Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Звоните, пишите, оставляйте заявку.
Коммуникативная компетентность педагога
Содержание:
1. Коммуникативные задачи педагога
2. Специфика коммуникативной компетентности в педагогическом общении
1. Коммуникативные задачи педагога
Педагогическое общение педагога с учениками и другими участниками учебного процесса имеет свои особенности и задачи. Учитель, как субъект педагогического общения, активно участвует в процессе взаимодействия, внося изменения в общение и личность партнеров. В. А. Кан-Калик описывает профессиональное педагогическое общение как систему взаимодействия, где учитель выступает активатором процесса, организует и управляет им. Это общение направлено на изменения в состоянии и поведении участников.
Педагогическое общение включает взаимодействие не только с учениками, но и с коллегами, родителями и администрацией. Основная цель общения учителя с учениками — управление познавательным процессом, требующее оперативных решений и творческой импровизации. Важно создать эмоционально комфортную и безопасную среду для учеников, принимая их индивидуальные особенности.
Коммуникативная задача в педагогическом общении — это проблемная ситуация, требующая разрешения для эффективного педагогического воздействия. Учитель учитывает уровень общения с аудиторией, индивидуальные особенности учеников и собственные методы воздействия.
Организация педагогического общения — многоэтапный процесс, включающий моделирование общения, начало и управление взаимодействием, анализ и прогнозирование. Средства воздействия учителя на ученика включают организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия.
Педагогическое общение — это взаимодействие на уроке и вне его, связанное с учебной деятельностью. Оно включает коммуникативные задачи, этапы и способы общения. Коммуникативная компетентность учителя выражается в реализации задач по трем сторонам общения: перцептивной, интерактивной и коммуникативной.
Перцептивная сторона общения включает восприятие и понимание ученика как личности и субъекта учебной деятельности. Учитель оценивает внешние признаки ученика и делает выводы о его внутренних качествах. Важно осознавать, как учитель воспринимается учениками, так как это влияет на профессионализм.
Познание учащихся предполагает восприятие их как личностей и субъектов учебной деятельности. Учитель должен выявить склонности ученика в теоретических и практических видах деятельности. Эмпатия — это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, важный для понимания учеников.
Стереотипы могут искажать восприятие учеников и влиять на поведение учителя. Они упрощают процесс восприятия, но могут привести к неадекватным средствам общения и конфликтам. Учитель должен осознавать свои стереотипы и стремиться к профессиональному изучению личности ученика.
Адекватное понимание личности ученика возможно благодаря рефлексивно-перцептивным умениям учителя. Эти умения включают познание собственных особенностей и адекватное восприятие учеников. Коммуникативные барьеры могут мешать передаче информации и пониманию.
В педагогическом общении выделяют авторитарный и демократический стили. Авторитарный стиль предполагает подчиненное положение ученика, а демократический — равноправное взаимодействие. Гибкий стиль сочетает эмоциональные и деловые отношения.
Эффективность стиля общения зависит от соответствия требованиям деятельности и индивидуальности учителя. Доверительно-диалогический стиль наиболее эффективен, так как предполагает сотрудничество и взаимопонимание. Авторитарный стиль менее эффективен, так как не способствует развитию личности ученика.
Интерактивная сторона общения связана с взаимовлиянием педагога и ученика в процессе совместной деятельности. Участники организуют обмен действиями и планируют общую деятельность. Ролевое поведение педагога соотносится с ожиданиями общества и группы.
2. Специфика коммуникативной компетентности в педагогическом общении
Коммуникативная компетентность учителя включает знания, умения и опыт, необходимые для эффективного взаимодействия с учениками. Учитель должен осознавать себя как субъект педагогического общения, развивать самопознание и понимать учеников, проявляя интерес к их личности. Это требует способности интерпретировать внутреннее состояние учеников через их поведение, что составляет основу социального интеллекта педагога.
Учитель должен обладать знаниями о возрастных особенностях учеников и задачах педагогического общения, а также уметь адекватно оценивать ситуации общения. Эмоциональный компонент включает эмпатию, педагогический оптимизм и тактичность, что помогает учителю чувствовать уместность своих действий.
Самопринятие и принятие учеников такими, какие они есть, важны для создания доверительной атмосферы. Учитель должен уметь самораскрываться, быть собой без масок, что способствует более глубокому самопознанию и эффективному взаимодействию с учениками.
Невербальные средства общения играют значительную роль в педагогическом процессе. Жестикуляция и другие невербальные сигналы помогают сделать речь более выразительной и понятной. Учитель должен уметь организовывать взаимоотношения в классе, мотивировать учеников и оценивать их работу, акцентируя внимание на усилиях, а не на способностях.
Конфликтная компетентность учителя включает умение конструктивно относиться к конфликтам и использовать их для обучения и воспитания. Учитель должен владеть различными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, стремясь к партнерству и сотрудничеству.
Коммуникативная компетентность учителя также связана с функциями высказывания: информирование, экспрессия и побуждение. Учитель должен обеспечивать обратную связь, чтобы знания становились активными. Экспрессивно-оценочная функция важна для понимания эмоций учеников, а побудительные высказывания должны оставлять ученику свободу выбора.
Учитель должен быть гибким в оценке мотивов и установок учеников, учитывая их развитие. Коммуникативное поведение учителя должно способствовать развитию личности ученика, ориентируясь на его потенциал.
© Команда DIP-PSI.RU
Тесты для диагностики, использования в эмпирическом исследовании и ВКР по психологии:
Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.