Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Курсовая на тему агрессивности и агрессии: материал для дипломной и магистерской работы по психологии

Агрессия – важная часть жизни людей и мира в целом. В основе войн, конфликтов, вражды между людьми и странами лежит агрессия. Но значит ли это, что агрессивность – это неизбежное зло?

Исследователи выдвигают разные модели агрессивного поведения. Одни утверждают врожденный характер агрессивности, другие указывают на то, что агрессия запускается внешними стимулами; третьи отмечают, что агрессивные реакции запускаются нашими когнитивными особенностями – как мы обрабатываем информацию.

На сегодняшний день ясно одно – агрессия выступает как многоплановый психологический феномен и ни одна из теорий не исчерпывает его полного объяснения.

Также очевидно, что нельзя изображать агрессивность как безусловный негативный элемент жизни. Исследователи в этой связи вводят понятие конструктивной агрессии, которая позволяет отстаивать свою точку зрения, говорить «нет» и т.д. Противостоит ей деструктивная агрессия, проявляющая в осознанном намерении причинять вред другим.

Несмотря на давнюю историю изучения агрессия и агрессивность по-прежнему являются объектами эмпирических исследований психологов. Тема агрессии часто фигурирует в темах курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии. Достаточно распространенными являются темы курсовых и дипломов, связанные с агрессивностью подростков. Важна тема агрессии в исследованиях лиц с девиантным поведением.

Приводимый ниже материал может помочь при знакомстве с темой агрессии и агрессивности, а также при написании теоретической главы курсовой или дипломной работы по психологии, а также магистерской диссертации.

 

Теории агрессии и агрессивности

За почти вековую историю научного изучения агрессивности, исследователи достаточно продвинулись в понимании интересующего их феномена. Было сформулировано немало определений, предложено классификаций и разработано теорий. Несмотря на то, что некоторые из этих теорий доказали свою несостоятельность и были преданы забвению, другие были дополнены и пересмотрены, до сих пор в психологическом мире сосуществуют и взаимоисключающие, полярные взгляды на природу агрессивности.

Теоретический анализ литературы, посвященной данной проблематике, позволяет выделить основные теории агрессии и ряд направлений.

Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивно. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997). Старейшая теория, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. 3. Фрейд (Freud Z., 1920) полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; агрессия -это тот же инстинкт, нацеленный на внешние объекты. Именно Фрейду принадлежит заслуга превращения агрессии и агрессивности в объект научного психологического анализа. Агрессивное поведение рассматривалось Фрейдом не только как врожденное, но и как неизбежное. Объяснялось это следующим образом. Если энергия «танатоса» не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Однако, внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и уменьшать вероятность появления более опасных действий. Сам Фрейд склонялся к тому, что эффект от подобных действий является минимальным и кратковременным по своей природе.

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет свое начало из врожденных, инстинктивных сил в целом находило поддержку даже у критиков. Развитие взглядов Фрейда привело к созданию фрустрационных концепций агрессии.

Концепция ортодоксальных фрейдистов оказалась созвучной взглядам этологов. Теоретики-эволюционисты (McDaugol W., 1926, Murray Н., 1938, Lorenz К., 1966) считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая человека.

Наиболее яркой и интересной в данной категории взглядов можно считать концепцию этолога Конрада Лоренца (1966). Согласно Лоренцу, агрессия берет свое начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также как и у всех живых существ. При невозможности разрядить весь объем агрессивных побуждений, человек усиленно подавляет их, руководствуясь нормами морали: «Мир - это первейшая обязанность горожанина». Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; последняя варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Опасные хищники имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа - люди - обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. Технический прогресс сделал возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим потакание своим стремлениям представляет все большую опасность - под угрозой находится выживание человека как вида. «Чем больше развивается цивилизация, тем менее благоприятны все предпосылки для нормальных проявлений нашей естественной склонности к социальному поведению, а требования к нему постоянно возрастают: мы обязаны любить даже врагов наших, - естественные наклонности никогда бы нас до этого не довели...» [К.Лоренц, стр. 246]. Возможным выходом из сложившейся ситуации Лоренц считал разрядку агрессивной энергии. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление. Также Лоренц указал на несовместимость агрессии со смехом: «Собаки, которые лают, иногда все-таки кусаются; но люди, которые смеются, не стреляют никогда!» [К.Лоренц, стр. 268].

Главным недостатком эволюционных теорий, по мнению исследователей, является использование данных, полученных при изучении поведения животных для объяснения поведения людей, без учета того, человек является принципиально отличным живым существом, уже в силу того, что наделен сознанием и живет в человеческом обществе. Австрийский ученый Холличер В. (1975), например, отмечает, что все то, что является специфическим только для человека, не является врожденным, а то, что является врожденным не носит черт, специфических только для человека. Не нашли подтверждения и представления Лоренца об агрессивной энергии (Zilmann, 1979).

Являясь представителем поведенческого подхода, Басс (Buss А., 1961) указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек, особо отметив роль темперамента. Определяя темперамент как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными», Басс к переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость. По Бассу независимость имеет отношение к стремлению к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является позыв, или побуждение причинить вред другим. Доллард (Dollard D., 1932) и его коллеги разработали теорию фрустрации-агрессии. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддержание агрессивного поведения. Несколько позже Миллер (Miller, 1941) пришел к выводу о том, что фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является одной из них. Он предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии - то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии, 2) силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

В несколько смягченной модифицированной форме теорию обусловленности агрессии фрустрацией поддерживают Берковиц (Berkowitz S., 1962) и Мак-Нейл (McNail Е., 1959). Так, Берковиц вводит новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев - эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Он отмечает, что агрессия не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. В концепцию фрустрации-агрессии Берковиц ввел существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

В процессе своего развития фрустрационный подход к объяснению агрессии претерпел значительные изменения. В частности, возникла концепция фрустрации С. Розенцвейга (1944), обратившегося к анализу фрустрационых ситуаций, классификации и типизации реакций на фрустрацию. Некоторые ученые пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую и структурирующую роль.

Зильманн (Zilmann D., 1983) придерживался мнения о том, что агрессия обусловлена возбуждением. Возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях - учащении пульса, повышении артериального давления, являющихся составной частью реакции «дерись или удирай». Наиболее интересным аспектом данной теории является положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться (то есть переноситься) на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, даже если реакция индивидуума предполагает его ослабление, остатки медленно исчезающего раздражения могут «вливаться» в последующие, потенциально независимые (от данного стимула) эмоциональные реакции и переживания. В проведенных исследованиях было обнаружено, что возбуждение от таких источников, как физическая активность, фильмы с изображением насилия, а также шум, - способствуют возникновению агрессивных побуждений.

Представляется чрезвычайно важным рассмотрение агрессии как психического состояния; знание его феноменологии, при выделении познавательного, эмоционального и волевого компонентов. Данное утверждение находит свое отражение в более поздних теориях агрессии, которые описывают агрессию как достаточно сложное, многоуровневое явление, приближаясь к пониманию его природы.

«Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных» средств» [121, стр. 8].

Лазарус (Lazarus R., 1963) считал основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Но не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, и не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Однако в тех случаях, когда это происходит, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка - весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия.

Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения (Berkowitz S., 1983). Характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. Степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

В своих поздних работах Берковиц подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Берковиц (Berkowitz, 1989) утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект». Блокировка достижения цели не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. То, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие и определяет его реакцию на это воздействие. Также было доказано, что индивидуум, которого что-то спровоцировало на агрессию (то есть он объясняет свои негативные чувства как злость), может стать более восприимчивым и чаще реагировать на посылы к агрессии. Итак, хотя агрессия может появляться в отсутствие стимулирующих ее ситуационных факторов, фрустрированный человек будет чаще обращать внимание на эти стимулы, и они, скорее всего, усилят его агрессивную реакцию.

Согласно теории социального научения (Bandura A., Walters R., 1959) в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Утверждалось, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен еще иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. В этом качестве агрессия является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью различных процедур. В отличие от других теоретических направлений, теории этого направления предоставляют большие возможности предотвращению агрессии или взятию ее под контроль. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

В. Клайн (1991) справедливо отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.

Принципиально важным этапом в развитии понимания интересующего нас феномена является выделение таких видов агрессии как: «позитивная» и «деструктивная» (Fromm Е., 1976). Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Деструктивная» агрессия представляет собой жестокое и деструктивное поведение, бывает спонтанной и связана со структурой личности.

Аналогичных взглядов придерживается и Г. Аммон, утверждая, что человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности. Если конструктивная агрессивность не находит выхода в созидательной деятельности, она трансформируется в агрессивность деструктивную, разрушающую.

Наиболее интересными и перспективными разработками в данной области, на наш взгляд, являются исследования отечественных ученых В. С. Ротенберга и С. М. Бондаренко (1989). Они сформулировали концепцию агрессивности в рамках теории поисковой активности. Под поисковой активностью понимается «деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней» [15, стр. 71]. У человека существует потребность в поисковой активности, предпосылки которой имеют врожденный характер, а затем формирующейся в процессе жизнедеятельности человека. По мнению авторов, отклоняющееся от нормы поведение подростков, включая немотивированные приступы жестокости, может быть проявлением неадекватно сориентированной поисковой активности. Если изменить направление поисковой активности, то можно добиться снятия агрессии.

При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: 1) врожденным побуждениям или задаткам; 2) потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным процессам; 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Анализируя существующие теоретические подходы к объяснению изучаемого феномена, можно сделать вывод о биосоциальной природе агрессивности. На предпочтение агрессивных либо неагрессивных моделей поведения влияют как внутренние (психологические), так и внешние (социальные) факторы. Агрессивное поведение является непосредственным отражением искаженного процесса социализации и проявлением определенной внутренней позиции личности.

Научные исследования не ограничивались, однако, изучением обусловленности агрессивности и объяснением причин ее возникновения. В сфере научных интересов также находились классификации агрессий, объединение/разведение понятий: «агрессия» и «агрессивность», формулировка определений.

Исследователи агрессии выделяют ее различные формы и типы на основании различных критериев.

Фишбах (Feshbach S., 1964) выделял следующие виды агрессии: случайную, инструментальную и враждебную. Причем положение о случайной агрессии не нашло одобрения у критики. Враждебная агрессия направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать в качестве агрессии во имя агрессии. Инструментальная агрессия направлена на достижение цели и причинение ущерба не служит этой целью, хотя и не обязательно избегается.

Классифицируя агрессивное поведение, Басс использовал три дихотомии: физическое - вербальное, активное - пассивное, направленное - ненаправленное. Им также было проведено деление на прямые и косвенные агрессии. Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а против нее, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-заменителей, против суррогатов жертвы, представителей ее «круга». При косвенных агрессиях можно, например, отрицательно отзываться о работах жертвы.

Фромм Э., Аммон Г. и др. выделяли деструктивную и конструктивную (злокачественную и доброкачественную) агрессии.

Также существует и формальное деление, например, на индивидуальную и групповую агрессию.

Анализ литературы по данной теме показал, что в психологической науке не разработан единый понятийный аппарат, относящийся к феномену агрессии. До сих пор нет четкого определения понятия «агрессия».

Термин «агрессия» происходит от латинского «aggressio» -нападение, приступ. Наиболее общим является следующее определение агрессии. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на причинение ущерба другому живому существу, не желающему подобного обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения. Другое, более развернутое определение, звучит следующим образом: агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997). В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийства. Существенное значение имеют объективно и субъективно воспринимаемые характеристики проявлений агрессивности. Наблюдателем со стороны поведенческие проявления другого человека могут расцениваться как агрессивные при полном отсутствии агрессии у исполнителя этих проявлений. (Осницкий А.К., 1994) В то же время реальные агрессивные действия могут проявляться в скрытой, неочевидной для других людей форме.

Представляется необходимым разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».

Под агрессивностью понимается готовность к поведению, несущему угрозу окружающим людям. Агрессивность должна рассматриваться не только как поведение, но и как достаточно устойчивое характерологическое образование. По мнению Осницкого А.К. (1994), агрессивность является одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития. По сути дела, для самого человека агрессивность является инструментом, восполняющим недостаток средств конструктивного разрешения ситуации.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно Бассу, враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают (Семенюк Л.М., 1998).

Агрессивность - это многоуровневое явление. Здесь можно выделить не только поведенческий аспект, напр. драчливость, но и эмоциональный, например, гнев. Также имеют место волевые компоненты и психические состояния (недоброжелательность, мстительность). При благоприятном развитии агрессивность сопутствует таким чертам характера, как целеустремленность.

При разностороннем и гармоничном развитии формируется активная жизненная позиция, сила «Я», самостоятельность, умение отстоять собственное мнение и добиться поставленной цели, умение сказать «нет», а также другие характеристики духовной силы человека, которые некоторыми авторами интерпретируются как проявления «конструктивной агрессивности». В то же время при неблагоприятных вариантах развития, которые могут явиться следствием, например, недостаточной психолого-педагогической культуры родителей, часто базальные потребности в безопасности и защищенности начинают удовлетворяться и разрешаются спонтанно средствами силового воздействия в асоциальных формах поведения.

 

Источник: Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2002 149 c.


 

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

 

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!