Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Особенности нарушений познавательных процессов у младших школьников с ЗПР

Особенности нарушений познавательных процессов у младших школьников с ЗПР

← Предыдущая Следующая →
10

Содержание:

1. Психологическое развитие младшего школьника. 1

2. Особенности познавательных процессов у младших школьников с ЗПР. 2

3. Эмоционально-волевая сфера и поведение. 2

4. Причины и классификация ЗПР. 3

5. Нарушения мнемических способностей у детей с ЗПР. 3

6. Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ЗПР. 3

 

1. Психологическое развитие младшего школьника

Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу. В норме к этому моменту у ребенка должна быть сформирована психологическая готовность к обучению, включающая достаточный уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и произвольности поведения. Однако у 30-60% детей наблюдается несоответствие хронологического и психологического возраста, что проявляется в сохранении дошкольных черт поведения и познавательных процессов.

Физическое и психофизиологическое развитие младшего школьника продолжается, но отделы мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности (лобные отделы), окончательно формируются только к 12 годам. Это приводит к недостаточному регулирующему влиянию коры головного мозга на подкорковые структуры, что проявляется в эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, быстрой отвлекаемости и неспособности к длительному сосредоточению.

Индивидуальные темпы развития у младших школьников могут варьироваться в пределах 1-1,5 лет. У некоторых детей к 7 годам не завершается формирование альфа-ритма, что свидетельствует о незрелости нейронного аппарата коры больших полушарий. Такие дети испытывают трудности в обучении, особенно если их функциональное состояние нестабильно.

К 9-10 годам у большинства детей стабилизируется работа коры головного мозга, что создает предпосылки для перехода на новый уровень функционирования познавательных процессов. Однако у детей с задержкой психического развития (ЗПР) эти процессы протекают медленнее и с нарушениями.


2. Особенности познавательных процессов у младших школьников с ЗПР

У детей с ЗПР наблюдаются следующие особенности познавательных процессов:

  1. Восприятие:
    • Недостаточная сформированность зрительного, слухового и двигательного восприятия.
    • Трудности в опознании и категоризации сложных стимулов.
    • Ограниченные возможности анализа и синтеза информации.
  2. Внимание:
    • Недостаточная сформированность произвольного внимания.
    • Дефицит основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.
    • Повышенная отвлекаемость и низкая устойчивость внимания.
  3. Память:
    • Снижение объема и скорости запоминания.
    • Преобладание механической памяти над смысловой.
    • Трудности в использовании мнемических приемов (группировка, классификация, структурирование).
    • Низкая продуктивность как произвольного, так и непроизвольного запоминания.
  4. Мышление:
    • Недостаточная сформированность основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции.
    • Задержка в развитии словесно-логического мышления.
    • Трудности в решении задач, требующих планирования и контроля.
  5. Речь:
    • Отставание в речевом развитии.
    • Дефекты произношения и трудности в звукобуквенном анализе.
    • Недостаточная сформированность связной устной речи.

3. Эмоционально-волевая сфера и поведение

У детей с ЗПР эмоциональная сфера характеризуется незрелостью. Эмоции могут быть яркими и непосредственными, как у детей более младшего возраста, или, наоборот, сниженными, с преобладанием страхов и тревожности. Волевая сфера также недостаточно развита: дети с ЗПР испытывают трудности в организации своей деятельности, часто бросают начатое при малейших затруднениях, не умеют планировать и контролировать свои действия.


4. Причины и классификация ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — это особый тип аномалии психического развития, характеризующийся временным замедлением темпа развития психических функций. ЗПР может быть вызвана как биологическими (органические поражения ЦНС, генетическая предрасположенность), так и социальными факторами (неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность).

Классификация ЗПР, предложенная К.С. Лебединской, включает четыре основных варианта:

  1. Конституционального происхождения — обусловлена психофизическим инфантилизмом.
  2. Соматогенного происхождения — связана с длительными соматическими заболеваниями.
  3. Психогенного происхождения — вызвана неблагоприятными условиями воспитания.
  4. Церебрально-органического генеза — связана с органическими поражениями ЦНС.

5. Нарушения мнемических способностей у детей с ЗПР

У детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения памяти:

  • Снижение объема и скорости запоминания.
  • Преобладание механической памяти над смысловой.
  • Трудности в использовании мнемических приемов (группировка, классификация, структурирование).
  • Низкая продуктивность как произвольного, так и непроизвольного запоминания.
  • Быстрое забывание изученного материала.

Дети с ЗПР склонны к механическому заучиванию, но даже этот способ дается им с трудом из-за ослабленных механизмов памяти. Они с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в памяти условия задач. При этом самостоятельные попытки улучшить запоминание (например, с помощью вспомогательных приемов) практически отсутствуют.


6. Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ЗПР

Для преодоления ЗПР необходима своевременная коррекционная работа, включающая:

  • Развитие произвольного внимания и памяти.
  • Обучение использованию мнемических приемов.
  • Формирование навыков планирования и контроля деятельности.
  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Коррекцию речевых нарушений.

Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от возраста ребенка. Наиболее благоприятный период для коррекции — до 7-9 лет, когда мозг ребенка сохраняет высокую пластичность. После 9 лет функциональные связи мозга становятся более жесткими, что затрудняет коррекцию.


Задержка психического развития — это сложный полисимптоматичный комплекс, включающий нарушения темпа и характера развития ребенка. У детей с ЗПР наблюдаются специфические особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и поведения. Однако при своевременной и правильно организованной коррекционной работе многие нарушения могут быть преодолены, что позволяет детям успешно адаптироваться к школьному обучению и социальной жизни.

Изучение особенностей познавательных процессов у детей с ЗПР не только помогает в разработке методов коррекции, но и углубляет понимание закономерностей нормального психического развития.

 

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Память Младшие школьники
Еще статьи по теме:
Психологические особенности младшего школьного возраста
Мнемические способности

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!