Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Профессиональное развитие практического психолога

Профессиональное развитие практического психолога

← Предыдущая Следующая →
29

Содержание:

1. Актуальность профессионального развития психологов. 1

2. Теоретические основы профессионального развития. 1

3. Профессионализм как системное свойство личности. 2

4. Внутренние и внешние предпосылки профессионализма. 2

5. Специальные способности психолога. 2

6. Этапы профессионального развития психолога. 3

7. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. 3

8. Профессиональная компетентность. 3

9. Основные направления профессионального самосовершенствования. 4

10. Модель профессионального развития психолога. 4

11. Условия повышения профессионального развития. 4

 

1. Актуальность профессионального развития психологов

Современное общество, характеризующееся нестабильностью, требует от специалистов высокого уровня профессионализма. Психологи должны быть конкурентоспособными на рынке труда, компетентными, ответственными, свободно владеющими своей профессией, способными к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Они должны быть готовы к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Изучение проблем совершенствования профессионализма психологов является важной задачей, которой посвящены работы многих исследователей в области акмеологии, психологии и педагогики.

2. Теоретические основы профессионального развития

Профессионализм рассматривается как сложное психологическое образование, включающее:

  • Систему качеств личности, формирующихся в профессиональной деятельности.
  • Процесс и результат деятельности, которые определяются уровнем развития личностно-профессиональных качеств, мотивацией, профессионально-ценностными ориентациями и смыслом, вкладываемым в работу.

Профессионализм — это не только высокий уровень знаний и умений, но и системная организация психики, включающая нестандартное мышление, инициативность, самостоятельность и способность к самообразованию. Профессионал — это личность, способная разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и находить основания для правильных решений.

3. Профессионализм как системное свойство личности

Профессионализм включает два взаимосвязанных аспекта:

  • Профессионализм деятельности — высокий уровень владения профессиональными навыками и знаниями.
  • Профессионализм личности — способность к самореализации, саморазвитию и формированию профессионально важных качеств.

Профессионализм личности связан с осознанием смысла профессиональной деятельности, формированием профессионально важных качеств и самоактуализацией. Развитие профессионализма существенно зависит от осознания предназначения и смысла профессиональной деятельности, а также от роста потенциала человека.

4. Внутренние и внешние предпосылки профессионализма

Достижение профессионализма зависит от:

  • Внутренних предпосылок: высокоразвитых общих и специальных способностей, профессионально важных качеств, эмоционально-волевых свойств личности.
  • Внешних условий: влияния социально-экономической среды и профессионального окружения.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что для социального прогнозирования необходимы знания о резервах и ресурсах человеческого развития, которые еще недостаточно используются обществом.

5. Специальные способности психолога

Для успешной деятельности психолога важны следующие специальные способности:

  • Талант общения: умение воспринимать и понимать людей, сопереживать, анализировать свое поведение и управлять процессом общения. Это включает:
    • Наблюдательность и быструю ориентацию в ситуации.
    • Проникновение в духовный мир человека (интуиция).
    • Эмпатию, сочувствие, доброту и уважение к человеку.
    • Рефлексию и самоконтроль.
  • Интерперсональные и проектные умения: способность к пониманию поведения других людей и влиянию на него.
  • Антропоцентрическая направленность: чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности.

Ключевые качества психолога:

  • Готовность к контактам.
  • Общая интеллектуальность.
  • Эмпатия.
  • Эмоциональная заразительность.

6. Этапы профессионального развития психолога

Профессиональное развитие психолога проходит через несколько этапов:

  1. Восторженно-романтический этап: минимальное осознание несовпадения "Я-идеальное" и "Я-реальное".
  2. Самоутверждение: решение внешних проблем для минимизации внутренних противоречий.
  3. Разочарование и поиск новых смыслов: максимальное осознание несовпадения "Я-идеальное" и "Я-реальное".
  4. Начало самостоятельного решения сложных проблем: максимальные противоречия между задачами и средствами их решения.
  5. Попытки работать по-новому: противоречия между изменчивостью и стереотипией.
  6. Обращение к теоретическим основам: осознание уровня профессиональной компетентности.
  7. Импровизация и профессиональное творчество: творческий характер деятельности, поиск инновационных подходов.

7. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Формирование индивидуального стиля деятельности психолога включает:

  1. Освоение профессиональной деятельности по стандартным схемам:
    • Общая ориентировка в деятельности.
    • Освоение отдельных действий и операций.
    • Освоение деятельности в целом.
  2. Отступление от стандартов и формирование индивидуального стиля:
    • Возникновение идеи работы по-новому.
    • Проба и освоение новых действий.
    • Формирование индивидуального стиля.

Высший уровень профессионализма — наставничество (передача опыта другим) и суперпрофессионализм (творческое самопроектирование).

8. Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность включает:

  • Специальная компетентность: владение профессиональными знаниями и умениями.
  • Социальная компетентность: способность к совместной деятельности и профессиональному общению.
  • Личностная компетентность: способность к самовыражению, саморазвитию и противостоянию профессиональной деформации.
  • Индивидуальная компетентность: готовность к профессиональному росту и устойчивая профессиональная мотивация.

9. Основные направления профессионального самосовершенствования

Профессиональное самосовершенствование психолога включает:

  1. Постоянное улучшение работы:
    • Решение проблем клиентов.
    • Разработка новых методов работы.
    • Развитие профессиональных навыков.
  2. Личностное развитие и саморазвитие в профессии.

10. Модель профессионального развития психолога

Модель профессионального развития психолога включает три основных вектора:

  1. Развитие профессионально значимых личностных качеств и опыта:
    • Получение индивидуального опыта психологической помощи.
    • Понимание процессов оказания помощи через личный опыт.
  2. Овладение техниками практической работы:
    • Освоение различных методик и форм работы.
    • Реализация принципов ситуативности и вариативности.
  3. Овладение технологией организации психологической помощи:
    • Организация процесса оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей клиентов.
    • Учет специфики запросов и особенностей форм помощи.

11. Условия повышения профессионального развития

Для повышения уровня профессионального развития психологов необходимо:

  1. Развитие представлений о психологической помощи:
    • Понимание генезиса и современного состояния проблемы.
    • Осознание сути, структуры и форм психологической помощи.
    • Учет особенностей клиентов и их отношения к помощи.
  2. Формирование представлений о тренинге:
    • Понимание тренинга как формы групповой помощи.
    • Изучение типологии тренингов и их особенностей.
  3. Отработка умений и навыков:
    • Качественная реализация тренинговых программ.
    • Проведение индивидуального и семейного консультирования.
  4. Расширение профессионального инструментария:
    • Освоение новых техник и форм работы.
    • Использование игровых методов в профессиональной деятельности.

 

Профессиональное развитие психолога — это непрерывный процесс, включающий развитие личностных качеств, овладение профессиональными техниками и технологиями организации помощи. Ключевым критерием профессионализма является способность психолога находить личностный смысл в своей работе, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь и творчески самореализовываться. Профессионализм проявляется в способности к самоорганизации, самоизменению и самоактуализации, что делает психолога субъектом своей профессиональной деятельности.

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Психологи Профессия
Еще статьи по теме:
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Развитие профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение личности
Влияние эмоционального интеллекта на успешность в профессиональной деятельности
Профессиональное самоопределение
Профессия офицера
Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности практического психолога
Профессиональные деформации сотрудников ОВД
Профессиональная деформация

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!