Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Личностные факторы успешности межличностных отношений: пример курсовой работы по психологии
Введение.
Актуальность. Общение является одним из важнейших явлений в жизни человека и общества. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. В целом же общение выступает как форма жизнедеятельности человека.
Взаимоотношения - личностно значимое эмоциональное, образное и интеллектуальное (когнитивное) отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние и допускает взаимность. Общение же — это поведение личности, в процессе которого проявляются, формируются и развиваются их межличностные отношения [19; c.21].
Характер взаимоотношений между людьми, в группе очень часто является важным фактором успешности ее функционирования и выполнения ею своих задач. В этой связи существует проблема исследования личностных факторов, влияющих на успешность межличностных отношений.
Цель нашего исследования – изучение личностных факторов, влияющих на успешность межличностных отношений.
Объект исследования: студенты 3 курса, дневного отделения экономического факультета.
Предмет исследования: личностные факторы, влияющие на успешность межличностных отношений.
Гипотеза исследования: мотивация достижения и доминирование в отношениях являются отрицательным, а мотивации аффилиации и дружелюбие в отношениях позитивными факторами успешности межличностных отношений.
Задачи исследования:
- Рассмотреть психологическое содержание понятия «межличностные отношения».
- Изучить подходы к анализу проблемы межличностного общения в психологической науке.
- Провести эмпирическое исследование личностных факторов успешности межличностных отношений.
Методики исследования.
- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
- Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено.
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса.
- Методика мотивации аффилиации А.Меграбяна в модификации М.Ш.Магомед-Эминова.
Глава 1. Проблема межличностных отношений в психологической науке.
1.1 Психологическое содержание понятия «межличностные отношения».
Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева.
Человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности.
Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений[1].
Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы - чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:
1) коньюнктивные - сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2) дизъюнктивные чувства - сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.
Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.
Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.
Определяя понятие "взаимоотношения", Я.Л.Коломинский, подчеркивает, что в соответствии с семантикой термина это обязательно взаимное отношение человека к человеку. При этом условии взаимоотношения приобретают свойства обратимости и симметричности. На самом деле не все отношения человека к другим людям могут рассматриваться как взаимоотношения. «Так, человек может как-то относиться к историческим личностям, к Наполеону или Шекспиру, у него может быть определенное отношение и к современным ему политическим деятелям или писателям, но при этом он не может рассчитывать на какое-то их отношение к нему, на взаимное отношение»[19].
Взаимоотношения — это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть непосредственными — "лицом к лицу" или опосредованными какими-то средствами коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение); могут быть одновременными или отсроченными (как, например, при переписке), но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности. Отсюда невозможны взаимоотношения с неодушевленными предметами, даже такими совершенными, как компьютеры.
Следовательно, «взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения»[19; с.33].
Следует иметь в виду, что взаимоотношения не обязательно предполагают симметрическую и актуальную взаимность. Я могу испытывать к другому человеку и безответное отношение, мое отношение к нему может по "знаку" не совпадать с его отношением, ко мне. Однако реальная возможность какого-то личностного отношения с его стороны сохранятся.
Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение[1].
Важно отметить, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество.
Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.
Итак, проблема межличностных отношений тесно смыкается с проблемой межличностного общения, так как именно в общении, как отмечает Г.М.Андреева, раскрываются и реализуются межличностные отношения[1]. Вот почему считаем важным в рамках данной работы рассмотреть проблему межличностного общения в психологической науке.
1.2 Проблема межличностного общения в психологической науке.
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:
q в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 человек);
q это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь;
q это так называемое личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик[21].
Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного.
Итак, межличностное общение, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, - это взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения[21].
Чем менее стереотипным является восприятие людьми друг друга, чем глубже уровень взаимного самораскрытия партнеров, чем больше разнообразных и уникальных событий наполняют историю их отношений, тем корректнее будет назвать данное общение межличностным. Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это означает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Таким образом, интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение, обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия. Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения, можно отнести анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой; а также содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому[31].
Феномен межличностного общения включает разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для упорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные виды классификаций.
Одна из возможных классификаций основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей его участников. Если целью общения выступают психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, или о модальном общении: люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные — передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку — в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Это характерно для так называемого дикталъного общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием [21].
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
- Ø ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
- Ø деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед Ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным — доминирует Я-Вы контакт;
- Ø интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность — доминирует Я-Ты контакт [31].
В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения, например, выделяемых по критерию цели:
1) контактная функция —установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;
6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера[21].
Одним из общепринятых в отечественной социальной психологии выделений структурных элементов общения является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик: информационной, интерактивной и перцептивной[1].
Перцептивная сторона — процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона — использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор — это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
Интерактивная сторона — взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в Неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении — один из возможных показателей психологической зрелости личности.
Следует отметить, что в реальной действительности каждая из этих сторон общения не существует изолированно от других, и их выделение необходимо для анализа и экспериментальных исследований.
Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения». Последнее обозначает число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Хорошо известно, глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении — примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы. Отечественный психолог Я.Коломинский предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения: первый (наиболее близкий) включает от одного до четырех человек, второй — от шести до восьми. Проведенные исследования позволили сравнить, насколько круг людей, которые нам симпатичны, совпадает с кругом тех, с кем нам приходится общаться большую часть времени. Оказалось, что у взрослых он достигает 40 %, а у детей — всего 19-24 % [19].
Выводы по 1 главе.
- Человек - субъект многочисленных и разнообразных отношений, из них два основных – это общественные отношения и межличностные отношения. Общественные отношения носят безличный характер; их сущность во взаимодействии конкретных социальных ролей. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа.
- Проблема межличностных отношений тесно смыкается с проблемой межличностного общения, так как именно в общении раскрываются и реализуются межличностные отношения.
- Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: это взаимодействие между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; это так называемое личностно-ориентированное общение, то есть предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
- К предметной области межличностного общения относят: а)психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.); б)коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальное общение); в) нормы, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.
- Общение определяется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
- Общение представляет собой сложный феномен, имеющий определенную структуру, которая характеризуется выделением в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов, влияющих на успешность межличностных отношений.
2.1 Процедура исследования.
Анализ литературы, проведенный в теоретической части работы показал, что взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Межличностные отношения раскрываются и реализуются в общении. Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
Межличностные отношения можно оценивать по разным критериям, в связи с чем возможны оценки успешности отношений. При этом на успешность отношений влияют различные факторы: особенности участников отношений, характеристика ситуации, культурные, социальные и др. условия и пр. Важнейшими среди этих факторов являются личностные характеристики взаимодействующих индивидов. Именно их влиянию на успешность отношений и будет посвящено эмпирическое исследование.
Цель эмпирического исследования – изучение личностных факторов, влияющих на успешность межличностных отношений.
Гипотеза исследования: мотивация достижения и доминирование в отношениях являются отрицательным, а мотивации аффилиации и дружелюбие в отношениях позитивными факторами успешности межличностных отношений.
Испытуемые: студенты 3 курса, дневного отделения экономического факультета, обучающихся по специальности экономисты. Количество – 25 человек (13 юношей, 12 девушек); возраст – 19 -21 год.
Методики исследования.
1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири[29].
Методика разработана Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование- подчинение и дружелюбие- агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование- подчинение, дружелюбие- враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
В инструкции к опроснику испытуемым предлагалось оценить выраженность у себя предлагаемых в опроснике качеств.
Максимальная оценка уровня- 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
- Ø 0-4 балла - низкая (адаптивное поведение).
- Ø 5-8 баллов - умеренная.
- Ø 9-12 баллов - высокая (экстремальное поведение).
- Ø 13-16 баллов - экстремальная (до патологии).
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
- Доминирование = (I - V) + 0,7 (VIII + II - IV - VI) .
- Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 (VIII – II – IV + VI) .
2. Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено[29].
Использование нами социометрической процедуры в рамках нашего исследования было связано с тем, что социометрическая процедура дает важный показатель успешности отношений в группе. «Все социометрические опросы, независимо от замысла исследователя, - пишет Я.Л.Коломинский, - измеряют не процесс наблюдаемого общения, а отношения, взаимоотношения членов группы (коллектива), их межличностные предпочтения»[19; c.87].
В хорде проведения нами социометрической процедуры, испытуемым предлагалась следующая инструкция: «С кем бы Вы охотнее всего поехали продолжать образование за границей?». Результаты заносились в социометрическую матрицу.
При анализе результатов мы исходили из следующего разделения: 1)благоприятный статус (от 3 выборов и выше); 2)неблагоприятный статус (от 0 до 2 выборов).
3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса[29].
Данная методика предназначена для выявления уровня выраженности у испытуемых мотивации достижения успеха.
Предметное содержание мотива достижения (то, на что направлена деятельность в ситуации достижения) можно охарактеризовать как направленность на выполнение дела на высоком уровне качества. Такое определение позволяет уточнить смысл понятий успех и стремление к успеху. Успех будем понимать не в абсолютном значении, как результат, а в относительном, как уровень выполнения деятельности (оцениваемый самим человеком или другими людьми). Однако не всякий успех характеризует мотив достижения. Мотив достижения характеризуется только таким успехом, которым человек стремится добиваться сам, на основе своих усилий и сноровки. Мотив достижения - это не получение, а добывание успеха.
Итак, выраженность мотивации к успеху означает стремление индивидуума к успеху в соревновании, к достижению, конкуренции с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения.
По шкале достижения успеха испытуемый может набрать от 0 до 32 баллов, большее численное значение означает большую выраженность мотивации достижения успеха. При этом предлагается следующая градация:
- Ø от 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;
- Ø от 11 до 16 баллов: средняя мотивация к успеху;
- Ø от 17 до 20 баллов: высокая мотивация к успеху;
- Ø свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.
4. Методика мотивации аффилиации А.Меграбяна в модификации М.Ш.Магомед-Эминова[29].
В самом общем виде выраженность у индивидуума мотива аффилиации означает стремление человека сохранить, создать или восстановить положительные эмоциональные взаимоотношения с другими людьми.
Опросник для измерения мотивации аффилиации построен прежде всего на различении 2-х тенденций мотива аффилиации - аффилиативной тенденции, то есть стремление к принятию (СП), одобрению и чувствительности к отвержению (СО). В нашем исследовании мы будем использовать только шкалу собственно аффиляции – стремление к принятию.
По данной шкале испытуемый может набрать от 0 до 30 баллов. Больше количество баллов говорит о большей выраженности параметра.
2.2. Результаты исследования и их анализ.
В результате психодиагностического обследования испытуемых нами были получены следующие психологические показатели:
- Данные по 8-ми основным шкалам опросника Лири и по двум основным факторам (доминирование и дружелюбие).
- Число выборов в социометрической процедуре, отражающее степень успешности межличностных отношений студента в учебной группе.
- Выраженность мотивации достижения.
- Уровень мотивации аффилиации.
Эти данные приведены в сводной таблице результатов 1 (приложение 1).
На диаграмме 1 приведен средний по группе мужчин профиль типов отношения к окружающим.
Как видно из диаграммы 1, в группе мужчин почти все типы отношения к окружающим выражены на умеренном уровне (5-8 баллов). При этом уровень уступчивость выражен на низком уровне. Полагаем, что это связано с гендерными различиями, так как мужчинам в среднем присущ низкий уровень покорности и уступчивости. Важно отметить, что в наибольшей степени в группе мужчин выражены черты доминантности.
На диаграмме 2 приведен средний по группе женщин профиль типов отношения к окружающим.
Как видно из диаграммы 2, в группе женщин все типы отношения к окружающим выражены на умеренном уровне (5-8 баллов). При этом в наибольшей степени выражены у женщин отзывчивость, добросердечие и доверчивость.
На диаграмме 3 приведен средний по общей выборке профиль типов отношения к окружающим.
Как видно из диаграммы 3, в общей выборке все типы отношения к окружающим выражены на умеренном уровне (5-8 баллов). Показателен низкий уровеньуступчивости у студентов, а также относительно высокие уровни отзывчивости и доминантности.
На диаграмме 4 приведено распределение испытуемых по уровню их социометрического статуса (число выборов сделанных в их пользу членами их учебной группы).
Анализ данных, отраженных на диаграмме 4, показывает, что больше всего в группе студентов с числом выборов 1-2 и меньше всего изолированных – 3 человека. С точки зрения двухгрупповой градации, среди наших испытуемых 52% студентов имеют неблагоприятный статус и 48% – благоприятный. Можно отметить, что полученный нами результат достаточно хорошо согласуется с данными, которые приводит Я.Л.Коломинский относительно статусной структуры групп на разных возрастных этапах, где для студентов соотношение благоприятного и неблагоприятного статуса составляет 50 на 50 %% [19; с. 197].
Среднее число выборов в группе студентов: юноши – 3,5; девушки - 3,1; общая выборка - 3,3. Как видим, в среднем студенты в социометрической процедуре делали 3,3 выборов; при этом в отношении юношей было сделано больше выборов, чем в отношении девушек. Это может быть связано с тем, что юношам присущ более широкий круг общения.
В таблице 2 представлены данные о средних значениях уровней мотивации достижения и аффилиации.
Таблица 2. Средние значения уровней мотивации достижения и аффилиации.
|
Мотивация достижения |
Мотивация аффилиации |
Мужчины |
16,8 |
13,8 |
Женщины |
14,3 |
16,6 |
М+Ж |
15,6 |
15,1 |
Как видно из данных, приведенных в таблице 2, средний по группе студентов мотивация достижения как и мотивация аффилиации выражены на среднем уровне.
Можно отметить, что у мужчин средний уровень мотивации достижения выражены больше, чем у женщин, а у последних выше мотивация аффилиации. Такой результат согласуется с традиционными гендерными различиями, подчеркивающими большую значимость для женщин общения, отношений, а для мужчин – достижений, доминирования.
Для того, что бы понять какие личностные качества испытуемых влияют на успешность межличностных отношений необходимо выявить взаимосвязь между уровнем успешности межличностных отношений и выраженностью у них личностных качеств. Для решения этой задачи мы использовали корреляционный анализ. При помощи статистической программы статистика нами были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для группы мужчин, женщин и общей выборки.
Таблица 3. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (мужчины).
Мужчины |
Мотивация достижения |
Мотивация аффиляции |
(I)Доминантность |
(II)Уверенность |
(III)Требовательность |
(IV)Скептицизм |
(V)Уступчивость |
(VI)Доверчивость |
(VII)Добросердечие |
(VIII)Отзывчивость |
Доминирование |
Дружелюбие |
Число выборов |
-0,59* |
0,69* |
-0,50 |
0,00 |
-0,48 |
0,09 |
0,50 |
0,53 |
0,83* |
0,64* |
-0,44 |
0,72* |
Мотивация достижения |
1,00 |
-0,75* |
-0,15 |
-0,04 |
0,09 |
0,21 |
-0,30 |
-0,54 |
-0,61* |
-0,36 |
0,05 |
-0,52* |
Мотивация аффиляции |
|
1,00 |
-0,02 |
-0,05 |
-0,12 |
-0,06 |
0,22 |
0,60* |
0,76* |
0,58* |
-0,12 |
0,64* |
(I)Доминантность |
|
|
1,00 |
0,31 |
0,43 |
-0,05 |
-0,36 |
-0,30 |
-0,23 |
-0,49 |
0,68* |
-0,43 |
(II)Уверенность |
|
|
|
1,00 |
0,47 |
-0,04 |
-0,32 |
-0,36 |
0,14 |
0,07 |
0,70* |
-0,30 |
(III)Требовательность |
|
|
|
|
1,00 |
0,16 |
-0,45 |
-0,33 |
-0,35 |
-0,21 |
0,51 |
-0,65* |
(IV)Скептицизм |
|
|
|
|
|
1,00 |
0,17 |
-0,20 |
-0,02 |
-0,23 |
-0,39 |
-0,33 |
(V)Уступчивость |
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,54 |
0,42 |
0,53 |
-0,70* |
0,56* |
(VI)Доверчивость |
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,71* |
0,65* |
-0,54 |
0,86* |
(VII)Добросердечие |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,76* |
-0,24 |
0,83* |
(VIII)Отзывчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
-0,27 |
0,77* |
Доминирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
-0,47 |
* - статистически значимы коэффициент корреляции (уровень значимости 0,05)
Таблица 4. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (женщины).
Женщины |
Мотивация достижения |
Мотивация аффиляции |
(I)Доминантность |
(II)Уверенность |
(III)Требовательность |
(IV)Скептицизм |
(V)Уступчивость |
(VI)Доверчивость |
(VII)Добросердечие |
(VIII)Отзывчивость |
Доминирование |
Дружелюбие |
Число выборов |
-0,75* |
0,61* |
-0,61* |
-0,21 |
-0,53 |
-0,17 |
0,55 |
0,57 |
0,85* |
0,83* |
-0,47 |
0,79* |
Мотивация достижения |
1,00 |
-0,80* |
0,65* |
0,07 |
0,58* |
0,11 |
-0,40 |
-0,54 |
-0,70* |
-0,76* |
0,39 |
-0,70* |
Мотивация аффиляции |
|
1,00 |
-0,68* |
-0,22 |
-0,49 |
-0,24 |
-0,03 |
0,33 |
0,57 |
0,69* |
-0,09 |
0,62* |
(I)Доминантность |
|
|
1,00 |
-0,11 |
0,42 |
0,13 |
-0,05 |
-0,15 |
-0,49 |
-0,69* |
0,16 |
-0,47 |
(II)Уверенность |
|
|
|
1,00 |
0,64* |
0,26 |
-0,09 |
-0,23 |
-0,44 |
-0,25 |
0,25 |
-0,61* |
(III)Требовательность |
|
|
|
|
1,00 |
0,28 |
-0,24 |
-0,45 |
-0,68* |
-0,70* |
0,32 |
-0,87* |
(IV)Скептицизм |
|
|
|
|
|
1,00 |
0,21 |
0,42 |
-0,06 |
0,09 |
-0,53 |
-0,19 |
(V)Уступчивость |
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,73* |
0,63* |
0,46 |
-0,84* |
0,51 |
(VI)Доверчивость |
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,69 |
0,74* |
-0,84* |
0,69* |
(VII)Добросердечие |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,85 |
-0,64* |
0,93* |
(VIII)Отзывчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
-0,56 |
0,87* |
Доминирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
-0,55 |
* - статистически значимы коэффициент корреляции (уровень значимости 0,05)
Таблица 5. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (общая выборка).
Общая выборка |
Мотивация достижения |
Мотивация аффиляции |
(I)Доминантность |
(II)Уверенность |
(III)Требовательность |
(IV)Скептицизм |
(V)Уступчивость |
(VI)Доверчивость |
(VII)Добросердечие |
(VIII)Отзывчивость |
Доминирование |
Дружелюбие |
Число выборов |
-0,60* |
0,58* |
-0,51* |
-0,07 |
-0,47* |
-0,01 |
0,47* |
0,52* |
0,82* |
0,69* |
-0,41* |
0,71* |
Мотивация достижения |
1,00 |
-0,79* |
0,20 |
0,05 |
0,33 |
0,17 |
-0,38 |
-0,56* |
-0,65* |
-0,56* |
0,22 |
-0,62* |
Мотивация аффиляции |
|
1,00 |
-0,31 |
-0,17 |
-0,32 |
-0,14 |
0,18 |
0,51* |
0,67* |
0,62* |
-0,19 |
0,64* |
(I)Доминантность |
|
|
1,00 |
0,16 |
0,45* |
0,03 |
-0,26 |
-0,27 |
-0,34 |
-0,57* |
0,54* |
-0,46* |
(II)Уверенность |
|
|
|
1,00 |
0,568 |
0,10 |
-0,24 |
-0,32 |
-0,13 |
-0,12 |
0,54* |
-0,47* |
(III)Требовательность |
|
|
|
|
1,00 |
0,22 |
-0,38 |
-0,40 |
-0,50* |
-0,47* |
0,46* |
-0,76* |
(IV)Скептицизм |
|
|
|
|
|
1,00 |
0,18 |
0,06 |
-0,04 |
-0,06 |
-0,40* |
-0,26 |
(V)Уступчивость |
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,64* |
0,52* |
0,50* |
-0,75* |
0,55* |
(VI)Доверчивость |
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,70* |
0,69* |
-0,64* |
0,78* |
(VII)Добросердечие |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,79* |
-0,38 |
0,87* |
(VIII)Отзывчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
-0,39 |
0,83* |
Доминирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
-0,50* |
* - статистически значимы коэффициент корреляции (уровень значимости 0,05)
Анализ данных, приведенных в таблицах 3,4 и 5, позволяет нам сделать следующие выводы относительно влияния личностных особенностей студентов на успешность их межличностных отношений в учебной группе.
- Социометрический статус отрицательно связан с уровнем доминирования и положительно с уровнем дружелюбия. При этом эта тенденция выражена в группе мужчин, женщин и общей выборке.
- Показательно, что связь уровня успешности межличностных отношений (социометрический статус) и уровня мотивации достижения и аффилиации не различаются в группах юношей и девушек. При этом уровень успешности межличностных отношений отрицательно коррелирует с выраженность мотивации достижения и положительно связан с выраженностью мотивации аффилиации.
- Во всех группах выявлены отрицательная связь уровня дружелюбия с мотивацией достижения и положительная с мотивацией аффилиации.
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Итак, выявленные нами корреляционные зависимости позволяют увидеть какие личностны особенности влияют на успешность межличностных отношений в учебной группе студентов.
Как показывают наши данные, выраженность мотивации достижения успеха у студентов снижает их статус в группе, успешность их межличностных отношений. Чем в большей степени студент стремится к успеху в соревновании, к достижению, конкуренции с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения, тем ниже его статус в группе и ниже успешность их отношений с коллегами по учебной группе.
Низкая успешность межличностных отношений студентов с высокой мотивацией достижения может быть связана с компенсаторной реакцией, связанной с неудовлетворением важных социальных потребностей у лиц с низким социометрическим статусом. То есть, неудовлетворительные социальные отношения, неумение строить и поддерживать отношения со сверстниками компенсируется устремленностью человека к успеху, к достижениям.
Снижает уровень успешности межличностных отношений также выраженность в отношениях к окружающим доминантности. То есть, чем в большей степени студенту присущ диктаторский, властный тип отношений, тем менее успешно складываются его отношения с коллегами по учебе.
В литературе мы находим подтверждения полученным нами данным. Н.Д.Творогова отмечает, что стремления студентов «к доминированию, к успеху в соревновании сами по себе оказывают меньшее влияние на статус в учебной группе» [44; с. 112].
Я.Л.Коломинский приводит данные исследования Ю.М.Орлова в рабочем коллективе. Результаты исследования показали, что «мотив достижения больше выражен у людей, имеющих низкий уровень статуса, чьи потребности в эмоциональных контактах во внутригрупповом взаимодействии, недостаточно удовлетворены или неразвиты. Общий мотив достижения в среднем слабее у лиц с высоким статусом» [19; с.320].
В то же время выраженность у студентов мотивации аффилиации, а также высокий уровень дружелюбия в отношениях способствует росту их статуса в группе, росту успешности отношений с согруппниками. То есть, чем в большей степени студентам присущи стремление сохранить, создать или восстановить положительные эмоциональные взаимоотношения с другими людьми, чем более они дружелюбны, тем выше уровень успешности его межличностных отношений в студенческой группе.
Исследования Я.Л.Коломинского на студенческой выборке показали, что испытуемые с сильной потребностью в общении имеют более высокий социометрический статус. Испытуемые с низкой аффилиативной потребностью получают наименьшее число выборов по положительному критерию и наибольшее по отрицательному. "Изолированные" состоят преимущественно именно из таких лиц» [19; с.321].
Н.Д.Творогова приводит данные своих исследований мотивов общения у студентов, которые показываю, что « чем больше студент стремится к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми, тем больше у него шансов иметь в учебной группе высокий межличностный статус» [44 с., 111]. Как видим этот результат согласуется с нашими данными о позитивном влиянии на успешность межличностных отношений высокого уровня мотивации аффилиации и дружелюбия.
Ответ на вопрос, почему высокий уровень мотивации аффилиации позитивно влияет на уровень успешности межличностных отношений в студенческой группе требует более глубокого понимания сущности этой потребности. Аффилиация - определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться многого. Прежде всего, он должен дать понять о своем желании вступить в контакт, сообщив этому контакту привлекательность в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевидным для партнера, что рассматривает его как равного себе и предлагает ему отношения полностью взаимные, т.е. он не только «стремится к аффилиации», но и одновременно выступает партнером по аффилиации для соответствующей потребности человека, с которым он вступает в контакт. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности.
Нам представляется, что одна из важнейших черт человека с выраженной мотивацией аффилиации – это стремление к отношениям на равных (что согласуется с высокой выраженностью дружелюбия). И именно это обстоятельство, с нашей точки зрения, обеспечивает высокую успешность межличностных отношений студентов с выраженной аффилиацией и высоким дружелюбием. В этом контексте становится более понятной низкая привлекательность индивидов с высокой доминантностью – у них выражено стремление к доминированию, что очевидно, делает их непривлекательными в качестве партнеров по общению. Таким образом, ориентация на равноправные отношения важный личностный фактор успешности межличностных отношений в студенческой группе.
Выводы по 2 главе.
- Выраженность у студентов высокой мотивации достижения и доминантности в отношениях являются факторами снижения успешности межличностных отношений.
- Высокий уровень мотивации аффилиации и выраженность дружелюбия в отношениях являются позитивными факторами успешности межличностных отношений в студенческой группе.
- Ориентация на равноправные отношения является важным психологическим фактором успешности межличностных отношений в студенческой группе.
Таким образом, гипотеза нашего исследования получила свое подтверждение – мотивация достижения и доминирование в отношениях являются отрицательным, а мотивации аффилиации и дружелюбие в отношениях позитивными факторами успешности межличностных отношений.
Заключение.
Цель данной работы было изучение личностных факторов, влияющих на успешность межличностных отношений.
Анализ литературы, проведенный в теоретической части работы показал, что взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Межличностные отношения раскрываются и реализуются в общении. Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
Межличностные отношения можно оценивать по разным критериям, в связи с чем возможны оценки успешности отношений. При этом на успешность отношений влияют различные факторы: особенности участников отношений, характеристика ситуации, культурные, социальные и др. условия и пр. Важнейшими среди этих факторов являются личностные характеристики взаимодействующих индивидов. Именно их влиянию на успешность отношений и было посвящено эмпирическое исследование.
Проведенное психодиагностическое обследование студенческой группы, статистический анализ результатов позволили нам сделать ряд выводов.
Выраженность у студентов высокой мотивации достижения и доминантности в отношениях являются факторами снижения успешности межличностных отношений.
Высокий уровень мотивации аффилиации и выраженность дружелюбия в отношениях являются позитивными факторами успешности межличностных отношений в студенческой группе.
Ориентация на равноправные отношения является важным психологическим фактором успешности межличностных отношений в студенческой группе.
Таким образом, гипотеза нашего исследования получила свое подтверждение – мотивация достижения и доминирование в отношениях являются отрицательным, а мотивации аффилиации и дружелюбие в отношениях позитивными факторами успешности межличностных отношений.
Литература.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. Москва. 1997.
- Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом. Сб: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва, Одесса. 1986.
- Бодалев А.А. Об изучении общения // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. М., 1978.
- Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск,1990.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
- Выбор молодежью жизненного пути // Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск: Наука и техника. 1988.
- Гинзбург М.Р. Психическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии - 1994. - № 3.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1996.
10.Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
11.Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.
12.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Санкт-Петербург. 2002.
13.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
14.Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. Учеб. Пособие для пед. ин-тов. – М., 1976.
15.Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 1957-1960.
16.Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 1999.
17.Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях — вы, мы, он, ты, я... — М.: Мысль, 1989.
18.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
19.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2001.
20.Киричук А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе // Проблемы общения и воспитание. Ч. 2. Тарту, 1974.
21.Куницына В.Н., Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. Межличностное общение. СПб., 2002.
22.Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995 (1).
23.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
24.Мечников И.И. Этюды о природе человека. М. - Пг., 1983
25.Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука.- 1983.
26.Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990.
27.ПанасюкА. Ю. Управленческая коммуникация. — М., 1994.
28.Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб., 2002.
29.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1999.
30.Психология. Словарь. М., 1990.
31.Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1990.
32.Психологические и психофизиологические особенности студентов/Под ред. Пейсахова Н.М. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1977.
33.Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / Под ре. В.А.Бодрова. М., 1991.
34.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
35.Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. – М., 1980.
36.Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М., 2004.
37.Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
38.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.
39.Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии, 1998, №3.
40.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция технологии: Волгоград. Перемена, 1994.
41.Современная психология. Справочное руководство. Под ред. В.Н.Дружинина. М., 1999.
42.Современная психология мотивации. Сб. науч. тр. М., 2002.
43.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И.Третьякова. М. Новая школа. 1997.
44.Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002.
Приложения.
Приложение 1.
Таблица 1. Сводная таблица результатов.
№ |
Пол(1-м;2-ж) |
Число выборов |
Мотивация достижения |
Мотивация аффиляции |
(I)Доминантность |
(II)Уверенность |
(III)Требовательность |
(IV)Скептицизм |
(V)Уступчивость |
(VI)Доверчивость |
(VII)Добросердечие |
(VIII)Отзывчивость |
Доминирование |
Дружелюбие |
1 |
1 |
7 |
12 |
19 |
8 |
5 |
5 |
9 |
6 |
7 |
10 |
7 |
-0,8 |
5,0 |
2 |
1 |
8 |
14 |
16 |
3 |
5 |
4 |
6 |
4 |
7 |
9 |
7 |
-1,7 |
7,1 |
3 |
1 |
9 |
11 |
20 |
3 |
4 |
4 |
6 |
5 |
10 |
10 |
9 |
-4,1 |
12,3 |
4 |
1 |
4 |
11 |
17 |
8 |
7 |
9 |
6 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6,8 |
-8,8 |
5 |
1 |
5 |
19 |
12 |
6 |
9 |
6 |
6 |
4 |
3 |
8 |
9 |
8,3 |
-0,1 |
6 |
1 |
4 |
9 |
17 |
9 |
8 |
6 |
4 |
5 |
9 |
10 |
8 |
6,1 |
7,5 |
7 |
1 |
2 |
23 |
8 |
3 |
7 |
8 |
7 |
3 |
4 |
3 |
6 |
1,4 |
-7,8 |
8 |
1 |
2 |
22 |
9 |
4 |
2 |
4 |
7 |
8 |
7 |
3 |
7 |
-7,5 |
2,5 |
9 |
1 |
2 |
25 |
12 |
7 |
6 |
4 |
6 |
2 |
2 |
3 |
4 |
6,4 |
-5,2 |
10 |
1 |
1 |
18 |
18 |
7 |
4 |
8 |
5 |
2 |
7 |
6 |
8 |
5 |
2,2 |
11 |
1 |
2 |
19 |
12 |
8 |
6 |
8 |
12 |
3 |
3 |
4 |
3 |
0,8 |
-12,4 |
12 |
1 |
0 |
21 |
10 |
10 |
7 |
9 |
6 |
2 |
5 |
3 |
4 |
8 |
-8,8 |
13 |
1 |
0 |
15 |
9 |
9 |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
6,3 |
-6,1 |
14 |
2 |
6 |
9 |
20 |
6 |
3 |
4 |
10 |
8 |
12 |
11 |
12 |
-6,9 |
14,7 |
15 |
2 |
6 |
8 |
20 |
3 |
6 |
4 |
4 |
6 |
7 |
7 |
10 |
0,5 |
7,9 |
16 |
2 |
7 |
11 |
21 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
10 |
9 |
-0,6 |
11,6 |
17 |
2 |
4 |
11 |
20 |
4 |
6 |
5 |
6 |
2 |
4 |
7 |
8 |
4,8 |
2,0 |
18 |
2 |
4 |
14 |
12 |
6 |
5 |
3 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
-2,4 |
7,8 |
19 |
2 |
3 |
13 |
16 |
7 |
7 |
7 |
5 |
7 |
6 |
7 |
5 |
0,7 |
-0,7 |
20 |
2 |
1 |
19 |
16 |
9 |
3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
5,6 |
-0,6 |
21 |
2 |
1 |
22 |
12 |
6 |
6 |
7 |
8 |
4 |
4 |
3 |
5 |
1,3 |
-7,5 |
22 |
2 |
2 |
15 |
19 |
4 |
4 |
4 |
6 |
4 |
7 |
8 |
9 |
0 |
8,2 |
23 |
2 |
1 |
14 |
17 |
5 |
9 |
8 |
9 |
3 |
6 |
2 |
5 |
1,3 |
-10,9 |
24 |
2 |
2 |
21 |
11 |
8 |
6 |
9 |
7 |
5 |
5 |
4 |
3 |
0,9 |
-8,5 |
25 |
2 |
0 |
15 |
15 |
7 |
3 |
5 |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
0,2 |
-2,4 |
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.