Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Нарушения общения как фактор школьной дизадаптации
Содержание:
1. Социальная природа человека и значение общения
2. Психологический фактор как причина школьной дизадаптации
3. Коммуникативный дефицит и его проявления
4. Структура коммуникативной компетентности (по М.И. Лисиной)
5. Причины и последствия дефицита общения
6. Трудности общения и их виды
7. Коррекционно-развивающее обучение
1. Социальная природа человека и значение общения
Человек — существо, которое не может существовать вне общества. Доказано, что для полноценного интеллектуального и эмоционального развития ребенку необходимо общение с другими людьми. Без этого развитие становится невозможным. Ярким примером являются случаи, когда дети в раннем возрасте оказывались в изоляции (например, попадали в волчьи стаи) и проводили там несколько лет. Даже после возвращения к людям такие дети не могли адаптироваться к человеческому обществу, а их интеллектуальные способности оставались на крайне низком уровне. Это подтверждает, что общение — не просто важный, а необходимый элемент для формирования личности.
2. Психологический фактор как причина школьной дизадаптации
Н.М. Иовчук (1998) в своих исследованиях выделяет психологический фактор как ключевой в возникновении школьной дизадаптации. Под дизадаптацией понимается нарушение способности человека приспосабливаться к условиям социальной среды, что особенно ярко проявляется в школьной жизни. Психологический фактор делится на две основные составляющие:
- Когнитивный дефицит — связан с интеллектуальными трудностями, которые мешают ребенку успешно учиться.
- Коммуникативный дефицит — связан с нарушениями в общении, которые влияют на социальную адаптацию ребенка.
3. Коммуникативный дефицит и его проявления
Коммуникативный дефицит — это недостаток или нарушение способности ребенка к общению. Он проявляется в двух основных аспектах:
- Нарушения общения в семье и школе:
- Ребенок не может выстроить нормальные отношения с родителями, учителями или сверстниками.
- Это может быть связано с отсутствием навыков общения или с неблагоприятной средой, в которой растет ребенок.
- Неадекватная Я-концепция:
- У ребенка формируется искаженное представление о себе, своих возможностях и своем месте в обществе.
- Также нарушается понимание таких важных аспектов, как дружба, доверие и взаимодействие с другими людьми.
Исследования (Глозман Ж.М. и др.) показывают, что общение играет ключевую роль в формировании личности. Без него ребенок не может развить социальные навыки, которые необходимы для успешной адаптации в школе и обществе.
4. Структура коммуникативной компетентности (по М.И. Лисиной)
М.И. Лисина и ее сотрудники (1980) разработали модель коммуникативной компетентности, которая включает несколько структурных компонентов:
- Предмет общения — это другой человек, партнер по общению, который воспринимается как субъект, а не объект.
- Потребность в общении — стремление человека познавать и оценивать других людей, а через них — познавать и оценивать себя.
- Коммуникативные мотивы — это цели, ради которых человек вступает в общение (например, получение информации, эмоциональная поддержка и т.д.).
- Действия общения — это конкретные акты общения, которые могут быть инициативными (начало разговора) или ответными (реакция на слова другого человека).
- Задачи общения — это цели, которые человек ставит перед собой в конкретной ситуации общения.
- Средства общения — это способы, с помощью которых человек выражает свои мысли и эмоции (речь, жесты, мимика и т.д.).
- Продукты общения — это результаты взаимодействия, которые могут быть как материальными (например, совместный проект), так и духовными (например, улучшение отношений или формирование нового представления о себе).
5. Причины и последствия дефицита общения
Дефицит общения в семье и школе является одной из главных причин школьной дизадаптации. Основные причины этого дефицита:
- Неадекватное отношение родителей к ребенку:
- Родители могут предъявлять завышенные требования к интеллектуальным способностям ребенка, что приводит к снижению его самооценки.
- Ребенок, который чувствует себя неуверенно, часто становится изгоем среди сверстников.
- Неумение общаться с другими детьми и учителями:
- Ребенок не знает, как выстраивать отношения, что приводит к конфликтам или изоляции.
Последствия дефицита общения:
- Низкие достижения в учебе.
- Повышенная тревожность и неуверенность в себе.
- Негативная оценка ребенка со стороны окружающих (родителей, учителей, сверстников).
6. Трудности общения и их виды
Венгер А.Л. и Цукерман Н.К. (1993) выделяют несколько типов трудностей общения:
- Интеллектуализм:
- Ребенок успешно общается со взрослыми, но испытывает трудности в общении с детьми.
- Это не слишком травмирует ребенка, но ограничивает его социальные возможности.
- Несформированность средств общения:
- Ребенок хочет общаться, но не знает, как это делать.
- В результате он может проявлять пассивность или, наоборот, агрессивность.
- Аутизация:
- Ранняя замкнутость ребенка может смениться высокой потребностью в общении в подростковом возрасте.
- Однако из-за отсутствия навыков общения это может привести к девиантному поведению.
- Ошибки взрослых:
- Неправильное общение в семье приводит к задержке формирования коммуникативных навыков.
- Ребенок становится эмоционально закрытым и плохо ориентируется в человеческих отношениях.
7. Коррекционно-развивающее обучение
Одним из ключевых принципов коррекционно-развивающего обучения является внимание к отношениям ребенка. Это включает:
- Отношения со сверстниками:
- Важно помочь ребенку выстроить здоровые отношения с другими детьми.
- Отношения с взрослыми:
- Учителя и родители должны поддерживать ребенка, помогая ему развивать уверенность в себе.
- Социально-нравственное воспитание:
- Ребенка нужно учить нормам поведения, которые помогут ему успешно адаптироваться в обществе.
Для диагностики трудностей обучения и разработки эффективных методов их преодоления необходимо учитывать не только нейропсихологические, но и социальные факторы. Это включает:
- Анализ уровня развития социальных взаимодействий ребенка.
- Изучение его отношений с родителями, учителями и сверстниками.
- Разработку программ, направленных на развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки.
Таким образом, общение — это основа успешной адаптации ребенка в школе и обществе. Без него невозможно полноценное развитие личности, а дефицит общения приводит к серьезным проблемам, которые требуют комплексного подхода к решению.
© Команда DIP-PSI.RU
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.