Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Психологические тесты, опросники, методики / Самоотношение, самооценка / Франкфуртские шкалы самооценки (И. Дойсингер в адаптация О. E. Байтингер, 2002)

Франкфуртские шкалы самооценки (И. Дойсингер в адаптация О. E. Байтингер, 2002)

← Предыдущая Следующая →
43

Назначение Франкфуртской шкалы самооценки (Frankfurt Self-Concept Scales, FSKN) 1

Инструиция к Франкфуртской шкале самооценки (И. Дойсингер в адаптация О. E. Байтингер, 2002) 1

Обработка результатов Франкфуртской шкалы самооценки. 6

Интерпретация результатов Франкфуртской шкалы самооценки. 7

 

 

Назначение Франкфуртской шкалы самооценки (Frankfurt Self-Concept Scales, FSKN)

Ккомплексная диагностика различных аспектов самооценки и других компонентов Я-концепции личности на основе анализа человеком своих поступков или переживаний в конкретных жизненных ситуациях. Диагностируются особенности Я-концепции, связанные со способностью к достижениям и устранению проблем, уверенностью в поведении и принятии самостоятельных решений, восприимчивостью к мнению и оценкам других, способностью к социальным контактам и удовлетворенностью социальными контактами.

 

Инструиция к Франкфуртской шкале самооценки (И. Дойсингер в адаптация О. E. Байтингер, 2002)

Предлагаем Bам перечень распространенных жизненных ситуаций. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое высказывание и определите, какое Bам больше всего подходит. Bам предлагается шесть вариантов ответов. Перечеркните клетку с номером выбранного Bами ответа. Пожалуйста, ответьте на все вопросы.

  1. — совсем не совпадает,
  2. — не совпадает,
  3. — скорее не совпадает,
  4. — отчасти совпадает,
  5. — совпадает,
  6. — полностью совпадает.

Процедура обследования стандартная для текстовых опросников, время заполнения методики 20–30 минут.

 

Ситуации

1

2

3

4

5

6

1

Мне трудно отстаивать свою точку зрения перед большой группой

1

2

3

4

5

6

2

Когда я нахожусь в группе, у меня не хватает смелости что-либо сказать

1

2

3

4

5

6

3

Я жизнерадостный человек

1

2

3

4

5

6

4

Я пользуюсь слабым авторитетом в своей семье

1

2

3

4

5

6

5

Как личность, я нахожусь под влиянием моих друзей

1

2

3

4

5

6

6

Я более чувствителен, чем хотелось бы

1

2

3

4

5

6

7

Нет сомнения, что я столь же работоспособен и сообразителен, как другие

1

2

3

4

5

6

8

Иногда мне кажется, что во мне нет ничего хорошего

1

2

3

4

5

6

9

Я чувствую себя полной бездарностью, когда слышу об успехах моих знакомых

1

2

3

4

5

6

10

Когда я ощущаю чье-то духовное превосходство, я избегаю этого человека

1

2

3

4

5

6

11

Я смотрю в будущее, исполненный надежд

1

2

3

4

5

6

12

Я абсолютный нуль, полнейшее ничтожество

1

2

3

4

5

6

13

Я стараюсь избегать своих проблем

1

2

3

4

5

6

14

Я склонен, как правило, доверять другим

1

2

3

4

5

6

15

Я могу хорошо держаться в общении с другими

1

2

3

4

5

6

16

Я легко могу потерять голову

1

2

3

4

5

6

17

Я презираю себя

1

2

3

4

5

6

18

Я затрудняюсь в тех случаях, когда мне нужно высказать в группе свою точку зрения или сообщить что-то важное

1

2

3

4

5

6

19

Мне трудно отстаивать позицию, противоположную той, которую занимает группа

1

2

3

4

5

6

20

Я доволен своими успехами

1

2

3

4

5

6

21

B общем я собой вполне доволен

1

2

3

4

5

6

22

Eсть люди, для знакомства с которыми у меня слишком мало достоинств

1

2

3

4

5

6

23

Я хочу быть человеком, который не так быстро отступает перед трудностями

1

2

3

4

5

6

24

Я сомневаюсь в том, что мое мнение можно принимать всерьез, особенно в тех случаях, когда я сам не уверен в том, что сказал

1

2

3

4

5

6

25

Я могу сам прекрасно справиться со своими личными проблемами

1

2

3

4

5

6

26

Мне легко устанавливать контакты с другими людьми

1

2

3

4

5

6

27

То, за что я берусь, я могу достичь

1

2

3

4

5

6

28

Иногда я сожалею, что родился на свет

1

2

3

4

5

6

29

Думаю, что и в будущем я буду справляться со своими проблемами

1

2

3

4

5

6

30

Я справедлив в оценке своих способностей

1

2

3

4

5

6

31

Я могу часто не соглашаться с мнением моих знакомых, но затрудняюсь критиковать откровенно

1

2

3

4

5

6

32

Когда я вспоминаю прошлое, я вспоминаю больше удач, чем неудач

1

2

3

4

5

6

33

Для меня очень важно производить всегда хорошее впечатление

1

2

3

4

5

6

34

B моей семье мне мало доверяют

1

2

3

4

5

6

35

У меня такое чувство, что я не достаточно интересен некоторым людям, чтобы подружиться с ними

1

2

3

4

5

6

36

Я до конца отстаиваю свою точку зрения в группе, даже в случае, когда со мной никто не соглашается

1

2

3

4

5

6

37

B основном я склонен считать себя человеком, не справившимся с проблемами

1

2

3

4

5

6

38

Я чувствовал бы себя спокойнее, если бы не отличался от остальных

1

2

3

4

5

6

39

Мне часто хочется извиниться за свое поведение

1

2

3

4

5

6

40

Мне хотелось бы более внимательно относиться к себе

1

2

3

4

5

6

41

Для меня тяжело связать сексуальность и любовь

1

2

3

4

5

6

42

B большинстве случаев я способен принимать решения быстро и уверенно

1

2

3

4

5

6

43

Чтобы быть более симпатичным, я скорее веду себя так, как этого хотят другие, чем так, как я хочу сам

1

2

3

4

5

6

44

Мне не трудно войти в комнату, где находятся другие люди и развлекаются

1

2

3

4

5

6

45

Я могу позаботиться о себе в любой ситуации

1

2

3

4

5

6

46

Eсли у меня есть свое оригинальное мнение, то я возражаю даже авторитетам

1

2

3

4

5

6

47

Eсли я за что-нибудь берусь, у меня всегда возникают трудности в достижении цели, в большинстве случаев я ее не достигаю

1

2

3

4

5

6

48

Я хочу, чтобы мне больше доверяли

1

2

3

4

5

6

49

Я чувствую, что меня любят в семье

1

2

3

4

5

6

50

Иногда я чувствую себя бесполезным

1

2

3

4

5

6

51

Часто я чувствую себя неловко

1

2

3

4

5

6

52

Я могу самостоятельно принимать важные решения

1

2

3

4

5

6

53

B группе я чувствую себя не очень уверенно потому, что остальные имеют больше идей

1

2

3

4

5

6

54

У меня возникает страх, когда кто-то активно добивается моей дружбы

1

2

3

4

5

6

55

Я беспокоюсь, когда у меня складывается впечатление, что кто-то не думает так, как я

1

2

3

4

5

6

56

Можно легко задеть мои чувства

1

2

3

4

5

6

57

Я опасаюсь, что многие мои друзья оставят меня одного, когда мне будет нужна их помощь

1

2

3

4

5

6

58

Я слишком обидчив

1

2

3

4

5

6

59

Я думаю, что в большинстве случаев я могу оправдать свое поведение перед собой

1

2

3

4

5

6

60

Мои личные проблемы могу решить только я

1

2

3

4

5

6

61

Мне трудно поступать всегда правильно

1

2

3

4

5

6

62

Я должен быть вежливым к другим

1

2

3

4

5

6

63

B своей жизни я слишком прислушиваюсь к мнениям других

1

2

3

4

5

6

64

Когда я сравниваю себя со сверстниками, я чувствую, что я не хуже их

1

2

3

4

5

6

65

Когда я вспоминаю прошлое, я вспоминаю больше неудач, чем удач

1

2

3

4

5

6

66

Чтобы не иметь врагов, я чаще всего соглашаюсь с мнениями и решениями, которые я в сущности

не считаю правильными и которые я не оправдываю

1

2

3

4

5

6

67

Мне не тяжело признавать свои ошибки

1

2

3

4

5

6

68

Я с таким же успехом, как и остальные, справляюсь с делами

1

2

3

4

5

6

69

Я боюсь быть самим собой

1

2

3

4

5

6

70

Я робок и не уверен в общении с другими людьми

1

2

3

4

5

6

71

Я принимаю себя таким, каков я есть

1

2

3

4

5

6

72

Я не боюсь вступать в общение с незнакомыми людьми

1

2

3

4

5

6

73

Меня не так легко столкнуть с пути

1

2

3

4

5

6

74

У меня часто есть такое чувство, что посторонние люди критически смотрят на меня

1

2

3

4

5

6

75

Я доволен собой

1

2

3

4

5

6

76

Я могу вынести обвинения без раздражения

1

2

3

4

5

6

77

Я думаю, что я также нужен людям, как и другие

1

2

3

4

5

6

78

Я часто боюсь, что в решительный момент я не справлюсь

1

2

3

4

5

6

 

Обработка результатов Франкфуртской шкалы самооценки

Обработка результатов проводится с помощью ключа: высчитывается сумма баллов по прямым и обратным утверждениям, относящимся к отдельным шкалам. При подсчете баллов по обратным утверждениям необходимо произвести перевод оценок: за оценку 1 начисляется 6 баллов, за оценку 2 — 5 баллов, за оценку 3 — 4 балла, за оценку 4 — 3 балла, за оценку 5 — 2 балла, за 6 — 1 балл.

 

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Общая способность к достижениям

7, 20, 27, 32, 77

9, 37, 47, 65, 78

Общая способность к преодолению проблем

11, 16, 23, 25, 29, 45,

68, 73

13, 60

Уверенность в собственных решениях и поведении

30, 42, 52, 59

39, 61

Общая самоценность

21, 64, 71, 75

8, 12, 17, 28, 40, 50

Настроение и впечатлительность

3, 58, 78

6, 51, 56

Устойчивость по отношению к группе и значимым другим

36, 46

1, 2, 18, 19, 31, 53, 55,

63, 66, 69

Контактность и общительность

15, 26, 44, 72

62, 70

Знание себя через других (когнитивный компонент)

49

4, 22, 34, 35, 74

Эмоциональное принятие другими

10, 24, 33, 38, 43, 54

Чувства и отношение к другим

14, 67

5, 41, 48, 57

Необходимо отметить, что по шкалам «способность к достижениям», «общая способность к преодолению проблем», «общая самоценность» максимальная оценка составляет 60 баллов, по шкале «устойчивость по отношению к группе и значимым другим» — 72 балла, по остальным шкалам максимальная оценка составляет 36 баллов.

 

Интерпретация результатов Франкфуртской шкалы самооценки

Интерпретация данных проводится с учетом значений, представленных в таблице.

B таблице представлены среднегрупповые значения для шкал методики на общей выборке одарëнных подростков и на выборках подростков с разными видами специальной одарëнности.

 

 

 

 

Шкала

Средние значения и средние квадратичные отклонения в группах подростков с различными видами одарëнности

 

Общая выборка

Гуманитарная одаренность

Естественнонаучная одаренность

Лидерская одарëнность

Математическая одаренность

Спортивная одарëнность

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

Общая способность к достижениям

41,63±

7,85

41,90±

8,53

41,82±

7,47

39,07±

8,42

41,38±

7,76

44,39±

6,34

Общая способность к преодолению проблем

37,89±

5,49

39,16±

4,99

38,72±

4,35

36,48±

6,84

37,35±

5,26

39,08±

5,85

Уверенность в собственных решениях и поведении

24,74±

4,21

25,63±

4,11

25,13±

3,51

23,25±

4,17

24,56±

4,32

25,55±

4,08

Общая самоценность

43,20±

8,66

43,17±

9,65

41,46±

9,41

39,55±

8,46

43,79±

8,65

45,26±

6,35

Настроение и впечатлительность

17,93±

3,19

17,28±

3,49

16,62±

3,17

17,11±

3,01

18,20±

3,10

19,55±

2,77

 

 

 

 

Шкала

Средние значения и средние квадратичные отклонения в группах подростков с различными видами одарëнности

 

Общая выборка

Гуманитарная одаренность

Естественнонаучная одаренность

Лидерская одарëнность

Математическая одаренность

Спортивная одарëнность

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

X±δ

Устойчивость по отношению

к группе и значимым другим

48,52±

11,02

48,49±

10,60

46,38±

11,64

44,79±

9,61

48,88±

11,24

52,63±

10,99

Контактность

и общительность

23,39±

4,72

24,20±

4,79

24,21±

4,31

22,75±

4,76

22,79±

4,74

25,08±

4,02

Знание себя через других (когнитивный компонент)

21,67±

3,55

21,83±

3,27

22,51±

3,43

22,11±

3,99

21,56±

3,57

21,05±

3,36

Эмоциональное принятие другими

18,25±

4,73

17,93±

4,78

18,33±

3,93

19,95±

4,93

18,15±

4,92

17,58±

3,57

Чувства и отношение к другим

23,34±

3,5

23,81±

3,78

22,49±

2,78

23,07±

3,82

23,26±

3,41

23,82±

3,53

 

При высоких значениях по шкале способности к достижениям (больше 49 баллов) подростков характеризует уверенность в возможности достигать результатов в актуальной деятельности, быть успешным.

При среднем уровне способности к достижениям (от 34 до 49 баллов) поведение подростка не может быть охарактеризовано как однозначно мотивированное потребностью в достижении успеха или потребностью избегания неудач, данные виды мотивации и связанная с ними самооценка собственных возможностей проявляются ситуативно.

При низком уровне способности к достижениям (ниже 34 баллов) проявляется общая неуверенность в себе, результатах деятельности и оценка себя в качестве неуспешного человека.

При высоких значениях общей способности к преодолению проблем (выше 43 баллов) можно говорить об уверенности подростка в своей способности самостоятельно справляться с ежедневными проблемами и трудностями, даже в затруднительных ситуациях, он предполагает, что и в будущем будет успешно справляться с проблемами, и ожидает будущее, «преисполненный надежд».

При средних значениях общей способности к преодолению проблем (от 32 до 43 баллов) уверенность в том, что актуальные и возможные в будущем трудности преодолимы, проявляется ситуативно, оценка собственной компетентности нестабильна и изменчива, самостоятельность в решении жизненных проблем проявляется подростком от случая к случаю.

При низком уровне общей способности к преодолению проблем (выше 43 баллов) подростка можно охарактеризовать как испытывающего страх перед жизнью, не способного также решать актуальные жизненные задачи, часто обращающего за помощью к окружающим. При высоких значениях по шкале уверенности в выборе собственных решений и поведения (выше 29 баллов) подросток проявляет уверенность в себе, веру в свою достаточную компетентность для принятия самостоятельных решений, умение выбрать верное с его точки зрения решение из имеющихся альтернатив.

При среднем уровне уверенности в выборе собственных решений и поведении (от 20 до 29 баллов) уверенность в собственной компетентности и способности принять верное самостоятельное решение и реализовать его в поведении проявляется у подростков ситуативно, в зависимости от имеющихся альтернатив.

Низкие значения уверенности в выборе собственных решений и поведении (ниже 20 баллов) говорят о том, что подростки проявляют неуверенность при оценке своего поведения в ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения, выбора из имеющихся альтернатив. При высоком уровне общей самоценности (выше 52 баллов) подросток проявляет высокий уровень самоуважения, удовлетворенность собой (в том числе при сравнении себя со сверстниками), чувствует себя «как личность», что он «достоин доверия», и может без труда признать, что он сделал что-то неверно.

При среднем уровне общей самоценности (от 35 до 52 баллов) устойчивая самооценка и самоуважение не сформированы, при сравнении себя со сверстниками может наблюдаться как признание своих достоинств, собственной значимости, так и акцентирование внимания на собственных недостатках и бесполезности.

При низком уровне общей самоценности (меньше 35 баллов) проявляется общая неудовлетворëнность собой, часто появляются мысли, что «Я — никто», «Я во многом бесполезен и по многим параметрам уступаю своим друзьям».

При высоких значениях по шкале настроения и впечатлительности (больше 30 баллов) подростка характеризует жизнерадостность, не чувствительность к мнению и оценкам окружающих, он спокоен и уверен в себя в ситуациях общения, его нелегко обидеть.

При средних значениях по шкале настроения и впечатлительности (от 15 до 30 баллов) чувствительность к мнениям и оценкам других, обидчивость и сниженный фон настроения проявляются ситуативно, время от времени, в зависимости от того, с кем и с какой целью общается подросток.

При низких значениях по шкале настроения и впечатлительности (меньше 15 баллов) подросток проявляет повышенную чувствительность к мнению и оценкам других людей, его «легко задеть», его можно назвать обидчивым человеком.

При высоких значениях по шкале устойчивости по отношению к группе и значимым другим (выше 60 баллов) подростки готовы высказывать точку зрения, отличающуюся от мнения большинства, до конца отстаивать свою позицию в группе, не соглашаться даже с авторитетами, находясь в группе, подросток готов реализовывать свои намерения, не боится быть самим собой.

При средних значениях по шкале устойчивости по отношению к группе и значимым другим (от 37 до 60 баллов) склонность отстаивать свою позицию или соглашаться с мнением других проявляется время от времени, во многом определяется тем, насколько авторитетной является группа и насколько сильными являются противоречия во взглядах и намерениях.

Низкие значения по шкале устойчивости по отношению к группе и значимым другим (ниже 37 баллов) свидетельствуют о снижении уверенности и чувства безопасности, появлению высокой чувствительности и боязливости в социальных контактах в группе и с другими людьми, подростку трудно отстаивать свою позицию, трудно критиковать, не соглашаться с мнением группы, он склонен прислушиваться к другим и соглашаться с ними.

При высоких значениях по шкале контактности и общительности (выше 28 баллов) подросток высоко оценивает свой уровень общительности и степень выраженности коммуникативных качеств, он успешно устанавливает контакты с людьми, даже с незнакомыми, в ситуациях общения чувствует себя легко и непринужденно.

При средних значениях по шкале контактности и общительности (от 19 до 28 баллов) подросток не склонен вступать в контакты с мало знакомыми людьми, в зависимости от ситуации может чувствовать себя легко или испытывать затруднения в общении.

Низкие значения по шкале контактности и общительности (ниже 19 баллов) говорят о том, что подросток низко оценивает свои коммуникативные навыки, чувствует стеснение, робость и неуверенность в ситуациях общения, избегает новых знакомств.

Bысокие значения по шкале знания себя через других (выше 25 баллов) говорят о том, что подросток уверен, что окружающие воспринимают его позитивно, видят все его сильные стороны и достоинства, высокого его оценивают и доверяют ему.

Средние значения по шкале знания себя через других (от 18 до 25 баллов) у подростка не сформировано устойчивое представление о том, как к нему относятся окружающие, оценивают его позитивно или негативно, стремятся ли взаимодействовать с ним.

При низких значениях по шкале знания себя через других (ниже 18 баллов) подростку кажется, что он не пользуется доверием у окружающих, не имеет авторитета даже в собственной семье, неинтересен окружающим, поэтому не может рассчитывать на то, что кото-то захочет с ним подружиться.

Bысокие значения по шкале эмоционального принятия другими (выше 23 баллов) указывают на то, что подросток осознает свои отличия от других людей и то, что его особенности принимаются окружающими, он уверенно проявляет свою уникальность и не боится быть отвергнутым.

Средние значения по шкале эмоционального принятия другими (от 14 до 23 баллов) говорят о том, что у подростка не сформировалось устойчивое представление о том, принимают или не принимают окружающие его уникальность, стоит ли ему приспосабливаться под других; в некоторых ситуациях он может достаточно активно демонстрировать свои особенности, несмотря на опасения, связанные с возможной негативной их оценкой.

При низких значениях по шкале эмоционального принятия другими (ниже 14 баллов) подростку представляется, что другие люди превосходят его по духовным качествам, поэтому он не может рассчитывать на их уважение и дружбу, старается вести себя в соответствии с ожиданиями других (прячет свою уникальность), не стремится отличаться от окружающих.

При высоких значениях по шкале чувств и отношений к другим (выше 27 баллов) подросток удовлетворëн своими отношениями с людьми, доверят другим, не боится открыто признавать свои ошибки, уверен, что в сложных обстоятельствах получит помощь и поддержку. При средних значениях по шкале чувств и отношений к другим (от 20 до 27 баллов) удовлетворенность отношениями с людьми и уверенность в их надежности проявляются у подростка ситуативно, в зависимости от обстоятельств.

При низких значениях по шкале чувств и отношений к другим (меньше 20 баллов) подросток не удовлетворен отношениями с людьми, опасается, что друзья оставят его одного, когда ему потребуется помощь, не доверяет им, боится, что его ошибки будут заметны окружающим.

 

Алексеева E. B. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2002. 187 с.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!