Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Методика (тестопросник) Профессиональное самоотношение личности (К.В. Карпинский, А. М. Колышко; 2010)
Опросник профессионального самоотношения личности – авторская методика изучения психологической природы, содержания, структуры и функции самоотношения личности как субъекта профессии.
Инструкция: Помните, что нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов! Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Прочтите каждое утверждение и оцените, в какой степени оно характеризует лично Вас. Для ответов используйте приведенную шкалу:
Бланк опросника
№ |
Утверждения |
совершенно неверно |
пожалуй, неверно |
пожалуй, верно |
совершенно верно |
1 |
Работа сделала меня уверенным человеком с чувством собственного достоинства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Особенности моего характера плохо совместимы с профессией, в которой я работаю. |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Когда у меня на работе происходят неприятности, я теряю уверенность в себе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Мой характер, как правило, не подводит меня в профессиональной жизни. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
При выборе профессии и места работы я сильно переоценил собственные возможности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Чтобы хорошо соответствовать требованиям и условиям моей профессии, мне нужно стать другой личностью. |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Сравнивая себя с коллегами по работе, я испытывают чувство гордости за себя. |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я часто бываю зол на самого себя за то, что создаю себе проблемы на работе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Человек с моими личностными качествами в выбранной профессии способен достичь многого. |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Несмотря на солидный стаж работы, в некоторых рабочих ситуациях чувствую себя как |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
некомпетентный новичок. |
|
|
|
|
11 |
Работа мне помогла открыть по- настоящему сильные стороны своего характера. |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я ощущаю внутренний разлад между тем, что от меня требует работа и своими способностями. |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Думаю, что коллеги по профессиональной деятельности, скорее всего, оценивают меня как добросовестного и ответственного работника. |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Мой характер выдерживает испытание даже в самых сложных профессиональных ситуациях. |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Если я не изменюсь как личность, мне лучше сменить место работы или вообще подыскать другую профессию. |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
В глубине души я считаю себя одним из лучших сотрудников организации, в которой работаю. |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
На работе я не могу позволить себе быть самим собой. |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Если я чего-то достиг в своей профессии, то, прежде всего, благодаря своим личным качествам. |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Я чувствую себя лишним и бесполезным в своем трудовом коллективе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Во мне больше положительных деловых качеств, чем профессиональных недостатков. |
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
Если бы я предвидел те трудности, с которыми связана моя работа, то приложил бы гораздо больше стараний при получении образования. |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
В целом я могу себя оценить как высококлассного специалиста, способного решать самые трудные профессиональные задачи. |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Меня преследует чувство, что я выбрал для себя неподходящую профессию. |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Я обладаю достаточным внутренним потенциалом, что бы справиться с любыми трудностями в профессиональной деятельности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Если бы мой начальник узнал меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
лучше, то перестал бы мне доверять даже ту работу, которую я выполняю сейчас. |
|
|
|
|
26 |
Проблемы на работе всегда заставляют меня чувствовать недовольство самим собой. |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я думаю, что большинство коллег с радостью приняли бы меня в качестве своего руководителя. |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Я уже окончательно сформировался как специалист и не хочу в себе ничего менять. |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Обычно меня расстраивает то, как я реагирую на трудности в работе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
При принятии сложных решений на работе я полагаюсь исключительно на собственный профессиональный опыт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Я могу сказать, что приспособлен к условиям своей профессии лучше, чем большинство коллег. |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Профессия изменила меня как личность в худшую сторону. |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Чтобы добиться высоких результатов в профессии, я должен был родиться другим человеком. |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Те качества, которые ценны для общения в семье и друзьями, чаще всего не приносят пользы в моей профессиональной деятельности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
Кто бы ни критиковал результаты моей работы, я остаюсь убежденным в собственном профессионализме. |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Я часто испытываю чувство неловкости за себя как специалиста. |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Мне кажется, что профессия положительно воздействует на мой характер. |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Думаю, что моя профессиональная подготовка во многом превосходит подготовку моих сослуживцев. |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
В целом меня устраивает уровень моего профессионального мастерства |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ключ к опроснику
Шкалы опросника |
Субшкалы опросника |
Пункты опросника |
Внутренняяя конфликтность профессионального самоотношения |
|
2,5,6,12,15,17,19,23,25,32,33,34,3 6 |
Самоуважение в профессии |
Самоуверенность в профессии |
7,16,27,31,38 |
Самопривязанность в профессии |
22,28,30,35,39 |
|
Самообвинение в профессии |
|
3,8,10,21,26,29 |
Самоэффективность в профессии |
Саморуководство в профессии |
4,9,13,14,18,20,24 |
Самооценка личностного роста в профессии |
1,11,37 |
|
Самоуничтожение в профессии |
2,3,5,6,8,10,12,15,17,19,21,23,25,2 6,29,32,33,34,36 |
|
Общий показатель позитивности профессионального самоотношения |
1-39 |
Обработка результатов
Процедура обработки предполагает соотнесение ответов испытуемого с ключом и перекодировку номера каждого ответа в определенное количество сырых баллов. В первую очередь подсчитывается количество сырых баллов по общему показателю позитивности профессионального самоотношения испытуемого. При этом прямыми пунктами опросника считаются те утверждения, содержание которых сигнализирует о наличии у испытуемого позитивного отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности. Согласие испытуемого с данными пунктами рассматривается как диагностический признак позитивности, а несогласие – как эмпирическое свидетельство негативности его профессионального самоотношения. Сообразно с этим номер ответа испытуемого на прямой пункт опросника приравнивается к количеству баллов, начисляемому за этот пункт.
совершенно неверно |
пожалуй, неверно |
пожалуй, верно |
совершенно верно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Те пункты опросника, которые описывают феноменологию негативного профессионального самоотношения, рассматриваются как обратные. Согласие испытуемого с данными пунктами указывает на наличие негативного, а несогласие – на наличие позитивного профессионального самоотношения. В соответствии с этим перекодировка номера ответа испытуемого в количество сырых баллов осуществляется на основе инвертированного соотношения. Таким образом, баллы распределяются следующим образом.
совершенно неверно |
пожалуй, неверно |
пожалуй, верно |
совершенно верно |
4 |
3 |
2 |
1 |
Общий показатель позитивности профессионального самоотношения испытуемого определяется путем суммирования баллов, набранных по всем 39 пунктам опросника.
Далее рассчитываются сырые баллы по шкалам и субшкалам опросника. Для шкал, отражающих позитивное отношение испытуемого к себе, – «Самоуважение в профессии», («Самоуверенность в профессии» и
«Самопривязанность в профессии»), «Самоэффективность в профессии» («Саморуководство в профессии» и «Самооценка личностного роста в профессии») – сырые баллы подсчитываются на основании ключа и сообразно тому соотношению номера ответа и количества баллов, которое описано выше. Сначала калькулируются сырые баллы отдельно для каждой субшкалы, а показатели по шкалам выводятся путем сложения показателей соответствующих субшкал.
В последнюю очередь производится обработка ответов испытуемого на пункты, входящие в «отрицательные» шкалы опросника – «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения» и «Самообвинение в профессии». Следует помнить, что эти шкалы включают в себя только те пункты, которые обрисовывают субъективные и объективные проявления
негативного самоотношения в профессии. Если при расчете общего показателя позитивности профессионального самоотношения данные пункты расцениваются как обратные, то при определении выраженности негативных составляющих профессионального самоотношения они рассматриваются как прямые. Это значит, что количество баллов по данным пунктам начисляется на основе прямого соотношения с номерами ответов испытуемого.
совершенно неверно |
пожалуй, неверно |
пожалуй, верно |
совершенно верно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Самоуничижение, как общий показатель негативности профессионального самоотношения, определяется путем суммирования баллов, набранных испытуемым по шкалам внутренней конфликтности и самообвинения в профессии.
Интерпретация результатов.
Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения. Данная шкала измеряет индивидуальный уровень внутренней противоречивости, амбивалентности профессионального самоотношения. Источником конфликта в данном случае выступает объективное рассогласование профессиональных требований (квалификационных, должностных, средовых и т.д.) с индивидуальными возможностями, ресурсами субъекта труда. В субъективной форме этот конфликт переживается через такие феномены самоотношения личности, как чувство ненужности, бесполезности, никчемности в трудовом коллективе; чувство недоверия к себе как специалисту и смущения за свою «неуклюжесть»,
«неловкость» в профессиональных делах; чувство неадекватности выбора профессии, неприспособленности к условиям труда. Конфликтность профессионального самоотношения также обнаруживается в субъективном отчуждении человеком собственных качеств, мотивов и ценностей от процесса и результатов трудовой деятельности. В условиях подобного
конфликта человек ощущает неуместность, невостребованность в профессиональной сфере тех личностных качеств, которые осмысливаются им как личные достоинства в других сферах жизни. Более того, влияние профессии на его личность в целом, он оценивает как деструктивное, деформирующее, ослабляющее. Высокий балл по данной шкале следует рассматривать как показатель профессионально-личностной дезадаптации и расщепления самосознания испытуемого на слабо стыкующиеся
«профессиональную» и «непрофессиональную» подсистемы. Низкий балл по данной шкале может указывать на отсутствие актуально переживаемых противоречий между профессиональными требованиями и личностными возможностями испытуемого. Между тем, он не должен расцениваться как признак внутренней согласованности «профессиональной» и
«непрофессиональной» подсистем самосознания испытуемого.
Самоуверенность в профессии. Данная субшкала предназначена для диагностики степени уверенности субъекта в собственной профессиональной компетентности, умелости, опытности. Основным источником самоуверенности в профессии выступает социальное сравнение себя с ближайшим профессиональным окружением. В содержании пунктов, вошедших в данную субшкалу, прочитывается твердая убежденность субъекта в желательности, привлекательности собственного «Я» для лиц из круга профессионального общения; уверенность в значимости и исключительности своих профессиональных знаний, умений и навыков, а также деловых качеств; притязание на профессиональный успех и социальное признание. Высокий балл по данной субшкале характеризует субъекта с обостренным чувством профессионального превосходства и достоинства, который гордится собой как специалистом и пытается доминировать в производственных отношениях. Такой человек адаптирован к условиям профессии, амбициозен и склонен к карьеризму, в трудовой деятельности его интересует не процесс, а результат, в особенности, если за него причитается достойное материальное вознаграждение и всевозможные нематериальные почести. Он старается завоевать и сохранить профессиональный авторитет, занять руководящий пост или, по меньшей мере, неформально лидировать в трудовом коллективе. В профессиональной деятельности преследует и отстаивает, прежде всего, индивидуальные, а не групповые интересы. Больше предрасположен к соперничеству, чем к сотрудничеству в трудовом коллективе. Низкие баллы по данной шкале свидетельствуют о том, что субъекту не достает веры в свой профессиональный потенциал. Он склонен переоценивать профессиональную подготовку своих коллег и на этом фоне принижать уровень собственного профессионализма, приуменьшать личный вклад в общий результат труда. Не претендует на лидерство, не стремиться брать инициативу в свои руки, комфортно чувствует себя на вторых ролях, в трудовом коллективе скорее станет подчиняться, чем командовать другими. В то же время малое количество баллов по данной шкале не должно рассматриваться как доказательство переживания испытуемым профессиональной неполноценности, ничтожности или беспомощности.
- Самопривязанность в профессии. С помощью данной субшкалы определяется сила привязанности к себе как субъекту профессиональной деятельности, степень устойчивости и консервативности профессиональной «Я-концепции». На общем положительном фоне самоотношения преобладает состояние субъективной удовлетворенности наличным уровнем развития профессионально важных знаний, умений и навыков, способностей и свойств личности. Эта удовлетворенность сочетается с чувством самодостаточности, автономии при осуществлении профессиональных обязанностей и принятии профессиональных решений. В меру выраженная самопривязанность порождает у субъекта склонность полагаться в трудных производственных ситуациях на личный профессиональный опыт, искать опору в своих деловых качествах. Высокие баллы по данной субшкале выдают тенденцию к излишнему самодовольству и самолюбованию, некритичному восприятию себя как работника и
специалиста. Для такого субъекта может быть характерна рискованная самонадеянность в работе, пониженная мотивация саморазвития, отрицание возможности и необходимости дальнейшего совершенствования профессионального мастерства, нежелание прислушиваться даже к конструктивной критике в свой адрес. Он с относительной легкостью прощает себя за допущенные в работе промахи и, более того, может попустительствовать самому себе при исполнении должностных обязанностей, потворствовать собственным слабостям даже во вред интересам дела. Высокий балл может быть связан также с форсированной защитой неадекватного образа «Я в профессии». Низкие баллы указывают на слабую привязанность субъекта к наличному состоянию своего развития в профессии. Этой особенности самоотношения часто «аккомпанирует» сильная мотивация профессионально-личностного самосовершенствования. Здесь корректно вести речь лишь о желании испытуемого меняться, расти в профессии, которое не эквивалентно субъективно мучительной неудовлетворенности собой как субъектом труда.
- Субшкалы самоуверенности и самопривязанности содержательно объединяет вера субъекта в свои профессиональные силы и возможности, представление о себе как профессионально зрелой и конкурентоспособной личности. Семантику названных субшкал сближает ценностное отношение к себе как работнику, в полной мере соответствующему требованиям профессии и достигшему определенных высот профессионализма. Содержательное родство субшкал проявляется и в том, что они окрашены чувством глубокого уважения к себе, субъективной удовлетворенностью результатами становления и реализации в профессии. В этой связи можно заключить, что уверенность в себе и привязанность к себе сливаются в общем переживании профессионального самоуважения.
- Самообвинение в профессии. Данная шкала диагностирует склонность испытуемого осмысливать себя в качестве преграды, помехи для продуктивной трудовой деятельности и карьерной самореализации. Она
интегрирует пункты, описывающие отрицательные эмоциональные состояния, которые адресованы себе как субъекту профессиональной деятельности. Спектр этих эмоциональных реакций достаточно широк и включает не только чувство вины, но и гнев, раздражение, сожаление, разочарование, недовольство, стыд и досаду. Примечательно, что ситуация профессионального неуспеха порождает у испытуемого эти переживания безотносительно к тому, является ли он виновником данной ситуации. Эта особенность характеризует самообвинение как устойчивую смысловую диспозицию, которая предрасполагает испытуемого взваливать вину на себя независимо от того, чем в действительности обусловлены проблемы на работе. Человеку, набравшему высокий балл по данной шкале, свойственна интрапунитивность, тенденция к самобичеванию и самоедству в ситуации профессионального неуспеха. Он сензитивен к критическим замечаниям по поводу своей работы, безропотно их принимает, но потом болезненно
«переваривает» в себе и подолгу «застревает» на неудачах. В оценке результатов своего труда он категоричен и придирчив, привержен максимализму, а о себе как специалисте часто судит по принципу «все или ничего». Ответственные поручения провоцируют у него приступы тревоги и неуверенности в себе. В его рабочем поведении присутствует эскапизм, т.е. тенденция к избеганию трудных заданий, которые заставляют работать «на пределе», напрягать все профессиональные силы. Профессиональная деятельность имеет для такого человека большую личностную значимость, а отношение к себе как личности во многом зависит от делового успеха. Даже незначительный успех «окрыляет» и вселяет чувство уверенности в себе, но малейший срыв в работе быстро дестабилизирует профессиональную самооценку, расшатывает чувство самоуважения. Низкий балл по данной шкале указывает на то, что испытуемый не склонен корить себя за допущенные на работе промахи и ошибки, попрекать за недостатки в профессиональной подготовке или изъяны в деловых качествах. Учитывая, что данная шкала не имеет противоположного полюса в виде утверждений,
связанных с положительным профессиональным самоотношением, низкий балл не должен толковаться как индикатор самопринятия, снисходительного и бережного отношения к себе как работнику.
- В комплексе шкалы самообвинения и внутренней конфликтности отражают индивидуальную выраженность негативной эмоционально- оценочной модальности профессионального самоотношения личности. Общность содержания указанных шкал позволяет объединить их в интегральный показатель – самоуничижение в профессии. В рамках настоящего опросника самоуничижение конкретизируется как фиксированная установка субъекта на негативное оценивание или обессмысливание своих индивидуальных качеств в контексте трудовой деятельности и профессиональной карьеры.
- Саморуководство в профессии. Эта субшкала раскрывает отношение испытуемого к себе как надежному, добросовестному и ответственному работнику, способному к преодолению препятствий и достижению сложных целей в труде. Собственные личностные свойства оцениваются им в качестве внутренних ресурсов или «орудий» профессиональной деятельности. Соглашаясь с утверждениями данной субшкалы, испытуемый исходит из того, что его индивидуальные свойства как нельзя лучше подходят для качественного выполнения выбранной профессии или специальности. Самоотношение испытуемого в целом характеризуется положительной эмоционально-оценочной окраской. Оно основывается на убеждении, что профессиональные достоинства явно перевешивают недостатки, а также на «презумпции» желательности своего
«Я» для людей из профессионального окружения. Испытуемый, набравший высокий балл по субшкале, считает себя творцом собственной профессиональной жизни и приписывает себе причины значимых карьерных событий. Оптимистично взирает на профессиональную перспективу и зачастую чувствует не просто пригодность, но и призвание к профессии. Он хорошо знает особенности своего характера, умеет прогнозировать и
контролировать влияние этих особенностей на процесс и результат профессионального труда. При низком балле по субшкале испытуемый сомневается в способности владеть собой в контексте профессиональной деятельности, т.е. купировать неблагоприятное воздействие на эту деятельность собственных недостатков и слабостей, а с целью оптимизации этой деятельности задействовать достоинства и сильные стороны собственной личности. Ему кажется, что его индивидуальные особенности плохо стыкуются с требованиями и условиями профессии, из-за чего он может «сломаться» в трудной производственной ситуации.
- Самооценка личностного роста в профессии. Эта субшкала определяет субъективную оценку силы и направленности воздействия профессии на личностные свойства испытуемого, в первую очередь, на его характер. Все ее пункты проникнуты позитивным тоном отношения к себе как субъекту труда и позитивным личностным смыслом самой профессии. Отвечая на пункты субшкалы утвердительно, испытуемый сообщает, что профессиональная деятельность фасилитирует его личностный рост, т.е. улучшает и усиливает его как личность. Следует подчеркнуть, что речь идет не о карьерном продвижении, а о тех конструктивных личностных изменениях и приобретениях, которые испытуемый выводит из профессиональной деятельности. Причем последняя может причиняться к личностному росту двояко: во-первых, она воспитывает, культивирует положительные либо выправляет, корректирует отрицательные черты характера; во-вторых, объективно не меняя характера, она помогает испытуемому открыть и переосмыслить уже имеющиеся свойства, которые недостаточно осознавались либо недооценивались ранее. Человек, набравший высокий балл по данной субшкале, относится к профессии как к способу самореализации и средству самосовершенствования. Трудовые и карьерные достижения являются для него важной подпиткой чувства собственного достоинства, причем не только профессионального, но и человеческого в целом. Он отчетливо ощущает совместимость,
конгруэнтность своего индивидуального характера с объективным характером профессиональной деятельности. Низкий балл по субшкале свидетельствует, что профессия не является для испытуемого тем ведущим видом деятельности, самооценка в котором предопределяет содержание общего самоотношения. Это, впрочем, еще не означает, что профессия воспринимается испытуемым как деятельность, сдерживающая рост или деформирующая его личность.
- Легко заметить, что в содержании субшкал саморуководства и самооценки личностного роста в профессии есть много общего. Их содержательно роднит переживание человеком органичного единства своей личности с избранной профессией, которое ведет к их взаимному усилению. Человек сознает свои личностные качества как предпосылки для профессиональных успехов, а профессиональные успехи превращает в импульсы прогрессивного личностного развития. В его самосознании личностные свойства и профессия смыкаются тесным кольцом причинно- следственных зависимостей, что дает повод для устойчивого переживания их совместимости, гармонии, синергизма. На этом основании субшкалы объединяются в более общее измерение профессионального самоотношения личности, которое может быть обозначено «самоэффективность в профессии». В контексте настоящего опросника самоэффективность рассматривается как способность человека к осознанному применению своих индивидуальных свойств для конструктивного разрешения противоречий и достижения высоких результатов в профессиональной деятельности, и столь же осознанному использованию этих противоречий и достижений в качестве стимулов дальнейшего личностного роста. Высокая самоэффективность отличает подлинного субъекта, который постиг и практически овладел закономерностями взаимного опосредования профессиональной деятельности и профессионально важных качеств личности.
- Общий показатель позитивности профессионального самоотношения. Общий показатель позитивности профессионального самоотношения определяет выраженность глобального, внутренне недифференцированного чувства личности «за» или «против» себя как субъекта профессиональной деятельности.
К. В. Карпинский, А. М. Колышко. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно: ГрГУ, 2010
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.