Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Руководство / Рекомендации ВУЗов / Методические рекомендации по оформлению работ бакалавра в Московском институте психоанализа (МИП)

Методические рекомендации по оформлению работ бакалавра в Московском институте психоанализа (МИП) (старая версия до 2024 г)

← Предыдущая Следующая →

Описание: logo_1

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Принято:

Ученым советом НОЧУ ВО

«Московский институт психоанализа»

протокол 

от «»    21 г.  

 

 

Утверждено:

Ректор НОЧУ ВО «Московский

Институт психоанализа»

 

                               Л.И. Сурат

«»    2021 г.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                      ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА

 

 

 

Направление подготовки

37.03.01 – Психология

 

 

 

Квалификация (степень)

«Бакалавр»

 

 

Форма обучения

 очная, очно-заочная, заочная

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2021

Методическое пособие по подготовке и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы / Автор-составитель: М.В. Донцова. М., 2021. – 33 стр.

 

Пособие содержит описание основных этапов написания выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 37.03.01 Психология, профиль «Консультативная психология».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 

  

1.1. Объем выпускной квалификационной работы (далее по тексту – ВКР) – от 50 до 80 страниц (без приложений). Приложения по объему не должны превышать 25% от объема ВКР. ВКР состоит обычно из двух глав – обзорно-теоретической и эмпирической (экспериментальной). Приблизительное соотношение глав – 50/50.

Эмпирическая часть – в рамках эмпирической части, с помощью психодиагностических методик происходит тестирование респондентов (испытуемых), обрабатывается по ключам, заносится в таблицу результатов тестирования. Затем эта таблица обрабатывается статистическими программами и получаются результаты корреляционного анализа, либо результаты анализа различий. На основании результатов статистических расчетов делаются выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.

Экспериментальная часть – экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Обычным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования:

• исследовательский (поисковый) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии зависимости между переменными А и В.

• подтверждающий эксперимент проводится, если существует информация о качественной связи между двумя переменными; тогда выдвигается гипотеза о виде этой связи. Например, умные люди не обязательно читают больше классической литературы, но можно попытаться выяснить, что чаще всего они читают.

Исследователь должен выбрать такой инструмент, который позволял бы ему:

а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную.

Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.

В рамках психологического исследования можно провести: формирующий, констатирующий, лонгитюдный эксперименты, составить коррекционную или развивающую программу, или социально-психологический тренинг.

Общая выборка должна быть не менее 50 человек, при этом в случае разделения общей выборки на подгруппы, минимальное количество от 25 человек в подгруппе. Группы должны быть относительно равноценные, по полу, возрасту, демографическим характеристикам и т.д. В зависимости от специфичности группы респондентов объем выборки согласовывается с руководителем ВКР и выпускающей кафедрой.

Количество методик исследования согласовывается с научным руководителем, но должно быть не менее трех, и может быть скорректировано в зависимости от цели исследования и применяемых методик. 

 

1.2. ВКР включает в себя:

  • титульный лист (оформляется по образцу отделом ГИА и готовый предоставляется бакалавру)
  • оглавление (см. пример оформления в приложении 1);
  • введение (см. пример оформления в приложении 2);
  • основную часть (обзорно-теоретическую и эмпирическую (экспериментальную);
  • выводы по каждой главе (теоретической и эмпирической/экспериментальной);
  • заключение;
  • список литературы (см. пример оформления в приложении 3);
  • приложения (см. пример оформления в приложении 4-7).

 

1.3. Титульный лист является первым листом ВКР и оформляется по установленной форме. Титульный лист содержит название темы ВКР в том виде, в каком оно утверждено приказом ректора института. Готовый титульный лист (без подписей) предоставляется отделом ГИА.

Титульный лист должен быть подписан руководителем профиля консультативной психологии, заведующим выпускающей кафедрой, руководителем ВКР и студентом. Сбор всех необходимых подписей осуществляется самим студентом.

 

1.4. В оглавлении представлены все названия глав и параграфов ВКР, указываются страницы, с которых они на­чинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последователь­ности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте недопустимо.

 

1.5. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг над другом. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

 

1.6. Введение должно содержать следующие основные положения:

– Проблема исследования

– Обоснование выбора темы

– Актуальность темы исследования

– Теоретические подходы и концепции по изучаемой проблеме исследования

– Цель исследования

– Объект исследования

– Предмет исследования

– Гипотеза исследования

– Задачи исследования

– Методы исследования

– Методики исследования

– Эмпирическая база исследования

– Характеристика выборки исследования

– Практическая значимость исследования

 

1.7. Необходимым пунктом введения является формулирование проблемы исследования и обоснованием выбора темы, под которыми понимается объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. В ВКР проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Формулировка проблемы определяется следующим: насколько изучено содержание проблемы в целом. В теории постановка проблемы есть выход за пределы изученного в сферу неизвестного, т.е. того, что должно быть исследовано; насколько равномерно исследованы ее отдельные стороны, аспекты; определяются противоречия в понимании проблемы; соответствие теоретических данных практическому использованию; противоречивость имеющихся эмпирических данных; комбинирование известных средств для нового решения проблемы.

 

1.8. Во введении должна присутствовать актуальность выбранной темы. Актуальность отражает необходимость и своевременность решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития теории и практики конкретной области психологии, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время. Актуальность это значимость исследования в настоящее время. Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме:

выделить проблему исследования и подтвердить цифрами и фактами ее существование в настоящее время;

объяснить, почему именно сейчас важно решать данную проблему;

объяснить, какой точки зрения придерживается автор и почему;

что конкретно собирается предпринять для подтверждения ее истинности.

 

1.9. Теоретические подходы и концепции по изучаемой проблеме исследования. В этом пункте необходимо указать основные концепции и подходы по изучаемой проблеме, с указанием самой теории и авторов, которые придерживаются данной точки зрения. Авторы перечисляются в алфавитном порядке начиная с фамилии и инициалов, затем название концепции или подхода.

 

 1.10. Цель исследования выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении ВКР. Цель исследования   состоит в решении заявленной научной проблемы и полученных практических результатов.

Результатом исследований (целью) может быть:

выявление закономерности, условий, средств;

обоснование или разработка идеи, модели, подхода, типологии, рекомендаций, требований и т.д.;

раскрытие, определение или уточнение, систематизация понятий, приемов.

Наиболее распространенными являются такие ключевые слова:

обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, уточнить, систематизировать.

 

1.11. Обязательным требованием является обоснованное обозначение объекта исследования. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Научная область, которая изучается автором. Объектом исследования являются явления, процессы, качества, развитие, формирование чего-либо, связи, отношения, свойства реального объекта.

 

1.12. Предмет исследования. В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования, которой, собственно, и посвящена работа. Чаще всего в качестве предмета исследования выступают характеристики, изучаемые с помощью психодиагностических методик.

Объект является более широким понятием, чем предмет. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносят­ся между собой как общее и частное. 

 

1.13. Гипотеза исследования – это совокупность предположений, допущений, которые уточняют путь достижения цели. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Истинность предположений, которые составляют гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы или опровергнуть ее. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой на уровне математико-статистического анализа.  При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если …., то …», «так …, как …», «при условии, что …», «данная деятельность будет эффективной при соблюдении следующих условий …», «есть предположение, что …» т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

 

1.14. В соответствии с объектом, предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение по­ставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Обычно их формулировка начинается со слов: изучить, описать, установить, выявить, вывести, разработать, проверить и т.п. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав ВКР. Задачи формулируются отдельно по теоретическому исследованию, эмпирическому (экспериментальному) исследованию и по гипотезам!

В среднем, число задач бывает от 5 до 7, не рекомендуется прописывать много задач, т.к. это будет подразумевать достаточно масштабное исследование. В дипломном исследовании формулируется по 1-2 задачи для каждой главы. Все задачи нумеруются арабскими цифрами.

Примеры задач для теоретической части исследования:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования.

Примеры задач для эмпирической (экспериментальной) части исследования:

3. Подобрать методики и сформировать выборку исследования.

4. Провести эмпирическое (экспериментальное) исследование

5. Обработать и проанализировать результаты эмпирического/экспериментального исследования.

6. Сделать выводы по итогам исследования.

7. Дать практические рекомендации для …

 

1.15. Методы исследования должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. Необходимо перечислить теоретические и эмпирические методы, используемые в исследовании. Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность мето­дов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.

Примерами таких методов могут быть:

– теоретический анализ литературных источников/библиографический метод;

– эмпирические: все диагностические методы и методики (опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, документации и др.), а также метод развивающего или формирующего эксперимента.

– методы обработки данных: метод качественного описания и метод математико-статического анализа.

 

1.16. Методики исследования перечисляются в той последовательности, в которой они используются в исследовании, с обязательным указанием авторов и литературных источников. Использованные методики должно быть отражены правильно, стандартными названиями, которые можно уточнить в специальных справочниках.

Например:

1. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний, автор У. Зунг, адаптация Т.И. Балашовой;

2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности, автор Л.И. Вассерман, модификация В.В. Бойко;

3. Методика исследования самоотношения, автор С.Р. Пантелеев.

 

1.17. В эмпирической базе исследования указывается организация, учреждение, в котором проводилось эмпирическое исследование / опытно-экспериментальная работа. Также допускается указание, что исследование проводилось онлайн, в сети интернет, с использование google forms.

 

1.18. Характеристика выборки исследования предполагает подробное представление респондентов (испытуемых) с обязательным перечислением основных социально-демографических данных (возраст, пол, семейное положение, место работы и т.д.), необходимых для представления темы исследования.

Если выборка исследования включает лиц до 14 лет, необходимо согласие родителей / законных представителей на участии в исследовании.

 

1.19. Практическая значимость исследования указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику работы специалистов.

«Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основы методики формирования …, которые могут успешно использоваться …»

«Результаты данного исследования могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности …».

 

1.20. Содержание основной части определяется целями и задачами работы и делится на главы и параграфы. Количество глав зависит от характера ВКР, но в ней не может быть менее двух глав и более трех глав: обзорно-теоретической и эмпирической (экспериментальной). Каждая глава имеет свое название.

Между главами должна быть органическая внутренняя связь, материал внутри глав должен излагаться в четкой логической последовательности, в соответствии с содержанием и последовательностью сформулированных задач.

Названия глав должны быть предельно краткими, четкими, точно отражать их основное содержание. Язык и стиль ВКР должен отличаться смысловой законченностью, целостностью и связ­ностью.

Обязательным условием представления и описания полученных результатов в эмпирической (экспериментальной) главе ВКР является использование количественных, качественных и интерпретационных методов обработки полученных данных. 

Количественные методы включают в себя методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм, полигонов и кривых распределения) и методы вторичной обработки данных (статистический анализ итогов первичной обработки данных с помощью корреляционного анализа, дисперсионного анализа, регрессионного анализа, факторного ана­лиза, таксономического (кластерного) анализа и шкалирования).

Качественные методы обработки данных включают в себя такие приемы, как классификация, типологизация, сис­тематизация, периодизация.

          Интерпретационные методы (генетический, структурный, функциональный, комплексный и систем­ный).  

Значимые результаты с точки зрения цели исследования должны быть обязательно представлены и оформлены в виде графиков/диаграмм/гистограмм и пр.

Описание результатов должно быть не по методикам, а по выдвинутым гипотезам! 

В эмпирической/экспериментальной части работы обязательно должен быть представлен параграф с описанием кейса, психологического случая, также необходимо описание хода проведения исследования.

Отдельным параграфом выносятся практические рекомендации по улучшению качества жизни респондентов, рекомендации должны носить прикладной характер и быть достаточно конкретными.

 

1.21. Завершают главу выводы (по теоретической и эмпирической/экспериментальной главе) – обобщение представленного материала в параграфах. Обычно 5-8 выводов по каждой главе. Все выводы обязательно нумеруются!

Выводами по теоретической главе могут быть:

– определения основных понятий и терминов, которые рассматривались в главе,

– ведущие взгляды ученых и практиков на изучаемую проблему,

– нормативно-правовое регулирование изучаемой проблемы и т.п.

Выводы по эмпирической/экспериментальной главе представляют результаты практической работы.

Если в ВКР две теоретических главы, то выводы делаются по всей теоретической главе.

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

 

1.22. Заключение должно быть прямо связано с целями и задачами исследования, которые были сформулированы во введении.

Дается краткая характеристика предоставленной работы и раскрывается значимость рассмотренных вопросов. Здесь формулируется ведущая идея исследования и итоги проделанной работы в сжатом виде, ответы на каждую из поставленных задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В работах эмпирического/экспериментального характера указываются степень и результаты проверки гипотезы, перспективы совершенствования исследовательской деятельности в выбранном направлении.

 

          1.23. Список литературы (не менее 50 источников) отражает самостоятельную творческую работу студента. В списке приводится полный перечень использованных при написании работы учебников, монографий, учебных пособий, хрестоматий, статей, сборников, диссертаций, а также справочной литературы и интернет-ресурсов. В процентном соотношении это составляет: не более 15% учебников и учебно-методических пособий, не более 15% интернет-ресурсов. Источники должны быть за последние 5 лет, исключения составляет литература, которая является важной для исследования, но не переиздававшаяся. Также в список литературы необходимо включить иностранные источники, не менее 15 источников.

В самом тексте даются ссылки на источники, которые соответствуют источнику в списке литературы, и номера этих источников ставятся в квадратные скобки.

Список литературы содержит библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.

Общие правила составления библиографического списка:

1. Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.

2. Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:

• литература на русском языке;

• литература на иностранных языках;

• электронные ресурсы.

Библиографический список может включать:

• библиографическое описание отдельного издания (книги, сборника, автореферата, диссертации, электронного ресурса и т.п.)

• библиографическое описание составной части документа – аналитическое библиографическое описание (статьи из сборника, журнала, главы из книги, структурной часть электронного ресурса).

 

          1.24. Приложения следует за списком литературы и включают в себя сводные таблицы, которые не вошли в основной текст, таблицы с социально-демографическими характеристиками респондентов (испытуемых), перечисление шкал методик с обязательным указанием их названия и автора, образцы анкет, образцы протоколов, иллюстративный материал, описание коррекционной программы и т.д. (см. образцы оформления в приложении) (см. пример оформления в приложении 4-7). Приложения нумеруются с 1 страницы.

На все приложения в основной части работы должны быть ссылки, которые даются в круглых скобках (см. Приложение 3), или указанием прямо по тексту (например: «Протоколы наблюдений содержатся в приложении 3»).

Приложения являются обязательной частью ВКР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ:

Структура ВКР: (50-80 страниц без приложений)

Титульный лист

Оглавление

Введение (структура):

Проблема исследования (в чем состоит проблематика данной темы)

Обоснование выбора темы (почему выбрали именно эту тему: она малоизучена, есть разные противоположные точки зрения и т.д.)

Актуальность темы исследования (почему эта тема актуальна именно в наше время)

Теоретические подходы и концепции по изучаемой проблеме исследования (на чьи концепции опирались в своей работе, перечисляем авторов в алфавитном порядке)

Цель исследования (для чего проводится исследование)

Объект исследования (это явление, процесс, феномен)

Предмет исследования (какая-либо частность, произвольно выделенная из объекта исследования, обычно, это то, что измеряется методиками)

Гипотеза исследования (обоснованное предположение о той или иной взаимосвязи объекта и предмета исследования)

Задачи исследования (что мы делаем в ходе исследования)

Методы исследования (это не методики, а методы: библиографический, статистический, эмпирические и т.д.)

Методики исследования (это конкретное название методик с авторами, в столбик)

Обязательно указывать методы математической статистики, с помощью какого коэффициента корреляции производили расчет.

Эмпирическая база исследования (где проводилось исследование)

Характеристика выборки исследования (с кем проводилось исследование, конкретные люди: количество, пол, возраст и т.д.)

Практическая значимость исследования (где, в какой области, для чего данное исследование можно применить)

 

Глава I. Теоретическая часть (название главы)

1.1.

1.2.

1.3.

и т.д., если нужно

Выводы по теоретической главе

 

Глава II. Эмпирическая (экспериментальная) часть (название главы)

2.1.

2.2.

2.3.

Выводы по эмпирической (экспериментальной) главе

Заключение

Список литературы (ссылки на источники ставятся в квадратных скобках и должны соответствовать номерам источников)

Приложения (нумеруется отдельно)

 

Введение, главы, выводы, заключение, список литературы – начинаются с новой страницы!!!

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕКСТА

 

  1. Язык и стиль ВКР как часть письменной научной речи сложились под влиянием академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.  Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связ­ность.

 

  1. Важнейшим средством выражения логических связей являются специаль­ные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.). Противоречивые отношения обозначаются иными словами и словосочетаниями: однако, между тем, в то время как, тем не менее.

 

  1. Причинно-следственные отношения выражаются оборотами: следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же.

 

  1. Переход от одной мысли к другой осуществляется благодаря словосочетаниям: прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., необхо­димо рассмотреть.

 

  1. Итог, вывод определяется словами и словосочетаниями: итак, таким образом, резюмируя, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

 

  1. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов све­дения и факты. Это обусловливает точность их словесного выражения и использование специальной терминологии. 

 

  1. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и эко­номной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

 

  1. Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выби­рать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, так как каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

 

  1. Письменная научная речь имеет и чисто стилистические особенности. Ее основная стилевая черта - объективность изложения, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Объективность изложения реализуется в тексте научных работ благодаря вводным словам и словосочетаниям, указывающим на степень достоверности сообщения: конеч­но, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно.

 

  1. Поскольку стиль письменной научной речи - безличный монолог, то изложе­ние обычно ведется от третьего лица, а внимание сосредоточено не на субъекте, а на содержании и логической последовательности сообщения. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

 

  1. Выражение авторства через местоимение «мы» позволяет отразить свое мне­ние как мнение определенной группы людей, научной школы или научного на­правления. 

 

  1. Однако чрезмерное употребление местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому следует прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения, например: неопределенно-личные предложения («Вначале...., а затем...»); изложение от третьего лица («Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом («Разработан комплексный подход к исследованию...»). 

 

  1. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

 

  1. Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в ВКР информации. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, а иногда и всего текста в целом.

 

  1. Лексические ошибки лишают научную речь точности и ясности. Следует добиваться точности словоупотребления, избегая слов, искажающих смысл работы. Это, прежде всего, канцелярские слова, злоупотребление иностранными словами. Часто имеет место и элементарное незнание смысла слова.

 

  1. Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно не­нужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия.

 

  1. Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Однако нельзя отождествлять простоту с общедоступностью научного языка. Главное при языково-стилистическом оформлении текста в том, чтобы его содер­жание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на кото­рых такие работы рассчитаны.

 

  1. Краткость - необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Это умение избегать ненужных повторов, излишней детализации. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, чтобы не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полнос­тью исключены из текста диссертации.

 

  1. Краткость достигается благодаря различным сокращениям слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами и т.п.

 

 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ВКР

 

3.1.  Полностью готовая ВКР предоставляется в отдел ГИА в 2 экземплярах. После успешной защиты ВКР один экземпляр возвращается студенту, второй – сдается в архив Института. 

 

3.2. Все тексты печатаются на стандартной бумаге формата А4 с одной стороны. Текст на листе располагается в книжной ориентации. Альбомная ориентация допускается только для таблиц, рисунков, схем в приложении. Цвет шрифта – черный.

 

3.3. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, через 1,5 интервала.

3.4. Размер полей: верхнего и нижнего - 20 мм, правого - 15 мм, левого - 30 мм. Размер абзацного отступа - 5 знаков.

 

3.5. Наименования всех структурных элементов ВКР печатается в виде заголовков строчными (большими) буквами по центру страницы с полужирным выделением. Если наименование располагается на несколько строк, то межстрочный интервал составляет - 1. Точка в конце заголовка не ставится.

 

3.6. Таблицы, рисунки, графики, как правило, располагают­ся на отдельных листах с соответствующими пояснениями, которые делаются под ними. При этом в самой эмпирической (экспериментальной) главе ВКР таблицы, рисунки, графики представляются в процентах или в средних величинах. Таблицы с «сырыми» результатами по всей выборке должны быть расположены в приложении с соответствующими названиями, нумерацией и необходимыми пояснениями. В приложении слово «таблица» не пишется!

 

3.7. В случае использования в работе цитат, отрывков из работ других авторов, необходимо использовать кавычки, после которых в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы с указанием страницы (например, [34, с. 15]).   Ссылки в обязательном порядке делаются: при цитировании отдельных положений, таблиц, графиков, иллюстраций, методик; при анализе в тексте статьи, монографии, опубликованных трудов других авторов. Подстрочные ссылки не используются!

 

3.8. Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Символ страницы на титульном листе не ставится, но включается в общую нумерацию страниц. Нумерация проставляется со 2 страницы (оглавление) проставлением цифры 2.  Номера страниц проставляются в правом верхнем углу.

 

3.9. Приложения не включаются в общую нумерацию страниц текста и нумеруются с 1 страницы.

 

4. ОФОРМЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ ТЕКСТА ВКР

 

         4.1. запись количественных числительных:

  • однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (десять человек, на десяти инструментах и т.д.); У числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами;
  • при перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единиц
    измерения ставится после последней цифры;
  • количественные имена числительных согласуются с именами существительными во всех падежах, кроме форм именительного и винительного падежей. Количественные числительные при записи арабскими цифрами, если они сопровожда­ются существительными, не имеют падежного окончания (на 25 страницах и т.д.).

 

 4.2. запись порядковых числительных:

  • порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся циф­рами (35-летний человек и т.д.);
  • порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падеж­ные окончания: одну букву, если оканчиваются на две согласные, на «й» и на согласную букву (2-я, 20-й, 30-х, в 60-м году и т.д.); две буквы, если оканчивают­ся на согласную и гласную буквы (10-го класса и т.д.);
  • при перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится один раз (1 и 2-го классов и т.д.);
  • порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если стоят после существительного (гл. 3, на рис. 5, в табл. 7 и т.д.);
  • порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий, кварталов, съездов падежных окончаний не име­ют (XX век, II квартал и т.д.).

 

4.3. запись сокращений:

  • буквенная аббревиатура составляется из первых букв полных наименований (США, вуз и т.д.). Первое упоминание аббревиатуры, вводимое автором, указывается в круглых скобках, после полного наименования;
  • условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокраще­ния (т.е., пр., др., г., гг., и т.д.). Не допускаются сокращения «так называемый», «так как», «например».

 

4.4. запись цитат:

  • текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы;
  • при цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источ­ник, библиографическое описание которого должно проводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов;
  • если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие (...).

 

Примеры оформления цитат

 

 Как отмечает Г.М. Андреева, «критическая позиция европейских авторов относительно состояния социальной психологии “на финише” ХХ столетия в значительной степени связывала ее недостатки именно с просчетами методологического характера (курсив мой – О.К.), отмеченными прежде всего в американской традиции» [1, с. 17].

«В самом общем виде, – пишет, например, Е.М. Дубовская, – можно, наверное, говорить о возможных личностных проблемах, связанных с нарушением временной перспективы (“жизнь в прошлом”), с усилением тревожности, деструкции социальной идентичности, путаностью и противоположностью индивидуальных норм и ценностей и т.д.» [14, с. 153].

И.Б. Бовина считает, что «социально-психологической теорией, предлагающей подход к объяснению проблем здоровья и болезни, является теория социального сравнения Л. Фестингера» [3, с. 293].

«Цель исследования ориентирует его на конечный результат, теоретически-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования» [10, с. 40; подчеркнуто нами. – Н.Б., Т.С.].

«По Леонтьеву, это означает, что «нужно рассмотреть, как складываются жизненные отношения человека в тех или иных общественно-исторических условиях и каково особое строение деятельности, которое данные отношения порождают» (Леонтьев, 1965, с. 288).

 

4.5. запись ссылок:

  • ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишутся сокращенно без значка «№» (см. рис. 5, табл. 2 и т.д.);
  • ссылку в тексте на отдельный раздел работы заключают в круглые скобки (см. рис. 5, см. с. 58).

 

4.6. оформление таблиц:

  • заголовок каждой таблицы должен быть кратким и отражать основное ее содержание; при переносе названия таблицы на вторую строку – межстрочный интервал составляет – 1;
  • основные заголовки в таблице пишутся с прописной буквы полужирным шрифтом и располагают посередине страницы;
  • подчиненные заголовки пишутся со строчной буквы;
  • таблицы нумеруются арабскими цифрами, над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием порядкового номера (Таблица 5 и т.д.);
  • при переносе таблицы на следующую страницу шапка таблицы повторяет­ся и над ней помещается надпись «Продолжение таблицы» с указанием номера;
  • перенос названия таблицы на следующую страницу не допускается.

 

Примеры оформления таблиц

Таблица 1

Соотношение социометрических статусов и гендерных различий

младших школьников

 

Социометрический

статус

мальчики

девочки

кол-во

%

кол-во

%

Лидер

5

71%

2

29%

Предпочитаемый

4

57%

3

43%

Пренебрегаемый

6

40%

9

60%

Изолированный

-

-

1

100%

 

Таблица 2

Результаты статистического анализа взаимосвязи различных видов 

мотивации и карьерных ориентаций у респондентов

с помощью корреляционного анализа Спирмена

 

 

Профессио-

нальная компетен-

тность

Менед-

жмент

Автоно-

мия

Ста-

биль

ность

Служе-

ние

Вызов

Интегра-

ция стилей жизни

Пред-

принимательство

Мотивация достижения успеха

0,59*

0,29

0,00

-0,30

-0,01

-0,21

0,22

-0,19

Мотивация избегания неудач

-0,20

-0,26

0,04

0,53*

0,04

0,31

-0,22

0,23

Стремление к принятию

-0,21

-0,15

0,18

0,13

0,11

0,15

-0,13

0,30

Страх отвержения

0,08

0,15

0,15

-0,14

0,12

-0,14

-0,06

0,21

На себя

-0,19

-0,02

-0,22

-0,20

-0,43*

-0,23

-0,05

0,01

На общение

-0,25

-0,49*

-0,07

0,02

0,24

0,28

-0,21

0,22

* - достоверные корреляции (уровень значимости не ниже 0,05)

 

Таблица 3

 

Характерные для респондентов стили межличностного поведения

 

 

Стили межличностного поведения (октанты)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

До 8 баллов (% человек)

86

90

84

87

100

97

83

74

От 9 до 12 баллов (% человек)

7

7

13

10

0

3

17

23

Более 12 баллов (% человек)

7

3

3

3

0

0

0

3

Итого (%):

100

100

100

100

100

100

100

100

 

Условные обозначения: I-Властный-лидирующий; II-Независимый-доминирующий; III-Прямолинейный-агресивный; IV-Недоверчивый-скептический; V-Покорный-застенчивый; VI-Зависимый-послушный;

VII- Сотрудничающий-конвенциальный; VIII- Ответственный-великодушный.

 

4.7. оформление иллюстративного материала (рисунка, схемы, фотографии, диаграммы, графика):

  • подпись под иллюстрацией включает: наименование - обозначаемое со­кращенным словом «Рис.»; порядковый номер - записывается арабскими цифрами; тематический заголовок в краткой форме;
  • график должен содержать ряд вспомогательных элементов: словесное по­яснение смысла отдельных элементов графика, оси координат, шкалу с масшта­бами и числовые сетки; числовые данные;
  • перенос названия рисунка на следующую страницу не допускается

 

 

Примеры оформления графиков

 

Условные обозначения: Ie – выраженное поведение в области «включение», Iw –требуемое поведение в области «включение», Ce – выраженное поведение в области «контроль»; Cw – требуемое поведение в области «контроль»; Ae – выраженное поведение в области «аффект»; Aw – требуемое поведение в области «аффект»

 

Рис. 3. Количественное распределение значимости семейных ценностей совместимых и несовместимых супругов по методике РОП

 

74%

13%

13%

60%

27%

13%

57%

33%

10%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

Кол-во испытуемых  

%

Агрессивность

Мотивационная

агрессия

Враждебность

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровнь

 

 

Рис. 2. Уровни выраженности форм агрессии у респондентов

 

 

 

 

Рис. 3. Распределение уровней самооценки у респондентов по всей выборке

 

 

                  5.  ПРАВИЛА ЗАПИСИ СОКРАЩЕННЫХ СЛОВ

 

5.1. В научном тексте встречаются авторские сокращения и общепринятые сокращения. Авторские сокращения (аббревиатуры или условные графические сокращения) вводятся авторами работы для сокращенного обозначения часто употребляющегося в работе понятия.

 

5.2. При первом упоминании в тексте такие сокращения приводятся в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Например: Вспомогательным компонентом составного глагольного сказуемого могут являться описательные глагольно-именные обороты (в дальнейшем – ОГИО).

 

Общепринятые сокращения

 

Допускаются сокращения слов

Не допускаются сокращения слов

т.е. (то есть)

и т.д. (в конце предложения)

и т. п. (в конце предложения)

и др. (в конце предложения)

и пр. (в конце предложения)

ст. ст. (старого стиля)

н. э. (новой эры)

обл. (область)

акад. (академик)

доц. (доцент)

д-р (доктор)

проф. (профессор)

так называемый

и т. д. (в середине предложения)

и т. п. (в середине предложения)

и др. (в середине предложения)

и пр. (в середине предложения)

так как

например

около

формула

уравнение

диаметр

 

 

Широко применяются также следующие виды сокращений:

 

Ссылки на иллюстрации, таблицы и части текста (с указанием номера):

гл. – глава                                              см. – смотрите

п. – пункт                                               ср. – сравните

подп. – подпункт                                   ил. – иллюстрация

пп. – пункты                                           кн. – книга

рис. – рисунок                                        л. – лист

разд. – раздел    

 

Ссылки на источники информации:

Цит. по (цитируется по…)              См., в частности

См. также                                                     Указ.соч. (указанное сочинение)

Цит. соч. (цитируемое сочинение) Цит. по кн.

См. об этом                                       Цит. по ст.

См., например,

 

Различные обозначения (при цифрах):

год, годы – г., гг.                                          век, века – в., вв.

миллиард – млрд.                                         таблица – табл.

миллион – млн.                                            том – т.

тысяча – тыс.                                    часть – ч.

квартал – кв.                                     страница – с.

 

Буквенные аббревиатуры (в качестве примеров):

РФ – Российская Федерация

РАН – Российская Академия наук

ГОСТ – Государственный стандарт

МПСУ – Московский психолого-социальный университет

 

Следует помнить, что насыщенность текста сокращенными написаниями снижает академический тон работы в целом, затрудняет его понимание.

 

6. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

 

6.1. Количество литературных источников должно быть не менее 50 (не более 15% учебников); + электронные ресурсы (не более 15%). В ВКР используется алфавитный способ построения списка литературы: по алфавиту фамилий авторов. Список обязательно нумеруется. Обратите внимание, что текст ВКР оформляется 14 шрифтом, через 1,5 интервала! (См. пример оформления в приложении 3).

 

6.2. Библиографическое описание печатных произведений в списке литературы – совокупность библиографических сведений о произведении или его части, дающих возможность идентифицировать произведение. Предметом описания может быть книга (в целом) или совокупность нескольких книг (многотомное издание); статья в книге, в выпуске периодического издания; диссертация, интернет-ресурсы.

 

6.3. Библиографический список оформляется в соответствии с установленной ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.32-2001 «Библиографическое описание документа».

 

6.4. Первыми в списке перечисляются отечественные авторы, затем зарубежные, в конце – интернет-ресурсы.

 

6.5. Описание книги проводится в общем случае по следующей схеме: автор (авторы) – название произведения – подзаглавие – выходные данные: место издания – наименование издательства – год издания – том (часть) – порядковый номер издания – страницы.

 

6.6. Количество литературных источников от 50 (не более 15% учебников); + электронные ресурсы (не более 15%).

 

Примеры оформления библиографического описания печатных произведений

 

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Книги одного, двух и трех авторов

Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 423 с.

Мельникова, О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, моделирование: учебное пособие [Текст] / О.Т. Мельникова. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 320 с.

Кроник, А.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А. Кроник, А.Е. Кроник. – М. : Мысль, 1989. – 204 с.

Гурович, И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии [Текст] / И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Я.А. Сторожакова. – М.: ИД Медпрактика, 2004. – 492 с.

Книги четырех и более авторов

Речевое общение: Искусство убеждать [Текст] / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова [и др.] – СПб. : СПбГТУ, 2000. – 129 с.

Психология развития: учебник [Текст] / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др. ; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

Социальная психология в современном мире : учебное пособие для вузов [Текст] / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др. ; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

Издания, не имеющие индивидуальных авторов

Психология самосознания. Хрестоматия. [Текст]. – Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 672 с.

Переводные издания

Майерс, Д. Социальная психология [Текст] : пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 794 с.

Сборники научных трудов, статей

Социальная психология : хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

Социальная психология: Актуальные проблемы исследования [Текст] : сб. научн. трудов / под ред. Е.П. Белинской, Т.П. Емельяновой. – М. : Фонд им. Л.С. Выготского, 2007. – 413 с.

Рукописи (диссертации)

Дубовская, Е.М. Влияние лидерана сверстников в юношеских группах [Текст] : дис. … канд. психол. наук / Е.М. Дубовская. – М., 1984. – 178 с.

Краснова, О.В. Личность пожилого человека : социально-психологический подход [Текст] : дис. … докт. психол. наук / О.В. Краснова. – М., 2006. – 531 с.

Автореферат диссертации

Котова, М.В. Степень свободы выбора группы как фактор возникновения этнических предубеждений [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Котова. – М., 2008. – 26 с.

Словари, справочники

Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.

Официальный документ

Конститутция (Основной закон) Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

 

 

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Издание в целом

Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. – М. : Педагогика, 1983–1984.

Отдельный том

Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. [Текст] / Л.С. Выготский. – Т. 3. Проблемы развития психики ; под ред. А.М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.

 

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИЗДАНИЯ (глава, раздел, статья и т.д.)

Из книги

Соловьева, О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика [Текст] / О.В. Соловьева // Социальная психология в современном мире : учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк [и др.] ; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – С. 61–75.

Из материалов конференций, симпозиумов, семинаров и т.д.

Васильев, В.К. Лидер и исполнитель: представления о личности и внешнем облике [Текст] / В.К. Васильев // Ананьевские чтения. – 2004. Материалы научно-практической конференции 26–28 октября 2004 года ; под ред. Л.А. Цветковой, Г.М. Яковлева. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. – С. 545–547.

Из журнала

Асмолов, А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, В.А. Цветков [Текст] // Мир психологии. – 2004. – № 1. – С. 179–192.

Из Интернета

Фот, А.П. Оформление библиографических списков в научных работах : методические рекомендации соискателям ученых степеней (о применении стандарта ГОСТ 7.1-2003) [Электронный документ] / А.П. Фот  – Оренбург : ГОУ «ОГУ», 2005. – 17 с. (http://www.osu.ru / docs / nauka / bibliograf.doc). Проверено 22.11.2005

Из зарубежного журнала

Zimbardo Ph.G. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual-Differences Metric / Ph.G. Zimbardo, J.N. Doyd // Journal of Personality and Social Psychology. – 1999. – Vol. 77. – No. 6. – Р. 1271–1288.

 

7. ПРОВЕРКА ВКР НА НОРМОКОНТРОЛЬ И АНТИПЛАГИАТ

 

            7.1. После успешного прохождения предзащиты полностью готовая ВКР отправляется по электронной почте (gia@inpsycho.ru, korostelevalv@inpsycho.ru) в отдел ГИА для проверки на нормоконтроль.

 

            7.2. После успешной проверки на нормоконтроль, окончательный вариант ВКР проверяется на плагиат в отделе ГИА. Оригинальность текста должна составлять минимум 70%.

 

            7.3. Полностью готовая ВКР прошивается в 2-х экземплярах в твердом и мягком переплете (отзыв, рецензия, отчет о плагиате не прошиваются). В конце твердого экземпляра на внутренней стороне обложки вклеивается конверт, в который вкладывается электронный носитель с записанной на него ВКР (диск или флеш-накопитель).

 

            7.4. Два экземпляра прошитой ВКР предоставляются в отдел ГИА не менее чем за 15 дней до даты защиты вместе с отзывом руководителя и внешней рецензией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример оформления оглавления

 

Тема: «Влияние установок родительской семьи на взаимоотношения супругов»

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...

3

Глава I. Установки родительской семьи и их влияние на взаимоотношения супругов……………………………………………………………………………………

 

7

    1.1. Научные представления о современных семьях и брачных отношениях. Этапы развития семьи……………………………………………………………………………..

 

7

    1.2. Проблема «образа семьи» в современной психологии………………………….

16

    1.3. Ролевые позиции в семье в зависимости от установок родительской семьи………………………………………………………………………………………..

 

22

    1.4. Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке………………………………………………………………………………………..

Выводы по теоретической главе ……………………………………………………..

 

28

33

Глава II. Эмпирическое исследование влияния установок родительской семьи на взаимоотношения супругов…………………………………………………………

 

35

   2.1. Характеристика выборки, базы исследования и описание методик

35

   2.2. Результаты исследования межличностных отношений…………………………..

45

   2.3. Результаты исследования установок в супружеской паре………………………..

Выводы по эмпирической главе ……………………………………………………….

48

57

Заключение………………………………………………………………………………..

61

Список литературы………………………………………………………………………

63

Приложение……………………………………………………………………………….

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                   

                                                       Пример оформления введения

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНОВ ЗАВИСИМОСТИ И СОЗАВИСИМОСТИ.. 8

1.1. Понятия зависимости и созависимости, основные характеристики. 8

1.2. Механизмы возникновения созависимости. 16

1.3. Психологический портрет созависимой личности. 23

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ.. 30

2.1. Психотерапевтические подходы в работе с созависимыми клиентами. 30

2.2. Диагностика и критерии оценки феномена созависимости. 35

2.3. Особенности консультирования созависимых клиентов. 39

Выводы по теоретической главе. 47

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗАВИСИМЫХ КЛИЕНТОВ.. 49

3.1. Организация и этапы исследования созависимости. 49

3.2. Описание результатов исследования. 56

3.3. Разработка программы психологической работы с созависимыми клиентами. 63

Выводы по эмпирической главе. 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ. 1

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день созависимое состояние личности в рамках психологических исследований привлекает к себе внимание специалистов из разных областей для серьезного и всестороннего изучения, поскольку в данной тематике есть множество неисследованных вопросов [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 8].

До сих пор вопрос об определении понятия созависимости остается открытым в психологической науке и связан с широким диапазоном интересов авторов, занимающихся исследованием данного явления [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Проблематика созависимости выступает на сегодняшний день одной из актуальных тем в современном обществе. Как правило, многие специалисты в психологии рассматривают созависимость как семейную проблему [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 575-581]. Так, например, в ряде исследований выявлено, что включение семьи зависимого или созависимого в психотерапевтический процесс может существенно повысить ее эффективность [Ошибка! Источник ссылки не найден.; Ошибка! Источник ссылки не найден.]. 

В литературе нет однозначного подхода к проблеме личностных особенностей зависимых и созависимых. В некоторых исследованиях подчеркивается, что декомпенсация психического здоровья жены может обуславливаться тяжелой ситуацией, которая связана с алкоголизацией мужа. Считается, что исследовать психическое здоровье созависимых членов в семье, где имеет место быть больной алкоголизмом или другими видами химических зависимостей, а также разрабатывать психологические программы для ближайшего окружения таких пациентов, находящихся в сложных и кризисных условиях, является важнейшей сферой деятельности специалистов этой области [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Анализируя психологическую литературу по изучаемой теме, можно выделить, что созависимость следует понимать не только в качестве вторичного явления, которое связано с алкогольной и наркоманической зависимостью близкого, но и в качестве нарушения развития личности, развивающееся еще в ранних детско-родительских взаимоотношениях. Первичная созависимость выступает в качестве основы для формирования всех других видов зависимостей и является предпосылкой для развития вторичной созависимости. Вторичная созависимость является сложным патологическим состоянием, которое формируется у родственников пациентов, имеющих какую-либо (химическую и не химическую) зависимость. Данная созависимость подразумевает нарушения психического здоровья и личностного развития, которые выражаются на эмоциональном, ментальном, социальном и духовных уровнях, и включает в себя нарушение поведения и социальную адаптацию [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В психологической литературе не так много исследований, посвященных теме созависимости. Как правило, созависимость рассматривается вместе с другими видами зависимостей (алкогольной или наркотической).

В исследовании С.В. Березина, К.С. Лисецкого и Е.А. Назарова был сделан вывод о том, что созависимость людей, в чьих семьях имеется наркоман, тесным образом связана с психической зависимостью больного наркомана, поскольку зависимость и созависимость являются аспектами единого процесса [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Ж.Д. Брыжахина в своем исследовании отмечает, что в семьях с наркозависимыми, созависимость приобретает клинический аспект. Как правило, наличие в семье больного, имеющего наркотическую зависимость, ведет к образованию дистимии или депрессивного невроза, что встречается в 100% случаях [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Особенности созависимых клиентов рассматривали в своих исследованиях Артемцева Н.Г., Адамова Т.В., Битти М., Емельянова Е.В., Котляров А.В., Малкина-Пых И.Г., Москаленко В.Д., Назаров Е., Старшенбаум Г.В., Сирота Н.А., Уайнхолд Б., и Дж., Шорохова О.А. и другие [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Однако в перечисленных исследованиях недостаточно рассматриваются вопросы психотерапии с созависимыми клиентами. Помимо этого, можно проследить очевидные не решенные противоречия между: растущим уровнем невротизации общества в целом, увеличением уровня созависимых состояний у жен мужчин, которые имеют алкогольные и наркотические проблемы, и необходимостью развития психически и физически здоровой личности; между задачами организации благоприятного психологического климата в семье и высокой степенью созависимости отдельных членов, препятствующих выполнению этой задачи.

Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и реализации программы психотерапевтической работы с клиентами, у которых определена созависимость.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы, определили тему исследования: «Специфика психотерапевтической работы с созависимыми клиентами».

Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования представлена структурно-уровневым подходом, предложенным в качестве системного понимания психики М.С. Роговиным и Г.В. Залевским [Ошибка! Источник ссылки не найден.].  

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать проблему созависимой личности и предложить варианты работы в психологическом консультировании.

Объект исследования: феномен созависимости личности.

Предмет исследования: созависимость, реактивная и личностная тревожность, психические состояния, эмоциональная сфера.

Гипотеза исследования:

процесс психотерапевтической работы с созависимыми клиентами будет результативным, если:

  • обеспечена психокоррекция негативных эмоционально-личностных состояний и способов межличностного взаимодействия созависимых клиентов;
  • определены критерии и показатели сформированности созависимости клиентов;
  • разработана и реализована программа психотерапевтической работы с созависимыми клиентами.

Программа психотерапевтической работы с созависимыми клиентами рассчитана на 28 часов (14 занятий). Программа включает в себя диагностический и психокоррекционный этап, которые являются взаимосвязанными между собой. Помимо этого, в программу включена система мониторинга. Содержание программы направлено на последовательное обнаружение и дальнейшую коррекцию этиологических факторов развития созависимости клиентов. Она включает в себя специализированные методы и техники психодиагностики и психологической коррекции.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический обзор литературы феномена зависимости и созависимости.
  2. Подобрать методики для выявления созависимости.
  3. Сформировать выборку для проведения исследования.
  4. Провести эмпирическое исследование на определение созависимости.
  5. Выявить состояние проблемы психотерапевтической работы с созависимыми посредством анализа психологической литературы.
  6. Разработать программу психологической работы для клиентов, имеющих высокий и средний уровень созависимости.
  7. Проверить результативность программы психотерапевтической работы с созависимыми клиентами.

Методы исследования:

теоретические: библиографический метод;

– эмпирические: тестирование, опрос, опытно-экспериментальная работа;

– методы математической статистики (для определения достоверности полученных результатов использовался Т-критерий Вилкоксона) [Ошибка! Источник ссылки не найден.].  

Методики исследования:

  1. Шкала созависимости (Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд) [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 25-26].
  2. Шкала созависимости Д. Фишера, в адаптации В.Д. Москаленко [Ошибка! Источник ссылки не найден., с.27-28].
  3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 32-34].
  4. Шкала эмоциональных схем Р. Лихи (Leahy Emotional Schema Scale – LESS II) [Ошибка! Источник ссылки не найден.; Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Эмпирическая база исследования: частный кабинет врача общего профиля «Праксис».

Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 30 человек, имеющих созависимость, члены семей в которых есть люди с алкогольной зависимостью и регулярно употребляющие каннабиноиды, в возрасте от 23 до 45 лет.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы психотерапевтической работы с лицами, имеющими созависимость, которая подразумевает психодиагностику, психокоррекцию подобных клиентов. Для проведения работы были подобраны специфические и современные для данной возрастной группы методы и техники, эффективность которых подтверждена эмпирическим путем в наших результатах настоящего исследования.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Пример оформления списка литературы

 

Список литературы

  1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / Альфред Адлер. – М: Гаудеамус, 2015. – 240 с.
  2. Айгунов, В.Р. Мотивация брачного выбора у молодежи (на материале изучения русской и дагестанской выборки) [Текст]: дис… канд. психол. наук. / В.Р. Айгунова. – М, 2009. – 320 с.
  3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2007. – 189 с.
  4. Алёшина, Ю.Е. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем // Семейная психология и терапия семьи. - 1999. - № 4. - С.3-15. (не переиздавалась)
  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. -  М: Питер, 2010.  288 с.
  6. Анисютина, С.А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к семейной жизни. [Текст]: дис… канд. педагог. наук / С.А. Анисютина. – Ярославль, 2011. – 199 с.
  7. Аргентова, Л.В.  Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола. [Текст]: дис… канд. психол. наук. / Л.В. Аргентова. –Томск, 2007. – 201 с.
  8. Артамонова, Е.И., Екжанова, Е.В., Зырянова, Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е.И. Артамонова, Ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 178 с.
  9. Балова, Д.Ю. Психологические особенности представителей студентов о брачном партнере. [Текст]: дис… канд. психол. наук. / Д.Ю. Балова. – Сочи, 2009.  – 269 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

Примеры оформления приложений

 

 

Социально-демографические характеристики испытуемых

 

№ п/п

Возраст

 

Образование

Род занятий

Тип родительской семьи (полная-неполная)

Опыт совместного проживания в лицами противоположного пола

Место жительства

1

26

Средне-спец

повар

полная

сожительство

Москва

2

24

Высшее

программист

полная

нет

МО

3

30

Высшее

врач

полная

сожительство

Москва

4

29

Высшее

строитель

неполная

сожительство

Москва

5

24

н/высшее

тренер

полная

нет

Москва

6

27

Средне-спец

строитель

полная

нет

МО

7

27

Средне-спец

строитель

полная

нет

МО

8

26

Высшее

врач

полная

нет

Москва

9

24

н/высшее

официант

неполная

сожительство

Москва

10

30

н/высшее

менеджер

полная

сожительство

Москва

11

29

Средне-спец

менеджер

неполная

нет

МО

12

28

Высшее

менеджер

полная

нет

Москва

13

27

н/высшее

менеджер

полная

сожительство

Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

Анкета «Психологическая готовность к браку»

 

Фамилия, Имя_________________________________________________________________

Возраст_____________ Пол______________________________________________________

 

1. Готовы ли Вы вступить в брак? (нужное подчеркнуть)

А) Да, готов(а) сейчас___________________________________________________________

Б) Готов(а), но позже, потому что_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В) Нет, не готов(а), потому что__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Г) другое_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Считаете ли Вы, что к вступлению в брак нужно готовиться? Да_____Нет________

3. Какие показатели, по-Вашему мнению, свидетельствуют о готовности человека к вступлению в брак? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Какие мотивы для Вас являются необходимыми для вступления в брак? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Готовы ли Вы переехать в другой город, поменять работу, если это потребуется для вступления в брак? Да_______ Нет_________Другое________________________________

6. Сколько детей Вы планируете иметь в браке? ___________________________________

7. Допускаете ли Вы для себя ситуацию развода после заключения брака?

_____________________________________________________________________________

8. Рассматриваете ли Вы для себя возможность проживания с партнером в гражданском браке? _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                                        Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

    Методика «Мотивационная готовность к браку» С.В. Жолудевой

 

Причины вступления в брак

Очень неважен

Скорее неважен

Скорее важен

Очень важен

1

Избавление от одиночества

1

2

3

4

2

Хорошо налаженный быт и домоводство

1

2

3

4

3

Возможность найти верного друга и спутника жизни

1

2

3

4

4

Возможность реализации важнейших потребностей человека

1

2

3

4

5

Материальные стимулы и взаимопомощь

1

2

3

4

6

Любовь к определенному партнеру

1

2

3

4

7

Возможность отделиться от родительской семьи

1

2

3

4

8

Возможность создать идеальные брачные отношения

1

2

3

4

9

Сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения

1

2

3

4

10

 Вступление в брак из чувства долга

1

2

3

4

11

Желание выполнять ежедневные супружеские и брачные обязанности

1

2

3

4

12

Взаимная психологическая поддержка и защита

1

2

3

4

13

Следование социальным нормам (каждый человек должен иметь семью)

1

2

3

4

14

Рождение и воспитание детей

1

2

3

4

15

Развитие партнеров как личностей

1

2

3

4

 

Все мотивы группируются в три оценочные шкалы, которые соответствуют трем типам мотивации заключения брака:

  1. мотивация на сам брак (человек рассматривает брак как социально и личностно значимый для него институт): утверждения 1, 4, 7, 10, 13;
  2. мотивация на конкретный тип брака (у человека сформированы определенные представления о том, какой должна быть семья, каковы роли и обязанности мужа и жены, отца и матери и т.д.): утверждения 2, 5, 8, 11, 14;
  3. мотивация на брак с определенным человеком (индивидуальные и личностные особенности партнера признаются, высоко оцениваются и учитываются при вступлении в брак): утверждения 3, 6, 9, 12, 15.

При подсчете баллов складывается общая сумму по каждому виду мотивации и сравнивается между собой. Сумма баллов по каждому виду мотивации может быть от 5 до 20 баллов.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Показатели различных форм агрессивных и враждебных реакций

по опроснику Басса – Дарки

 

№№

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Физическая агрессия

Обида

 

Раздраж

ение

Негати-

визм

 Чувство вины

Подозри-тельность

1

11

8

8

6

6

7

8

5

2

8

7

8

7

5

7

5

4

3

9

8

9

7

4

4

3

5

4

11

6

8

7

6

6

8

4

5

12

9

7

6

7

3

6

3

6

10

7

6

4

8

7

5

1

7

9

6

5

8

9

4

6

3

8

8

5

6

4

3

4

6

4

9

7

6

5

6

4

7

4

5

10

9

8

6

4

4

6

4

1

11

9

5

7

8

6

4

4

4

12

10

7

7

4

5

4

3

5

13

10

9

8

8

7

7

8

2

14

11

7

8

7

4

6

6

4

15

11

7

6

6

9

4

6

4

 

Теги: МИП

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!