• Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.

    Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.

    Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.

    Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.

    Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.

    Вы всегда можете связаться со мной.

    Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.

     

Главная / Психологические тесты, опросники, методики / Тест диагностики ценностей Шарца

Методика Ш.Шварца по изучению ценностных ориентаций

Методика диагностики ценностных ориентаций Шварца позволяет диагностировать структуру ценностных ориентаций личности или группы (через средние значения по группе)

Главная особенности данной методики состоит в том, что понятие ценности в ней дифференцируется. То есть, ценность не рассматривается как нечто монолитное. Автор теста выделяет два вида ценностей:

  • Ценности как абстрактные идеалы. Они выявляются путем оценки существительных и прилагательных, описывающих различные ценности.
  • Ценности как руководства к действию. Эти показатели выявляются путем оценки конкретных действий людей.

В некоторых эмпирических исследованиях такое разделение ценностей может оказаться важным и интересным. Ведь очень часто на абстрактном уровне человек ориентирован на одни ориентиры, а в практической деятельности – на другие.

 

Содержание

  1. Назначение
  2. Теоретическая основа
  3. Описание методики Шварца
  4. Процедура тестирования
  5. Ключи для опросника ценностей Шварца
  6. Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций
  7. Интерпретация результатов
  8. Пример анализа ценностей по тесту Шварца

 

Назначение

Тест ценностей Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

 

Теоретическая основа

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

 

Описание методики Шварца

Тест ценностных ориентаций Шварца состоит из двух частей.

  1. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
  2. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

 

Процедура тестирования

Первая часть опросника

Инструкция: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от —1 до 7.

Чем выше номер (—1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок:

отметка «–1» характеризует ценности, противоположные Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.

 

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1

 

Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка –1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из списка. Перед каждой ценностью в списке проставьте отметку, указывающую важность этой ценности как руководящего принципа вашей жизни лично для вас. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, ориентируясь на приведенную ниже шкалу и используя все номера от –1 до 7 (–1,0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7).

Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:

Противоположной моим принципам

Не важной

Важной

Очень важной

Высшей значимости

–1

0

1

2

3

4

5

6

7

 

1        РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2        ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3        СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4        УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5        СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6        ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7        ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что я не одинок)

8       СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9        ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10      СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11      ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12      БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13      НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей родины от врагов)

14      САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15      УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16      КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17      МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войн и конфликтов)

18      УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19      ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20      САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21      ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право на личное пространство)

22      БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23      СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24      ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25      ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26      МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27      АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28      ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29      МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30      СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

 

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2

 

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей как руководящий принцип Вашей жизни для Вас. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка –1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:

Противоположной моим принципам

Не в

ажной

Важной

Очень важной

Высшей значимости

–1

0

1

2

3

4

5

6

7

 

31       САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32      СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33      ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34      ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35      ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)   

36      СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37      СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38      ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39      ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40      УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41      ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42      ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43      СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44      ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45      ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46      СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита своего «лица»)

47      ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (послушный, подчиняющийся правилам)

48      УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49      ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50      НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.) 

51      БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52      ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53      ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54      СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55      УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56      ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57      ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие).

 

Вторая часть опросника

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас и ваш Идеал. Напишите «Я» в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас и «Мой идеал», там, где считаете нужным.

 

 

Очень похож

Похож

В некоторой степени похож

Немного похож

Не похож

Совсем не похож

1. Придумывать что-то и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

 

 

 

 

 

 

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и хороших вещей.

 

 

 

 

 

 

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

 

 

 

 

 

 

4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди вос-хищались тем, что он делает.

 

 

 

 

 

 

5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

 

 

 

 

 

 

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

 

 

 

 

 

 

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

 

 

 

 

 

 

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

 

 

 

 

 

 

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

 

 

 

 

 

 

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

 

 

 

 

 

 

11. Для него важно самому решать, что делать.  Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

 

 

 

 

 

 

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

 

 

 

 

 

 

14. Для него очень важна   безопасность его страны. Он считает,  что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

 

 

 

 

 

 

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

 

 

 

 

 

 

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

 

 

 

 

 

 

17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

 

 

 

 

 

 

18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

 

 

 

 

 

 

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

 

 

 

 

 

 

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

 

 

 

 

 

 

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.

 

 

 

 

 

 

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

 

 

 

 

 

 

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.

 

 

 

 

 

 

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.

 

 

 

 

 

 

25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

 

 

 

 

 

 

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

 

 

 

 

 

 

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

 

 

 

 

 

 

 

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

 

 

 

 

 

 

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.

 

 

 

 

 

 

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

 

 

 

 

 

 

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.

 

 

 

 

 

 

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

 

 

 

 

 

 

33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

 

 

 

 

 

 

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.

 

 

 

 

 

 

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

 

 

 

 

 

 

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

 

 

 

 

 

 

37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

 

 

 

 

 

 

 

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.

 

 

 

 

 

 

39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

 

 

 

 

 

 

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

 

 

 

 

 

 

 

Ключи для опросника ценностей Шварца

 

Тип ценностей

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивидуальных приоритетов)

Конформность Conformity

11,20,40,47

7, 16, 28, 36

Традиции Tradition

18,32,36,44,51

9, 20, 25, 38

Доброта Benevolence

33,45,49,52,54

12, 18,27,33

Универсализм Universalism

1,17,24,26,29,30,35,38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16,31,41,53

1, 11,22,34

Стимуляция Stimulation

9, 25, 37

6, 15, 30

Гедонизм Hedonism

4, 50, 57

10, 26, 37

Достижения Achievement

34, 39, 43, 55

4, 13, 24, 32

Власть Power

3, 12, 27, 46

2, 17, 39

Безопасность Security

8, 13, 15,22,56

5, 14,21,31,35

 

Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций

1. Власть. Функционирование социальных институтов требует некоторой степени дифференциации статусов, и в большинстве межличностных отношений в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности / подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности Власти и Достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности Достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активную демонстрацию компетентности в конкретном взаимодействии, в то время как ценности Власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции внутри наиболее общей социальной системы.

2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам.

Демонстрация социальной компетентности (что и составляет содержание этой ценности) в условиях преобладающий культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

З. Гедонизм. В теории Ш. Шварца мотивационная цель этого типа определяется как удовольствие или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция. Это производное от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологические основанные вариации потребности стимуляции, обусловленные социальным опытом, могут при водить К индивидуальным различиям в важности этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в новизне, глубоких переживаниях.

5. Самостоятельность. Определяющая цель этого типа ценностей заключается в независимости мышления и выбора действий, творчестве, исследовательской деятельности. Самостоятельность - производное от организменной потребности в контроле и управлении, а также от интеракционных требований автономности и независимости.

6. Универсализм. Мотивационная цель этого типа ценностей - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели ценности Универсализма могут быть производными от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся очевидными, когда люди входят в контакт с кем-то вне своей среды или расширяют первичную группу.

7. Щедрость. Это более узко определенный «просоциальный» тип ценностей, по сравнению с Универсализмом. Благосклонность сфокусирована на благополучии в близком каждодневном взаимодействии. Этот тип считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилитации и обеспечении процветания группы. Мотивационная цель этого типа - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в частом личном контакте (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции. Любые группы разрабатывают свои символы и ритуалы, действие которых определяется опытом группы и которые закрепляются как традиции и обычаи. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаше всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения, Мотивационная цель - уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность).

9. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа ограничение, пресечение действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Это производное от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

10. Безопасность. Мотивационная цель этого типа - безопасность, гармония, стабильность общества, взаимоотношений, самого человека, это производное от базовых индивидуальных и групповых требований. Ш. Шварц предполагает существование 1 общего типа ценностей, Безопасности, а не двух отдельных -группового и индивидуального уровня, т.к. ценности, относящиеся к коллективным, выражают в значительной степени цель безопасности для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

 

Интерпретация результатов

При анализе и интерпретации результатов опросника ценностных ориентаций Шварца важно учитывать, что диагностируются два различных типа ценностей:

  1. Нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
  2. Ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Еще один важный момент связан с тем, что число вопросов, включённых в каждую из 10-ти шкал теста ценностей Шварца содержит разное число вопросов. Это означает, что баллы, полученные по шкалам нельзя непосредственно сравнивать между собой.

Для сравнительного анализа выраженности различных ценностей у испытуемого или группы необходимо провести нормировку. Это означает проведение следующей процедуры:

  1. Находится шкала с наибольшим числом вопросов.
  2. Определяется наибольший бал, который можно набрать по данной шкале.
  3. Показатели по всем шкалам делятся на этот максимальный балл.

Если сопоставительный анализ выраженности показателей по шкалам не предполагается, а выраженность ценностей предполагается использовать в рамках корреляционного анализа, то можно не проводить нормировку показателей по шкалам теста диагностики ценностных ориентаций Шварца.

 

Пример анализа ценностей по тесту Шварца

На рис. 1 приведены средние значения нормативных идеалов подростков экспериментальной и контрольной групп.

Анализ ценностных ориентаций по тесту Шварца  

Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени – стимуляция, традиции и власть. Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл».

Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.

 

Источник: Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. -СПб.: Речь, 2004-70 с.


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Теги: Ценности