Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Руководство / Рекомендации ВУЗов / Пример проспектуса в Московский институт психоанализа (МИП)

Пример проспектуса в Московский институт психоанализа (МИП)

← Предыдущая Следующая →

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

 

Кафедра общей психологии

НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»

(название базы практики)

 

Подготовил студент (-тка)

группы Выберите элемент.

_______________________

(Ф.И.О. студента)

 

Проверил руководитель практики

от образовательной организации:

 

 

 (Ф.И.О., должность)

 

 

 

Тема проспектуса: «Взаимосвязь типа привязанности к близкому взрослому с развитием эмоционального интеллекта у ребенка в раннем возрасте»

Введение

Актуальность исследования. Привязанность является врожденной программой поведения. Она свойственна множеству видов и эволюционно развилась для выживания особи (Bosmans и др., 2020). В научной литературе до сих пор нет четкого определения понятия привязанность, несмотря на это, в большинстве работ этологами и психологами рассматривается один и тот же феномен: «Хотя понятие привязанности в разных концепциях трактуется несколько по-разному, тем не менее общим для всех интерпретаций признается формирование тесной, индивидуально направленной эмоциональной связи младенца с матерью» (Бурменская, 2009).

Эмоциональная привязанность ребенка к матери может рассматриваться не только как базовая характеристика взаимоотношений между ребенком и взрослым, но также иметь различные качественно-специфические типы. Основные типологии привязанности были созданы в рамках теории привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт (Bowlby, Ainsworth, 2013), в которой были классифицированы различные виды взаимоотношений между близким взрослым и ребенком. Так, было выделено четыре типа привязанности: положительные — «надежный» и «индифферентный» (условно-надежный); и отрицательные — «ненадежно аффективный» (манипулятивный) и «дезорганизованный неориентированный» (патологический) (Максимова, 2012). В современных исследованиях наибольший акцент делается на различных последствиях привязанности на развитие ребенка. С одной стороны, рассматривается то, как положительные типы привязанности способны создавать благоприятную почву для будущего психо-эмоционального и интеллектуального развития ребенка (Симоненко, 2011; Drake, Belsky, Fearon, 2014). С другой стороны, ведется дискуссия о том, что объект привязанности, тип привязанности и сензитивный период могут детерминировать проблемы с познавательными процессами и эмоциональным развитием ребенка (Brumariu, Kerns, 2010; Авдеева, 2019). Особое внимание исследователей направлено на выявление связи между разными типами привязанности и социо-эмоциональным развитием ребенка в раннем возрасте и позднее в жизни (Berlin, Cassidy, Appleyard, 2008; Fearon, Belsky, 2016).

Принимая во внимание серьезный вклад, которые внесли вышеупомянутые исследования в разработку теории привязанности, а также ее влияния на дальнейшее развитие ребенка, по-прежнему нерешенной остается проблема о наличии связи между типами привязанности и развитием эмоционального интеллекта у детей раннего возраста 3-х лет (Янушко, 2022, с.7). Углубленное изучение данной проблемы позволит не только уточнить отдельный аспект влияния привязанности на эмоциональное развитие ребенка, но также и расширить понимание механизмов формирования эмоционального интеллекта у детей в онтогенезе. Особое внимание необходимо уделить обширной области применения результатов данного исследования в практических целях. Изучение данного вопроса может быть использовано как психологами в работе с детьми со сложностями в социальной коммуникации и контроле собственных эмоций или в работе с детьми с нарушениями детско-родительской привязанности, например, в домах малютки, так и для создание справочного материала о выборе стилей родительского воспитания.

Научная новизна исследования заключается в уточнении аспекта теории привязанности в рамках изучения ее влияния на формирование эмоционального интеллекта детей в раннем возрасте; а также в проведении адаптации методик, направленных на измерение эмоционального интеллекта, для детей раннего возраста. 

Объект исследования — привязанность ребенка к близкому взрослому.

Предмет исследования — взаимосвязь типа привязанности ребенка к близкому взрослому с развитием эмоционального интеллекта в возрасте 3-х лет.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что положительные типы привязанности к близкому взрослому будут коррелировать с более высоким уровнем развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.

Цель исследования — выявить влияние типов привязанности детей раннего возраста к близким взрослым на развитие эмоционального интеллекта.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы влияния привязанности к близкому взрослому на психо-эмоциональное развитие ребенка.
  2. Разработать процедуру оценки эмоционального интеллекта у детей раннего возраста на основе методики «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (2005); и адаптации методик «Что - почему - как» М.А. Нгуен (2008) и «Эмоциональная идентификация» (Изотова, Никифорова, 2004) и валидировать процедуру при помощи сравнения полученных данных с экспертной оценкой преподавателями и психологами с использованием теста эмоционального интеллекта ЭмИн (Люсин, 2009).
  3. Исследовать закономерности развития эмоционального интеллекта детей 3-х лет в зависимости от разных типов привязанности к близкому взрослому.

Методы исследования

Описываете теоретические, эмпирические методы и методы обработки данных.

Пример описания методов обработки данных: Анализ полученных данных будет производиться при помощи статистического критерия корреляции Спирмена (S) между типом привязанности в диаде и уровнем развития общего эмоционального интеллекта ребенка. Также, дополнительно будут проверены корреляции между типом привязанности и различными составляющими эмоционального интеллекта, такие как восприятие и понимание эмоций, идентификация эмоций и соответствие поведения переживаемым эмоциям. Так как проведение данного исследования включает в себя адаптацию методик оценки эмоционального интеллекта для детей раннего возраста, нами также будет проведен анализ согласованности полученных в методиках оценок с оценками преподавателя и психолога по шкалам ЭмИн при помощи сравнения согласованности мнений экспертов с помощью коэффициента вариации.

Методики исследования.

ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗАТЬ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ МЕТОДИК.

Для оценки типа привязанности ребенка к близкому взрослому мы планируем использовать методику метод «Незнакомой ситуации» М.Эйнсворт, зарекомендовавший себя в исследованиях привязанности детей раннего возраста (Василенко, 2011; Плешкова, 2018).

Для оценки уровня развития разных компонентов эмоционального интеллекта (Мэттьюс, Моше, Люсин, 2004), мы планируем использовать методику «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго (2005), соответствующую возрасту 3-х лет, для оценки восприятия и понимания эмоций; а также адаптировать методик «Что – почему – как» М.А. Нгуен (2008) для оценки соответствия поведения переживаемым эмоциям и «Эмоциональная идентификация» (Изотова, Никифорова, 2004) для оценки идентификации эмоций для использования в работе с детьми раннего возраста.

Выборка испытуемых

Для проведения данного исследования мы планируем пригласить к участию родителей с детьми в возрасте 3-х лет сети частных детских садов «Летово Junior». Планируемый размер выборки составит 60 диад (родитель-ребенок), из которых 30 диад — имеющие положительные (надежные) типы привязанности, и другие 30 диад — отрицательные (ненадежные) типы привязанности. Соотнесение к первой или второй группе участников будет происходить рандомизированно по итогам проведения оценки типа привязанности в диаде.

Организация и процедура исследования

При проведении исследования на первом этапе мы планируем провести оценку типа привязанности в диадах родитель-ребенок с использованием метода «Незнакомой ситуации». Далее, нами будут случайно отобраны 60 диад с различными типами привязанности. На втором этапе нами будет произведена оценка уровня эмоционального интеллекта детей при помощи описанных ранее методик. Дополнительно нами будет проведен опрос преподавателей и психологов, работающих с детьми, принявшими участие в исследовании, на основе отдельных шкал теста эмоционального интеллекта ЭмИн, представленных в 3-м лице (Люсин, 2009).

ПО ЖЕЛАНИЮ. Ключевые слова: привязанность, типология привязанности, близкий взрослый, ранний возраст, эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие.

Обзор литературы

  1. Привязанность ребенка к близкому взрослому

М. И. Лисина в своей работе “Проблема онтогенеза общения” (1986) поднимает вопрос о важности формирования здоровой привязанности ребенка к близкому взрослому, и, как следствие, формирование общения как вида деятельности. Именно в ситуативно-личностной форме общения ребенок учиться познавать окружающий мир при помощи понятий, которые дает ему близких взрослый. Ведущей теорией привязанностей как в отечественной, так и в западной психологии является теория Джона Боулби (Bowlby, Ainsworth, 2013). В ней привязанность рассматривается как сложная система, включающая в себя: 1) когнитивные компоненты в виде образов и представлений, связанных с матерью (или замещающим близким лицом); 2) эмоциональные реакции, адресованные матери и сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка; 3) собственно поведенческие реакции — плач, улыбка, и др. (Бурменская, 2009). В своей теории Дж. Боулби также показал, что в зависимости от ухода родителем за ребенком, будет определяться тип привязанности, в дальнейшем обуславливающий ожидания ребенка от окружающего его мира. В дальнейшем данная теория нашла подтверждение в результатах кросс-культурных исследований, выявив поразительную стабильность (Mesman, Van IJzendoorn, Sagi-Schwartz, 2016).

Одним из наиболее распространенных эмпирических методов оценки типа привязанности у младенцев является метод «Незнакомой ситуации», разработанный Мэри Эйнсворт (Ainsworth, 2015). В этом методе выделяются 4 группы детей, в зависимости от типа привязанности (Максимова, 2012). «Индифферентный» тип является условно патологическим. Дети не возражают против ухода матери, после разлуки с матерью дети с данным типом не испытывают испуг перед присутствием незнакомца рядом с ними. В основном они избегают общения с матерью. Дети с «надежным» типом не сильно испытывают огорчения после ухода матери, но тянутся к ней после её возвращения, стремятся к физическому контакту с ней. Быстро успокаиваются рядом с ней. Для представителей «манипулятивного» типа характерно сильное огорчение после ухода матери. После её возвращения они вначале цепляются за мать, но практически сразу же её отталкивают. Этот тип считается патологическим. Дети с «дезорганизованным неориентированным» типом очень сильно огорчаются после ухода матери. Но после её возвращения либо убегают, либо застывают на месте; также патологический тип.

Рассмотренные теории дают представление о самом феномене привязанности. Однако, мы предлагаем погрузиться в детальные аспекты влияния этого феномена на жизнь и развитие детей в раннем возрасте, то есть от 1 года до 3 лет.

  1. Влияние привязанности на психо-эмоциональное развитие ребенка

Влияние разных типов привязанности на развитие ребенка вызывает большое количество дискуссий. Поднимаются вопросы о том, может ли привязанность положительно влиять на развитие ребенка или же она является его сдерживающим механизмом; как различные типы привязанности влияют на психо-эмоциональное развитие ребенка. Так, в одном из исследований с использованием модифицированного метода М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация», включающего в себя 8 эпизодов естественных ситуаций, значимых для ребенка и регистрацией поведенческих и эмоциональных проявлений реакций ребёнка, было выявлено, что дети с надежным типом привязанности были более самостоятельны, автономны, заинтересованы в конечном результате, более развиты интеллектуально, у них присутствовали элементы развития наглядно-образного мышления, в отличие от детей с  ненадежным типом привязанности. В другой работе было показано, что при более высокой эмоциональной и вербальной чувствительности матери, при достаточности внимания к ребенку с ее стороны наблюдается более высокий уровень развития активной речи, навыков, сенсорного развития и общего уровня развития ребенка (Савенышева, Чижова, 2013). Таким образом, мы можем наблюдать, как надежный тип привязанности оказывает значимое влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование наглядно-образного мышления.

Также, нельзя недооценивать и влияние отношений родителей между собой, их социального положения на взаимодействия с ребенком. Исследования показывают, что супруги, которые удовлетворены своим браком, также более общительны в детско-родительском взаимодействии (Кузьмишина, Мелентьева, 2014). В другом исследовании было продемонстрировано, что надежная привязанность по крайней мере с одним родителем - это фактор, который компенсирует риски для психического здоровья, однако надежная привязанность с двумя родителями не добавляет защитного эффекта сверх имеющегося (Kochanska, Kim, 2013).

Интересным для изучения является вопрос о том, как тип привязанности способен оказывать влияние на эмоциональное состояние ребенка, например, в стрессовой ситуации адаптации ребенка к дошкольным образовательным учреждениям. Так, в следующем исследовании было показано, что факторы качества привязанности ребенка к матери и стиль детско-родительских отношений, помимо формирования социальных навыков и влияния на ощущения ребенка и детскую психику в целом, обеспечивают чувство безопасности, влияние которого может проявиться в момент переживания психологического стресса (Авдеева, Хохлачева, 2010). Несмотря на имеющиеся данные индивидуальных исследований, проведенный мета-анализ показал невозможность установить более-менее четкие корреляции между привязанностью и интернализующим поведением детей, связываемыми с проблемами в коммуникации (Madigan и др., 2013).

Подводя итоги, стоит отметить, что несмотря на всестороннее и обширное исследование механизмов влияния привязанности на развитие детей, отдельные аспекты данной темы, касающиеся влияния на эмоциональное развитие ребенка, требуют дополнительного рассмотрения.

  1. Исследования эмоционального интеллекта у детей раннего возраста

Имеющиеся немногочисленные исследования показывают, что стили воспитания способны оказывать значимое влияние на развитие эмоционального интеллекта у детей (Alegre, 2011; Segrin, Flora, 2019). Важность изучения данной области обуславливается связью эмоционального интеллекта с успехами в образовательных учреждениях у детей младшего школьного возраста (Mavroveli, Sánchez‐Ruiz, 2011). В то же время в других исследованиях было продемонстрировано, что привязанность к ребенку еще на этапе беременности может быть связана с его будущим развитием (Alhusen, Hayat, Gross, 2013). До сих пор неизученным остается вопрос о том, способны ли различные типы привязанности оказывать влияние на развитие эмоционального интеллекта детей. Одной из причин низкой разработанности данной проблемы является сложность в проведении исследований эмоционального интеллекта у детей, ввиду малого количества подходящих методик (Токарева, Серый, Федоров, 2018; Соловьева, 2022). Исследование оценки эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста показывают доминирование среднего и низкого уровня эмоционального интеллекта, что, может быть следствием начала сензитивного периода развития эмоционального интеллекта (Рыжов, 2012, 2013). Меж тем, было показано наличие сформированности аффективного словаря у детей младшего школьного возраста (Хозе и др., 2022). 

Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективную область исследования влияния типа привязанности на развитие эмоционального интеллекта у детей. В рамках данной работы нами был выбран возраст раннего детства, в связи с низким уровнем разработанности данного направления исследований и необходимости развития теоретического и методического изучения данного аспекта раннего детства.

Список литературы

Авдеева Н. Н., Хохлачева А. В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ //Психологическая наука и образование. – 2010. – Т. 15. – №. 3. – С. 97-105.

Авдеева Н. Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития //Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – №. 2. – С. 19-28. doi: 10.17759/pse.2019240202

Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – №. 4. – С. 17-31.

Василенко М. А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2011. – №. 129.

Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. – 2004.

Кузьмишина Т. Л. Мелентьева Е.В. Проблема детско-родительского взаимодействия в современных зарубежных исследованиях //Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – №. 3. – С. 16-26.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – Педагогика, 1986.

Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. – 2009.

Максимова Л. М. Психолого-педагогическая диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста //Педагогическое образование в России. – 2012. – №. 2. – С. 38-42.

Мэттьюс Д., Моше З., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике //Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – №. 4. – С. 3-26.

Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника //Ребенок в детском саду. – 2008. – Т. 1. – С. 83-85.

Плешкова Н. Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2018. – Т. 8. – №. 4. – С. 396-408.

Рыжов Д. М. Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – №. 3. – С. 166-171.

Рыжов Д. М. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта //Среднее профессиональное образование. – 2013. – №. 2. – С. 29-31.

Савенышева С. С., Чижова В. Ф. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2013. – №. 3. – С. 32-41.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.—СПб.: Речь, 2005.—384 с.

Симоненко И. А. Изучение привязанности и её влияния на психическое развитие детей раннего возраста //Российский научный журнал. – 2011. – №. 5. – С. 177-182.

Соловьева В. А. Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью //Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук. – 2022. – С. 248-249.

Токарева О. А., Серый А. В., Федоров А. И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – №. 3 (75). – С. 129-139.

Хозе Е. Г.,  Басюл И.А., Лупенко Е.А., Юрьева М.В., Маринова М.М. Особенности восприятия вербальных обозначений и графических экспрессий базовых эмоций детьми младшего и среднего школьного возраста //Экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – №. 3. – С. 100-120.

 Янушко Е. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – Litres, 2022. – С. 7.

Ainsworth M. D. S., Blehar M.C., Waters E., Wall S.N. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. – Psychology press, 2015.

Alegre A. Parenting styles and children’s emotional intelligence: What do we know? //The Family Journal. – 2011. – Т. 19. – №. 1. – С. 56-62.

Alhusen J. L., Hayat M. J., Gross D. A longitudinal study of maternal attachment and infant developmental outcomes //Archives of women's mental health. – 2013. – Т. 16. – С. 521-529.

Berlin L. J., Cassidy J., Appleyard K. The influence of early attachments on other relationships. Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications / Eds. by J. Cassidy & P. R. Shaver  – Guilford Publications, 2008. – С. 333-347.

Bosmans G., Bakermans-Kranenburgb M. J., Vervlietc B., Verheesa M.W.F.T., van IJzendoornd M.H. A learning theory of attachment: Unraveling the black box of attachment development //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2020. – Т. 113. – С. 287-298. doi:10.1016/j.neubiorev.2020.03.014

Bowlby J., Ainsworth M. The origins of attachment theory //Attachment theory: Social, developmental, and clinical perspectives. – 2013. – Т. 45. – №. 28. – С. 759-775.

Brumariu L. E., Kerns K. A. Parent–child attachment and internalizing symptoms in childhood and adolescence: A review of empirical findings and future directions //Development and psychopathology. – 2010. – Т. 22. – №. 1. – С. 177-203.

Drake K., Belsky J., Fearon R. M. From early attachment to engagement with learning in school: the role of self-regulation and persistence //Developmental psychology. – 2014. – Т. 50. – №. 5. – С. 1350.

Fearon R. M. P., Belsky J. Precursors of attachment security. Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications / Eds. by J. Cassidy & P. R. Shaver – Guilford Publications, 2016. – С. 291-313.

Kochanska G., Kim S. Early attachment organization with both parents and future behavior problems: From infancy to middle childhood //Child development. – 2013. – Т. 84. – №. 1. – С. 283-296.

Madigan, S., Atkinson, L., Laurin, K., Benoit, D. Attachment and internalizing behavior in early childhood: a meta-analysis //Developmental psychology. – 2013. – Т. 49. – №. 4. – С. 672.

Mavroveli S., Sánchez‐Ruiz M. J. Trait emotional intelligence influences on academic achievement and school behaviour //British Journal of Educational Psychology. – 2011. – Т. 81. – №. 1. – С. 112-134.

Mesman, J., Van IJzendoorn, M. H., Sagi-Schwartz, A. Cross-cultural patterns of attachment: Universal and contextual dimensions. Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications / Eds. by J. Cassidy & P. R. Shaver – Guilford Publications, 2016. – С. 852–877.

Segrin C., Flora J. Fostering social and emotional intelligence: What are the best current strategies in parenting? //Social and Personality Psychology Compass. – 2019. – Т. 13. – №. 3. – С. e12439.

 

Теги: МИП

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!