Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Профессиональное развитие практического психолога
Содержание:
1. Актуальность профессионального развития психологов
2. Теоретические основы профессионального развития
3. Профессионализм как системное свойство личности
4. Внутренние и внешние предпосылки профессионализма
5. Специальные способности психолога
6. Этапы профессионального развития психолога
7. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности
8. Профессиональная компетентность
9. Основные направления профессионального самосовершенствования
10. Модель профессионального развития психолога
11. Условия повышения профессионального развития
1. Актуальность профессионального развития психологов
Современное общество, характеризующееся нестабильностью, требует от специалистов высокого уровня профессионализма. Психологи должны быть конкурентоспособными на рынке труда, компетентными, ответственными, свободно владеющими своей профессией, способными к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Они должны быть готовы к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Изучение проблем совершенствования профессионализма психологов является важной задачей, которой посвящены работы многих исследователей в области акмеологии, психологии и педагогики.
2. Теоретические основы профессионального развития
Профессионализм рассматривается как сложное психологическое образование, включающее:
- Систему качеств личности, формирующихся в профессиональной деятельности.
- Процесс и результат деятельности, которые определяются уровнем развития личностно-профессиональных качеств, мотивацией, профессионально-ценностными ориентациями и смыслом, вкладываемым в работу.
Профессионализм — это не только высокий уровень знаний и умений, но и системная организация психики, включающая нестандартное мышление, инициативность, самостоятельность и способность к самообразованию. Профессионал — это личность, способная разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и находить основания для правильных решений.
3. Профессионализм как системное свойство личности
Профессионализм включает два взаимосвязанных аспекта:
- Профессионализм деятельности — высокий уровень владения профессиональными навыками и знаниями.
- Профессионализм личности — способность к самореализации, саморазвитию и формированию профессионально важных качеств.
Профессионализм личности связан с осознанием смысла профессиональной деятельности, формированием профессионально важных качеств и самоактуализацией. Развитие профессионализма существенно зависит от осознания предназначения и смысла профессиональной деятельности, а также от роста потенциала человека.
4. Внутренние и внешние предпосылки профессионализма
Достижение профессионализма зависит от:
- Внутренних предпосылок: высокоразвитых общих и специальных способностей, профессионально важных качеств, эмоционально-волевых свойств личности.
- Внешних условий: влияния социально-экономической среды и профессионального окружения.
Б.Г. Ананьев подчеркивал, что для социального прогнозирования необходимы знания о резервах и ресурсах человеческого развития, которые еще недостаточно используются обществом.
5. Специальные способности психолога
Для успешной деятельности психолога важны следующие специальные способности:
- Талант общения: умение воспринимать и понимать людей, сопереживать, анализировать свое поведение и управлять процессом общения. Это включает:
- Наблюдательность и быструю ориентацию в ситуации.
- Проникновение в духовный мир человека (интуиция).
- Эмпатию, сочувствие, доброту и уважение к человеку.
- Рефлексию и самоконтроль.
- Интерперсональные и проектные умения: способность к пониманию поведения других людей и влиянию на него.
- Антропоцентрическая направленность: чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности.
Ключевые качества психолога:
- Готовность к контактам.
- Общая интеллектуальность.
- Эмпатия.
- Эмоциональная заразительность.
6. Этапы профессионального развития психолога
Профессиональное развитие психолога проходит через несколько этапов:
- Восторженно-романтический этап: минимальное осознание несовпадения "Я-идеальное" и "Я-реальное".
- Самоутверждение: решение внешних проблем для минимизации внутренних противоречий.
- Разочарование и поиск новых смыслов: максимальное осознание несовпадения "Я-идеальное" и "Я-реальное".
- Начало самостоятельного решения сложных проблем: максимальные противоречия между задачами и средствами их решения.
- Попытки работать по-новому: противоречия между изменчивостью и стереотипией.
- Обращение к теоретическим основам: осознание уровня профессиональной компетентности.
- Импровизация и профессиональное творчество: творческий характер деятельности, поиск инновационных подходов.
7. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности
Формирование индивидуального стиля деятельности психолога включает:
- Освоение профессиональной деятельности по стандартным схемам:
- Общая ориентировка в деятельности.
- Освоение отдельных действий и операций.
- Освоение деятельности в целом.
- Отступление от стандартов и формирование индивидуального стиля:
- Возникновение идеи работы по-новому.
- Проба и освоение новых действий.
- Формирование индивидуального стиля.
Высший уровень профессионализма — наставничество (передача опыта другим) и суперпрофессионализм (творческое самопроектирование).
8. Профессиональная компетентность
Профессиональная компетентность включает:
- Специальная компетентность: владение профессиональными знаниями и умениями.
- Социальная компетентность: способность к совместной деятельности и профессиональному общению.
- Личностная компетентность: способность к самовыражению, саморазвитию и противостоянию профессиональной деформации.
- Индивидуальная компетентность: готовность к профессиональному росту и устойчивая профессиональная мотивация.
9. Основные направления профессионального самосовершенствования
Профессиональное самосовершенствование психолога включает:
- Постоянное улучшение работы:
- Решение проблем клиентов.
- Разработка новых методов работы.
- Развитие профессиональных навыков.
- Личностное развитие и саморазвитие в профессии.
10. Модель профессионального развития психолога
Модель профессионального развития психолога включает три основных вектора:
- Развитие профессионально значимых личностных качеств и опыта:
- Получение индивидуального опыта психологической помощи.
- Понимание процессов оказания помощи через личный опыт.
- Овладение техниками практической работы:
- Освоение различных методик и форм работы.
- Реализация принципов ситуативности и вариативности.
- Овладение технологией организации психологической помощи:
- Организация процесса оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей клиентов.
- Учет специфики запросов и особенностей форм помощи.
11. Условия повышения профессионального развития
Для повышения уровня профессионального развития психологов необходимо:
- Развитие представлений о психологической помощи:
- Понимание генезиса и современного состояния проблемы.
- Осознание сути, структуры и форм психологической помощи.
- Учет особенностей клиентов и их отношения к помощи.
- Формирование представлений о тренинге:
- Понимание тренинга как формы групповой помощи.
- Изучение типологии тренингов и их особенностей.
- Отработка умений и навыков:
- Качественная реализация тренинговых программ.
- Проведение индивидуального и семейного консультирования.
- Расширение профессионального инструментария:
- Освоение новых техник и форм работы.
- Использование игровых методов в профессиональной деятельности.
Профессиональное развитие психолога — это непрерывный процесс, включающий развитие личностных качеств, овладение профессиональными техниками и технологиями организации помощи. Ключевым критерием профессионализма является способность психолога находить личностный смысл в своей работе, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь и творчески самореализовываться. Профессионализм проявляется в способности к самоорганизации, самоизменению и самоактуализации, что делает психолога субъектом своей профессиональной деятельности.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.