Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.
Мотивация и мотив
Содержание
Понятие мотивации
В психологии проблема мотивации предполагает изучение следующих аспектов:
- причины, побуждающие к деятельности;
- факторы, поддерживающие активность человека.
Активность человека может определяться внешними или внутренними причинами.
- Внутренними детерминантами активности выступают психологические особенности личности: цели, желания, ценности, намерения, интересы и т.д.
- Внешними детерминантами поведения человека являются явления окружающей человека среды, побуждающие его к активности.
Человек несет в себе некий набор личностных особенностей – диспозиций. Любая ситуация, в которой человек оказывается, включает набор ситуационных характеристик.
Мотивация – это процесс взаимодействия внутренних диспозиций личности и внешней ситуации. Поведение человека всегда детерминировано как личностными детерминантами, так и особенностями внешней ситуации – оно двоякодетерминировано.
Мотив, потребность, цель, смысл
Одним из источников активности человека являются потребности, как отражение нужды в чем-то; то, чего человеку недостает:
- не хватает еды – физиологическая;
- нет одежды – материальная;
- не с кем поговорить – социальная;
- нет ощущения высшего смысла жизни – духовная.
Потребность дает энергию человеку, но деятельность при этом носит хаотичный характер. Целенаправленными действия становятся тогда, когда находится предмет удовлетворения нужды – и она опредмечивется.
Предмет удовлетворения потребности называется мотивом (А.Н. Леонтьев).
В одном мотиве могут опредметиться несколько потребностей и в этом смысле человеческие действия полимотивированы.
Некоторые мотивы лишь побуждают к действиям – стимулы. Другие же придают действиям смысл – их А.Н.Леонтьев называет смыслообразующие.
Важна связь потребностей человека с деятельностью. Если она во многом искусственная, например, студент учится для корочки, то мотивы выступает лишь как стимул, а деятельность лишена самостоятельного смысла (она – лишь средство, но не цель).
Если же потребности органично связаны с действиями – они реализуется в самой деятельности. В этом случае она приобретает самостоятельный смысл, становясь целью, а не средством.
Согласно А.Н.Леонтьеву, цель определяет направленность действия по реализации мотива.
Цель – это предвосхищаемый результат деятельности. Мотив – ее пусковой механизм.
Наши цели не всегда совпадают с нашими мотивами. Например, сотрудник финансовой организации составляет отчеты – это его цель. Реально ему хочется чего-то совсем другого, например, отдохнуть, пойти в кино, поесть в ресторане. Но эти его потребности он прямо удовлетворить не может – приходится добиваться того, что хочется не прямо, а опосредовано. Цель и мотив деятельности связывает смысл. Наше сознание выстраивает или не выстраивает смысловые связи между тем, что мы делаем и тем, что нам нужно, чего нам хочется.
Согласно Д.А.Леонтьеву, смысл действия выявляется через соотнесение меньшего с большим:
- Смысл деятельности, направленной на какую-то цель, выявляется через соотнесение ее с мотивом (ради чего мы это делаем).
- Смысл же определяется через соотнесение с нашими ценностями.
- Смысл жизни проявляется, если мы соотносим нашу частную жизнь с чем-то большим, например, с жизнью семьи, страны, человечества, Вселенной, духовной общности и т.п.
Итак, существующие в нас помимо нашей воли потребности побуждают нас к активности. Эта активность хаотична, не направлена, пока мы не найдем предмет, который может удовлетворить нашу нужду. Но не всегда мы можем направить на него свою деятельность прямо – сделать его целью. Часто приходится ставить себе цели, не совпадающие прямо с мотивами. У животных они всегда совпадают – хочет есть, жует траву, или идет на охоту.
Человек обладает сознанием, и оно позволяет нам делать нашу активность сложно опосредованной. В этой сложной системе потребностей, целей и мотивов мы связываем их смысловыми связями и это придает нашей активности и жизни в целом смысл.
Женщина, убирая квартиру (цель), может очищать свою душу (духовная направленность), удовлетворяя тем самым духовную потребность в духовном развитии.
Набирая сотрудников (цель), менеджер по персоналу помогает людям и стремится к рациональному устройству жизни – каждый человек на своем месте.
Теории мотивации
Существующие теории мотивации по-разному объясняют источники и условия побуждения человека к активности.
В психоанализе мотивация имеет бессознательные источники. Человеком движут неосознаваемые инстинктивные влечения. Фрейд выделял стремление к жизни (либидо) и стремление к смерти. Все многообразие человеческих мотивов психоанализ выводит из базовых бессознательных инстинктов.
Бихевиоризм вовсе исключает мотивацию как внутреннюю психическую инстанцию в человеке. Поведение человека бихевиористы объясняют реакциями на внешние стимулы. Не столь радикальные апологеты этого направления допускают наличие мотивации, понимая под ней некие личностные особенности воспринимать раздражители из внешнего мира. В этой модели человеку отказывается в источниках внутренней активности – он лишь реагирует на воздействия внешнего мира.
Х.Мюррей описывает мотивацию как систему первичных и вторичных мотивов. Первые связаны с телом, вторые носят психогенный характер.
Первичные мотивы связаны с преимущественно биологическими потребностями в пище, воде и пр.
Вторичные психогенные мотивы отражают наличие у человека следующих вторичных потребностей. Например, таких как автономность, агрессия, аффилиация, доминирование, достижение, забота, защита, игра, избегание вреда, отвержение, получение поддержки, понимание, уважение и др.
В теории Курта Левина поведение человека определяется совокупностью внешних условий (среда) и внутренних психологических особенностей человека. Потребности создают у человека напряжение, которое он пытается снять в рамках деятельности в определённых внешних условиях.
Ф.Хайдер создал теорию когнитивного структурного баланса, в рамках которой мотивация человека выступает системой уравновешивания внутренних желаний и внешних возможностей. Человек как-то объясняет себе окружающий мир и самого себя с помощью каузальной атрибуции – приписывание происходящим событиям определённых причин. Эти когнитивные объяснительные схемы могут быть более или менее уравновешенными. Человек стремится к равновесию в рамках той объяснительной модели, которая у него есть на основе атрибутирования происходящего.
Л.Фестингер продолжил когнитивную линию трактовки мотивации Ф.Хайдера. у него мотивация – это сугубо когнитивный процесс. Рассогласование в представлениях человека вызывают когнитивный диссонанс, и главная мотивация человека сводится к устранению, разрешению этого диссонанса.
В теории мотивации А.Маслоу все потребности человека сводятся в пирамиду из семи уровней:
- физиологического характера (еда, питье и т.д.)
- связанные с безопасностью;
- отражающие стремление человека быть связанным с другими людьми;
- в уважении, признании другими;
- в знании, понимании, исследовании;
- в эстетическом наслаждении;
- в самоактуализации.
А.Маслоу полагал, что удовлетворение потребностей более высокого уровня, требует определённого удовлетворения нижележащих уровней. Чтобы в полной мере реализовывать свой личностный потенциал, нужно не голодать и жить в относительной безопасности; иметь круг общения; иметь референтный круг, в котором тебя принимают и признают твою квалификацию в чем-то; нужно чем-то искренне интересоваться; нужно развить чувствительность к прекрасному.
В рамках своей теории метамотивации А.Маслоу разделил мотивы на дефицитарные и мотивы роста.
Дефицитарные мотивы вызваны напряжением (физиологические потребности и потребность в безопасности) и их реализация приводит к снижению напряжения.
Мотивы роста (метамотивы) отражают стремление человека к развитию своих сущностных сил, к самоактуализации. Это, как правило, высокие цели ориентиры: познание, добро, красота и т.п. Неудовлетворение этих потребностей означает отсутствие роста, развития.
А.Маслоу уверен, что все люди в своей основе стремятся к реализации именно метамотивов, он называет их еще бытийные ценности (Б-ценности). Реализация бытийных ценностей и составляет сущность самоактуализации.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.