Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Психологический стресс

Психологический стресс

← Предыдущая Следующая →
23

Содержание:

1. Понятие и виды стресса. 1

2. Теория стресса Ганса Селье. 1

3. Разработка теорий стресса. 2

4. Когнитивные и интегративные модели стресса. 3

 

1. Понятие и виды стресса

Психологический стресс является одной из ключевых проблем в клинической психологии, так как он затрагивает реакции личности на различные фрустрирующие и психотравмирующие события. В психологическом контексте стресс рассматривается как воздействие, которое может привести к расстройствам как на уровне психики, так и на уровне физического здоровья. В современном обществе проблема стресса приобретает все большее значение, так как люди сталкиваются с различными формами давления и напряжения. Стресс может быть как острым, так и хроническим, и его частота увеличивается из-за быстрого темпа жизни, информационных перегрузок и социальных катаклизмов.

Психологический стресс классифицируется на два основных вида: информационный и эмоциональный. Эмоциональный стресс особенно опасен, так как может привести к серьезным заболеваниям, таким как диабет, гипертензия, сердечные приступы, депрессия и другие. Он также может проявляться в виде различных симптомов, известных как "стрессовый синдром", и включать в себя нарушения координации движений, расстройства речи и другие проблемы.

2. Теория стресса Ганса Селье

Ганс Селье предложил теорию стресса, которая рассматривает его как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы. Основные положения теории включают:

  • Все биологические организмы обладают врожденными механизмами для поддержания внутреннего равновесия.
  • Стрессоры, или сильные внешние раздражители, нарушают это равновесие, вызывая неспецифическую физиологическую реакцию, которая является защитно-приспособительной.
  • Развитие стресса проходит через несколько стадий: тревоги, резистентности и истощения. Переход между этими стадиями зависит от уровня сопротивляемости организма и интенсивности стрессора.
  • Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей, и их истощение может привести к заболеваниям и даже смерти.

Теория стресса Селье подчеркивает важность понимания физиологических реакций на стресс и их влияния на здоровье человека. Она также объясняет, как чрезмерное воздействие стрессоров может привести к патологическим изменениям в организме, если адаптационные резервы исчерпаны.

3. Разработка теорий стресса

Работы Ганса Селье стали основой для множества теорий и моделей, объясняющих природу стресса. Одна из таких теорий — генетически-конституциональная, которая утверждает, что способность организма противостоять стрессу определяется врожденными защитными стратегиями. Это означает, что независимо от текущих обстоятельств, организм использует заранее предопределенные механизмы для борьбы со стрессом.

  • Модель предрасположенности к стрессу (diathesis) основывается на взаимодействии наследственных факторов и факторов окружающей среды. Эта модель подчеркивает, что стрессовые реакции развиваются под влиянием как генетической предрасположенности, так и неожиданных внешних воздействий. Таким образом, стресс рассматривается как результат сложного взаимодействия между внутренними и внешними факторами.
  • Психодинамическая модель, основанная на теории Зигмунда Фрейда, выделяет два типа тревоги: сигнализирующую, которая возникает как реакция на предчувствие реальной внешней опасности, и травматическую, развивающуюся под воздействием бессознательных внутренних источников. Эта модель акцентирует внимание на внутренних психологических процессах, влияющих на восприятие и реакцию на стресс.
  • Модель Я. G. Wolff' рассматривает стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы. Она подчеркивает зависимость этих реакций от природы позиций, отношений и мотивов поведения индивида. Это означает, что социальные и психологические факторы играют ключевую роль в формировании стрессовых реакций.
  • Модель D. Mechanic выделяет адаптацию как центральный элемент в борьбе со стрессом. Адаптация рассматривается как способ, с помощью которого индивид справляется с ситуацией и своими чувствами, вызванными этой ситуацией. В модели выделяются два проявления адаптации: преодоление, направленное на борьбу с ситуацией, и защита, направленная на борьбу с чувствами.

4. Когнитивные и интегративные модели стресса

Р. Лазарус разработал когнитивную теорию стресса, в которой основное внимание уделяется субъективной оценке угрозы и возможностей преодоления стресса. Согласно этой теории, стресс является результатом взаимодействия между личностью и окружающей средой, где когнитивные процессы определяют качество и интенсивность эмоциональных реакций. Когнитивная оценка играет ключевую роль в определении реакции на стрессоры и объясняет межиндивидуальные различия в восприятии и реакции на стрессовые ситуации.

Интегративная модель стресса акцентирует внимание на проблемах, требующих от человека принятия решений. Эта модель учитывает ряд факторов, таких как ресурсы человека, его энергетический потенциал, происхождение проблемы и тип реагирования. Способности человека в решении проблем зависят от его общих возможностей, личного потенциала и адекватности психологической установки. Выбор стратегии поведения для предотвращения стресса определяется этими факторами.

S. Hobfoll критикует когнитивную теорию, утверждая, что стресс развивается при потере ресурсов, таких как поведенческая активность и личностные характеристики. Он подчеркивает, что расход ресурса играет центральную роль в развитии стресса, и предлагает различные способы компенсации потерь, включая переоценку ситуации и переключение внимания на позитивные аспекты.

Эти модели подчеркивают важность индивидуальных различий в реакции на стресс и роль когнитивных процессов в адаптации. Они также акцентируют внимание на взаимодействии между личностью и окружающей средой, что позволяет более глубоко понять механизмы развития и преодоления стресса.

 

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Стресс
Еще статьи по теме:
Стресс у беременных

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!