Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Социальная психология / Проблемы профилактики конфликта как объекта социально-психологического исследования в отечественной и зарубежной психологии

Проблемы профилактики конфликта как объекта социально-психологического исследования в отечественной и зарубежной психологии

Исследование проблемы профилактики конфликтности человека как сложного феномена, а также ее проявления в межличностных и других конфликтах в различных социальных группах, в том числе в воинских коллективах, требует проведения системного теоретического анализа и обобщения результатов экспериментального исследования в данной области. Успешность изучения теоретических предпосылок профилактики конфликтов во многом зависит от исходных теоретико-методологических оснований. Системный подход указывает на актуальность исследования проблемы на общенаучном, частнонаучном и конкретнонаучном уровнях.

Результаты многократных научных исследований в области изучения конфликтов доказывают, что всякое аналитическое исследование и обобщение научно-теоретических и практических знаний по данной проблеме будет эффективным только при непротиворечивой и однозначно трактуемой системе категорий, понятий и определений. В большинстве случаев исследования конфликтов охватывают спектр проблем, связанных с разрешением конфликтов, тогда как своевременное их предупреждение путем профилактической работы, наиболее рационально с точки зрения материальных и временных ресурсных затрат. Поэтому, прежде всего, необходимо максимально четко определить содержание, которое мы вкладываем в понятие "конфликт и его профилактика", обозначив тем самым границы предметной области изучаемой проблемы.

В рамках предмета нашего исследования нас интересует социально-психологический аспект исследования конфликта, его зарождения и профилактики. Это специфический аспект конфликтологического анализа, значимый для понимания социальных столкновений и порождаемых ими конфликтов.

Психологическое изучение конфликтов в зарубежных исследованиях осуществлялось, в основном, в рамках научных парадигм, а также с опорой на ряд психологических и социологических подходов. Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта выделяются: психоаналитическое (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм); социотропное (С.Сигеле, У.Мак-Дугалл); этологическую (КЛоренц, НТинберген); динамическое (К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей); поведенческое (А.Басе, А.Бандура, Р.Сирс); социометрическое (Д.Морено, Э.Дженингс, С.Додд); интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель); фрустрационно-агрессивное (Д.Доллард, Н.Миллер), главными из которых являлись психоаналитическое, социотропное, этологическое, поведенческое и социометрическое. Новые направления в конфликтологических зарубежных исследованиях (разрабатываемые с 50-х годов по настоящее время) развитие теоретико-игрового подхода, теория организационных систем, теория и практика переговорного процесса.

Теоретической основой профилактики конфликтов в зарубежной психологии послужили концепции теории и практики управления. Среди них следует отметить американскую концепцию управления с позиции психологии человеческих отношений (Э.Мэйо), центром внимания, которой были психологические мотивы поведения людей в процессе совместной производственной деятельности. Целью концепции "Управления с позиции науки о поведении" (Ф.Херцберг, Д.Мак Грегор и др.) являлось повышение деятельности организации в результате совершенствования управления персоналом. В рамках этого направления рассматривалась разработка методов оптимизации межличностных отношений2. Сторонники школы "человеческих отношений" убеждены, что минимизировать конфликты в организациях целесообразно путем удовлетворения, прежде всего, социальных и психологических потребностей сотрудников. Важнейшим направлением работы в связи с этим является управление межличностными отношениями в коллективе. Однако, непосредственные рекомендации по оптимизации межличностных отношений в организациях рассматриваются недостаточно. Профилактика конфликтов осуществляется в основном путем

2 Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М., 1997. - 32 с.

 

15 совершенствования организационной структуры предприятий и фирм3.

Так, в основе теоретико-игрового подхода, выраженного в работах американского социального психолога М.Дойча, лежат игры типа "дилемма узника". Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Вместе с тем, метод моделирования конфликтных ситуаций позволяет формировать и развивать навыки конструктивного межличностного взаимодействия, выступающие условиями профилактики конфликтов.

Вместе с тем, при всем многообразии эмпирических и теоретических подходов к проблеме конфликта вырисовывается достаточно устойчивая концептуальная схема, основанная на общепризнанном в западной социально-психологической литературе определении сущности конфликтогенных факторов. Методологической предпосылкой здесь выступает представление о том, что возникновение конфликта обусловлено осознанной несовместимостью индивидуальных намерений и интересов противоборствующих сторон. Такой подход к пониманию истоков конфликта распространен под именем мотивационной концепции конфликта. Именно мотивационная концепция конфликта рассматривается большинством западных авторов как основной путь разработки унифицированной категориальной сетки, позволяющей описать механизм любого социального столкновения любых противостоящих сторон4.

Сторонники мотивационного подхода, акцентируют внимание на роли субъективных факторов в детерминации конфликтного взаимодействия. Сохранение двух линий анализа (конфликт как резкое эмоциональное неприятие какого-либо лица и как форма взаимодействия в достижении конкурирующих целей) характерно для позиции многих авторов. Однако конфликт в истинном смысле слова чаще всего определяется по второму типу, хотя и отмечается, что он включает некоторое число эмоциональных моментов.

Однако ориентация только на одну парадигму снижает эффективность исследований, кроме того, нельзя не согласиться с отечественными

Производительность труда "белых воротничков". - М., 1989. 4 Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологииШсихологический журнал. - 1980. -№ 6. - С.119-123

 

16 исследователями (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин)5, которые считают, что такой подход

уводит от понимания реальных причин конфликта, ограничиваясь изучением его

проявлений, а не сущности.

Теоретической основой профилактики конфликтов в зарубежной психологии послужили концепции теории и практики управления. Л.Козер, разбиравший в своих работах вопрос о длительности конфликта и его завершении, сформулировал эту проблему в наиболее простом виде: "Стремление к миру может быть вызвано очевидной невозможностью достижения цели или непомерной ценой успеха, или, в более общей форме, осознанием меньшей привлекательности продолжения конфликта по сравнению с его мирным исходом"6.

В качестве одной из позитивных функций конфликта Козер называет возможность предотвращения более острых конфликтов. При этом он основывается на следующем высказывании Г. Зиммеля, которое он называет парадоксом: "Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта" . Данное положение может быть реализовано в процессе социально-психологической профилактики конфликтов с точки зрения организации противостояния сторон и демонстрации их силы, которые могут сдержать эскалацию и развитие более сильного конфликта. В целом, Л. Козер прямо связывал "разрешаемость" конфликтов с их институализированностью в виде создания и развития соответствующих законодательных, исполнительных, консультативных и других служб и распространением идей общественного согласия, социального партнерства и т.д. Примером подобной системы регулирования общественных отношений, использовавшейся в последние десятилетия, являлась доктрина так называемой "производственной демократии", базирующаяся на принципах равного представительства, паритетности, равенства, гласности и т.д. Оценивая успехи системы производственной демократии, специалисты квалифицировали ее как

5 Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. - Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского,
2002.-33 с, 212 с.

6  Козер Л. Завершение конфликта//Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный
сборник. - М., 1991. - 34 с.

7 Coser L. Introduction to Sociology. N.Y., 1985. - P. 133.

 

17

"оптимальный вариант удержания конфликта в рамках конструктивного режима"8, так как при сохранении конфликтного характера трудовых отношений модель взаимодействия уже не является деструктивно-конфликтной, а может быть более точно определена как "конфликтное сотрудничество"9. Тем самым, по мнению специалистов, в странах Запада утверждалась новая модель конфликтного взаимодействия - функционально-конфликтная.

Заслуживает внимания американская концепция управления с позиции психологии человеческих отношений (Э.Мэйо), центром внимания, которой были психологические мотивы поведения людей в процессе совместной производственной деятельности. Целью концепции "Управления с позиции науки о поведении" (Ф.Херцберг, Д.Мак Грегор и др.) являлось повышение деятельности организации в результате совершенствования управления персоналом. В рамках этого направления рассматривалась разработка методов оптимизации межличностных отношений10. Сторонники школы "человеческих отношений" были убеждены, что минимизировать конфликты в организациях целесообразно путем удовлетворения, прежде всего, социальных и психологических потребностей сотрудников. Важнейшим направлением работы в связи с этим является управление межличностными отношениями в коллективе. Однако непосредственные рекомендации по оптимизации межличностных отношений в - организациях рассматриваются недостаточно. Профилактика конфликтов осуществляется в основном путем совершенствования организационной структуры предприятий и фирм11.

Отечественные исследования конфликтов базировались и на других подходах: организационном (ДМ.Дубовская, РЛ.Кричевский, А.Л.Журавлев, ВГ.Зазыкин, А.И.Китов и др.); деятельностном (А.Г.Ковалев, В.Г.Зазыкин, Н.В.Крогиус и др.); мотивационном (Ю.А.Алешина, Е.М.Дубовская, А.А.Калинин и др.); когнитивном (С.Е.Аксененко, А.Н.Алексеева, ВЛ.Зливков, Н.И.Фрыгина и др.); ситуационном и системно-ситуационном (АЯ.Анцупов, Д.Л.Моисеев). Каждый из них отражает в своей системе анализа конфликтов его закономерности и составляющие, привносит свой вклад в методологическую основу для разработки

8 Социальные конфликты в современном обществе, 1993. - 72 с.

9 Там же. - 109 с.

10 Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону, М., 1997. - 32 с.

11   Производительность труда "белых воротничков". - М., 1989.

 

18 методов профилактики и ориентирует на комплексный подход в исследованиях.

Таким образом, продолжается традиция отечественной науки использовать весь

объем информации, накопленного о конфликтах в процессе эволюции различных

гуманитарных наук, религиозных учений, общественно-политической практики,

знаний, используемых человеком в обыденной жизни, профессиональной

деятельности. Поэтому методологической базой для исследования конфликтов

являются: комплексный, системный, субъектный подходы. Их разработка и

развитие связаны с именами: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна,

АКЛеонтьева, Б.ФЛомова, А.А.Бодалева, КААбульхановой-Славской,

А.А.Деркача12. Сущность данного подхода отражается в ориентации исследования

на единство изучения и реального практического совершенствования личности.

Основной функцией комплексного подхода в исследованиях выступает интеграция

разных качеств, свойств, состояний, процессов человеческого бытия.

Конфликт - очень сложное многоуровневое явление, редко сводимое к простой детерминации, поэтому к его изучению следует подходить комплексно. Первые попытки в отечественной психологии дать определения конфликту были предприняты А.Р.Лурией в 1930 г., которые по своему содержанию были близки к пониманию внутриличностного конфликта КЛевиным. В последующем проблематика социальных конфликтов рассматривалась в сфере интересов социологии. Однако, как указывает ЛАЛетровская, "основанием для широкого поля социально-психологических исследований конфликта служит ... присутствие вторичных социально-психологических аспектов во всяком социальном конфликте"13. "Включенность" психологических аспектов в любую социальную проблему необходимо предполагает обращение для ее понимания к психологическим факторам и закономерностям взаимодействия людей, выявляемым социальной психологией.

Психологические конфликты внутреннего мира человека, интрасубъектные конфликты, как и другие внутриличностные явления, традиционно относятся к общепсихологической проблематике, к описанию психологии личности. Интерсубъекные, интерперсональные конфликты - межличностные и

12 Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 1999. - 92 с, 392 с.

13     Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического
конфликта//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар,
1975.-48 с.

 

19 межгрупповые - являются предметом изучения социальной психологии.

В зависимости от вовлеченных в противодействие по их поводу субъектов-участников конфликта в социальной психологии вьщеляют следующие основные его типы: внутриличностньщ ; межличностный; между личностью и группой и межгрупповой. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Учет субъективного фактора как обязательного условия возникновения конфликта вообще характерен для отечественной науки. Авторы первых же появившихся в отечественной литературе работ по проблемам конфликта считали само собой разумеющимся, что обязательным моментом в возникновении конфликта является тот факт, что человек воспринимает ситуацию как конфликтную: "Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение"15.

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. На сегодняшний день в науке распространены два подхода к пониманию конфликта16. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко, включая и конфликты в неживой природе. При этом подходе понятия "конфликт" и "противоречие" становятся фактически сопоставимыми по объему. И тогда конфликты, приобретая конструктивный характер, могут рассматриваться как необходимая составляющая любого процесса развития.

Другой подход, заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений и взглядов субъектов взаимодействия. Субъектом конфликтного взаимодействия может выступать как отдельный человек, так и люди, группы людей.

Сужая широкое понимание конфликта, мы рассматриваем его как явление, возникающее только при социальном взаимодействии. При этом сущность

14 Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 1999.

15     Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического
конфликта/ЛГеоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар,
1975.-132 с.

16 Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000. - С. 152-153

 

20 конфликта понимается не столько как возникновение противоречия, столкновения

интересов, сколько в способе разрешения противоречия, создающего социальную

напряженность, имеющую в свою очередь негативные последствия для субъектов

взаимодействия. Возможные противоречия возникают везде и всегда, но лишь

незначительная их часть перерастает в конфликт, что во многом обусловлено

образом конфликтной ситуации.

Одной из задач нашего исследования является уточнение сущности конфликтности военнослужащих. Но перед тем как анализировать этот феномен необходимо дать определение конфликту как явлению, в котором конфликтность проявляется.

Обзор конфликтолоической литературы показал, что ученые пока не нашли единого и универсального определения конфликта. Поэтому мы используем определение, сформулированное А.Я.Ацуповым и А.И.Шипиловым, концепция которых является одной из ведущих в нашем исследовании. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Анализ диссертационных исследований по проблеме показал, что разработка способов и механизмов профилактики конфликтов отражена в ряде работ, связанных с различными условиями профессиональной деятельности, где протекание и последствия конфликтов имеют наиболее разрушительный характер. Среди них: производственная деятельность первичных трудовых коллективов, учебно-воспитательная деятельность, военная деятельность, а также -деяте^-ость в сфере управленческих систем.

1П

В исследовании В.ШТетровского выделены два взаимодополняющих психологических механизма преодоления противоречий в малых группах: резистентность, как способность группы оказывать сопротивление возмущающим конфликтогенным факторам, и устойчивость общих для членов группы ценностных ориентации. Первый механизм в большей степени характерен для высокоорганизованных групп, где взаимоотношения опосредованы содержанием

17 Петровский В.Н. Активность групп различного типа в конфликтных ситуациях. Канд. дис, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. - М: 1985.

 

21 совместной деятельности. Второй - для слабоорганизованных с выраженной

просоциальной направленностью. Но совместная деятельность как фактор

положительно влияющий на профилактику конфликтов становится эффективным

тогда, когда все члены группы удовлетворены этой деятельностью и

принадлежность к группе является значимой, важной для каждого ее члена.

Весьма интересный подход по отношению к предмету нашего исследования прописан у Н.В.Гришиной18, которая показывает, что межличностный конфликт есть вид социальной ситуации, разделяющий атрибутивные черты всех социальных ситуаций. Участники социального взаимодействия выступают как активные субъекты, которые не просто "попадают" в социальную ситуацию, но в определенном смысле "конструируют" ее.

Адекватной формой работы по разрешению межличностных конфликтов в соответствии с логикой ситуационного подхода является психологическое посредничество, направленное на создание особой коммуникативной ситуации, правила взаимодействия в которой способствуют переводу конфликтного взаимодействия в форму сотрудничества. Подход, предложенный Гришиной, предполагает, что посредник должен обладать конфликтолоической компетентностью, которая необходима для формирования сотрудничества, но не всегда у конфликтующих сторон есть возможность обратиться к специалисту или найти человека способного объективно и успешно разрешить противоречие.

Межгрупповые конфликтные отношения были исследованы ТАСолтицкой.19 В основе социально-психологического урегулирования межгруппового конфликта лежит согласование интересов групп. Осознание и формулирование интересов групп в межгрупповом взаимодействии вызывает рост направленности групп на интеграцию, усиление интегративных стратегий межгруппового взаимодействия.

Динамика межгрупповых отношений определяется такими факторами как характер и цели совместной деятельности, соотношение статусов групп, наличие или отсутствие правил, регламентирующих взаимодействие групп в определенных ситуациях, особенности восприятия. Переговоры можно рассматривать как

18  Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. психол. наук. - СПб.: 1995. -
51с.

19 Солтицкая Т.А. Социально-психологические аспекты межгрупповых конфликтных отношений: Автореф.
дис. канд. психол. наук. - СПб.: 1997. - 24 с.

 

22 средство управления конфликтными межгрупповыми отношениями.

Эффективным способом обучения переговорам является социально-психологический тренинг-семинар по обучению конструктивным переговорам, основанным на интересах, адаптированный к конкретной культурной среде.

САПетрулевич,           исследуя           эмоциональную                                     составляющую

неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия в ситуации конфликта, показала , что межличностное взаимодействие в нем включает в себя неконструктивные стереотипы: "непонимание", подчинение "сильному", поиск "виновного", пристрастное отношение к "своим" и "чужим", агрессивное подавление "слабого", "жертва", "уход".

Предпосылками формирования неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия выступают эмоционально насыщенные установки: "недоверие к себе", "недоверие к людям и миру в целом", "обреченность на одиночество".

Ведущим эмоциональным компонентом указанных неконструктивных стереотипов выступает (часто неосознаваемый участниками конфликта) страх потери значимых ценностей, в том числе - любви и признания. Сопутствующими эмоциональными составляющими могут быть чувства стыда, вины, гнева, обиды, жалости, уныния и другие переживания.

Доминирование тех или иных неконструктивных стереотипов на разных этапах разворачивания ситуации конфликта связано с таким качеством личности, как склонность к экстрапунитивным и интропунитивным реакциям, социальной принадлежностью.

ОАГаврилицина показала, что степень выраженности ролевого конфликта связана со способом построения собственной иерархии социальных ролей и типом мотивации.

М.Ю.Колпакова, исследуя роль и место духовно ориентированного диалога в

91

выявлении и разрешении внутреннего конфликта показала, что осознание содержания внутреннего конфликта способствует улучшению стояния личности. Духовно ориентированный диалог способствует выявлению и разрешению

20  Петрулевич С.А. Эмоциональная составляющая неконструктивных стереотипов межличностного
взаимодействия в ситуации семейного конфликта: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 1999. - 24 с.

21 Колпакова М.Ю. Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутреннего конфликта у
матерей отказывающихся от новорожденного: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 1999. - 21 с.

 

23 внутреннего конфликта.

Вопрос о том, почему способность успешно разрешать конфликты у одних людей лучше вьфажены чем у других, заставил обратить внимание на то как эта способность формируется, в том числе, и в онтогенезе.

О.В.Нифонтова, исследуя психологические особенности формирования готовности к позитивному разрешению конфликтной ситуации 2, показала, что готовность к позитивному разрешению конфликтных ситуаций представляет собой сложное образование, включающее в свою структуру когнитивный (представления дошкольников о конфликте и конфликтной ситуаций), эмоциональный (позитивное отношение к себе и другим) и поведенческий (намерение и реальное поведение) компоненты.

В качестве критериев сформированности готовности выступают: представление о конфликте; отношение к себе, к другим и к ситуации конфликта; особенности реагирования детей в ситуации воображаемого и реального конфликта.

Эффективными социально-психологическими и педагогическими условиями формирования готовности к позитивному разрешению конфликтов являются совместная работа педагогов и психологов по обучению детей анализу конфликтных ситуаций (реальных и описанных в художественной литературе), моделирование жизненных ситуаций, а также включение ребенка в значимую для него ситуацию общения и деятельности со сверстниками, воспроизводящую систему конструктивно разрешаемых конфликтов. В качестве средства формирования готовности выступает социально-психологический тренинг, построенный на принципах доверия, активности, сотрудничества, опосредования, моделирования жизненных ситуаций, контраста.

Проблему профилактики конфликтов поднимает Г.Н.Малюченко , который показывает, что развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях представляет собой процесс, протекающий по трем блокам психологических характеристик: блоку мотивационно-ценностных ориентации, блоку эмоционально-волевой саморегуляции и блоку коммуникативной компетентности. Стихийное

22 Нифонтова О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к
позитивному разрешению конфликтной ситуации: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Череповец: 1999. -
21с.

23   Малюченко Г.Н. Развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у кадров
государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 1996. - 21 с.

 

24 развертывание процесса развития конструктивного поведения, как правило,

характеризуются односторонним развитием одного из трех указанных блоков. Чем

больше разрыв между уровнями развития трех указанных блоков в структуре

личности, тем ниже вероятность проявления им конструктивного поведения в

конфликтных ситуациях. Отсюда основным критерием эффективности развития

конструктивного поведения является сбалансированность развития личности по

всем трем блокам психологических характеристик. Соотношение показателей по

каждому из трех блоков определяет общий уровень развития конструктивного

поведения в конфликтных ситуациях.

Проблему факторов межличностной конфликтности рассмотрел Б.С.Алышев24. Показано, что степень конфликтности между представителями двух групп работников зависит от степени соответствия действий одних индивидов ожиданиям других (степень совместимости) и от тесноты взаимодействия (степень общности деятельности). В первом случае зависимость является обратной, во второй - прямой.

Степень конфликтности во взаимодействии профессиональных групп возрастает по мере увеличения функциональных различий между ними. Различия в степени конфликтности отдельных коллективов обусловлены различиями в степени совместимости работников, а также в известной мере некоторыми объективными особенностями коллектива, влияющими на саму совместимость. Функциональная совместимость работников в целом оказывает большее влияние на конфликтность коллектива, чем межличностно-коммуникативная, причем, в самой функциональной совместимости решающее значение имели факторы, отражающие содержание совместной трудовой деятельности людей.

Подводя черту, под рассмотренными работами проведенных в рамках современных тенденций в создании профилактических средств конфликта, необходимо отразить собственный подход к этому вопросу. На наш взгляд, при создании профилактических мероприятий важно представлять результат, к которому они приведут. Этот результат должен совпадать с целью профилактики, в нашем исследовании такой целью является конфликтологическая компетентность психологическая совместимость и социальная общность военнослужащих.

24 Алышев Б.С. Факторы межличностной конфликтности в инженерно-педагогическом коллективе среднего ПТУ: Автореф. дис. канди. психол. наук. - М.: Инст-т сред, и спец. обр. РАО, 1995. - 21 с.

 

25 Конфликтность личности является основным препятствием на пути их

формирования. Изучение феномена конфликтности его сущности, особенностей и

свойств позволит определить специфику профилактических мер, которые, на наш

взгляд, будут наиболее эффективными, так как направлены на коррекцию самого

источника конфликта.

Обзор и анализ литературы в области теории конфликта позволяет сделать вывод о том, что важными положениями для решения проблемы профилактики конфликтов являются субъективно-объективный характер сущности конфликтов, обусловленный факторами и условиями внешней среды: социально-экономической, организационно-управленческой, производственной, так и индивидуально-психологическими особенностями личности.

 

В зарубежной психологии исследование конфликтов основано на психоаналитическом, социометрическом, этологическом, динамическом, поведенческом, интеракционистском, фрустрационно-агрессивном концептуальных подходах. В разработке методов диагностики конфликтов зарубежные исследователи опираются на психоаналитическое, социотропное, этологическое, поведенческое, и социометрическое направления в изучении конфликтов.

Теоретической основой профилактики конфликтов в зарубежной психологии послужили концепции теории и практики управления. Психологические методы оптимизации межличностных отношений разработаны в рамках теоретико-игрового подхода; теории организованных систем, теории и практики переговорного процесса.

Исследования конфликтов в отечественной психологии отличаются интеграцией конфликтологических подходов, всего объема информации, накопленного в сфере психологического, акмеологического, конфликтологического научного знания. Проблема профилактики конфликтов еще не получила однозначного теоретического обоснования. Эмпирические данные по проблеме являются не достаточными и фрагментарными, затрагивая только отдельные области ее изучения.

Основными теоретическими предпосылками профилактики конфликтов в зарубежной и отечественной психологии выступают методологические концепции и подходы изучения конфликтов, факторы, условия и причины их возникновения,

 

26

системное изучение конфликтных личностей, разработка методов оптимизации межличностного взаимодействия. Разработку эффективной профилактики конфликтов необходимо рассматривать в рамках системного и комплексного подходов. В качестве методов профилактики в экспериментальных исследованиях выступают: средства оптимизации организационно-управленческих условий деятельности; активные методы обучения, направленные на снижение личностной и групповой конфликтности, оптимизацию межличностных взаимоотношений; индивидуальная психолого-коррекционная работа с внутриличностными конфликтами и конфликтными личностями. Но для того чтобы методы профилактики работали с наибольшей эффективностью необходимо обеспечить условия, которые организуют их в систему для оптимизации профилактических мероприятий. Такие условия можно сформировать путем социально-психологического обеспечения, в которое входит: диагностика, психокоррекционная работа и психологическое сопровождение.

Исследование проблемы профилактики конфликтности человека как сложного феномена, а также ее проявления в межличностных и других конфликтах в различных социальных группах, в том числе в воинских коллективах, требует проведения системного теоретического анализа и обобщения результатов экспериментального исследования в данной области. Успешность изучения теоретических предпосылок профилактики конфликтов во многом зависит от исходных теоретико-методологических оснований. Системный подход указывает на актуальность исследования проблемы на общенаучном, частнонаучном и конкретнонаучном уровнях.

Результаты многократных научных исследований в области изучения конфликтов доказывают, что всякое аналитическое исследование и обобщение научно-теоретических и практических знаний по данной проблеме будет эффективным только при непротиворечивой и однозначно трактуемой системе категорий, понятий и определений. В большинстве случаев исследования конфликтов охватывают спектр проблем, связанных с разрешением конфликтов, тогда как своевременное их предупреждение путем профилактической работы, наиболее рационально с точки зрения материальных и временных ресурсных затрат. Поэтому, прежде всего, необходимо максимально четко определить содержание, которое мы вкладываем в понятие "конфликт и его профилактика", обозначив тем самым границы предметной области изучаемой проблемы.

В рамках предмета нашего исследования нас интересует социально-психологический аспект исследования конфликта, его зарождения и профилактики. Это специфический аспект конфликтологического анализа, значимый для понимания социальных столкновений и порождаемых ими конфликтов.

 

14

Психологическое изучение конфликтов в зарубежных исследованиях осуществлялось, в основном, в рамках научных парадигм, а также с опорой на ряд психологических и социологических подходов. Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта выделяются: психоаналитическое (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм); социотропное (С.Сигеле, У.Мак-Дугалл); этологическую (КЛоренц, НТинберген); динамическое (К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей); поведенческое (А.Басе, А.Бандура, Р.Сирс); социометрическое (Д.Морено, Э.Дженингс, С.Додд); интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель); фрустрационно-агрессивное (Д.Доллард, Н.Миллер), главными из которых являлись психоаналитическое, социотропное, этологическое, поведенческое и социометрическое. Новые направления в конфликтологических зарубежных исследованиях (разрабатываемые с 50-х годов по настоящее время) развитие теоретико-игрового подхода, теория организационных систем, теория и практика переговорного процесса.

Теоретической основой профилактики конфликтов в зарубежной психологии послужили концепции теории и практики управления. Среди них следует отметить американскую концепцию управления с позиции психологии человеческих отношений (Э.Мэйо), центром внимания, которой были психологические мотивы поведения людей в процессе совместной производственной деятельности. Целью концепции "Управления с позиции науки о поведении" (Ф.Херцберг, Д.Мак Грегор и др.) являлось повышение деятельности организации в результате совершенствования управления персоналом. В рамках этого направления рассматривалась разработка методов оптимизации межличностных отношений2. Сторонники школы "человеческих отношений" убеждены, что минимизировать конфликты в организациях целесообразно путем удовлетворения, прежде всего, социальных и психологических потребностей сотрудников. Важнейшим направлением работы в связи с этим является управление межличностными отношениями в коллективе. Однако, непосредственные рекомендации по оптимизации межличностных отношений в организациях рассматриваются недостаточно. Профилактика конфликтов осуществляется в основном путем

2 Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М., 1997. - 32 с.

 

15 совершенствования организационной структуры предприятий и фирм3.

Так, в основе теоретико-игрового подхода, выраженного в работах американского социального психолога М.Дойча, лежат игры типа "дилемма узника". Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Вместе с тем, метод моделирования конфликтных ситуаций позволяет формировать и развивать навыки конструктивного межличностного взаимодействия, выступающие условиями профилактики конфликтов.

Вместе с тем, при всем многообразии эмпирических и теоретических подходов к проблеме конфликта вырисовывается достаточно устойчивая концептуальная схема, основанная на общепризнанном в западной социально-психологической литературе определении сущности конфликтогенных факторов. Методологической предпосылкой здесь выступает представление о том, что возникновение конфликта обусловлено осознанной несовместимостью индивидуальных намерений и интересов противоборствующих сторон. Такой подход к пониманию истоков конфликта распространен под именем мотивационной концепции конфликта. Именно мотивационная концепция конфликта рассматривается большинством западных авторов как основной путь разработки унифицированной категориальной сетки, позволяющей описать механизм любого социального столкновения любых противостоящих сторон4.

Сторонники мотивационного подхода, акцентируют внимание на роли субъективных факторов в детерминации конфликтного взаимодействия. Сохранение двух линий анализа (конфликт как резкое эмоциональное неприятие какого-либо лица и как форма взаимодействия в достижении конкурирующих целей) характерно для позиции многих авторов. Однако конфликт в истинном смысле слова чаще всего определяется по второму типу, хотя и отмечается, что он включает некоторое число эмоциональных моментов.

Однако ориентация только на одну парадигму снижает эффективность исследований, кроме того, нельзя не согласиться с отечественными

Производительность труда "белых воротничков". - М., 1989. 4 Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологииШсихологический журнал. - 1980. -№ 6. - С.119-123

 

16 исследователями (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин)5, которые считают, что такой подход

уводит от понимания реальных причин конфликта, ограничиваясь изучением его

проявлений, а не сущности.

Теоретической основой профилактики конфликтов в зарубежной психологии послужили концепции теории и практики управления. Л.Козер, разбиравший в своих работах вопрос о длительности конфликта и его завершении, сформулировал эту проблему в наиболее простом виде: "Стремление к миру может быть вызвано очевидной невозможностью достижения цели или непомерной ценой успеха, или, в более общей форме, осознанием меньшей привлекательности продолжения конфликта по сравнению с его мирным исходом"6.

В качестве одной из позитивных функций конфликта Козер называет возможность предотвращения более острых конфликтов. При этом он основывается на следующем высказывании Г. Зиммеля, которое он называет парадоксом: "Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта" . Данное положение может быть реализовано в процессе социально-психологической профилактики конфликтов с точки зрения организации противостояния сторон и демонстрации их силы, которые могут сдержать эскалацию и развитие более сильного конфликта. В целом, Л. Козер прямо связывал "разрешаемость" конфликтов с их институализированностью в виде создания и развития соответствующих законодательных, исполнительных, консультативных и других служб и распространением идей общественного согласия, социального партнерства и т.д. Примером подобной системы регулирования общественных отношений, использовавшейся в последние десятилетия, являлась доктрина так называемой "производственной демократии", базирующаяся на принципах равного представительства, паритетности, равенства, гласности и т.д. Оценивая успехи системы производственной демократии, специалисты квалифицировали ее как

5 Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. - Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского,
2002.-33 с, 212 с.

6  Козер Л. Завершение конфликта//Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный
сборник. - М., 1991. - 34 с.

7 Coser L. Introduction to Sociology. N.Y., 1985. - P. 133.

 

17

"оптимальный вариант удержания конфликта в рамках конструктивного режима"8, так как при сохранении конфликтного характера трудовых отношений модель взаимодействия уже не является деструктивно-конфликтной, а может быть более точно определена как "конфликтное сотрудничество"9. Тем самым, по мнению специалистов, в странах Запада утверждалась новая модель конфликтного взаимодействия - функционально-конфликтная.

Заслуживает внимания американская концепция управления с позиции психологии человеческих отношений (Э.Мэйо), центром внимания, которой были психологические мотивы поведения людей в процессе совместной производственной деятельности. Целью концепции "Управления с позиции науки о поведении" (Ф.Херцберг, Д.Мак Грегор и др.) являлось повышение деятельности организации в результате совершенствования управления персоналом. В рамках этого направления рассматривалась разработка методов оптимизации межличностных отношений10. Сторонники школы "человеческих отношений" были убеждены, что минимизировать конфликты в организациях целесообразно путем удовлетворения, прежде всего, социальных и психологических потребностей сотрудников. Важнейшим направлением работы в связи с этим является управление межличностными отношениями в коллективе. Однако непосредственные рекомендации по оптимизации межличностных отношений в - организациях рассматриваются недостаточно. Профилактика конфликтов осуществляется в основном путем совершенствования организационной структуры предприятий и фирм11.

Отечественные исследования конфликтов базировались и на других подходах: организационном (ДМ.Дубовская, РЛ.Кричевский, А.Л.Журавлев, ВГ.Зазыкин, А.И.Китов и др.); деятельностном (А.Г.Ковалев, В.Г.Зазыкин, Н.В.Крогиус и др.); мотивационном (Ю.А.Алешина, Е.М.Дубовская, А.А.Калинин и др.); когнитивном (С.Е.Аксененко, А.Н.Алексеева, ВЛ.Зливков, Н.И.Фрыгина и др.); ситуационном и системно-ситуационном (АЯ.Анцупов, Д.Л.Моисеев). Каждый из них отражает в своей системе анализа конфликтов его закономерности и составляющие, привносит свой вклад в методологическую основу для разработки

8 Социальные конфликты в современном обществе, 1993. - 72 с.

9 Там же. - 109 с.

10 Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону, М., 1997. - 32 с.

11   Производительность труда "белых воротничков". - М., 1989.

 

18 методов профилактики и ориентирует на комплексный подход в исследованиях.

Таким образом, продолжается традиция отечественной науки использовать весь

объем информации, накопленного о конфликтах в процессе эволюции различных

гуманитарных наук, религиозных учений, общественно-политической практики,

знаний, используемых человеком в обыденной жизни, профессиональной

деятельности. Поэтому методологической базой для исследования конфликтов

являются: комплексный, системный, субъектный подходы. Их разработка и

развитие связаны с именами: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна,

АКЛеонтьева, Б.ФЛомова, А.А.Бодалева, КААбульхановой-Славской,

А.А.Деркача12. Сущность данного подхода отражается в ориентации исследования

на единство изучения и реального практического совершенствования личности.

Основной функцией комплексного подхода в исследованиях выступает интеграция

разных качеств, свойств, состояний, процессов человеческого бытия.

Конфликт - очень сложное многоуровневое явление, редко сводимое к простой детерминации, поэтому к его изучению следует подходить комплексно. Первые попытки в отечественной психологии дать определения конфликту были предприняты А.Р.Лурией в 1930 г., которые по своему содержанию были близки к пониманию внутриличностного конфликта КЛевиным. В последующем проблематика социальных конфликтов рассматривалась в сфере интересов социологии. Однако, как указывает ЛАЛетровская, "основанием для широкого поля социально-психологических исследований конфликта служит ... присутствие вторичных социально-психологических аспектов во всяком социальном конфликте"13. "Включенность" психологических аспектов в любую социальную проблему необходимо предполагает обращение для ее понимания к психологическим факторам и закономерностям взаимодействия людей, выявляемым социальной психологией.

Психологические конфликты внутреннего мира человека, интрасубъектные конфликты, как и другие внутриличностные явления, традиционно относятся к общепсихологической проблематике, к описанию психологии личности. Интерсубъекные, интерперсональные конфликты - межличностные и

12 Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 1999. - 92 с, 392 с.

13     Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического
конфликта//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар,
1975.-48 с.

 

19 межгрупповые - являются предметом изучения социальной психологии.

В зависимости от вовлеченных в противодействие по их поводу субъектов-участников конфликта в социальной психологии вьщеляют следующие основные его типы: внутриличностньщ ; межличностный; между личностью и группой и межгрупповой. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Учет субъективного фактора как обязательного условия возникновения конфликта вообще характерен для отечественной науки. Авторы первых же появившихся в отечественной литературе работ по проблемам конфликта считали само собой разумеющимся, что обязательным моментом в возникновении конфликта является тот факт, что человек воспринимает ситуацию как конфликтную: "Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение"15.

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. На сегодняшний день в науке распространены два подхода к пониманию конфликта16. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко, включая и конфликты в неживой природе. При этом подходе понятия "конфликт" и "противоречие" становятся фактически сопоставимыми по объему. И тогда конфликты, приобретая конструктивный характер, могут рассматриваться как необходимая составляющая любого процесса развития.

Другой подход, заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений и взглядов субъектов взаимодействия. Субъектом конфликтного взаимодействия может выступать как отдельный человек, так и люди, группы людей.

Сужая широкое понимание конфликта, мы рассматриваем его как явление, возникающее только при социальном взаимодействии. При этом сущность

14 Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 1999.

15     Петровская Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического
конфликта/ЛГеоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар,
1975.-132 с.

16 Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000. - С. 152-153

 

20 конфликта понимается не столько как возникновение противоречия, столкновения

интересов, сколько в способе разрешения противоречия, создающего социальную

напряженность, имеющую в свою очередь негативные последствия для субъектов

взаимодействия. Возможные противоречия возникают везде и всегда, но лишь

незначительная их часть перерастает в конфликт, что во многом обусловлено

образом конфликтной ситуации.

Одной из задач нашего исследования является уточнение сущности конфликтности военнослужащих. Но перед тем как анализировать этот феномен необходимо дать определение конфликту как явлению, в котором конфликтность проявляется.

Обзор конфликтолоической литературы показал, что ученые пока не нашли единого и универсального определения конфликта. Поэтому мы используем определение, сформулированное А.Я.Ацуповым и А.И.Шипиловым, концепция которых является одной из ведущих в нашем исследовании. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Анализ диссертационных исследований по проблеме показал, что разработка способов и механизмов профилактики конфликтов отражена в ряде работ, связанных с различными условиями профессиональной деятельности, где протекание и последствия конфликтов имеют наиболее разрушительный характер. Среди них: производственная деятельность первичных трудовых коллективов, учебно-воспитательная деятельность, военная деятельность, а также -деяте^-ость в сфере управленческих систем.

1П

В исследовании В.ШТетровского выделены два взаимодополняющих психологических механизма преодоления противоречий в малых группах: резистентность, как способность группы оказывать сопротивление возмущающим конфликтогенным факторам, и устойчивость общих для членов группы ценностных ориентации. Первый механизм в большей степени характерен для высокоорганизованных групп, где взаимоотношения опосредованы содержанием

17 Петровский В.Н. Активность групп различного типа в конфликтных ситуациях. Канд. дис, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. - М: 1985.

 

21 совместной деятельности. Второй - для слабоорганизованных с выраженной

просоциальной направленностью. Но совместная деятельность как фактор

положительно влияющий на профилактику конфликтов становится эффективным

тогда, когда все члены группы удовлетворены этой деятельностью и

принадлежность к группе является значимой, важной для каждого ее члена.

Весьма интересный подход по отношению к предмету нашего исследования прописан у Н.В.Гришиной18, которая показывает, что межличностный конфликт есть вид социальной ситуации, разделяющий атрибутивные черты всех социальных ситуаций. Участники социального взаимодействия выступают как активные субъекты, которые не просто "попадают" в социальную ситуацию, но в определенном смысле "конструируют" ее.

Адекватной формой работы по разрешению межличностных конфликтов в соответствии с логикой ситуационного подхода является психологическое посредничество, направленное на создание особой коммуникативной ситуации, правила взаимодействия в которой способствуют переводу конфликтного взаимодействия в форму сотрудничества. Подход, предложенный Гришиной, предполагает, что посредник должен обладать конфликтолоической компетентностью, которая необходима для формирования сотрудничества, но не всегда у конфликтующих сторон есть возможность обратиться к специалисту или найти человека способного объективно и успешно разрешить противоречие.

Межгрупповые конфликтные отношения были исследованы ТАСолтицкой.19 В основе социально-психологического урегулирования межгруппового конфликта лежит согласование интересов групп. Осознание и формулирование интересов групп в межгрупповом взаимодействии вызывает рост направленности групп на интеграцию, усиление интегративных стратегий межгруппового взаимодействия.

Динамика межгрупповых отношений определяется такими факторами как характер и цели совместной деятельности, соотношение статусов групп, наличие или отсутствие правил, регламентирующих взаимодействие групп в определенных ситуациях, особенности восприятия. Переговоры можно рассматривать как

18  Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. психол. наук. - СПб.: 1995. -
51с.

19 Солтицкая Т.А. Социально-психологические аспекты межгрупповых конфликтных отношений: Автореф.
дис. канд. психол. наук. - СПб.: 1997. - 24 с.

 

22 средство управления конфликтными межгрупповыми отношениями.

Эффективным способом обучения переговорам является социально-психологический тренинг-семинар по обучению конструктивным переговорам, основанным на интересах, адаптированный к конкретной культурной среде.

САПетрулевич,           исследуя           эмоциональную                                     составляющую

неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия в ситуации конфликта, показала , что межличностное взаимодействие в нем включает в себя неконструктивные стереотипы: "непонимание", подчинение "сильному", поиск "виновного", пристрастное отношение к "своим" и "чужим", агрессивное подавление "слабого", "жертва", "уход".

Предпосылками формирования неконструктивных стереотипов межличностного взаимодействия выступают эмоционально насыщенные установки: "недоверие к себе", "недоверие к людям и миру в целом", "обреченность на одиночество".

Ведущим эмоциональным компонентом указанных неконструктивных стереотипов выступает (часто неосознаваемый участниками конфликта) страх потери значимых ценностей, в том числе - любви и признания. Сопутствующими эмоциональными составляющими могут быть чувства стыда, вины, гнева, обиды, жалости, уныния и другие переживания.

Доминирование тех или иных неконструктивных стереотипов на разных этапах разворачивания ситуации конфликта связано с таким качеством личности, как склонность к экстрапунитивным и интропунитивным реакциям, социальной принадлежностью.

ОАГаврилицина показала, что степень выраженности ролевого конфликта связана со способом построения собственной иерархии социальных ролей и типом мотивации.

М.Ю.Колпакова, исследуя роль и место духовно ориентированного диалога в

91

выявлении и разрешении внутреннего конфликта показала, что осознание содержания внутреннего конфликта способствует улучшению стояния личности. Духовно ориентированный диалог способствует выявлению и разрешению

20  Петрулевич С.А. Эмоциональная составляющая неконструктивных стереотипов межличностного
взаимодействия в ситуации семейного конфликта: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 1999. - 24 с.

21 Колпакова М.Ю. Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутреннего конфликта у
матерей отказывающихся от новорожденного: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 1999. - 21 с.

 

23 внутреннего конфликта.

Вопрос о том, почему способность успешно разрешать конфликты у одних людей лучше вьфажены чем у других, заставил обратить внимание на то как эта способность формируется, в том числе, и в онтогенезе.

О.В.Нифонтова, исследуя психологические особенности формирования готовности к позитивному разрешению конфликтной ситуации 2, показала, что готовность к позитивному разрешению конфликтных ситуаций представляет собой сложное образование, включающее в свою структуру когнитивный (представления дошкольников о конфликте и конфликтной ситуаций), эмоциональный (позитивное отношение к себе и другим) и поведенческий (намерение и реальное поведение) компоненты.

В качестве критериев сформированности готовности выступают: представление о конфликте; отношение к себе, к другим и к ситуации конфликта; особенности реагирования детей в ситуации воображаемого и реального конфликта.

Эффективными социально-психологическими и педагогическими условиями формирования готовности к позитивному разрешению конфликтов являются совместная работа педагогов и психологов по обучению детей анализу конфликтных ситуаций (реальных и описанных в художественной литературе), моделирование жизненных ситуаций, а также включение ребенка в значимую для него ситуацию общения и деятельности со сверстниками, воспроизводящую систему конструктивно разрешаемых конфликтов. В качестве средства формирования готовности выступает социально-психологический тренинг, построенный на принципах доверия, активности, сотрудничества, опосредования, моделирования жизненных ситуаций, контраста.

Проблему профилактики конфликтов поднимает Г.Н.Малюченко , который показывает, что развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях представляет собой процесс, протекающий по трем блокам психологических характеристик: блоку мотивационно-ценностных ориентации, блоку эмоционально-волевой саморегуляции и блоку коммуникативной компетентности. Стихийное

22 Нифонтова О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к
позитивному разрешению конфликтной ситуации: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Череповец: 1999. -
21с.

23   Малюченко Г.Н. Развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у кадров
государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 1996. - 21 с.

 

24 развертывание процесса развития конструктивного поведения, как правило,

характеризуются односторонним развитием одного из трех указанных блоков. Чем

больше разрыв между уровнями развития трех указанных блоков в структуре

личности, тем ниже вероятность проявления им конструктивного поведения в

конфликтных ситуациях. Отсюда основным критерием эффективности развития

конструктивного поведения является сбалансированность развития личности по

всем трем блокам психологических характеристик. Соотношение показателей по

каждому из трех блоков определяет общий уровень развития конструктивного

поведения в конфликтных ситуациях.

Проблему факторов межличностной конфликтности рассмотрел Б.С.Алышев24. Показано, что степень конфликтности между представителями двух групп работников зависит от степени соответствия действий одних индивидов ожиданиям других (степень совместимости) и от тесноты взаимодействия (степень общности деятельности). В первом случае зависимость является обратной, во второй - прямой.

Степень конфликтности во взаимодействии профессиональных групп возрастает по мере увеличения функциональных различий между ними. Различия в степени конфликтности отдельных коллективов обусловлены различиями в степени совместимости работников, а также в известной мере некоторыми объективными особенностями коллектива, влияющими на саму совместимость. Функциональная совместимость работников в целом оказывает большее влияние на конфликтность коллектива, чем межличностно-коммуникативная, причем, в самой функциональной совместимости решающее значение имели факторы, отражающие содержание совместной трудовой деятельности людей.

Подводя черту, под рассмотренными работами проведенных в рамках современных тенденций в создании профилактических средств конфликта, необходимо отразить собственный подход к этому вопросу. На наш взгляд, при создании профилактических мероприятий важно представлять результат, к которому они приведут. Этот результат должен совпадать с целью профилактики, в нашем исследовании такой целью является конфликтологическая компетентность психологическая совместимость и социальная общность военнослужащих.

24 Алышев Б.С. Факторы межличностной конфликтности в инженерно-педагогическом коллективе среднего ПТУ: Автореф. дис. канди. психол. наук. - М.: Инст-т сред, и спец. обр. РАО, 1995. - 21 с.

 

25 Конфликтность личности является основным препятствием на пути их

формирования. Изучение феномена конфликтности его сущности, особенностей и

свойств позволит определить специфику профилактических мер, которые, на наш

взгляд, будут наиболее эффективными, так как направлены на коррекцию самого

источника конфликта.

Обзор и анализ литературы в области теории конфликта позволяет сделать вывод о том, что важными положениями для решения проблемы профилактики конфликтов являются субъективно-объективный характер сущности конфликтов, обусловленный факторами и условиями внешней среды: социально-экономической, организационно-управленческой, производственной, так и индивидуально-психологическими особенностями личности.

 

В зарубежной психологии исследование конфликтов основано на психоаналитическом, социометрическом, этологическом, динамическом, поведенческом, интеракционистском, фрустрационно-агрессивном концептуальных подходах. В разработке методов диагностики конфликтов зарубежные исследователи опираются на психоаналитическое, социотропное, этологическое, поведенческое, и социометрическое направления в изучении конфликтов.

Теоретической основой профилактики конфликтов в зарубежной психологии послужили концепции теории и практики управления. Психологические методы оптимизации межличностных отношений разработаны в рамках теоретико-игрового подхода; теории организованных систем, теории и практики переговорного процесса.

Исследования конфликтов в отечественной психологии отличаются интеграцией конфликтологических подходов, всего объема информации, накопленного в сфере психологического, акмеологического, конфликтологического научного знания. Проблема профилактики конфликтов еще не получила однозначного теоретического обоснования. Эмпирические данные по проблеме являются не достаточными и фрагментарными, затрагивая только отдельные области ее изучения.

Основными теоретическими предпосылками профилактики конфликтов в зарубежной и отечественной психологии выступают методологические концепции и подходы изучения конфликтов, факторы, условия и причины их возникновения, системное изучение конфликтных личностей, разработка методов оптимизации межличностного взаимодействия. Разработку эффективной профилактики конфликтов необходимо рассматривать в рамках системного и комплексного подходов. В качестве методов профилактики в экспериментальных исследованиях выступают: средства оптимизации организационно-управленческих условий деятельности; активные методы обучения, направленные на снижение личностной и групповой конфликтности, оптимизацию межличностных взаимоотношений; индивидуальная психолого-коррекционная работа с внутриличностными конфликтами и конфликтными личностями. Но для того чтобы методы профилактики работали с наибольшей эффективностью необходимо обеспечить условия, которые организуют их в систему для оптимизации профилактических мероприятий. Такие условия можно сформировать путем социально-психологического обеспечения, в которое входит: диагностика, психокоррекционная работа и психологическое сопровождение.

Источник: Шевчук М.Ю. Социально-психологическое обеспечение профилактики конфликтности военнослужащих срочной службы [Текст]: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / М.Ю. Шевчук - Москва, 2015 - 228 с. 


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!