Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Тесты / Опросник Диагностика типологий психологической защиты или индекс жизненного стиля (ИЖС) (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.)

Опросник Диагностика типологий психологической защиты или индекс жизненного стиля (ИЖС) (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.)

← Предыдущая Следующая →
26424

Опросник диагностики типа психологической защиты (Опросник Плутчика - Келлермана – Конте) позволяет выявить выраженность у испытуемого 8-ми психологических защит .

Опросник ИЖС базируется на психоэволюционной теории Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана. Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика связывает личностную диспозицию с определенной эмоцией, с определенным защитным механизмом. Вместе они образуют систему, структурированную таким образом, что соседние секторы обозначают сходные диспозиции, например, мания и истерия, а противоположные - противоположные диспозиции, например, мания - депрессия.

Опросник ИЖС позволяет продиагностировать выраженность у испытуемых 8 защитных механизмов: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты (процентильная шкала). На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

В качестве дополнительного используется также вторичный показатель, который представляет собой среднее по всем шкалам. Этот показатель введен в соответствии с предположением, что в основе своей все защитные механизмы, несмотря на их полярность или дополнительность друг другу, выполняют одну и ту же функцию (в большинстве своем - снижение уровня тревоги) и таким образом в соответствии с этим «общим знаменателем» могут быть объединены в некую общую ЗАЩИТУ «Я». Таким образом, средняя оценка шкальных оценок может отражать уровень ее выраженности, который был назван авторами теста Степень Напряженности Защиты (СНЗ).

Инструкция: «Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+»

 

  1. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться.
  2. Когда я хочу чего-нибудь, то никак не могу дождаться, когда это получу.
  3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.
  4. Люди не считают меня эмоциональным человеком.
  5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.
  6. Я редко помню свои сны.
  7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.
  8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.
  9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.
  10. В мечтах я всегда в центре внимания.
  11. Я человек, который никогда не плачет.
  12. Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.
  13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.
  14. Меня легко вывести из себя.
  15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.
  16. Многое во мне восхищает людей.
  17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.
  18. Я много болею.
  19. Я меня плохая память на лица.
  20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.
  21. Когда я слышу сальность, то очень смущаюсь.
  22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.
  23. Я ненавижу злобных людей.
  24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.
  25. Я с трудом запоминаю имена.
  26. У меня склонность к излишней импульсивности.
  27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.
  28. Я свободен от предрассудков.
  29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.
  30. Когда я собираюсь в поездку, то планирую каждую деталь заранее.
  31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.
  32. Порнография отвратительна.
  33. Когда я чем-нибудь расстроен, то много ем.
  34. Люди мне никогда не надоедают.
  35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.
  36. Когда я собираюсь в отпуск, то обычно беру с собой работу.
  37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.
  38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
  39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому, вызывает у меня отвращение.
  40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю ему это, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому.
  41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.
  42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.
  43. Я никогда не волнуюсь, когда слышу о какой-либо трагедии.
  44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.
  45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.
  46. Беспорядочность отвратительна.
  47. Кода я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину.
  48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.
  49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.
  50. У меня портится настроение и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимания.
  51. Люди говорят мне, что я всему верю.
  52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.
  53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.
  54. Мне кажется, я много спорю с людьми.
  55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни.
  56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем.
  57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства других людей.
  58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
  59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.
  60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.
  61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.
  62. Я очень редко испытываю чувство привязанности.
  63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
  64. Я многое коллекционирую.
  65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.
  66. Звуки детского плача не беспокоят меня.
  67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.
  68. Я всегда оптимистичен.
  69. Я много лгу.
  70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее.
  71. В основном люди несносны.
  72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.
  73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.
  74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.
  75. Я не понимаю некоторых своих поступков.
  76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.
  77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем думает большинство людей.
  78. Когда у меня неудача, я не могу скрыть плохого настроения.
  79. То, как люди одеваются сейчас на пляже, неприлично.
  80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня.
  81. Я всегда планирую наихудшее, чтобы не быть застигнутым врасплох.
  82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении.
  83. Когда-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.
  84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.
  85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.
  86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.
  87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
  88. Мне кажется, что я не смог закончить ничего из того, что начал.
  89. Когда слышу о жестокостях, это не трогает меня.
  90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.
  91. Я много кричу на людей.
  92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.
  93. Кода расстроен, я часто напиваюсь.
  94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.
  95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю больше, чем обычно.
  96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того чтобы добиться успеха.
  97. Я говорю много неприличных слов.

 

Ключи

№п/п

Названия шкал

Номера утверждений

n

1

Вытеснение (B)

6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89

12

2

Регрессия (C)

2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95

14

3

Замещение (F)

8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97

13

4

Отрицание (A)

1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94

13

5

Проекция (E)

7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96

13

6

Компенсация (D)

3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74

10

7

Гиперкомпенсация (H)

5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79

10

8

Рационализация (G)

4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87

12

 

 

 

Интерпретация .

Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.

 

Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

 

 

 

 

 

Вытеснение. Вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

 

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. – например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).

 

Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

 

Рационализация (интеллектуализация). Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации – рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

 

Гиперкомпенсация(реактивные образования).Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Интроспекция - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Поможем с написанием магистерской, дипломной, курсовой и другой работы по психологии.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!