Содержательный компонент структуры самореализации. 2

4. Регулятивный компонент и уровни самореализации. 3

5. Педагогические условия самореализации студентов. 3

6. Организационно-процессуальные условия самореализации. 3

 

1. Структура и компоненты самореализации студентов

Выделяются различные подходы к определению структуры самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности (УПД). В философии, например, В.И. Муляр рассматривает механизм самореализации как продолжение сущности самореализации, включающее потребности, интересы, цели и идеалы. М.И. Недашковская выделяет функции, работающие на самореализацию, такие как когнитивные (самосознание, самопознание), управленческие (самооценка, самоконтроль) и системосозидающие (самоактуализация, самовоспитание).

Г.К. Чернявская предлагает модель, состоящую из трех блоков: когнитивного, поведенческого и регулятивного. Когнитивный блок включает самоощущение и самопознание, поведенческий — самоподготовку и саморазвитие, а регулятивный — самоконтроль и саморегуляцию, которые стимулируют самодеятельность личности.

В психологии Е.И. Горячева выделяет содержательный и процессуальный компоненты самореализации, где содержательный компонент определяет способности личности, а процессуальный — действия, актуализирующие эти способности. Л.А. Коростылева разработала структурно-функциональную модель, включающую блоки «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ» и «РЕАЛИЗАЦИЯ», которые помогают соотнести желания, возможности и необходимость.

В педагогических исследованиях структура самореализации часто не рассматривается, за исключением работы Л.Н. Дроздиковой, где выделяются компоненты творческой самореализации, такие как положительная мотивация и творческие способности.

2. Особенности учебно-профессиональной деятельности и её влияние на самореализацию

Учебно-профессиональная деятельность рассматривается как контекст для самореализации студентов. Учебная деятельность в целом определяется как процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к изменениям в субъекте деятельности. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина подчеркивают, что учебная деятельность связана с усвоением знаний и изменением самого человека.

Учебно-профессиональная деятельность, как более узкое понятие, включает в себя профессиональные мотивы и интересы, которые играют ключевую роль в самореализации. Мотивационно-целевой компонент самореализации связан с потребностями и мотивами, такими как профессиональные и познавательные интересы. Эти интересы позволяют студентам осознать важность выбранной профессии и стремиться к самореализации в этой сфере.

Содержательный компонент отражает потенциальные возможности, которые могут быть актуализированы в учебно-профессиональной деятельности. Это включает в себя знания, умения и навыки, которые студенты могут развивать и применять в своей будущей профессиональной деятельности.

Регулятивный компонент определяет характер взаимодействия личности с миром и включает самостоятельность, контроль и коррекцию процесса самореализации. Особенности структуры самореализации тесно связаны с видом социальной деятельности, в которой она осуществляется, и требуют учета специфики учебно-профессиональной деятельности студентов.

3. Содержательный компонент структуры самореализации

Содержательный компонент структуры самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности (УПД) включает в себя ключевые элементы, такие как знания, которые студент приобретает в процессе обучения. Эти знания являются основой для проявления задатков и способностей студента, что в дальнейшем влияет на его профессиональную деятельность и самореализацию. Важность знаний подчеркивается не только в их объеме, но и в процессе их приобретения.

И.Я. Лернер акцентирует внимание на методологической составляющей знаний, включая методы и историю познания, что способствует формированию у студентов способности к получению нового знания.

И.С. Якиманская выделяет две системы знаний: научные сведения о фактах и явлениях, а также пути и методы их получения. Эти знания перерабатываются в систему, которая усваивается в процессе учебно-воспитательной работы, формируя на их основе умения и навыки. Изменения в содержательном компоненте самореализации отслеживаются по показателям полноты, системности и действенности учебно-профессиональных знаний, что позволяет оценить, насколько эффективно студент применяет полученные знания в различных ситуациях.

4. Регулятивный компонент и уровни самореализации

Регулятивный компонент структуры самореализации отражает характер процесса самореализации и степень влияния личности на этот процесс. Он связан с такими категориями, как свобода, самодеятельность и воля, которые определяют способность личности к саморегуляции и взаимодействию с окружающим миром.

Самостоятельность и рефлексия являются ключевыми показателями регулятивного компонента. Самостоятельность проявляется в способности личности самостоятельно принимать решения и действовать в различных жизненных ситуациях, что способствует укреплению связей с обществом и коллективом. Рефлексия, в свою очередь, позволяет личности анализировать и контролировать свои действия, поднимая уровень самосознания. Уровни самореализации, такие как репродуктивный, интерпретирующий и творческий, зависят от баланса между внутренними и внешними условиями, влияющими на процесс самореализации.

  • На репродуктивном уровне внешние условия оказывают значительное влияние на личность, ограничивая ее самостоятельность.
  • На интерпретирующем уровне личность начинает осознавать и адаптировать внешние условия к своим внутренним потребностям.
  • На творческом уровне достигается максимальная гармония между внутренними и внешними условиями, что позволяет личности полностью реализовать свой потенциал.

5. Педагогические условия самореализации студентов

Процесс самореализации зависит как от внутренних, так и от внешних условий, причем внешние условия могут изменять уровень самореализации. Важную роль в этом процессе играют педагогические условия, которые определяются на основе синергетического и деятельностного подходов.

 Синергетический подход рассматривает образование как сложную систему, способную к самоорганизации и реагирующую на малые изменения.

Деятельностный подход акцентирует внимание на формировании у студентов способностей и качеств личности через образовательную деятельность.

Педагогические условия включают актуализацию субъектного опыта студентов, расширение их субъектных функций и проблематизацию учебно-профессиональной деятельности.

6. Организационно-процессуальные условия самореализации

Организационно-процессуальные условия направлены на интенсификацию процесса УПД и самореализации студентов. Ключевыми условиями являются компетентность преподавателей, диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса и рефлексивное управление деятельностью студентов.

  • Компетентность преподавателей включает высокую предметную компетентность, знание теории образования и способность к творческому мышлению.
  • Диалогическое взаимодействие способствует продуктивному взаимодействию студентов с окружающим миром, что положительно влияет на их самореализацию.
  • Рефлексивное управление помогает студентам осмысливать свой опыт и профессиональные нормы, что способствует их саморазвитию и самоконтролю.

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Самореализация Студенты
Еще статьи по теме:
Самореализация бизнесменов
Самореализация
Самореализация: понятие и типы
Самореализация личности
Теории самореализации

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!