Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Самореализация
Содержание:
1. Теоретические основы самореализации
2. Историко-философские и междисциплинарные подходы
3. Взгляды зарубежных психологов на самореализацию
4. Подходы отечественных психологов к самореализации
5. Педагогические подходы к самореализации
1. Теоретические основы самореализации
В данном разделе обсуждаются теоретические аспекты проблемы самореализации личности, акцентируя внимание на её актуальности в современном образовательном контексте. Самореализация рассматривается как многогранное явление, интерес к которому проявляют различные научные дисциплины, такие как философия, социология, психология и педагогика. Подчеркивается важность междисциплинарного подхода для глубокого понимания этого феномена.
В образовательной сфере особое внимание уделяется субъектной значимости человека, будь то студент, преподаватель или администратор. Это связано с раскрытием внутреннего потенциала личности, её активных деятельностных начал и личностного опыта, что становится основой для педагогических исследований и практик.
2. Историко-философские и междисциплинарные подходы
Историческое развитие идеи самореализации прослеживается от древних философских учений, таких как Упанишады и даосизм, до западной философии, представленной Аристотелем и Платоном. Эти учения не только анализируют феномен самореализации, но и предлагают практические рекомендации по её достижению.
Проблема самореализации изучается с позиций социальной философии, где она рассматривается как междисциплинарная и межпарадигмальная проблема. Различные авторы предлагают свои определения самореализации, акцентируя внимание на её связи с творчеством, жизненным смыслом и условиями, необходимыми для её достижения. Например, самореализация может пониматься как процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в её многогранной деятельности, что требует как внутренних стимулов, так и благоприятных внешних условий.
3. Взгляды зарубежных психологов на самореализацию
Альфред Адлер первым начал использовать понятие самореализации в своих работах, рассматривая его через призму стремления к превосходству, которое он считал фундаментальным законом человеческой жизни. По Адлеру, это стремление врожденное и является неотъемлемой частью жизни, без которой невозможно представить существование человека. Он акцентировал внимание на социальных детерминантах личности, рассматривая индивида как творческое и самоопределяющееся целое. Хотя Адлер не давал четкого определения самореализации, он признавал, что человек обладает самосознанием и способен планировать свои действия, осознавая их значение для собственной самореализации.
Карл Роджерс также считал стремление к самоактуализации врожденным. Он утверждал, что тенденция к актуализации избирательна и направлена на аспекты среды, которые способствуют конструктивному продвижению личности. Роджерс подчеркивал, что самоактуализация проявляется в естественном созревании организма и представляет собой тенденцию развивать все свои способности для сохранения и развития личности.
Эрих Фромм рассматривал самореализацию как присущую каждому человеку и связанную с продуктивной активностью. Он выделял позитивную свободу, которая сочетает причастность к миру и независимость от него, и подчеркивал важность спонтанной активности, соответствующей внутренней природе человека. Фромм считал, что самореализация включает в себя стремление "быть" вместо "казаться" и "иметь".
Абрахам Маслоу предложил всестороннее описание процесса самореализации, акцентируя внимание на положительном в человеке и уникальности каждой личности. Он рассматривал самореализацию как процесс раскрытия и развития "настоящей" личности, включающий реализацию всех аспектов человеческого существа, включая интеллектуальные, эмоциональные и инстинктивные черты.
4. Подходы отечественных психологов к самореализации
В отечественной психологической литературе понятие самореализации начало использоваться сравнительно недавно. Исследователи, такие как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и О.А. Конопкин, внесли значительный вклад в развитие этого понятия. Ананьев рассматривал индивидуальность как основу личности и подчеркивал активность созидающей деятельности как индикатор человеческой индивидуальности. Рубинштейн видел самореализацию как один из важнейших мотивов человеческой деятельности, стремление испытать и выявить свои силы и способности.
О.А. Конопкин обосновывал применение субъектного подхода в разрешении психолого-педагогических задач, подчеркивая осознанную активность как проявление субъектности человека. Он рассматривал самореализацию как форму осознаваемой и целенаправленной активности, в которой человек выступает как инициатор и творец.
Современные исследования, такие как работы М.П. Гинзбурга и О.С. Газмана, также рассматривают самореализацию через призму развития "Я" и перехода потенциальных способностей в актуальные. Гинзбург связывает самореализацию с активным участием в различных сферах жизнедеятельности, а Газман подчеркивает роль самореализации в образовательных процессах, рассматривая её как внутренний процесс образования личности.
5. Педагогические подходы к самореализации
Несмотря на относительную новизну проблемы для педагогики, термин активно используется в работах таких исследователей, как Т.И. Барышникова, Н.В. Борисова и другие. Однако часто его содержание не раскрывается, и он используется как само собой разумеющееся понятие.
Самореализация выделяется как ключевое направление в личностно-ориентированном образовании, теории единства профессионального и личностного развития, эвристическом обучении и культурном аспекте педагогики. В личностно-ориентированном образовании самореализация рассматривается как экзистенциальная потребность, связанная со свободой, саморазвитием и творчеством. Л.М. Митина подчеркивает важность творческой самореализации как высшей формы жизнедеятельности личности и связывает её с профессиональным развитием.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.