Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Агрессивность в младшем школьном возрасте: пример (образец) курсовой работы по психологии

Введение

 

Актуальность. В условиях перехода общества на рыночные отношения, где ломаются привычные устои в экономики и сознании, резко возрастает социальная напряженность, происходит нарастание агрессивности во всех слоях общества, в том числе и среди младших школьников. Агрессия ''молодеет'' с каждым днем. В таких условиях повседневной жизни педагогам и психологам трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы социализировать ребенка в мире, полном насилия и агрессии.

Агрессия в человеческом обществе имеет специфические функции. Во-первых, она выступает средством достижения какой-нибудь значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самоутверждении и как защитное поведение.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что социальные, экономические и психолого – педагогические усилия общества стоят на пути исправления и профилактики агрессии и насилия, а не на пути воспитания миролюбия.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства младших школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т.д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Проблема  агрессивного поведения детей становится весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Цель работы – исследование проявлений агрессии у младших школьников.

Объект исследования – психология агрессии.

Предмет исследования - проявления агрессии у младших школьников.

Гипотеза исследования – уровень агрессивности у мальчиков больше, чем у девочек; высокая агрессивность связана с высокой тревожностью и низкой самооценкой.

Реализация цели исследования и проверка выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:

1)        рассмотреть подходы к анализу агрессии и агрессивности в психологической науке;

2)        проанализировать данные исследований об особенностях проявления агрессии в младшем школьном возрасте;

3)        провести эмпирическое исследование проявления агрессии у младших школьников.

Методика исследования.

Испытуемые: младшие школьники в количестве 15 человек. Методики исследования: 1)Методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»; 2)методика «Диагностика самооценки психических состояний» (по Айзенку).

Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы педагогами, родителями, социальными работниками для психокоррекционной работы с агрессивными детьми.

 

 

Глава 1. Проблема агрессии в психологии и ее проявление у младших школьников.

1.1 Агрессия как психологическая категория.

 

В научной литературе под агрессией чаще всего понимают любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.

Важно отметить, что понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью понимают свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность — это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого. Агрессивность включает в себя и социально-перцептивный компонент, заключающийся в данном случае в готовности (склонности) личности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Итак, в основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость".

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно Басс[2]  враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющие определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для "агрессора". Бывает и агрессивность и без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Психологи, находящиеся на бихевиористских позициях, обычно говорят об агрессивном поведении, т.е. об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту (человеку, а в некоторых случаях и неодушевленному предмету) какой-то вред.

Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

Обычно указывается, что агрессивные действия весьма разнообразны по форме и причиняемому вреду. Так, многие преступления рассматриваются как проявление агрессии: посягательство на благополучие и жизнь человека, например. В то же время агрессивное поведение нередко выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия.

Американские исследователи пришли к выводу, что о ней нельзя судить по внешнему поведению[2]. Если один человек бьет, это не означает, что он действует агрессивно. Так, Дж. Каган утверждал, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Подобным образом Фишбах настаивал на включение мотивационных факторов в определение агрессии[12].

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Отечественный исследователь Л.М.Семенюк выделяет следующие трактовки этого понятия [17, С.13]:

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л.Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф.Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам[2; с.67].

Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например Х.Дельгадо утверждает, что "человеческая агрессия есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу"[12].

 В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющая специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

 Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, Басс определяет агрессию как "реакцию", в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как "физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи"[2].

Таким образом, определяя агрессию, некоторые психологи игнорируют коренные различия в поведении человека и животных. При этом приводимые ими определения носят формальный характер, так как при подобном подходе к проявлению агрессии можно причислить: действия волка, убивающего овцу и съедающего ее; действие солдат, расстреливающих преступников; действия мальчика, который пытается помочь старушке, но делает это так неловко, что она падает, и т.д.

Существенным недостатком приведенных определений, на который указывает Л.М.Семенюк, не позволяющим вскрыть психологическое содержание агрессии, является то, что конкретные действия как бы отрываются от их мотива. В результате такие действия, например, как неудачная попытка убийства, мечты об избиении кого-либо, не подпадают под определение агрессии, предложенное Бассом, хотя их агрессивный характер очевиден.

В свою очередь Л.М.Семенюк предлагает понимать агрессию «как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [17, С.17].

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, "задиристости", а может быть более "затаенным", имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желание не ком-то и даже на чем- то "сорвать зло". Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия могут выступать в качестве:

  • средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
  • как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемыми лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями, хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).

Для полноты анализа важно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние; знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта нападения и идентификации своих "наступательных средств".

Некоторые психологи, как, например, Лазарус[2], считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка - весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия.

Исключительно важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь прежде всего выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния: при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, «совсем не верно, - отмечает Л.М.Семенюк, - было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессию. Существует "бессильный гнев" при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается» [17; С.9].

Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное. Приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм. Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств.

 

1.2 Проявление агрессии у детей  в младшем школьном возрасте.

 

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, которые сопровождаются криком, брыканием и драчливостью.

Как отмечает Т.Гаспаров, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Это стремление к независимости выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей[3].

К трем годам, жалобы на упрямство ребенка звучат настойчивее. В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты чаще всего возникают в ситуации обладать вещью. Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте усиливается «исследовательский характер», и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможностей удовлетворения своих потребностей. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции[20].

К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии – частота просто физического нападения уменьшается за счет роста социализированных форм (оскорбление, борьба).

В этот период у детей продолжается формироваться устойчивое отношение к себе. Ребенок на все вопросы имеет собственную точку зрения, которую активно отстаивает, что нередко вызывает неудовольствие родителей. «Помолчи!», «Тебя не спрашивают!», «Не твое дело!» Ведь в это время у ребенка появляется осознание собственной социальной значимости, которая подавляется. А ведь понимание своей личностной и социальной значимости складывается благодаря развитию самосознания и взаимодействию с теми из окружающих, чьим мнением прежде всего дорожит ребенок.

Таким образом, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми.

Прежде чем говорить более подробно о возникновении агрессивного поведения у детей, необходимо остановиться на характерологических особенностях агрессивных детей младшего школьного возраста. Американский психолог М.Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей[18].

Характерологические особенности агрессивных детей.

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо.
  7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Не умеют прогнозировать последствия своих действий.

14. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы[18].

Как отмечают Лоубер и Хей, агрессия у детей младшего школьного возраста в определенной степени является возрастной нормой. Это значит, что поведение с намерением причинить вред другому демонстрируют, по крайней мере изредка, многие, а то и большинство представителей данных возрастных групп. Однако определенная доля детей отклоняется от этой нормальной линии развития и проявляет устойчиво высокие уровни агрессивного поведения, которые уже нельзя считать возрастной нормой. Именно поведение таких индивидов и представляет особый интерес для исследователей вопросов возникновения агрессии[5].

В объяснении причин возникновения необычно сильных агрессивных наклонностей и их проявления в последующих периодах индивидуального развития ключевое значение имеют следующие вопросы.

  1. Когда впервые возникает агрессивное поведение и какие формы оно принимает в детстве, подростковом и юношеском возрасте?
  2. Насколько стабильны проявления агрессивного поведения по мере взросления ребенка?
  3. Идет ли развитие агрессивного поведения по пути обострения, вследствие чего более умеренные формы агрессии сменяются более резким агрессивным поведением?
  4. Каковы эмоциональные и когнитивные предпосылки агрессивного поведения?

Первый предвестник агрессивного поведения на лицах взрослых — выражение гнева, которое способен распознать трехмесячный младенец. Затем следует проявление ребенком гнева в ответ на фрустрацию, начинающееся во второй половине первого года его жизни. Во второй и третий годы жизни в конфликтах с ровесниками и взрослыми возникают поведенческие модели агрессии в форме вспышек раздражения и применения физической силы (например, ударов, толчков, лягания). В первые школьные годы становятся заметны тендерные различия в агрессии: мальчики обычно проявляют более высокие уровни физической агрессии, чем девочки. Девочки, однако, в значительной степени выказывают вербальную агрессию (ругательства, брань) и агрессивное отношение (исключение сверстников, сплетни). Агрессивное поведение имеет тенденцию к снижению ближе к середине детского периода как функция возрастающих социальных навыков и саморегуляции, однако это, по-видимому, не касается агрессии в отношении братьев и сестер, которая в равной степени характерна для обоих полов.

Большинство исследователей отмечают, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников[13, 19]:

1)      Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

2)      Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

3)      Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации, прежде всего TV.

Чрезвычайно важна роль семьи в развитии личности ребенка, его поведенческих моделей. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Некоторые исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношения в паре "родители - ребенок" и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Существенную роль в развитии агрессивности у детей играют особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, американский исследователь Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению[2].

Другие исследователи также подчеркивают важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии. Многие данные дают основание утверждать, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения[14].

Исследователь Паттерсон считает, что "...братья и сестры это учителя... в том процессе, который разрушает им жизнь". Он обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей - что повышает вероятность продолжения и эскалации силового противостояния[2].

Важнейшим фактором влияющим на агрессивность детей является характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимание, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее опасным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточивается на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Ряд американских специалистов изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два параметра семейного руководства - контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально. Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями- сестрами. Психологи утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и а течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод - "без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте". Исследователи обнаружили, что младшие братья и сестры чаще начинают драку. Дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших. Это еще одно свидетельство того, что наказание увеличивает вероятность возникновения агрессии. Специалисты Орегонского центра социального обучения предложили относиться к агрессии между детьми следующим образом: "Если можете, игнорируйте ее. Если не можете игнорировать, применяйте для ее прекращения эффективные наказания (например, "удаление с поля брани")". Итак, игнорируя или наказывая агрессивное поведение, родители избегают подкреплять поведение, с которым хотят покончить[2].

Американский психолог Паттерсон и его коллеги разработали базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью, благодаря которой можно глубже понять процессы, обуславливающие зависимость между этими параметрами. Одна из сторон модели - незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение ребенка или позволять вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя своей угрозы. В следующий раз они могут "взорваться" и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка или дать ему взбучку). Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов[18].

Итак, исследования взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяют прийти к заключению, что и вседозволенность (в смысле отсутствия контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка.

Агрессивность - слишком сложное явление, чтобы можно было его однозначно и просто разложить по полочкам. В частности существуют мнения о положительных моментах агрессии. Например, В.Клайн, отмечая негативные аспекты агрессии, считает, что в агрессивности есть и "определенные здоровые черты", которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это- настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям[6].

 

Выводы.

В теоретической главе данной работы были рассмотрены подходы к анализу проблемы агрессивности в психологической науке, а также особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте. По результатам анализа литературы можно сделать следующие выводы:

Агрессия – это любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивные действия могут выступать в качестве: средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия); как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Становление агрессивного поведения в детском возрасте сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Один из главных путей научения детей агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. В современном мире, где телевидение (и другие электронные средства СМИ и коммуникации) играет все более существенную роль, возрастает его роль как фактора, влияющего на агрессивность детей. Агрессивное поведение детей часто может быть вызвано стремлением к самоутверждению и самореализации. Однако недостаточность поведенческих моделей не позволяет ребенку проявлять себя адекватным образом. В этом связи уменьшение агрессивности ребенка может быть связано с развитием его поведенческого интрументария, а также развитость рефлексии.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления агрессии у младших школьников.

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования.

 

Цель эмпирического исследования – изучение проявлений агрессии у младших школьников.

Гипотеза исследования – уровень агрессивности у мальчиков больше, чем у девочек; высокая агрессивность связана с высокой тревожностью и низкой самооценкой.

Задачи эмпирического исследования:

1)    выбор испытуемых;

2)    подбор диагностических методик;

3)    проведение психодиагностического обследования испытуемых;

4)    обработка полученных эмпирических данных;

5)    анализ результатов исследования.

 

2.2 Методика исследования.

 

Испытуемые.

В качестве испытуемых в нашем исследовании были взяты младшие школьники одной из московских школ: количество – 15 человек (девочек – 7, мальчиков – 8), возраст 9-10 лет (учащиеся 3-го класса), учатся в общеобразовательной школе.

Методики исследования.

Методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»[10].

Цель: выявление уровня агрессии, показателей и форм агрессии у детей младшего школьного возраста.

Методика состоит из 75 вопросов.

Младшим школьникам была предложена инструкция: «Прослушивая  утверждения, примиряй, насколько они соответствуют твоему стилю поведения и отвечай ДА или НЕТ».

А. Басс и А. Дарки выделяют 8 показателей и форм агрессии:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.(к = 11)
  2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).(к = 8)
  3. Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.)(к = 13)
  4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
  5. Раздражение – склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.(к = 9)
  6. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.(к = 11)
  7. Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.       (к = 13)
  8. Аутоагрессия или чувство вины – отношения и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно. (к = 11)

Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности – позволяет получить удобные для сопоставления показатели. Для определения уровня агрессивности подсчитывается индекс агрессивности:

(«1»+ «2» + «3»): 3= - индекс агрессивности

 

Методика «Диагностика самооценки психических состояний» (по Айзенку)[10].

Цель: выявление уровня тревожности и самооценки.

Методика состоит из 20 вопросов, младшим школьникам зачитывались вопросы 3 групп.

1-10 – тревожность

11-20– самооценка

Инструкция: «Сейчас тебе будут зачитываться различные психические состояния, если это состояние очень подходит тебе, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если не подходит – 0 баллов».

При обработке результатов подсчитывается сумма баллов за каждую из 3-х групп.

Тревожность

0-7 баллов – не тревожные;

8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

15-20 балов – очень тревожные.

Самооценка

0-7 балов – высокая самооценка, устойчив к неудачам;

8-14 – средний уровень;

15-20 – низкая самооценка, избегает трудностей, боится неудач.

 

2.3 Результаты исследования и их анализ.

 

В результате психодиагностического обследования испытуемых по методике Басса и Дарки были получены данные о выраженности у испытуемых 8 форм агрессии и индекса агрессивности (среднее арифметическое показателей физической, косвенной и вербальной агрессии). Эти данные приведены в таблице 1 (приложение 1). В первом столбце таблицы 1 приведен условный номер испытуемых, при этом для удобства, в обоих группах, первые семь номеров – это девочки. В остальных столбцах таблицы 1 приведены численные значения в баллах, отражающие выраженность у испытуемых 8-ми форм агрессии.

Для удобства сравнения выраженности различных форм агрессии показатели всех форм агрессии были приведены к одной шкале путем умножения данных на соответствующие коэффициенты (они были указаны при описании методики). Отнормированные таким образом данные о выраженности у младших школьников приведены в таблице 2 (приложение 2).

На гистограмме 1 приведены данные о средней по группе младших школьников выраженности форм агрессии.

 

Анализ данных, приведенных на гистограмме 1, показывает следующее:

  • В наибольшей степени в группе младших школьников выражены физическая и косвенная агрессия.
  • В наименьшей степени в группе младших школьников выражены подозрительность и аутоагрессия.

Представляют интерес гендерные особенности выраженности агрессии в группе испытуемых.

На гистограмме 2 приведены сравнительные данные о выраженности форм агрессии у мальчиков и девочек из группы младших школьников.

 

Анализ данных, отраженных на гистограмме 2, показывает, что по всем формам агрессии средняя выраженность у мальчиков выше, за исключением косвенной агрессии, средняя выраженность которой у девочек более чем на 50% выше, чем у мальчиков. В среднем превышение уровня агрессивности мальчиков над уровнем агрессивности девочек колеблется от 25% до 55% по всем формам агрессии.

Полученные нами данные, относительно более высокого уровня общей агрессивности у мальчиков, согласуются с результатами многих других исследований. В частности по данным В.С.Савиной, мальчики 9-10 лет больше проявляют агрессивность, чем девочки того же возраста, притом в форме как физической, так и вербальной агрессии[16].

В качестве интегрального показателя уровня агрессии испытуемых нам был принят индекс агрессивности, который вычисляется как среднее арифметическое трех форм агрессии: физической, косвенной и вербальной. Этот показатель для младших школьников приведен в таблице 3.

Таблица 3. Индекс агрессии у младших школьников.

Младшие школьники

1

14,3

2

47,0

3

49,0

4

28,3

5

16,7

6

29,0

7

29,3

8

48,3

9

32,3

10

38,0

11

52,0

12

37,7

13

58,3

14

31,3

15

32,3

Среднее

36,3

Стандартное отклонение

12,7

 

Анализ данных, приведенных в таблице 3, показывает следующее, что разброс показателей индекса агрессивности в группе младших школьников (12,7) достаточно высок. Такой результат свидетельствует о том, что в группе младших школьников есть дети, как с высоким, так и с низким уровнем агрессивности. Очевидно, младшие школьники более непосредственны в своих проявлениях и еще не достаточно хорошо опосредуют свои проявления, управляют ими.

Представляет интерес выявить некоторые факторы, оказывающие влияние на агрессивность младших школьников. В качестве таких факторов в данном исследовании мы выбрали: уровень тревожности и уровень самооценки. Эти данные в группах испытуемых приведены в таблице 4 (приложение 3).

На гистограмме 3 приведены данные о средних по группам испытуемых значениях тревожности и самооценки младших школьников.

 

Для выявления связи между тревожностью и самооценкой испытуемых и уровнем их агрессивности нами был проведен корреляционный анализ. При помощи статистического пакета SPSS-12 нами были вычислены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между индексом агрессивности младших школьников и уровнем их тревожности и самооценки. Эти данные приведены в таблице 5.

Таблица 5. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между индексом агрессивности и уровнем тревожности и самооценки.

 

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена

Тревожность

0,53

Самооценка

0,19

 

Следует отметить, что для 15 испытуемых при уровне статистической значимости 5% критическое значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена равно 0,52[15]. Если полученные нами коэффициенты корреляции больше по абсолютному значению критического значения, то статистически значимая корреляционная зависимость есть.

Проведя анализ полученных коэффициентов корреляции можно сделать следующие выводы:

  1. Существует положительная статистически значимая корреляционная зависимость между агрессивностью младших школьников и уровнем их тревожности. То есть, чем выше уровень тревожности младших школьников, тем выше уровень их агрессивности.
  2. Не выявлены статистически значимые зависимости между уровнем агрессивности и уровнем самооценки в группе испытуемых.

Таким образом, у младших школьников выявлена связь высокой тревожности и агрессивности. Этот результат совпадает с данными многих исследователей. В частности Т.П.Смирнова отмечает высокую тревожность агрессивных детей младшего школьного возраста[18]. Такой результат свидетельствует о том, что агрессивность и младших школьников имеет глубокие личностные причины, часто связанные с эмоциональной напряженностью детей, с внутренней конфликтностью. Чаще всего такое эмоциональное неблагополучие связано с внешней ситуацией развития ребенка (семейные отношения, отношения со сверстниками и т.д.). В этой связи понятно, что, снижая тревожность ребенка, помогая ему решать его проблемы, обучая его саморегуляции мы будем снижать его агрессивность.

Отсутствие в наших данных кореляционной связи между агрессивностью детей и самооценкой свидетельствует о неоднозначной зависимости этих двух психологических феноменов. В литературе встречаются данные как о связи агрессивности детей с высокой, так и с низкой самооценкой.

 

Выводы.

Во второй главе данной работы приведены данные эмпирического исследования проявления агрессии в младшем школьном возрасте. Обработка полученных эмпирических данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Уровень агрессивности у мальчиков выше, чем у девочек.
  2. В группе младших школьников выявлен большой разброс в уровне агрессивности.
  3. Чем выше уровень тревожности младших школьников, тем выше уровень их агрессивности.
  4. Не выявлена статистически значимая зависимость между уровнем агрессивности и уровнем самооценки в группе младших школьников.

Таким образом, гипотеза исследования получила частичное подтверждение – уровень агрессивности у мальчиков больше, чем у девочек; высокая агрессивность связана с высокой тревожностью. В то же время не подтвердилось предположение о связи высокой агрессивности младших школьников с низкой самооценкой.

 

 

Практические рекомендации.

 

Анализ литературы, проведенный в работе, а также результаты проведенного нами эмпирического исследования позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций педагогам, родителям и всем, кто работает с детьми младшего школьного возраста, направленных на профилактику и коррекцию агрессивного поведения младших школьников.

Как показывает анализ литературы, агрессивность как черта личности и агрессивные проявления в поведении – это естественные проявления человеческой природы. Проблема агрессии возникает только тогда, когда человек перестает в должной мере контролировать свои агрессивные проявления и они начинают носить социально опасный характер.

В этой связи работа с агрессивностью младших школьников должна носить не характер ее искоренения, а должна быть направлена, прежде всего, на обучение детей младшего школьного возраста приемам и способам управления собственной агрессивность.

Как показало наше эмпирическое исследование агрессивность младших школьников тесно связана с тревожностью детей, что можно использовать при разработке коррекционных и профилактических программ – снижая тревожность ребенка, мы фактически способствуем и снижению его агрессивности.

При составлении коррекционных программ снижения агрессивности младших школьников работа может вестись в следующих направлениях:

  • Ø снижение уровня личностной тревожности;
  • Ø обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
  • Ø обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
  • Ø формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
  • Ø развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.

В соответствии с этими направлениями занятия по коррекции агрессивного поведения младших школьников могут быть разбиты на несколько блоков:

  1. 1.    Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.
  2. 2.    Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

  • в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
  • в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
  • в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.
  1. 3.    Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.

  1. 4.    Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному).

Развитие эмпатии, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.

  1. 5.    Развитие позитивной самооценки

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

 

 

Заключение.

 

Целью работы было исследование проявления агрессии у младших школьников.

В теоретической главе данной работы были рассмотрены подходы к анализу проблемы агрессивности в психологической науке, а также особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте. Проведенные анализ позволяет сделать ряд выводов и обобщений.

Агрессия – это любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивные действия могут выступать в качестве: средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия); как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Становление агрессивного поведения в детском возрасте сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Один из главных путей научения детей агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению. В современном мире, где телевидение (и другие электронные средства СМИ и коммуникации) играет все более существенную роль, возрастает его роль как фактора, влияющего на агрессивность детей. Агрессивное поведение детей часто может быть вызвано стремлением к самоутверждению и самореализации. Однако недостаточность поведенческих моделей не позволяет ребенку проявлять себя адекватным образом. В этом связи уменьшение агрессивности ребенка может быть связано с развитием его поведенческого интрументария, а также развитость рефлексии.

Во второй главе данной работы приведены данные эмпирического исследования проявления агрессии в младшем школьном возрасте. Обработка полученных эмпирических данных позволила сделать следующие выводы.

Уровень агрессивности у мальчиков выше, чем у девочек. В группе младших школьников выявлен большой разброс в уровне агрессивности. Чем выше уровень тревожности младших школьников, тем выше уровень их агрессивности. Не выявлена статистически значимая зависимость между уровнем агрессивности и уровнем самооценки в группе младших школьников. Таким образом, гипотеза исследования получила частичное подтверждение – уровень агрессивности у мальчиков больше, чем у девочек; высокая агрессивность связана с высокой тревожностью. В то же время не подтвердилось предположение о связи высокой агрессивности младших школьников с низкой самооценкой.

Полученные в работе данные могут быть использованы педагогами, родителями, социальными работниками для психокоррекционной работы с агрессивными детьми.

 

 

Библиография.

 

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
  3. Гаспарова Т.И.  Упрямство и капризы. //Дошкольное воспитание.-1989.- №1.-с.76-83
  4. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии, 2000, N 1.
  5. Крейхи Б.  Социальная психология агрессии. СПб.,2003.
  6. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М., 1991.
  7. Осницкий А.К. Анализ агрессивных проявлений учащихся.// Вопросы психологии. 1994. N 3.
  8. Психология детства. Учебник. Под ред А.А.Реана. М., 2003.
  9. Психология. Словарь. М., 1990.

10.Практикум по возрастной психологии. Под ред Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб., 2002.

11.Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.,1990.

12.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 1991. - N1.

13.Реан А. Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1996.

14.Реан А. А. Социализация агрессии // Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 36-43.

15.Сидоренко Е.В Методы математической обработки в психологии.СПб.1996.

16.Савина В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста // Психология XXI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2001.

17.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Изд-во ИПП. - 1996.

18.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону, 2003.

19.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

20.Фурманов И. Детская агрессивность. Минск, 1996.

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Таблица 1. Выраженность форм агрессии у младших школьников.

 

1.физическая агрессия

2.вербальная агрессия

3.косвенная агрессия

4.негативизм

5.раздражение

6.подозрительность

7.обида

8.чувство вины

1

2

1

1

0

1

2

1

1

2

4

4

5

2

2

1

3

3

3

5

5

4

1

0

0

2

2

4

2

3

3

0

1

0

1

1

5

0

3

2

0

1

0

2

0

6

1

3

4

1

3

1

1

0

7

3

2

3

1

4

2

0

1

8

6

5

3

2

2

3

2

2

9

5

2

2

1

1

2

1

1

10

7

3

1

2

1

1

2

1

11

7

5

3

3

3

2

1

1

12

5

4

2

0

2

0

2

2

13

8

6

3

1

4

3

4

2

14

4

3

2

2

4

2

4

2

15

5

2

2

1

2

2

4

1

 

 

 

 

Приложение 2.

Таблица 1. Выраженность форм агрессии у младших школьников (нормированные данные).

 

1.физическая агрессия

2.вербальная агрессия

3.косвенная агрессия

4.негативизм

5.раздражение

6.подозрительность

7.обида

8.чувство вины

1

22

8

13

0

9

22

13

11

2

44

32

65

40

18

11

39

33

3

55

40

52

20

0

0

26

22

4

22

24

39

0

9

0

13

11

5

0

24

26

0

9

0

26

0

6

11

24

52

20

27

11

13

0

7

33

16

39

20

36

22

0

11

8

66

40

39

40

18

33

26

22

9

55

16

26

20

9

22

13

11

10

77

24

13

40

9

11

26

11

11

77

40

39

60

27

22

13

11

12

55

32

26

0

18

0

26

22

13

88

48

39

20

36

33

52

22

14

44

24

26

40

36

22

52

22

15

55

16

26

20

18

22

52

11

 

 

 

Приложение 3.

Таблица 4. Показатели тревожности и самооценки.

 

 

Тревожность

Самооценка

1

11

9

2

14

11

3

9

14

4

5

12

5

7

8

6

12

6

7

5

7

8

16

11

9

12

18

10

4

8

11

17

11

12

7

10

13

15

9

14

12

9

15

9

16

 

Теги агрессия младший школьник

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!