Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Возрастная психология / Влияние родительских отношений на развитие альтруистической направленности личности

Влияние родительских отношений на развитие альтруистической направленности личности

Детско-родительские отношения (далее ДРО) входят в качестве подсистемы в общие отношения семьи и «могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношениями» (39, стр. И 8). Они представляют собой сложную структуру, включающую достаточно широкий и многообразный набор понятий: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «Мать-ребенок», «отец-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; стили воспитания детей; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и т.д.

Первым научным направлением, поставившим ДРО в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Особую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Таким образом, в первоначальном варианте данной теории привязанность понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности. В современных исследованиях, выполненных в русле теории привязанности, происходит переориентация с проблемы изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. Е.Мосс (1998), отмечают положи-

75

 

тельную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании П.Криттенден (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

По мнению Е.О.Смирновой, ДРО характеризуются эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя и сильной полярностью в отношениях. Эта полярность выражается, например, в том, что родитель должен одновременно уберечь ребенка от опасности и дать ему опыт самостоятельности во взаимодействии с окружающим миром. То же самое можно сказать про развитие альтруистических тенденций. Родитель, с одной стороны, должен стремиться научить ребенка любить себя и заботиться о саморазвитии, с другой стороны, способствовать формированию значимости другого человека как не меньшей ценности, чем он сам (95). И.А.Логинова отмечает: «Эти полярности могут существовать или в виде амбивалентности, или в виде баланса» (52, стр.53). Поэтому умение родителя адекватно, сбалансировано способствовать развитию обеих тенденций во многом определяет развитие адекватной модели просоциального поведения.

Понятие «детско-родительские отношения» трактуется как наиболее общее, указывающее на взаимную связь и взаимозависимость родителей и ребенка.

В соответствии с выбранной темой исследования нам хотелось бы обратить внимание на следующие параметры детско-родительских отношений, по нашему мнению, играющие роль в формировании альтруистической направленности личности:

1       Характер эмоциональных связей родителей и детей;

2       Социальный контроль;

3       Приписывание ответственности;

4       Стили родительского воспитания.

76

 

1 Характер эмоциональных связей родителей и детей

Полноценные эмоциональные контакты между родителями и детьми положительно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка и его психическом развитии, но и играют важную роль в детско-родительских отношениях.

За основу родительского отношения можно взять эмоциональное отвержение/принятие, так как оно наиболее полно отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку в семье. Так, родителям, эмоционально отвергающим своего ребенка, более свойствен жесткий контроль за его поведением. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются во всем навязать свою волю. У таких родителей преобладает мнение о том, что их ребенок беспомощное маленькое существо. Они воспринимают ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родители стараются отгородить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Если мать и отец принимают за основу эмоциональное принятие, они внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают и формируют у ребенка уверенность в себе.

Не случайно исследователи выделяют определенные типы семей с точки зрения семейных отношений. А.С.Спиваковская в работе «Как быть родителями: о психологии родительской любви» выделила следующие типы таких семей и дала анализ воспитательного воздействия на детей в них (99).

Семья-санаторий. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате у ребенка наблюдаются перегрузки нервной системы, при которых возникают срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности, эгоцентризма.

77

 

Семья-крепость. Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях ребенок концентрирует внимание на собственных внутренних переживаниях, что способствует его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. Ему уже не до помощи другим. Он живет в собственном закрытом для людей мире.

Семья - третий лишний. В такой семье преувеличенно значимыми остаются супружеские отношения, а в контактах с ребенком родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка неуверенность в себе, безынициативность. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с родителями и с трудом находят контакт с окружающими.

Приведенную классификацию хотелось бы дополнить конструктивными типами семей, в которых наблюдаются сбалансированные отношения родителей и детей. По типу родительского отношения к ребенку можно упомянуть более полную классификацию, предполагающую выделение «благоприятных» и «неблагоприятных» групп семей и их типичные профили. (См. работу «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под ред. Е.Г.Силяевой). 1.      Благоприятные семьи:

-        Понимающие (Реально оценивают ребенка, гибко реагируют на различные ситуации, встают на позицию ребенка, принимают его точку зрения, понимают и принимают ребенка таким, какой он есть. Сензитивны, часто разговаривают с ребенком, переживают вместе с ним, способны защищать его в трудных ситуациях.)

-        Покровительствующие (Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с

78

 

ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной).

-        Безразличные (Мало знают ребенка и не стремятся узнать больше. Чаще за

ботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях.

Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие ро

дители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты,

ухожены и научены поведению, необходимому в обществе).

2.      Неблагоприятные семьи:

-        Подавляющие (Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью).

-        Тревожные (Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они не плохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью).

-        Отстраненные (Родительская позиция крайне ригидна; полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему).

-        Отвергающие (Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что безразличие родителей в силу нежелания или каких-либо других причин, не удовлетворяющих стремления ребенка к общению, депривации различного типа (неполно-

79

 

ценные эмоциональные контакты между детьми и родителями, материнская депривация, авторитарность родителей, конфликтность между матерью и отцом, лишение родительского попечения, развод родителей) неизбежно негативно отражаются на личности ребенка (А.И.Захаров, В.Н.Мясищев, Л.С.Славина; А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер, Дж.Боулби, А.Маслоу. У.Роджерс).

Особая значимость отношений между родителями и детьми привлекала к этой части действительности внимание многих психологов самых различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстает от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе. Клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере ДРО (Э.Г.Эйдемиллер, А.В.Захаров, А.Я.Варга, А.С.Спиваковская и др.), который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии, где эта тема разрабатывается достаточно широко.

2 Социальный контроль

Социальный контроль является важным компонентом процесса воспитания в семье. На его значение указывали отечественные (А.А.Люблинская, А.С.Спиваковская) и зарубежные (Е.Е.Маккоби) исследователи. Как система родительской дисциплины родительский контроль включает:

-        наставления, требования и запреты;

-        контроль за исполнением требований и запретов;

-        систему наказаний и поощрений.

Для обеспечения функции направления и руководства процессом социализации ребенка необходима дисциплина, то есть определенные ограни-

80

 

чения и ответственность за их выполнение. Высказывание о том, что «всякое управление требует кнута и пряника», оставили нам в наследство древние римляне. Но нет ни одного человека, который не знал бы об этих атрибутах воспитания. Однако, подарив нам этот принцип, авторитеты прошлого ничего не сообщили о пропорциях, в которых следует применять эти «кнут и пряник», а также о том, какой вид данного воздействия необходимо предпочитать. Исторически сложилось, что многие культуры не только терпимо относятся к суровому физическому обращению с детьми, но и поощряют его. Оно применялось для поддержания дисциплины и как средство повышения усердия в учении, для изгнания злых духов и повышения почтительности к старшим. Периоды жестоких физических наказаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы влияния на поведение ребенка меняются так же, как и другие аспекты культуры. Современные родители, часто решая для себя вопрос о соотношении поощрений и наказаний в воспитании, склоняются к кнуту, переходя на психологию запретов и наказаний. Этот прием кажется им более действенным и имеет довольно сильную внешнюю эффективность, так как наказание почти всегда позволяет достичь определенной цели. Если необходимо добиться проявления щедрости, то можно наказать за скупость, отобрать и отдать другому ребенку игрушку. Родители часто не задумываются, что, добившись послушания ребенка такими средствами, они добиваются временного послушания под воздействием страха.

Е.Е.Маккоби, которая исследует разные уровни родительского контроля и их влияние на поведение детей, отмечает, что разные уровни требований приводят к разным результатам. Родители, применяющие много требований, обнаруживают у детей низкую агрессивность, высокий уровень самостоятельности и альтруизм чаще, чем эгоизм. С низким уровнем родительских требований связаны: высокая агрессивность, неконтролируемость своих побуждений, незрелость. Но в этом же исследовании отмечается необходимость соответствия родительских требований возрасту детей (Цитата по 10).

81

 

Нам представляется важным обратить внимание на роль требований и запретов, поощрений и наказаний, применяемых агентами социализации, в формировании альтруистического поведения. Рассмотрим по порядку некоторые виды социального контроля:

а) Л/оральные наставления (нравоучения)

В попытке видоизменить или повлиять на детское поведение, воспитатели иногда символически воспроизводят модели просоциального поведения (т.е. говорят, что они собираются вести себя в манере помогающего поведения) или обсуждают с детьми пользу и последствия такого поведения. Такую вербализацию (озвучивание) своих действий часто называют проповедованием (чтением морали), либо призывом, который должен повлиять на будущее поведение ребенка, не затрагивая его прошлого опыта.

Ученые выяснили, что эффективность таких проповедей варьируется в зависимости от их содержания. Так, стремление детей делиться с другими усиливается описанием со стороны взрослых модели такого поведения (что от детей требуется сделать), либо объяснением того, что такое поведение вызовет эмоциональный ответ со стороны окружающих. В сравнении, проповеди и призывы, подкрепленные принуждением (включающим угрозы и неодобрение), либо ссылками на нормы поведения, либо собственно родительскими аргументами в пользу данной модели поведения относительно неэффективны. Эффект проповедей принудительного характера может проявляться относительно недолго. По экспериментальным данным этот эффект длился от 3 до 8 недель. «Принуждение заставляет природу жестоко мстить за себя, поучения несколько смиряют ее порывы, но только привычка может ее переделать и покорить» - писал Ф.Бэкон (106, стр. 574).

Вполне возможно, что нравоучения, даже подкрепленные четким обоснованием, могут неожиданно привести к обратным результатам, если они рассматриваются ребенком как оказание давления со стороны родителя. В

82

 

соответствии с исследованиями о том, что дети могут отрицательно реагировать на попытки ограничить их свободу, они могут негативно и неохотно отвечать на требования родителей помочь, если им насильно требуется повиноваться родителям (Макграф и Пауэр, 1990). В дополнение этому, если нравоучения воспринимаются как принятие давления, дети могут приписывать свою помощь внешним мотивам и впоследствии более неохотно помогать родителям и другим людям (Леппер, 1983).

Почти все исследования моральных наставлений и нравоучений были проделаны в лабораторных условиях. Тем не менее данные об использовании родительских индукций, вербализации требований и других видов вербализации (проговаривание вслух) говорят о влиянии проговаривания родителями того, что требуется от ребенка, на проявление просоциального поведения. Таким образом, есть достаточно большая вероятность, что родительские утверждения о важности, последствиях и основательности просоциальных действий в недисциплинарных формах общения развивают тенденцию к альтруизму (135).

б) Использование системы наказаний

В чем причина устойчивости наказаний? Нужно признать их довольно сильную внешнюю эффективность. Так как наказание почти всегда позволяет достичь определенной цели. Если необходимо добиться проявления щедрости, то можно наказать за скупость, отобрать и отдать другому ребенку игрушку. Исследования Р.Юсене показали, что родители часто не задумываются, что, добившись послушания ребенка такими средствами, они добиваются временного послушания под воздействием страха. Когда же ребенок адаптируется в этой ситуации или находится без присмотра родителей, может тут же позволить себе запрещаемые родителями действия. «А дети, которые часто подвергаются телесным наказаниям, ведут себя хуже других и при этом испытывают слабое чувство вины или стыда» (125, стр. 163).

83

 

В результате различных наказаний у ребенка формируются неблагоприятные черты характера и личностные особенности: такие дети больше подвержены влиянию чужого примера; у них чаще формируется поведение протеста. «Воспитанные в атмосфере насилия, дети вымещают его на таких же, как они сами» (77, стр. 239). Родители становятся моделью для последующего поведения ребенка. За счет механизма подражания в результате могут возникнуть такие нарушенные формы поведения как агрессивность, жестокость, себялюбие, уход в мир собственных влечений и желаний, эгоизм.

Вообще, использование агентами социализации принудительных методов воспитания (таких как физические наказания или лишение привилегий) было описано как некоррелирующее или отрицательно коррелирующее с просоциальным развитием детей. Оно (наказание) также отрицательно коррелирует с такими понятиями, как сочувствие и сопереживание. Гоффман предположил, что детская помощь, стимулированная принудительными мерами, является внешним мотивом (т.е. не переходит во внутренний план). Все же, как было замечено Гоффманом (1983), существует разница между случайным (нерегулярным) использованием мер принуждения в контексте позитивных (доброжелательных) отношений ребенок-родитель и использованием наказания как преобладающего доминантного вида воспитания. Когда принудительные меры используются родителями в разумной и размеренной манере (при условии, что родители тепло и поддерживающе относятся к детям) устанавливают высокие стандарты поведения и сопрягают это с ненасильственными воспитательными мерами, такими как объяснение, в таком случае дети вырабатывают социальную ответственность и позитивное поведение. Частое использование принудительных насильственных мер, особенно враждебными, равнодушными и холодными родителями, отрицательно коррелирует с просоциальным развитием и может затмить эффективность других социализирующих методик, которые развивают просоциальное поведение детей (Гоффман, 1963). В выборке голландских родителей, которые ис-

84

 

пользовали принудительные, властные меры и силу как часть авторитарной модели воспитания, дети младшего школьного возраста были не способны оказать помощь своим сверстникам. (135)

На неоднозначную связь поощрений, наказаний и нравственного развития ребенка указывали П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский, Т.А.Флоренская. Педагоги и психологи единодушны только в одном мнении: физические наказания неприемлемы и не сопоставимы с развитием морально-нравственной сферы личности. А.С.Спиваковская в работе «Как быть родителями» отмечает, именно наказания остаются наиболее распространенной формой воздействия в семье. А.С.Макаренко указывает, что безнаказанность ведет к накоплению опыта непослушания и пренебрежения к нормам и правилам поведения. Вместе с тем педагог говорит о недопустимости физических форм наказания, а также о неприемлемости наказания трудом. П.Ф.Каптерев (88) обращал внимание на роль «симпатических чувствований» в нравственном развитии детей. Развитие симпатии сначала происходит в пределах семьи, а затем, с возрастом, переходит ее границы и распространяется на окружающий мир. В качестве препятствий развития симпатии выступает страх и чувство злобы. Эти эмоции возникают у ребенка в ответ на применение к нему наказаний. П.П.Блонский в статье «Семейное дошкольное воспитание» говорил о вреде наказаний, так как они унижают человеческую личность и создают морального циника лишь с внешними чертами помогающих и сострадательных качеств (88).

Хоть наказание и может вызвать незамедлительное оправдание ожиданий воспитателей, касающихся просоциального поведения, все же эгоистическое использование наказаний, очевидно, не приводит к долговременным эффектам.

в) Поощрения и подкрепления

Несмотря на то, что было доказано, что и материальное и социальное подкрепление усиливали стремление действовать просоциально сразу же по-

85

 

еле подкрепления, все равно остается до конца неясным факт, прочны ли методы материального подкрепления и смогут ли они быть применены к более широкому кругу социальных ситуаций. В большинстве исследований, в которых подкрепленное просоциальное поведение было приспособлено к новым социальным установкам и эффект которых был продолжительным, подкрепление было использовано вкупе с моделированием и другими техниками. Более вероятно, что получение награды за хорошее поведение ведет к тому, что ребенок воспринимает проявление помогающего поведения как внешне, а не внутренне мотивированное. Если это так, то от ребенка будут ожидать только тогда подобного поведения, когда оно подкрепляется наградой (поощрением).

Доказательство негативного влияния подкреплений на развитие альтруизма было получено в одной из немногих работ, касающихся использования материальных поощрений родителями для развития ребенка. Дети 2-5 классов, которые ожидали поощрения за помощь, помогали реально больше, чем другие дети. Обещание вознаграждения ведет к снижению общей способности помогать тогда, когда ребенку дается еще один шанс помочь, но уже при отсутствии вознаграждения. Однако обещание «приза» оказывало и вредное влияние на ребенка, если их матери часто использовали подкрепления. Более того, матери, которые использовали эти методы, чаще других сообщали, что их дети не так часто проявляли просоциальные тенденции в поведении. Таким образом, дети, которые «награждались» дома, были менее мотивированы помогать.

А.С.Спиваковская также обсуждает формы поощрений и ситуации, в которых применяется данная воспитательная мера. Особое внимание, по ее мнению, необходимо уделять поощрению за приложенные ребенком усилия. Важно отметить старание, попытку осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Из различных видов поощрений психологи указывают на неприемлемость материального награждения, особенно это ка-

S6

 

сается денег. Денежные вознаграждения не способствуют выработке альтруистической направленности личности. Помогающие поступки в этом случае совершаются ради выгоды для себя, а человек руководствуется утилитаристскими целями. Поощрение или его обещание также не должно предшествовать действию, а следовать сразу за ним.

Также возможно, что метод подкрепления для разных просоциальных действий эффективен в использовании родителями, исходя из индивидуальных особенностей детей. Н.Эйзенберг (1992) выявила что, те матери и отцы, у которых ребенок отличается низким потенциалом к просоциальному поведению, использовали методы социального подкрепления только после того, как дети выполняли действия, требуемые родителями. Вероятнее всего, что эти родители использовали метод подкрепления к сложно подчиняемым детям в попытке увеличить частоту проявлений просоциальных тенденций. Исходя из этого, Граусс (1991) выявил, что дошкольники с помогающим поведением реже получали поощрения взрослых за хорошее поведение, чем дети с менее выраженным обсуждаемым свойством (135).

3 Приписывание ответственности

Чрезвычайно полезной является тренировка просоциального поведения и наделение ребенка ответственностью за других людей. Как показали исследования (Н.Эйзенберг), такие воспитательные действия могут быть полезными для развития тенденции к стремлению действовать просоциально.

В западных исследованиях имеются попытки понять альтруистическое поведение как результат усвоения ролей в игровой деятельности. Е.В.Субботский упоминает исследование психолога Стауба (102, стр. 169), в нем детей экспериментальной группы просили проигрывать ситуации, в которых один из детей как будто нуждается в помощи, а другой должен был ему помогать. Результаты показали, что дети, прошедшие через ролевую игру, демонстрировали больший альтруизм, чем дети контрольной группы. Это

87

 

говорит об эффективности воспитательного воздействия специально разработанной игры.

В экспериментах Харрис (102, стр. 66) детям давали инструкцию присутствовать при выполнении задания альтруистического характера другим ребенком. Напоминая другому человеку о его ответственности в одной ситуации, ребенок демонстрировал больший альтруизм в другой, уже индивидуальной для него ситуации. Доверие к ребенку, передача ему функций руководителя и воспитателя благотворно влияет на формирование у него альтруистического поведения, причем долговременного, а не продолжающегося 2-3 дня после эксперимента. Поэтому в семье необходимо создавать ситуации, наделяющие ребенка полномочиями ответственности за порученное дело.

В межкультурном исследовании, описанном Н.Эйзенберг, было обнаружено, что дети восточных культур, где они в обязательном порядке несут ответственность за других людей, более просоциальны, чем дети западных культур (135).

4 Стили родительского воспитания

Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа семейного воспитания. Для выделения различных типов используется понятие стиль воспитания. Типы семейного воспитания в отечественной (В.И.Гарбузов, А.Я.Варга, В.В.Столин, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер) и зарубежной (S.Brody, B.Suran, J.Rizzo, E.S.Schaefer, R.A.Bell, A.Roc, M.Siegelman) литературе рассматривались с различных сторон и с различной степенью развернутости.

Показатель стиля семейного воспитания является интегративной характеристикой, включающей несколько параметров.

Весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные Дианой Баумринд (1967). Она предложила классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитет-

88

 

ный; 2) авторитарный; 3)попустительский стиль. E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку - "принятие-отвержение", а другой стиль поведения родителей: "автономия-контроль".

Такого же мнения придерживается американский психолог Г.Крайг. Учитывая сочетания крайних вариантов в параметрах родительского контроля и родительской теплоты, она выделила четыре типа воспитания: авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля); авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля); либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля); индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля) (42, стр. 436-440).

Проблема стилей воспитания исследуется и с клинико-психологических позиций (А.И.Захаров, 1982). Стиль семейного воспитания определяется и описывается в связи с другими понятиями: нарушением родительского отношения, отклонениями в психическом развитии, психическим здоровьем детей. Определен ряд параметров воспитательного процесса:

1.      Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям - гиперопека, опека, принятие, непринятие.

2.      Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.

3.      Последовательность - непоследовательность.

4.      Аффективная устойчивость - неустойчивость.

5.      Тревожность - нетревожность (36).

Е Г.Силяева произвела обобщение описанных разными исследователями стилей семейного воспитания. Таким образом, на данный момент можно говорить о девяти стилях воспитания с вариантами названий одного и того же вида: 1) демократический; 2) авторитарный; 3) гиперопека («жизнь за ребенка»), 4) гиперопека («кумир семьи»); 5) гиперсоциализация; 6) анархический; 7) гипопротекция; 8) эмоциональное отвержение; 9) жестокое обращение (79).

89

 

Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и их взаимосвязанностью. Несмотря на то, что данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения.

Подавляющее большинство современных западных исследований по этой тематике сводится к установлению зависимости между родительским стилем и поведением ребенка. В частности, Д.Баумринд обнаружила, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти не стремятся к независимости. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, бурно реагируют на запрещающую атмосферу, в которой их растили, и становятся непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми. Практика силового убеждения негативно сказывается на нравственном мышлении ребенка.

Попустительство со стороны родителей также может привести к агрессивным реакциям детей. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны, то есть чаще проявляют эгоистические наклонности. Н.Эйзенберг отмечает, что попустительский стиль воспитания отрицательно коррелирует с формированием у детей нравственных суждений.

Г.Крайг констатирует факт, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка (42, стр. 440). Все выше перечисленные показатели положительным образом влияют на формирование нравственного сознания, а значит, служат предпосылкой для успешного формирования альтруистического поведения. Необходимо также уточнить, что по данным исследований, описанных Н.Эйзенберг, если при разрешении нравственных дилемм родители подерживали, направляли своих детей (например, давали объяснения или вносили предложения, задавали ребенку

90

 

стимулирующие вопросы), меньше прибегали к использованию ограничительного контроля (например, меньше приказаний типа: «Не делай этого»), то дети в большей степени прогрессировали в нравственных суждениях. Гоффман указывал на родительское тепло как на инструмент, обеспечивающий оптимальную окружающую обстановку для социализации нравственных качеств, так как дети гораздо более прислушиваются к родителям и охотнее выполняют их просьбы. В исследованиях Палмер, Холлин, Пауэрз существует опора на роль родительского тепла и поддержку в воспитании детского нравственного мышления (133, стр. 118). Эти исследователи указывают на взаимосвязь нравственного роста с поддерживающим, позитивным окружением в моменты обсуждения нравственных вопросов в семье. Н.Эйзенберг резюмирует, что возможно родительское тепло и поддержка не производит прямого эффекта на нравственное развитие детей. Оно может являться посредником, то есть положительно влиять на эффективность других родительских воспитательных практик в развитии нравственного мышления.

Ясен и Геррис (1992) открыли, что материнские поддержка и теплое отношение непосредственно влияют на просоциальное поведение детей 9-12 лет. Высокая требовательность (т.е. заострение внимания родителей на ответственности и обязательствах ребенка и тенденция говорить, что ожидается от ребенка) и низкий уровень принуждения - все это, в совокупности, как доказано, влияет на детскую способность сопереживать, что впоследствии отражается на стремлении детей к просоциальному поведению. Но необходимо отметить, что степень корреляции родительской поддержки и просоциально-го поведения, очевидно, «разбавлена» другими мерами воспитательного воздействия, а также характеристиками ребенка (его индивидуальными особенностями, допустим, предрасположенностью к злости или негативизму, либо, наоборот, к доброжелательному отношению к людям). Берковиц и Ханзен (1992) доказали, что демократический стиль воспитания, включающий поддержку и теплоту со стороны родителей, и применяемые вместе с другими

91

 

техниками требовательность и объяснение, положительное комментирование детского поведения, обсуждение с самим ребенком его поведения - все это, по данным отчетов, влияет на просоциальное развитие детей. На другом голландском примере, родители, которые говорили о себе как о поддерживающих, понимающих, авторитетных (т.е. предоставляющих объяснения и предположения, задающих вопросы, чтобы помочь ребенку решить проблему) и не сдерживающих индивидуальные проявления ребенка, имели просоциаль-ных детей. Такие же результаты были получены Хостингсом (2000). Гуманное воспитание может играть роль фонового или сопутствующего показателя, как функция ориентирования ребенка на положительное отношение к родителям и усиления влияния, включающего родительские индукции, проповеди и моральные нормы (135, стр. 125).

Необходимо отметить, что определенные стили воспитания оказывают положительное влияние на альтруистическое развитие детей, другие же действуют негативно. Экспериментально доказано, что авторитарный и попустительский стили отрицательно взаимосвязаны с нравственными суждениями детей.

По мнению В.Н.Куницыной, своеобразие родительского воспитания наиболее удачно отражается в следующих восьми стилях: либерально-поддерживающем, авторитарно-принудительном, гиперопеке, угрожающе-уничижительном, доверительно-уважительном, равнодушно-дистанционном, личностно-развивающем, опасливо-враждебном. Также следует оценивать семейную атмосферу дружбы и доверия и особенности поощрений и наказаний, которые ведут к еще большей индивидуализации каждого их указанных стилей (45).

Своеобразное видение родительских установок находим у исследователя О.Коннер. В книге В.В.Столина «Самосознание личности» описана систематическая классификация, отражающая данную точку зрения. В.В.Столин отмечает, что автор называет тип позиции родителя и раскрывает эти пози-

92

 

ции через определенные словесные выражения, способ поведения с ребенком и влияние на развитие ребенка. Например, чрезмерная опека определяется выражением: «Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя», а явное отвержение выглядит в словесном суждении: «Ненавижу тебя, не буду о тебе тревожиться» (101, стр. 31).

Таким образом, стили родительского воспитания представляют собой сложную систему взаимоотношений, которые устанавливаются в семье и определяют воспитательные воздействия родителей, их словесные высказывания и общий характер поведения по отношению к ребенку.

 

Моисеева Анна Аркадьевна. Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 Санкт-Петербург, 2007 186 с.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!