Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Справочник / Нарушения общения как фактор школьной дизадаптации

Нарушения общения как фактор школьной дизадаптации

← Предыдущая Следующая →
10

Содержание:

1. Социальная природа человека и значение общения. 1

2. Психологический фактор как причина школьной дизадаптации. 1

3. Коммуникативный дефицит и его проявления. 1

4. Структура коммуникативной компетентности (по М.И. Лисиной) 2

5. Причины и последствия дефицита общения. 2

6. Трудности общения и их виды.. 3

7. Коррекционно-развивающее обучение. 3

 

1. Социальная природа человека и значение общения

Человек — существо, которое не может существовать вне общества. Доказано, что для полноценного интеллектуального и эмоционального развития ребенку необходимо общение с другими людьми. Без этого развитие становится невозможным. Ярким примером являются случаи, когда дети в раннем возрасте оказывались в изоляции (например, попадали в волчьи стаи) и проводили там несколько лет. Даже после возвращения к людям такие дети не могли адаптироваться к человеческому обществу, а их интеллектуальные способности оставались на крайне низком уровне. Это подтверждает, что общение — не просто важный, а необходимый элемент для формирования личности.


2. Психологический фактор как причина школьной дизадаптации

Н.М. Иовчук (1998) в своих исследованиях выделяет психологический фактор как ключевой в возникновении школьной дизадаптации. Под дизадаптацией понимается нарушение способности человека приспосабливаться к условиям социальной среды, что особенно ярко проявляется в школьной жизни. Психологический фактор делится на две основные составляющие:

  1. Когнитивный дефицит — связан с интеллектуальными трудностями, которые мешают ребенку успешно учиться.
  2. Коммуникативный дефицит — связан с нарушениями в общении, которые влияют на социальную адаптацию ребенка.

3. Коммуникативный дефицит и его проявления

Коммуникативный дефицит — это недостаток или нарушение способности ребенка к общению. Он проявляется в двух основных аспектах:

  1. Нарушения общения в семье и школе:
    • Ребенок не может выстроить нормальные отношения с родителями, учителями или сверстниками.
    • Это может быть связано с отсутствием навыков общения или с неблагоприятной средой, в которой растет ребенок.
  2. Неадекватная Я-концепция:
    • У ребенка формируется искаженное представление о себе, своих возможностях и своем месте в обществе.
    • Также нарушается понимание таких важных аспектов, как дружба, доверие и взаимодействие с другими людьми.

Исследования (Глозман Ж.М. и др.) показывают, что общение играет ключевую роль в формировании личности. Без него ребенок не может развить социальные навыки, которые необходимы для успешной адаптации в школе и обществе.


4. Структура коммуникативной компетентности (по М.И. Лисиной)

М.И. Лисина и ее сотрудники (1980) разработали модель коммуникативной компетентности, которая включает несколько структурных компонентов:

  1. Предмет общения — это другой человек, партнер по общению, который воспринимается как субъект, а не объект.
  2. Потребность в общении — стремление человека познавать и оценивать других людей, а через них — познавать и оценивать себя.
  3. Коммуникативные мотивы — это цели, ради которых человек вступает в общение (например, получение информации, эмоциональная поддержка и т.д.).
  4. Действия общения — это конкретные акты общения, которые могут быть инициативными (начало разговора) или ответными (реакция на слова другого человека).
  5. Задачи общения — это цели, которые человек ставит перед собой в конкретной ситуации общения.
  6. Средства общения — это способы, с помощью которых человек выражает свои мысли и эмоции (речь, жесты, мимика и т.д.).
  7. Продукты общения — это результаты взаимодействия, которые могут быть как материальными (например, совместный проект), так и духовными (например, улучшение отношений или формирование нового представления о себе).

5. Причины и последствия дефицита общения

Дефицит общения в семье и школе является одной из главных причин школьной дизадаптации. Основные причины этого дефицита:

  • Неадекватное отношение родителей к ребенку:
    • Родители могут предъявлять завышенные требования к интеллектуальным способностям ребенка, что приводит к снижению его самооценки.
    • Ребенок, который чувствует себя неуверенно, часто становится изгоем среди сверстников.
  • Неумение общаться с другими детьми и учителями:
    • Ребенок не знает, как выстраивать отношения, что приводит к конфликтам или изоляции.

Последствия дефицита общения:

  • Низкие достижения в учебе.
  • Повышенная тревожность и неуверенность в себе.
  • Негативная оценка ребенка со стороны окружающих (родителей, учителей, сверстников).

6. Трудности общения и их виды

Венгер А.Л. и Цукерман Н.К. (1993) выделяют несколько типов трудностей общения:

  1. Интеллектуализм:
    • Ребенок успешно общается со взрослыми, но испытывает трудности в общении с детьми.
    • Это не слишком травмирует ребенка, но ограничивает его социальные возможности.
  2. Несформированность средств общения:
    • Ребенок хочет общаться, но не знает, как это делать.
    • В результате он может проявлять пассивность или, наоборот, агрессивность.
  3. Аутизация:
    • Ранняя замкнутость ребенка может смениться высокой потребностью в общении в подростковом возрасте.
    • Однако из-за отсутствия навыков общения это может привести к девиантному поведению.
  4. Ошибки взрослых:
    • Неправильное общение в семье приводит к задержке формирования коммуникативных навыков.
    • Ребенок становится эмоционально закрытым и плохо ориентируется в человеческих отношениях.

7. Коррекционно-развивающее обучение

Одним из ключевых принципов коррекционно-развивающего обучения является внимание к отношениям ребенка. Это включает:

  • Отношения со сверстниками:
    • Важно помочь ребенку выстроить здоровые отношения с другими детьми.
  • Отношения с взрослыми:
    • Учителя и родители должны поддерживать ребенка, помогая ему развивать уверенность в себе.
  • Социально-нравственное воспитание:
    • Ребенка нужно учить нормам поведения, которые помогут ему успешно адаптироваться в обществе.

Для диагностики трудностей обучения и разработки эффективных методов их преодоления необходимо учитывать не только нейропсихологические, но и социальные факторы. Это включает:

  • Анализ уровня развития социальных взаимодействий ребенка.
  • Изучение его отношений с родителями, учителями и сверстниками.
  • Разработку программ, направленных на развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки.

Таким образом, общение — это основа успешной адаптации ребенка в школе и обществе. Без него невозможно полноценное развитие личности, а дефицит общения приводит к серьезным проблемам, которые требуют комплексного подхода к решению.

© Команда DIP-PSI.RU

Теги: Общение
Еще статьи по теме:
Общительность

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!