Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Психологические тесты, опросники, методики / Подростки / Опросник субъектности (Е. Н. Волкова, И. А. Серегина, 1999, 2020)

Опросник субъектности (Е. Н. Волкова, И. А. Серегина, 1999, 2020)

← Предыдущая Следующая →
104

Назначение методики субъектности: 1

Инструкция к тесту субъектности Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной. 1

Обработка результатов теста субъектности для подростков. 4

Интерпретация результатов опросника субъектности

Использование опросника субъектности в ВКР по психологии. 5

 

 

Назначение методики субъектности:

Диагностика субъектности через ее атрибутивные характеристики (субъектность и ее структура), выявление установочных тенденций человека быть субъектным, и, одновременно, стимулирование образования этих установок. Актуальная версия опросника ориентирована на подростков.

 

Инструкция к тесту субъектности Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной

Пожалуйста, прочитайте внимательно каждую характеристику и ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. Eсли затрудняетесь с ответом, то можно отметить «иногда». Для обозначения своего варианта ответа нужно поставить любой значок (+, v) в соответствующую графу таблицы напротив каждого вопроса.

Процедура о6следования стандартная для текстовых опросников, на заполнение методики отводится 15–20 минут.

 

Вопрос

Да

Hет

Иногда

1

Мешает ли тебе недостаток энергии, воли, целеустремленности?

 

 

 

2

Bсегда ли то, что с тобой случается — дело твоих рук?

 

 

 

3

Твои слова редко расходятся с делом?

 

 

 

4

Способен ли ты без труда найти общий язык с любым разумным и знающим человеком?

 

 

 

5

Считаешь ли ты себя великодушным, терпимым к недостаткам других?

 

 

 

6

Ты пытался что-либо изменить в себе?

 

 

 

7

Bерно ли, что самое разумное, что может сделать человек в своей жизни — это не противиться собственной судьбе?

 

 

 

8

Можешь ли ты быть критичным к себе?

 

 

 

9

Можно ли сказать, что ты человек отзывчивый к призывам о помощи?

 

 

 

10

Ты легко поддаешься влиянию других людей?

 

 

 

11

Часто ли ты говоришь себе «Eсли не я, то кто же»?

 

 

 

12

Когда с тобой случается неприятность, говоришь ли «и поделом тебе»?

 

 

 

13

Часто ли под влиянием рекламы ты совершаешь определенные действия, например, делаешь покупки?

 

 

 

14

Можно ли сказать, что ты бескорыстный человек?

 

 

 

15

Имеет ли твое мнение достаточный вес в глазах окружающих?

 

 

 

16

Ты человек независимый?

 

 

 

17

Можно ли сказать, что ты ценишь себя достаточно высоко?

 

 

 

18

Ждешь ли ты, что все решится само собой в сложных ситуациях?

 

 

 

19

Деликатный ли ты человек?

 

 

 

20

Думаешь ли ты, что твоя личность намного интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд?

 

 

 

21

Bерно ли, что многие твои успехи возможны только благодаря помощи других людей?

 

 

 

22

К тебе относятся так, как ты того заслуживаешь?

 

 

 

23

Когда ты строишь планы, ты в общем уверен, что осуществишь их?

 

 

 

24

Ты умеешь руководить другими людьми?

 

 

 

25

Bерно ли, что мнение других о тебе совпадает с твоим собственным?

 

 

 

26

Можно ли назвать тебя «заводилой», организатором?

 

 

 

27

Считаешь ли ты, что если бы таких людей, как ты, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону?

 

 

 

28

Твоя жизнь соответствует твоим желаниям и внутренним требованиям?

 

 

 

29

Ты человек способный к сотрудничеству и взаимопомощи?

 

 

 

30

Считаешь ли ты, что сам создал себя таким(-ой), какой(-ая) ты есть?

 

 

 

31

Bерно ли, что люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим?

 

 

 

32

Ты уверенный в себе человек?

 

 

 

33

Можно ли назвать тебя инициативным человеком?

 

 

 

34

Часто ли осуществление твоих желаний зависит от везения?

 

 

 

35

Можно ли сказать, что в целом ты контролируешь свою судьбу?

 

 

 

36

Bерно ли, что глубина и богатство твоего внутреннего мира и определяет твою ценность как личности?

 

 

 

37

Ты энергичный человек?

 

 

 

38

Считаешь ли ты, что твои достоинства вполне перевешивают твои недостатки?

 

 

 

39

Стараешься ли ты планировать дни, недели?

 

 

 

40

Общение с тобой интересно и доставляет людям искреннее удовольствие?

 

 

 

41

Ты общительный и уживчивый человек?

 

 

 

42

Bерно ли, что способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя?

 

 

 

43

Ты человек ответственный?

 

 

 

44

Ты не привык расстраиваться по пустякам?

 

 

 

45

Считаешь ли ты, что каждый человек уникален?

 

 

 

46

Считаешь ли ты, что бесполезно прилагать усилия для того, чтобы измениться?

 

 

 

47

Трудно ли тебе начинать новое дело?

 

 

 

48

Bерно ли, что твое собственное «я» не представляется чем-то достойным большого внимания?

 

 

 

49

Склонен ли ты прощать ошибки другим людям?

 

 

 

50

Любишь ли ты подвижные игры?

 

 

 

51

Уверен(-а) ли ты, что в жизни ты на своем месте?

 

 

 

52

Пытаешься ли ты бороться с собственными вредными привычками?

 

 

 

53

Ясно ли ты представляешь себе, что ждет тебя впереди?

 

 

 

54

Bсегда ли ты предпочитаешь принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей и судьбу?

 

 

 

55

Стремишься ли ты к тому, чтобы научиться большему?

 

 

 

56

Часто ли другие люди не понимают тебя?

 

 

 

57

Eсли другой человек имеет другую точку зрения, можешь ли ты с ним согласиться?

 

 

 

58

Ты привык в жизни полагаться на самого себя?

 

 

 

59

Можно ли рассчитывать на тебя в серьезных делах?

 

 

 

60

Кажется ли тебе иногда, что ты человек «не такой как все»?

 

 

 

61

Любишь ли ты придумывать и делать что-то новое?

 

 

 

62

Можно ли сказать, что ты — хозяин своей судьбы?

 

 

 

             

 

Обработка результатов теста субъектности для подростков

Обработка результатов проводится с помощью ключа: высчитывается сумма баллов по утверждениям, относящимся к отдельным шкалам.

За совпадение с ключом начисляется 1 балл, за ответ «иногда» — 0,5 балла.

 

Шкала

Утверждения

Да

Hет

Активность

1, 23, 26, 33, 37, 50, 53, 61

7,18,47

Способность к рефлексии

2, 12, 17, 22, 25, 32, 38, 44, 51, 58

Свобода выбора и ответственность за него

3, 8, 16, 24, 28, 35, 39, 43, 52, 59, 62

 

Шкала

Утверждения

Да

Hет

Осознание собственной уникальности

4, 11, 15, 20, 27, 36, 40, 56, 60

48

Понимание и принятие другого

5, 9, 14, 19, 29, 31, 41, 45, 49, 57

Саморазвитие

6, 30, 42, 54, 55

10, 13, 21, 34, 46

Общая субъектность

Сумма оценок по шести шкалам

Необходимо отметить, что по шкалам «активность» и «свобода выбора и ответственность за него» максимальная оценка составляет 11 баллов, по всем остальным шкалам — 10 баллов.

 

Интерпретация результатов опросника субъектности

Интерпретация данных проводится с учетом значений, представленных в таблице.

B таблице представлены среднегрупповые значения для шкал методики на общей выборке одарëнных подростков и на выборках подростков с разными видами специальной одарëнности.

 

 

 

 

Шкала

Средние значения и средние квадратичные отклонения в группах подростков с различными видами одарëнности

 

Общая выборка

Гуманитарная одаренность

Естественнонаучная одаренность

Лидерская одарëнность

Математическая одаренность

Спортивная одарëнность

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

Активность

7,36±

1,70

7,68±

1,75

7,38±

1,88

7,35±

1,39

7,14±

1,78

7,80±

1,32

Способность к рефлексии

5,76±

1,73

5,61±

1,81

5,37±

1,69

5,63±

1,80

5,86±

1,71

5,92±

1,64

Свобода выбора

и ответственность за него

8,00±

1,72

8,40±

1,53

8,49±

1,71

7,41±

1,65

7,85±

1,79

8,39±

1,48

Осознание собственной уникальности

6,66±

1,62

6,99±

1,421

7,15±

1,66

6,73±

1,40

6,37±

1,77

6,99±

1,14

Понимание и принятие другого

7,58±

1,58

7,93±

1,47

7,87±

1,38

8,36±

1,02

7,12±

1,64

8,17±

1,24

Саморазвитие

7,25±

1,41

7,42±

1,44

7,37±

1,31

7,08±

1,31

7,17±

1,46

7,50±

1,26

Общая субъектность

42,59±

6,53

44,02±

6,41

43,64±

7,01

42,56±

5,54

41,49±

6,79

44,78±

5,18

При высоких значениях по шкале активности (выше 9 баллов) подросток может быть охарактеризован повышенным стремлением расширить сферу деятельности, стремлением преобразовывать реальность, стремлением осознанно творить свою деятельность, жизнь и судьбу.

При средних значениях по шкале активности (от 6 до 9 баллов) проявление осознанной целенаправленной активности, ситуативно, от случая к случаю, у подростка не в полной мере сформированы представления о себе, как об активном, инициативном существе.

При низких значениях по шкале активности (меньше 6 баллов) подросток не выходит за пределы ситуации и требований среды, скорее, действует, пассивно приспосабливаясь к ожиданиям со стороны социума.

При высоких значениях по шкале способности к рефлексии (выше 7 баллов) подросток хорошо знает и понимает самого себя, а также осознаëт то, как он воспринимается другими людьми, характеризуется хорошим самообладанием и самоконтролем.

При средних значениях по шкале способности к рефлексии (от 4 до 7 баллов) склонность к рефлексии проявляется не часто, от случая к случаю, результаты самопознания не отличаются глубиной и разносторонностью.

При низких значениях способности к рефлексии (ниже 4 баллов) подросток не склонен размышлять о происходящем в собственном сознании, не склонен к самопознанию своих внутренних психических актов и состояний, не углубляется в выяснение того, как другие люди знают и понимают его личностные особенности.

При высоких значениях по шкале свободы выбора и ответственности за него (больше 10 баллов) подросток понимает, что у него есть возможность выбора собственного жизненного пути в целом, а также конкретных целей и средств достижения этих целей, но при этом понимает, что быть свободным — это и быть ответственным за идеи и решения.

При средних значениях по шкале свободы выбора и ответственности за него (от 6 до 10 баллов) стремление к свободе в принятии решений проявляется ситуативно, ощущение полной свободы выбора не характеризует такого субъекта, частично он склонен также подчиняться обстоятельствам и воле других людей, в том числе перекладывая на них ответственность.

При низких значениях по шкале свободы выбора и ответственности за него (меньше 6 баллов) человек не стремится к самостоятельному построению жизненного пути, или выбирает путь подчинения «более сильной воле», что сопровождается и отрицанием собственной ответственности за происходящее.

При высоких значениях по шкале осознания собственной уникальности (выше 8 баллов) человек характеризуется пониманием того, что он неповторимый и единственный, ощущением своего индивидуального предназначения в жизни, симпатией к себе как к уверенному, самостоятельному, надежному человеку, которому есть за что уважать себя.

При средних значениях по шкале осознания собственной уникальности (от 5 до 8 баллов) уверенность в своей особенности и единичности проявляется ситуативно, от случая к случаю, у субъекта присутствуют сомнения в том, что каждый ребëнок, каждая личность, каждая семья уникальны и неповторимы. Уверенность и симпатия к себе могут сменяться переживаниями растерянности и неудовлетворëнности собой.

При низких значениях по шкале осознания собственной уникальности (ниже 5 баллов) у субъекта отсутствует уверенность в ценности своего «Я» как для себя самого, так и для других, субъект характеризуется недовольством и неуважением по отношению к себе, сомневается в том, что он чем-то отличается от других и не понимает уникальности своего предназначения в жизни.

При высоких значениях по шкале понимания и принятия другого (выше 9 баллов) субъект признаëт уникальность и неповторимость другого человека, партнëр рассматривается как реальный, конкретный, а не воображаемый участник общения, сформировано отношение к человеку не как к средству достижения цели, а как к ценности.

При средних значениях по шкале понимания и принятия другого (от 6 до 9 баллов) умение видеть и признавать неповторимость и уникальность другого человека проявляется в зависимости от обстоятельств, и не является характерной особенностью субъекта.

При низких значениях по шкале понимания и принятия другого (менее 6 баллов) у подростков не выражено стремление видеть в каждом человеке уникальные и неповторимые черты, признание наличия у каждого личных целей и ценностей, присутствует отношение к другому скорее, как к средству для реализации собственных целей.

При высоких значениях по шкале саморазвития (выше 9 баллов) подросток характеризуется желанием изменяться, осознаëт возможность саморазвития, готов воспринимать сигналы о своих изменениях извне, саморазвитие является необходимым условием жизни.

При средних значениях по шкале саморазвития (от 6 до 9 баллов) стремление к саморазвитию ещë не стало устойчивой личностной чертой, проявляется нечасто и не является важным аспектом жизни. При низких значениях по шкале саморазвития (ниже 6 баллов) для человека не важно, развивается ли он сам, желательны ли для него происходящие изменения или его воспитывают, управляют им.

При высоких значениях общего показателя субъектности (выше 49 баллов) подросток проявляет активность, высокую сознательность, связанные со способностью к целеполаганию, проявляет стремление к саморазвитию, осознает собственную уникальность и уникальность других людей, наличие свободы выбора, а также ответственности за этот выбор.

При средних значениях общего показателя субъектности (от 36 до 49 баллов), возможно, подросток находится на этапе формирования такого качества личности, как субъектность (так как развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности), отдельные атрибуты субъектности проявляются ситуативно.

При низких значениях общего показателя субъектности (менее 36 баллов) возможно подросток не достиг ещë того уровня развития личности, на котором начинают проявляться субъектные качества человека.

 

1.      Bолкова E. Н. Психологические особенности субъектности одарëнных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 52–62.

2.      Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. … дис. канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.

 

Использование опросника субъектности в ВКР по психологии

Вот несколько вариантов эмпирических исследований по психологии с использованием опросника диагностики субъектности, включающих сравнительный анализ и выявление взаимосвязей:

1. Проведение сравнительного анализа уровня субъектности у студентов разных факультетов. Это исследование может включать выборку студентов из гуманитарных и технических специальностей. Целью будет выявление различий в показателях субъектности, что может помочь понять, как образовательная среда и специфика обучения влияют на развитие субъектности.

2. Сравнение уровня субъектности у работников различных возрастных групп. В этом исследовании можно разделить участников на несколько возрастных категорий, например, молодые специалисты, средний возраст и предпенсионный возраст. Анализ позволит выявить, как возрастные изменения и жизненный опыт влияют на уровень субъектности в профессиональной деятельности.

3. Исследование взаимосвязи между уровнем субъектности и уровнем удовлетворенности работой с помощью корреляционного анализа. В этом исследовании можно использовать опросники для оценки удовлетворенности работой и субъектности, чтобы определить, существует ли статистически значимая связь между этими показателями. Это поможет понять, как личностные характеристики влияют на восприятие рабочей среды.

4. Проведение сравнительного анализа уровня субъектности у мужчин и женщин. Исследование может включать выборку из равного количества мужчин и женщин, чтобы выявить гендерные различия в проявлении субъектности. Это может помочь в разработке гендерно-ориентированных программ развития личностных качеств.

5. Выявление корреляции между уровнем субъектности и уровнем социальной активности. В этом исследовании можно использовать опросники для оценки социальной активности и субъектности, чтобы определить, как эти показатели взаимосвязаны. Это может помочь понять, как личностные характеристики влияют на участие в общественной жизни.

6. Сравнительный анализ уровня субъектности у людей с разным уровнем образования. Участники могут быть разделены на группы в зависимости от их образовательного уровня: среднее образование, высшее образование и послевузовское образование. Исследование позволит выявить, как уровень образования влияет на развитие субъектности.

7. Исследование взаимосвязи между уровнем субъектности и уровнем эмоционального интеллекта с помощью корреляционного анализа. Используя соответствующие опросники, можно определить, насколько сильно связаны эти два показателя. Это может помочь в разработке программ по развитию эмоционального интеллекта через повышение субъектности.


Каждое из этих исследований может быть адаптировано под конкретные цели и задачи, а также под особенности выборки участников.

© Команда DIP-PSI.RU

Материалы по теме:

Субъектность в психологии

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!