Проверка эффективности тренинга или коррекционной программы в ВКР по психологии
« НазадВ некоторых дипломных и магистерских по психологии наряду с констатирующим этапом эмпирического исследования присутствуют формирующий и контрольный. Это означает, что нудно не только выявить различия или взаимосвязи психологических показатель, но и разработать программу их развития или коррекции и проверить ее эффективность.
Как правильно провести проверку эффективности тренинга или любой развивающей или коррекционной программы.
1. Констатирующий этап исследования можно проводить в общей выборке испытуемых. При этом анализ данных должен показать наличие некоторой проблемы. Например, повышенная тревожность, низкая жизнестойкость, высокий уровень эмоционального выгорания и пр. Логичным выводом из констатирующего этапа будет разработка программы, направленной на решение проблемы.
2. Перед проведением программы коррекции или развития нужно разделить общую выборку на 2 группы: экспериментальную и контрольную. С первой будем проводить программу, тренинг, а со второй – не будем. Эти группы можно было выделить и до констатирующего этапа.
3. Обязательно, чтобы в экспериментальной и контрольной группах не было различий в выраженности психологических показателей, которые мы будем развивать или корректировать в программе. Доказать отсутствие различий можно с помощью статистического критерия Манна—Уитни.
4. После проведения тренинга или программы нужно провести следующий статистический анализ:
- Сравнить выраженность психологических показателей в экспериментальной группе до и после проведения тренинга. Можно использовать статистический критерий Вилкоксона. Если программа эффективна, они должны измениться в нужную сторону: при развивающей программе вырасти, при коррекционной – снизиться.
- Сравнить выраженность психологических показателей в контрольной группе до и после проведения тренинга. Можно использовать статистический критерий Вилкоксона. Показатели не должны измениться, ведь с этими испытуемыми не производилась никакая работа.
- Сравнить выраженность психологических показателей в экспериментальной и контрольной группах после проведения тренинга. Можно использовать статистический критерий Манна-Уитни. В экспериментальной группе ключевые показатели должны быть лучше (выше или ниже в зависимости от того, развивающая или коррекционная программа использовалась).
Только использование такой схемы позволит показать, что изменения психологических показателей у испытуемых экспериментальной группы носят не случайный характер, а связаны именно с воздействием, которое на них оказала развивающая или коррекционная программа.
Комментарии
Комментариев пока нет