Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Особенности нарушений познавательных процессов у младших школьников с ЗПР
Содержание:
1. Психологическое развитие младшего школьника
2. Особенности познавательных процессов у младших школьников с ЗПР
3. Эмоционально-волевая сфера и поведение
4. Причины и классификация ЗПР
5. Нарушения мнемических способностей у детей с ЗПР
6. Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ЗПР
1. Психологическое развитие младшего школьника
Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу. В норме к этому моменту у ребенка должна быть сформирована психологическая готовность к обучению, включающая достаточный уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и произвольности поведения. Однако у 30-60% детей наблюдается несоответствие хронологического и психологического возраста, что проявляется в сохранении дошкольных черт поведения и познавательных процессов.
Физическое и психофизиологическое развитие младшего школьника продолжается, но отделы мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности (лобные отделы), окончательно формируются только к 12 годам. Это приводит к недостаточному регулирующему влиянию коры головного мозга на подкорковые структуры, что проявляется в эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, быстрой отвлекаемости и неспособности к длительному сосредоточению.
Индивидуальные темпы развития у младших школьников могут варьироваться в пределах 1-1,5 лет. У некоторых детей к 7 годам не завершается формирование альфа-ритма, что свидетельствует о незрелости нейронного аппарата коры больших полушарий. Такие дети испытывают трудности в обучении, особенно если их функциональное состояние нестабильно.
К 9-10 годам у большинства детей стабилизируется работа коры головного мозга, что создает предпосылки для перехода на новый уровень функционирования познавательных процессов. Однако у детей с задержкой психического развития (ЗПР) эти процессы протекают медленнее и с нарушениями.
2. Особенности познавательных процессов у младших школьников с ЗПР
У детей с ЗПР наблюдаются следующие особенности познавательных процессов:
- Восприятие:
- Недостаточная сформированность зрительного, слухового и двигательного восприятия.
- Трудности в опознании и категоризации сложных стимулов.
- Ограниченные возможности анализа и синтеза информации.
- Внимание:
- Недостаточная сформированность произвольного внимания.
- Дефицит основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.
- Повышенная отвлекаемость и низкая устойчивость внимания.
- Память:
- Снижение объема и скорости запоминания.
- Преобладание механической памяти над смысловой.
- Трудности в использовании мнемических приемов (группировка, классификация, структурирование).
- Низкая продуктивность как произвольного, так и непроизвольного запоминания.
- Мышление:
- Недостаточная сформированность основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции.
- Задержка в развитии словесно-логического мышления.
- Трудности в решении задач, требующих планирования и контроля.
- Речь:
- Отставание в речевом развитии.
- Дефекты произношения и трудности в звукобуквенном анализе.
- Недостаточная сформированность связной устной речи.
3. Эмоционально-волевая сфера и поведение
У детей с ЗПР эмоциональная сфера характеризуется незрелостью. Эмоции могут быть яркими и непосредственными, как у детей более младшего возраста, или, наоборот, сниженными, с преобладанием страхов и тревожности. Волевая сфера также недостаточно развита: дети с ЗПР испытывают трудности в организации своей деятельности, часто бросают начатое при малейших затруднениях, не умеют планировать и контролировать свои действия.
4. Причины и классификация ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) — это особый тип аномалии психического развития, характеризующийся временным замедлением темпа развития психических функций. ЗПР может быть вызвана как биологическими (органические поражения ЦНС, генетическая предрасположенность), так и социальными факторами (неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность).
Классификация ЗПР, предложенная К.С. Лебединской, включает четыре основных варианта:
- Конституционального происхождения — обусловлена психофизическим инфантилизмом.
- Соматогенного происхождения — связана с длительными соматическими заболеваниями.
- Психогенного происхождения — вызвана неблагоприятными условиями воспитания.
- Церебрально-органического генеза — связана с органическими поражениями ЦНС.
5. Нарушения мнемических способностей у детей с ЗПР
У детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения памяти:
- Снижение объема и скорости запоминания.
- Преобладание механической памяти над смысловой.
- Трудности в использовании мнемических приемов (группировка, классификация, структурирование).
- Низкая продуктивность как произвольного, так и непроизвольного запоминания.
- Быстрое забывание изученного материала.
Дети с ЗПР склонны к механическому заучиванию, но даже этот способ дается им с трудом из-за ослабленных механизмов памяти. Они с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в памяти условия задач. При этом самостоятельные попытки улучшить запоминание (например, с помощью вспомогательных приемов) практически отсутствуют.
6. Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ЗПР
Для преодоления ЗПР необходима своевременная коррекционная работа, включающая:
- Развитие произвольного внимания и памяти.
- Обучение использованию мнемических приемов.
- Формирование навыков планирования и контроля деятельности.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Коррекцию речевых нарушений.
Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от возраста ребенка. Наиболее благоприятный период для коррекции — до 7-9 лет, когда мозг ребенка сохраняет высокую пластичность. После 9 лет функциональные связи мозга становятся более жесткими, что затрудняет коррекцию.
Задержка психического развития — это сложный полисимптоматичный комплекс, включающий нарушения темпа и характера развития ребенка. У детей с ЗПР наблюдаются специфические особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и поведения. Однако при своевременной и правильно организованной коррекционной работе многие нарушения могут быть преодолены, что позволяет детям успешно адаптироваться к школьному обучению и социальной жизни.
Изучение особенностей познавательных процессов у детей с ЗПР не только помогает в разработке методов коррекции, но и углубляет понимание закономерностей нормального психического развития.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.