Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Типы помогающего поведения
Помимо права формой регуляции социального поведения людей является мораль. Моральный контроль осуществляется путем сравнения реальных действий личности с представлениями о том, как следует и как нельзя себя вести. Эти представления называются моральными эталонами. Моральная регуляция в значительной мере отличается от правовой и обладает рядом особенностей. Во-первых, отсутствуют санкции, применяемые извне. Человек сам для себя определяет как себя вести, испытывая при этом удовлетворение или раскаяние от совершения поступка. Во-вторых, с точки зрения морали негативный поступок необязательно осуждается, если является вынужденным.
Психологическим отражением морали являются рассуждения, чувства и поступки. Как отмечает С.Нартова-Бочавер, «наиболее изученной к настоящему времени можно назвать область моральных рассуждений - аргументации в пользу того или иного выбора поступка» (62, стр. 312).
Присутствие в обществе двух нормативных нравственных принципов поведения человека - эгоизма и альтруизма и разнообразие их исследования, наводит на мысль о том, что человеку свойственен или эгоизм, или альтруизм и третьего не дано. То есть, если он эгоист, следовательно, он не может быть альтруистом и наоборот. Мы пытаемся не столько определить, альтруистичен человек или нет, и не столько найти причину альтруистичности. Наша задача обозначить спектр проявлений альтруистического поведения и показать разнообразие его типов. А также выяснить меру альтруистичности, ее «золотую середину», так как всем известно, что уход в крайности не позволяет провести глубокого анализа проблемы. Ярким примером этому может служить отношение к деньгам. Одобряемым состоянием является щедрость, негативными же полюсами - либо расточительство, либо скупость. То же самое можно сказать и об альтруистических проявлениях.
57
В одной из современных психологических теорий - теории индивидуальности Б.Г.Ананьев говорил о личности (одной из структур индивидуальности) как об общественном индивиде, объекте и субъекте исторического и социального процесса. Статус личности "задается" системой общественных отношений, социальных образований и дополняется позицией личности и ее ролями - социальными функциями. Позиция личности представляет сложную систему отношений - к обществу, людям, труду, себе; установок, мотивов, целей и ценностей. Б.Г.Ананьев рассматривал личность как "вершину" всей структуры человеческих свойств и подчеркивал, что "...личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих все истории общества и её собственного жизненного пути" (4).
Предпосылки внутреннего развития личности связаны со способностью вырабатывать и изменять отношение к самому себе, миру, переоценивать свой внутренний опыт.
Нам представляется важным выяснение не только самого значения понятия альтруистического поведения, но и определение его места в системе социального поведения человека.
На основе теоретического анализа психологической литературы можно выделить два полюса социально значимого поведения: асоциальные и просоциальные действия.
Асоциальное поведение направлено на разрушение или причинение ущерба. Оно «может проявляться по-разному и затрагивать как судьбу отдельного человека (например, уголовное преступление), так и изменять ход истории в целом (в случае конфликта между социальными группами). Наиболее выраженные формы асоциального поведения подлежат правовой, юридической оценке» (59). Просоциальные действия очень многообразны. Они способствуют поддержанию и развитию объекта. Диапазон таких действий простирается от доброжелательного разговора между двумя людьми или ми-
58
молетной любезности (вроде ответа на вопрос: «Сколько времени?»), через взаимную помощь, благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование. Поэтому в общей категории просоциального поведения необходимо выделить кроме альтруистического, также помогающее поведение. Это поведение по оказанию помощи любому другому человеку, позитивная реакция на любую просьбу о помощи нуждающегося в ней лица. Альтруистическое поведение отличается от помогающего тем, что последнее может осуществляться под давлением обстоятельств, быть вынужденным. А также необходимо отметить, что помощь часто взаимна, и люди оказывают ее сообща, так что помогающие тоже получают пользу. Для большей иллюстративности описанных типов, нами разработана схема их взаиморасположения.
Польский ученый Я.Рейковский предложил более развернутую классификацию социально значимого поведения: 1) альтруистические действия (альтруистическое поведение) - предполагает безраздельное посвящение себя интересам другого человека или интересам общества; собственные интересы вообще не принимаются во внимание и как бы не существуют; 2) помощь другим (помогающее поведение) означает стремление руководствоваться в своем поведении благом других людей без необходимости самопожертвования, т.е. человек отдает свое время и силы, однако не подвергает себя риску; 3) кооперирующие действия (кооперативное поведение) сочетает в себе стремление учитывать как свои собственные, так и общественные интересы; человек стремится к реализации собственных действий без нанесения ущерба другим людям; 4) ипсоцентрические действия (ипсоцентрическое поведение) имеет целью достижение личных целей; данная деятельность не приносит окружающим ни ущерба, ни пользы; 5) эгоизм (эгоистическое поведение) имеет целью осуществление личных интересов и пренебрежение общественными; 6) эксплуатирующие действия (эксплуатирующее поведение) наблюдается при реализации собственных целей в ущерб интересов других людей. Действия первых трех типов относятся к просоциальным, а два последние - к асоциальным (83, стр. 14-22).
Можно также встретиться с выделением подтипов и внутри самой категории просоциального поведения. Американские социальные психологи Р.Чалдини, Д.Кенрик и С.Нейберг (114) внутри этого широкого типа выделяют два подтипа: доброта и чистый альтруизм. Основное различие между этими двумя подвидами состоит в том, вознаграждение какого качества человек хочет получить: внутреннее или внешнее. Доброта определяется как более ограниченный тип просоциального поведения. В этом случае поступок приносит пользу другому человеку, и при этом не приобретается какого бы то ни было внешнего вознаграждения или признания самим помогающим, а только внутреннее. Психологи давно поняли это различие источников возна-
граждения, так что более нравственными считаются те просоциальные акты, которые мотивированы исключительно внутренними вознаграждениями.
«Под альтруизмом же мы подразумеваем еще более ограниченный тип просоциального поведения - то, что можно назвать чистым альтруизмом. Чистый (или подлинный) альтруизм характеризует поведение, направленное на то, чтобы принести пользу другому человеку, и такие действия совершаются исключительно ради благосостояния другого. Направленные на помощь поступки этой категории совершаются независимо от внешних или внутренних вознаграждений» (114, стр. 16). Вознаграждение за помощь может быть, но сам поступок остается чисто альтруистическим, и вознаграждения не обуславливают помощь.
В настоящее время самый сложный вопрос, с которым сталкиваются исследователи помощи и альтруизма - существует ли чисто альтруистический акт, лишенный всякого эгоистического интереса. Дискуссии по поводу «чистого альтруизма» ведутся до сих пор. На этот вопрос можно ответить словами С.Л.Рубинштейна: «... встречающиеся иногда у плохих художников образы злодеев, которые являются «чистыми, то есть без единого светлого, проблеска или ангелов без единого пятнышка жизненно не правдивы. В научной психологии это положение до сих пор почти не получило признания. Этим в значительной степени обусловлена абстрактность, нежизненность господствующей психологической науки, а также ряд существенных теоретических ее ошибок» (85, стр. 515-516).
То, что, в конечном счете, идет на пользу другому и поэтому на первый взгляд представляется альтруистической деятельностью, может определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе объекта его помощи, т.е. насколько им движут альтруистические побуждения. Поэтому внешне одинаковые акты помощи могут быть в одном случае альтруистическими, когда действия в меньшей
62
степени ведут к собственному благополучию, чем к благополучию другого человека, т.е. имеют большую полезность для другого, чем для самого субъекта. В другом случае, когда люди дают, чтобы получить выгоду и вознаграждения мотивируют помощь необходимо говорить, что мы имеем дело с псевдоальтруистическими действиями или с оказанием помощи как замаскированным эгоизмом. В социально-психологической литературе указываются некоторые причины, которые объясняют такое поведение:
знание: желание лучше понимать людей или чему-то научиться;
карьера: желание расширить перспективы получения работы благодаря полученному опыту и связям;
- социальная приспособляемость: стать частью какой-нибудь группы и добиться одобрения;
- защита своего Я: уменьшение чувства вины или избавление от личных проблем;
- увеличение уважения: укрепление чувства собственного достоинства и уверенности в себе (50).
Данные действия можно рассматривать как один из видов манипуляции, т.е. «скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения» (83, стр. 346).
По нашему мнению, необходимо выделить еще одну модель, а именно мазохистский альтруизм. Это поведение, целью которого является самопожертвование ради другого объекта и сопровождающий его полный отказ от собственного Я. В данном случае мы придерживаемся мнения Эриха Фромма о том, что помимо всего прочего у жизни в целом своя собственная динамика: человек должен расти, должен проявить себя, должен прожить свою жизнь (109).
Мазохистский альтруизм можно соотнести с описываемым Э.Фроммом моральным мазохизмом, при котором наблюдается «стремление отказаться от себя, и это стремление овладевает человеком целиком». Люди, одержимые
63
мазохистскими тенденциями, стремятся не утверждать себя, а подчиниться действительным или воображаемым приказам внешних сил. Действия людей при проявлении мазохистского альтруизма, хотя и носят помогающий характер и предполагают жертвование временем, энергией, деньгами и т.д. ради другого человека, на самом деле не ориентированы на удовлетворение чужих интересов и потребностей. «Уничтожение собственного Я и попытка за счет этого преодолеть невыносимое чувство бессилия - это только одна сторона мазохистских наклонностей. Другая - попытка превратиться в часть большего и сильнейшего целого, попытка раствориться во внешней силе, стать ее частицей. Этой силой может быть другой человек, какой-либо общественный институт, бог, нация или моральная необходимость. Став частью силы, которую человек считает непоколебимой, вечной, прекрасной, он становится причастным к ее мощи и славе. Индивид целиком отрекается от себя, отказывается от силы и гордости своего Я, от собственной свободы, но при этом приобретает новую уверенность и новую гордость в своей причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить» (109, стр. 341).
В 1916 году З.Фрейд использовал фразу «крушители успеха», которая чрезвычайно точно подходит для характеристики мазохистского альтруизма. Люди данного типа выполняют низкооплачиваемую работу, хотя способны на большее, отдаляют людей, которые заботятся о них, занимаются самоуничижением, не могут допустить успеха или удовольствия (75).
Моисеева Анна Аркадьевна. Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 Санкт-Петербург, 2007 186 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.