Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.
Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка
Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях,
свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста: это - роль семейных отношений и роль значимых других.
Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь [Берне Р., 1986, с.226].
Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих [Райс.Ф., 2000, с.229].
В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. ' Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и
-70-
высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции [Берне Р.,1986, с. 227].
Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я-концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я-концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе, во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.
Р. Берне [Берне Р., 1986, с. 124] анализирует психологические условия формирования самооценки, при которых решающим фактором являются отношения ребенка в семье:
Условия формирования низкой самооценки. Низкая самооценка тесно связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание, умение подстраиваться к другим людям, зависимость от взрослых в повседневной жизни, опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая умением подстраиваться под желание других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.
Условия формирования средней самооценки. Родители таких детей в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели родителей этих детей позволяют
-71 -
им принимать детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей этой группы, как правило, ограничивается. По сравнению с детьми, обладающими высокой самооценкой, дети этой группы больше ориентируются на мнение других людей о себе [Берне Р., 1986, с. 125].
Условия формирования высокой самооценки. Важная особенность семей этой группы состоит в ясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимаются коллективно. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг.
Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого [Берне Р., 1986, с. 126].
Для развития Я-концепции важны следующие моменты:
1) Предоставление свободы или наложение запретов. Некоторые родители придерживаются стратегии жесткого контроля над поведением ребенка; другие предоставляют им практически неограниченную свободу. Третьим удается найти золотую середину между этими двумя крайностями.
2) Тепло или отчуждённость в отношениях. Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и
-72-
насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношение к ребенку).
3) Заинтересованность или безразличие. Многие родители проявляют
полную заинтересованность в ребенке, которая отрицательно влияет на
развитие Я-концепции. Даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят
его Я-концепции меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие.
4) Порядок рождения в семье. Данный момент, по-видимому,
незначительно влияет на самооценку. Но отношения ребенка с родителями
одного с ним пола в этом плане довольно значимо.
Высокая степень авторитарности в отношениях родителей с ребенком препятствует развитию позитивной Я-концепции [Берне Р., 1986, с. 167].
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая, прежде всего, положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.
Я.Л.Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков: тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной - у высокостатусных; эгоцентрическая нивелировка - тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий; ретроспективная оптимизация - тенденция. более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах [Коломинский Я.Л., 2000, с. 282].
Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше
-73-
самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка [Реан А. А.,2001, с.366].
Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков. В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б.Г.Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, то есть самосознание и самооценку [Ананьев Б. Г., 1980,с.135].
Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика.
Таким образом, среди факторов, которые в той или иной степени влияют на развитие позитивной или негативной Я-концепции подростков, можно
-74-
выделить поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой.
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать - ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье.
Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка — менее однозначна.'
Детско-родительское отношение - один из видов человеческих отношений. Это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для
-75-
ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой -научить его заботиться о себе самому [Смирнова Е.О., 2006, с. 264]. На данную двойственность в отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э.Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [Эриксон Э., 2006, с.75]. А.С.Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений («существенный кризис»): взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления. В-третьих, особенность родительского отношения заключается в постоянном его изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, оказываются неприемлемыми для ребенка трех лет и более.
В отечественной психологии достаточно подробно разработана проблема периодизации психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина и др.). Было показано, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения со взрослыми и проч., а также отмечена важная роль кризисов развития как механизм изменения социальной ситуации развития ребенка, которые в первую очередь меняют именно родительское отношение к ребенку, выводя его на качественно новый уровень, дающий простор для дальнейшего развития ребенка.
Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одной из существенных детерминант развития личности ребенка общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими
-76-
ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним — является значительным фактором становления Я - концепции в подростковом возрасте, определяет позицию подростка по отношению к миру [Лидере А.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А., 1990, с. 105]. Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним (А.Я. Варга, В.В. Столин). В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «тип родительского отношения», «детско-родительские отношения» очень часто рассматриваются как синонимы. Детско-родительские отношения - сложное явление, поскольку данные человеческие отношения по своему характеру интимные, скрытые. Было установлено, что отношения между родителями и детьми складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет.
По мнению Мухиной B.C., важнейшей особенностью личности в отроче¬стве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток, тем богаче его рефлексия [Мухина B.C., 2002, с. 231]. Подростковая рефлексия отличается свободной ассоциативностью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств подростка и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он не устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я».
Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. А.Я. Варга [Варга А.Я. 1986, с. 25] выделила: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость);
-77-
авторитарность; эмоциональное отвержение (маленький неудачник).
В.Н. Дружинин [Дружинин В.Н., 1996, с. 112] выделял следующие типы родительских позиций: поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение.
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной
оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понять и уважать его
индивидуальность. Родитель, по А.С. Спиваковской, не должен
концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка [Спиваковская А.С, 1986, с. 51]. Знание и учет возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантлизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.
Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [Спиваковская А.С, 1986, с. 51].
Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению, 3. Матейчека, человеческих потребностей - в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности [Матейчек 3., 1992, с. 6]. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым. При этом параметры контроля варьируют от
-78-
обособленности до зависимости. Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в семьях.
Исходя из общего родительского отношения и родительской позиции, можно говорить о родительской любви. Любовь, в частности родительская, определяется в психологическом словаре как высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего объект любви среди других и помещающего в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.
А.С. Спиваковская выделяет три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение -пренебрежение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволило описать некоторые типы родительской любви [Спиваковская А.С, 1986, с. 53]:
• действенная любовь (симпатии, уважение, близость);
• отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с
ребенком);
• действенная жалость» (симпатия, близость, но отсутствие уважения);
• любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение,
большая межличностная дистанция);
• отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);
• презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция);
• преследование (антипатия, неуважение, близость);
• отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).
Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль ребенка в семье — это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми. Наиболее типичными А.С. Спиваковская выделяет четыре роли: «козел отпущения»,
-79-
«любимчик», «примиритель», «бэби». Выделяются и другие: «ребенок — обуза»; «ребенок — раб»; «ребенок — любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок — «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) [Спиваковская А.С., 1986, с. 55].
А.В. Петровский указывает на то, что семья обладает более жесткой ролевой структурой по сравнению с любой другой малой группой. То, как исполняется ребенком семейная роль, обязательно получает социальную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается. Однако автор замечает, что роль - это необходимая, но не достаточная характеристика личности ребенка в семье. Личность ребенка предполагает наличие внутренней позиции по отношению к роли, которую ребенок выполняет в семье. Чем ниже по уровню развития семья как социальная группа, тем больше оснований ожидать конфликта между ролью и личностью членов этой семьи [Петровский А.В., 2003, с. 166-167].
Обратимся к тем исследованиям детско-родительских отношений, которые проводились в настоящее время.
Исследования Е.Б. Юлиной рассматривают роль детско-родительских отношений в формировании у ребенка понятия счастья. Она установила положительную корреляцию между уровнем психологического дискомфорта, испытываемого ребенком в детско-родительских отношениях и уровнем счастья, который он позволяет себе, став взрослым. Излишне требовательное и при этом достаточно «сухое» эмоционально, без особых внешних проявлений родительской любви, отношение родителей (провоцирует) формирует у ребенка завышенную требовательность к себе, которая проецируется, распространяется со временем и на окружающих [Юлина Е., 2003, с. 177].
Особенности самосознания подростков при различном восприятии
-80-
семейной ситуации изучались Е.А. Капцовой. Ею было установлено, что:
• мотивационный конфликт, связанный с несоответствием между
«желаемым» и «действительным» как на уровне внешнего (семейное
неблагополучие, материальное затруднение, трудности в учебной
деятельности), так и на уровне внутреннего (неуверенность в себе,
негативное самоотношение) факторов у подростков, воспитывающихся в
неблагоприятных условиях, способствует формированию развитой системы
психологических защит; работа защитных механизмов у таких подростков
препятствует развитию рефлексии;
• снижение степени семейного благополучия сопровождается
актуализацией со стороны рефлексивных процессов негативной стороны Я-
концепции и стимулированием чувства вины подростков [Капцова Е.В., 2002,
с. 61].
Кроме того, автор описал некоторые особенности стиля воспитания при восприятии подростком семейной ситуации как благоприятной или неблагоприятной. Восприятие подростком семейной ситуации как неблагоприятной связано не столько с демонстрацией родителями по отношению к ребенку негативного отношения, сколько с отсутствием.
Родительское отношение - это относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах [Бодалев А.А., 1989, с. 101]. Однако, по мнению А.Г. Лидере [Лидере А.Г., 2002, с. 14], для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще, целесообразнее сохранить именно термин «стиль воспитания».
По мнению Р.В. Овчаровой [Овчарова Р.В., 2006, с.7], стиль семейного воспитания является выразителем родительского отношения, родительских установок, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, детерминирует личностное становление и развитие ребенка и проявляется во
-81 -
взаимосвязи когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих.
При этом когнитивная составляющая стиля семейного воспитания основывается, на родительских установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга, а также эта составляющая включает общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье.. В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспект форм и способов взаимодействия с ребенком, предоставление ему относительной свободы; отношения зависимости/независимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и др.
Понятие «родительское отношение», по мнению Т.В.Архиреевой и И.Г.Чесновой [Архиреева Т.В., 1990, с. 32], актуально применительно к младшему школьному возрасту (7-11 лет), так как в этом возрасте для развития ребенка важно благоприятное родительское отношение, ведь на его основе формируется самоотношение ребенка, определяющее то, какие культурные образцы личностного функционирования будут им усваиваться. Но с наступлением подросткового возраста (11-15 лет) на первое место в детерминантах личностного развития выходит не отношение родителя к ребенку, а то, насколько стиль общения способствует успешной социализации ребенка. Авторы утверждают, что на этом возрастном этапе понятие «родительское отношение» в значительной мере утрачивает свою актуальность. Однако, с этим можно не согласиться, так как любое общение не только формирует, но и реализует отношение, как показано в работах А.А.Бодалева, М.И.Лисиной и др. Более того, результаты исследований (Р.Бернс, Wuffel F.J., Dreyfus Е.А.) доказывают, что в большинстве случаев родители продолжают оставаться важными партнерами для юношеского взаимодействия, чьи советы во многих случаях оцениваются столь же высоко, сколько и советы сверстников, если не оказываются предпочтительнее последних. Т.П.Скрипкина обнаружила, что старшеклассники в процессе взаимодействия с разными людьми в
-82-
болыдей степени ориентированы на оценки близких им взрослых, особенно родителей [Скрипкина Т.П., 2002, с 28]. На первом месте по частоте обращения к ним стоит пункт «хочу знать мнение этого человека по важным для меня вопросам». Выявлено, что с отцом в первую очередь обсуждаются планы и устремления на будущее, конкретные средства достижения важных целей. С матерью, кроме этих тем, обсуждаются вопросы, связанные с учебой, особенностями взаимоотношений в семье.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия [Минияров В.М., 2005, с.92].
Таким образом, в отличие от остальных компонентов родительства -родительских установок, родительского отношения и прочего, стиль воспитания имеет следующие особенности:
стиль семейного воспитания является выразителем всех остальных компонентов родительства, в частности, родительского отношения, его проявление наиболее очевидно, то есть основной составляющей стиля семейного воспитания является поведенческая составляющая;
стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, детерминирует личностное становление и развитие ребенка;
стиль семейного воспитания играет наибольшую роль в личностном развитии подростка по сравнению с остальными компонентами родительства: с наступлением подросткового возраста (11-15 лет) на первое место в детерминантах личностного развития выходит не отношение родителя к ребенку, а то, насколько стиль воспитания способствует успешной социализации ребенка;
термин «стиль семейного воспитания» в большей степени обозначает те компоненты родительства, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще;
под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные
-83-
способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выраэ/саются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия - контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А.И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Д>к. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П.Слатер); непоследовательность -последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).
В основу классификации стилей семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях [Лидере А.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А., 1990, с. 132]. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь - контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие — это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие - это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия - контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты - полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Подробная классификация неадекватных стилей семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана А.Е. Личко [Личко А.Е., 1993,
-84-
с.172]. Выделены следующие десять стилей семейного воспитания:
гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая
гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Просматривая литературу, можно увидеть, таким образом, достаточно обширную феноменологию родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отіоюняющегося поведения (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологичесіш заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я. и т.д.).
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (A. Roe, М. Siegelman, 1963; Е. S. Schaefer, 1965). Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация (3. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; J. Bowlby, 1953; М. D. Ainsworth, 1964;М. Rutten, 1975).
Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы. Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностыо, уплощенностью. Им
-85-
свойственна таюке повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности - неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений [Боулби Д., 2006, с. 217]. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности [Винникот Д.В., 2007, 44].
Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.
С. Броди выделила четыре типа материнского отношения. 1. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.
2. Матери второго типа сознательно старались приспособиться к
потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила
в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с
ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу
материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было
теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента
воспитания такие матери применяли жесткий контроль.
4. Матери четвертого типа поведения характеризуются
-86-
непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность [Broudy S., 1956, р. 54].
Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.
Описанные типы родительского (прежде всего материнского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворения базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в континууме «принятие — отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адресованные ребенку более старшего возраста (3-6 ' лет), где важным социализирующим моментом начинает выступать параметр воспитательного контроля.
А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти
-87-
на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; офаничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает значительные офаничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла офаничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, афессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстни¬ками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неафессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неафессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Д. Боумрид [Фридман Л.М., 1999, с. 66] в цикле исследований попыталась преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три фугшы детей.
Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие — с преобладанием уныло-фустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
-88-
Автор выделила также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.
Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказьшать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.
Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение,
-89-
но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних, оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.
Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навьжов контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.
Стили семейного воспитания Кордуэлл М. [Кордуэлл М., 2003, с. 322] подразделяет по степени их требовательности к ребенку (т.е. установлению высоких стандартов и требований послушания родителям и / или отзывчивости и уважения к правам и потребностям ребенка) и выделяет: авторитетный стиль воспитания (одновременно требовательный и отзывчивый). Родители выдвигают разумные требования к ребенку в вопросах обучения и послушания, но проявляют нежность к нему и с уважением относятся к праву ребенка на принятие решений.
Авторитарный стиль воспитания: требовательное, но не отзывчивое. От детей требуется беспрекословное послушание под угрозой различных наказаний. При таком подходе права и потребности детей практически игнорируются.
Разрешительный стиль воспитания предполагает отзывчивое воспитание, но не требовательное. Детям предоставляются все возможности для самостоятельных решений, и родители не пытаются устанавливать правила или объяснять ребенку его обязанности.
Безучастный стиль воспитания: ни отзывчивый, ни требовательный. Между родителями и детьми почти не происходит взаимодействия. Подход
-90-
«спустя рукава» в крайних случаях граничит с пренебрежением родительскими обязанностями.
Подласый И.П. [Подласый И.П., 2000, с. 155] выделяет следующие типы семей по степени напряженности и по последствиям негативного влияния на воспитание детей: «семьи, уважающие детей» - наиболее благополучные для воспитания, детей в таких семьях любят, родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь;
«Отзывчивые семьи». Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными;
«Материально-ориентированные семьи», где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей обеднен. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами, зная, что родители в душе остаются их доброжелателями;
«Враждебные семьи». Неуважение к детям, недоверие, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи;
«Антисоциальные семьи». Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное.
В. И. Гарбузов с соавторами [Гарбузов В. И. и др., 1977, с. 47] выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - не¬приятие шадивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения»,
-91 -
«коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме - реального отказа от ребенка, помещения его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. Подобное отношение отмечалось у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.
Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, технические и спортивные кружки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.
Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития - потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).
В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков; с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
-92-
1. Гапопротещіїя: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий
иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и
заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам,
тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем
контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.
Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по
неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение - побеги
из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа
психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и
принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в
семейную общность.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка,
нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение
проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении
родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный
для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно мас¬
кируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением,
-93-
недостатком исіфенности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцен¬туациях ярче выступают реакций протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реакций или декомпенсации по психастеническому типу. У по¬дростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например старшего ребенка к младшему.
Е.Т. Столина и В.В. Столин [Столин В.В., 1983, с. 156] добавили еще несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку.
1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи».
-94-
2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе
ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с
ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение
реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному
контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от
опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка», что по существу означает
«зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и
фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических
связей с ним.
3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви:
нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные
достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или
подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При
этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости
подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они
переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его
подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об
отсутствующем. У гипертимньгх подростков подобное отношение порождает
бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми
стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы»
напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем
ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену
отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает
глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть'
родительскую любовь, подросток вынужден сверхограничивать собственную
индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь
собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения
примитивной привязанности.
4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший
-95-
родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие са¬мостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.
Стиль общения с ребенком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят тот стиль воспитания, какой был свойствен их собственному детству, нередко повторяют стиль своих матерей. Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения. В работе А. Адлера впервые был описан тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотические отношения, опекающей и защищающей его, тем самым парализующей собственную активность и самостоятельность ребенка.
На основании клинических наблюдений и экспериментальных психологических исследований А. И. Захаров [Захаров А. И., 1982, с. 47] описывает изменения личности родителей, которые относятся главным образом к сфере «я». Они не резко выражены и не ведут к грубым нарушениям социальной адаптации, расторможенным и асоциальным формам поведения. У матери и отца есть ряд общих изменений личности, которые можно сгруппировать следующим образом.
«Слабость личности» — повышенная ранимость, затруднения в принятии решений, мнительность, застреваемость на переживаниях.
«Ригидность личности» — болезненно заостренное чувство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.
«Закрытость личности» — недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.
«Конфликтность личности» — постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм.
-96-
Также А.И. Захаров дает комплексную характеристику личностных особеннос¬тей матерей, чьи дети страдают неврозом [Захаров А. И., 1982, с. 69]. Наряду с сензитивностью, тревожностью и неуверенностью в себе этих матерей отличает также излишняя пунктуальность, принципиальность в моральных требованиях, ригидность мышления, нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей, высокая конфликтность в сфере межличностных отношений, недостаточная эмоциональная отзывчивость. У отцов на первый план выступали черты мягкости, пассивности, некоторой минорности общего фона настроения [Захаров А. И., 1982, с. 84]. Результатом подобных личностных особенностей является извращенная ролевая структура семьи, в которой мать излишне «мужественна» - недостаточно эмоционально отзывчива и эмпатична, зато требовательна и категорична, а отец «женствен» — мягок, раним, не способен управлять ситуацией. Очевидно, что родители с подобными, характерологическими особенностями представляют ребенку искаженные образцы для идентификации и усвоения социальных образцов поведения. Оба родителя обладают также сходной структурой неудовлетворенных потребностей - в основном это фрустрация потребности в эмоциональной близости, заостренное желание независимости, сочетающееся со страхом перемен, чувство внутреннего дискомфорта, внутренняя конфликтность и недовольство собой. Однако душевная усталость, неадекватные способы самоутверждения не позволяют родителям адекватно увидеть и принять себя такими, какие они есть, искать конструктивные пути разрешения собственных конфликтов. Ребенок в такой семье выступает в качестве «козла отпущения», принимающего на себя проекции родительских конфликтов, а его невроз становится клиническим выражением личностных проблем родителей.
В исследовании детей с ночным энурезом А. Я. Варга убедительно показала, как невротический симптом ребенка становится условно-желательным для родителей, позволяя им вытеснять неблагополучие в сфере собственных интимных отношений [Варга А.Я. 1986, с. 18]. Еще более грубые характерологические отклонения отмечаются у родителей детей, больных шизофренией. «Шизофреногенную» мать отличают две типичные установки: 1) открытое
-97-
отвержение, сочетающееся с безупречно инструментальным контролем, холодность или безразличие к ребенку, иногда садистическая настроенность; 2) скрытое отклонение, когда чрезмерная забота является формой доминирования и паразитического существования при наличии инфантильных и эгоистических установок. Отец в этих исследованиях характеризовался как пассивный, равнодушный, устраняющийся от семейных дел.
Патологическая заостренность характерологических черт родителей порождает специфические особенности отношения к ребенку. Родители, например, не замечают у себя тех черт характера и поведения, на малейшее проявление которых у ребенка они реагируют аффективно-болезненно и настойчиво стараются искоренить. Таким образом, родители неосознанно проецируют свои проблемы на ребенка, а затем реагируют на них как на свои собственные. Так, нередко «делегирование» — упорное желание сделать из ребенка «самого» (развитого, эрудированного, порядочного, социально-успешного) - является компенсацией чувства малоценности, недееспособности, переживания себя как неудачника. Проекция родительских конфликтов на ребенка не предрешает, однако, стиля родительского отношения: в одном случае это выльется в открыто эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего идеальному родительскому образу; в другом случае примет более изощренную форму: по защитному механизму образования реакции обернется гиперопекой или гиперпротекцией. Очень обостряется конфликтное отношение к ребенку-подростку, особенно если в семье есть еще маленький ребенок: родители обычно склонны переоценивать достоинства младшего, на фоне которого недостатки подростка - реальные и мнимые - воспринимаются родителями как невыносимые. Неприятие или эмоциональное отвержение особенно драматично для обеих сторон в неполных семьях, где мать преследует страх, что ребенок воспроизведет нежелательные черты отца, - «боюсь, что скажутся гены». Скрытое отвержение может маскироваться здесь гиперпротекцией, в крайних вариантах - доминирующей гиперпротекцией.
Гиперсоциальность, паранойяльные черты личности в сочетании с фрустрацией потребности в любви у матери, самой имеющей неблагоприятный
-98-
опыт отношений в прародительской семье, порождают амбивалентные чувства к ребенку, чаще всего дочери. Существует довольно аргументированная точка зрения, что воспроизведение стиля воспитания из поколения в поколение - общая закономерность [Захаров А. И., 1982, с. 93].
Большое значение для формирования определенного стиля общения с детьми в семье имеют социокультурные традиции. Л. Лаоса подробно проанализировал процесс обучения детей матерями в американских семьях англосаксов и чиканос - выходцев из Латинской Америки. Оказалось, что при прочих равных условиях (уровень образования и материальное положение) стиль общения во время обучения резко различен. Матери англосаксонского происхождения предпочитали словесные объяснения, чаще хвалили и поощряли своих детей. Матери чиканос больше опирались на отрицательное подкрепление, использовали физический контроль, шире употребляли зрительную подсказку и простейшее моделирование. В целом стиль обучения в латиноамериканских семьях более директивный и невербальный [Laosa, L. М., 1999, 355-406].
Особого внимания заслуживает имеющийся экспериментальный материал, который показывает влияние характера общения со взрослыми на становление «Я-концепции» подростков. Важнейшим моментом в развитии подростка является переживание им интегративных возможностей своего «Я», их можно зафиксировать в виде устойчивости и адекватности самооценки. Эти свойства самооценки определяют степень самостоятельности и независимости человека в разных видах деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.
Характер общения со взрослыми существенно влияет на эти параметры самооценки [Абрамова Г.С, 2001, с. 543]. Например, у подростков, которые могут доверительно общаться с родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка. У подростков с преобладанием регламентированного типа общения с родителями неадекватная самооценка в 87,9% случаев. Устойчивая самооценка формируется у 79,1% исследуемых школьников, если им есть с кем доверительно общаться, при регламентированном
-99-
общении с родителями - у 25%.
На основании анализа данных, полученных с помощью методики «Взаимодействие ребенок - родитель» Ильиных Ю.В. [Ильиных Ю. В., 2004, с. 15] были выделены группы детей с различным восприятием стиля воспитания родителей. Были выделены три группы детей, достоверно отличающихся между собой по восприятию той или иной особенности, касаемой стиля родительского воспитания. Так, относительно каждой, перечисленной ниже особенности, были обозначены дети с низким, высоким и средним уровнями. Различия в восприятии детьми стиля воспитания родителей касались следующих особенностей:
Уровень требований родителей. В частности, на восприятие материнской требовательности у детей существенным образом влияет уровень ее опеки, число запретов и степень удовлетворения потребностей ребенка. Уменьшение опеки вызывает субъективное чувство требовательности к себе, при этом сохраняется ощущение, что мама контролирует также, если не больше. Другими словами, зарождающееся чувство самоконтроля не осознается. Субъект контроля выносится за рамки себя (на маму). Ребенок уже сам определяет направление своего поведения, при этом продолжает думать, что лишь исполняет волю матери. Показательным является отсутствие достоверных различий в материнской авторитетности и удовлетворенности отношениями с ней у детей всех трех групп. Другими словами, независимо от субъективного ощущения требовательности к себе, дети всегда считают маму авторитетом и довольны взаимоотношениями с ней.
Таким образом, в отличие от материнского контроля, отцовский, стимулирует у ребенка чувство требовательности к себе. Именно пристальное отцовское внимание вызывает чувство глубокого уважения к нему и удовлетворение взаимоотношениями с ним.
Уровень строгости родителей. Были выделены три группы детей, достоверно отличающихся между собой по восприятию строгости родителей
- 100-
- дети с низкой, высокой и средней субъективной строгостью, которые условно были обозначены как детей с ВС, СС, НС соответственно. В частности, Автором было выявлено, что дети с ВС, по сравнению с детьми НС, ощущают большую требовательность от родителя (хотя, как мы знаем, на самом деле требовательность со стороны матери становится минимальной), более чуткий контроль за собой, меньшее принятие себя как личности, меньшее сотрудничество, меньшее согласие с матерью, меньшую последовательность и удовлетворенность отношениями с ней. Дети с СС, по сравнению с детьми с ВС, ощущают большую требовательность к себе и меньшую степень согласия с мамой. По сравнению с детьми с НС, дети с СС ощущают большую требовательность к себе, меньшую степень принятия и последовательность в стиле воспитания. Автор делает вывод о том, что требования родителей выступают позитивным проявлением внимания, а не насилием (в отличие от запретов). В свою очередь, на восприятие строгости детьми родительского воспитания влияют усиленные запреты и минимальное удовлетворение потребностей ребенка. Дети с ВС, по сравнению с детьми с НС, ощущают большую требовательность (опять-таки при фактическом ее снижении у отцов), контроль, меньшую близость с отцом, слабое согласие с ним, меньшее принятие им себя как личности, меньшую степень сотрудничества и удовлетворенности отношениями с ним. Дети со средним уровнем субъективной отцовской строгости отмечают большую эмоциональную близость с ним, большее принятие им себя, согласие, сотрудничество и удовлетворенность, а также меньшую требовательность, по сравнению с детьми с высоким уровнем субъективной отцовской строгости. По сравнению с детьми с низким уровнем субъективной отцовской строгости дети со средним уровнем отмечают большую требовательность к себе.
Уровень контроля родителей. Так, автором было отмечено, что дети с высоким уровнем субъективного материнского контроля достоверно отличаются от детей с низким уровнем субъективного контроля по шкалам: требовательность матери, строгости и сотрудничества. Первые отмечают
- 101 -
большую материнскую требовательность, строгость и меньшее сотрудничество. Дети со средним уровнем субъективного контроля достоверно меньше чувствуют строгость со стороны матери, чем дети с высоким уровнем. Кроме того, эти дети достоверно больше чувствуют требовательность к себе и меньше сотрудничество, по сравнению с детьми с низким уровнем субъективного материнского контроля.
Дети с различным уровнем субъективного восприятия отцовского контроля различаются между собой и по другим параметрам. Так, дети с высоким уровнем субъективного отцовского контроля сильнее ощущают требовательность к себе со стороны отца, его строгость; кроме того, отмечают меньшую его последовательность, большее сотрудничество с ним, авторитетность и удовлетворенность отношениями с ним. Дети со средним уровнем субъективного контроля отмечают меньшую строгость, большее принятие себя отцом, более сильное согласие с ним и большую последовательность, по сравнению с детьми с высоким уровнем субъективного отцовского контроля. По сравнению с детьми с низким уровнем субъективного отцовского контроля, дети со средним уровнем отмечают большую требовательность к себе.
Таким образом, стиль отцовского воспитания влияет на субъективное восприятие его контроля опосредованно, только через восприятие других составляющих воспитания.
Степень эмоциональной близости ребенка с родителями. В конечном итоге, дети с сильной эмоциональной близостью с матерью меньше чувствуют ее строгость, больше отмечают принятие себя как личности с ее стороны, степень сотрудничества и согласия с ней, последовательности в ее поведении, ее авторитет для себя и степень удовлетворенности отношениями с ней, по сравнению с детьми, которые отмечают слабую эмоциональную близость с матерью.
Дети с сильной эмоциональной близостью с отцом больше отмечают принятие себя как личности с его стороны, степень сотрудничества и
- 102 -
согласия с ним, его авторитет для себя, степень удовлетворенности отношениями с ним, меньший уровень требовательности, но большую степень строгости, по сравнению с детьми, которые отмечают слабую эмоциональную близость с отцом.
Степень принятия ребенка родителями. Автором было отмечено, что чрезмерные запреты матери могут привести как к субъективному ощущению высокого принятия себя у ребенка, так и, наоборот, к низкому, в зависимости от сочетания с другими чертами воспитательного процесса. Повышенная материнская требовательность и опека, а также минимальность санкций с ее стороны приводят, скорее к субъективному ощущению высокого принятия себя у ребенка.
Дети с сильным субъективным принятием своей личности со стороны матери больше отмечают степень сотрудничества и согласия с ней, ее авторитет для себя, сильную эмоциональную близость с ней, высокую степень удовлетворенности отношениями с ней, большую последовательность ее поведения, меньший уровень требовательности и строгости, по сравнению с детьми, которые отмечают слабое субъективное принятие себя.
В отличие от детей с низким уровнем, дети с высоким уровнем субъективного принятия своей личности со стороны отца, отмечают большую степень сотрудничества и согласия с ним, его авторитет для себя, сильную эмоциональную близость с ним, высокую степень удовлетворенности отношениями с ним, большую последовательность его поведения; при этом чувствуют меньшую отцовскую строгость, требовательность и контроль.
Уровень сотрудничества. В конечном итоге, дети с высоким уровнем сотрудничеством с матерью отмечают большее согласие с ней, принятие своей личности, эмоциональную близость, авторитетность и удовлетворенность отношениями с ней, а также меньшую строгость, по сравнению с детьми с низким уровнем.
- 103-
Дети с высоким уровнем сотрудничеством с отцом отмечают принятие своей личности, эмоциональную близость, авторитетность и удовлетворенность отношениями с ним, а также меньшую строгость, по сравнению с детьми с низким уровнем.
Уровень согласия с родителями. Дети с высоким уровнем согласия с матерью отмечают большее принятие своей личности, эмоциональную близость с ней, ее последовательность, удовлетворенность отношениями с ней, а также меньшую строгость и требовательность, по сравнению с детьми с низким уровнем. Здесь мы видим парадоксальную, на первый взгляд, картину: если мамы очень сильно требуют с детей, то при условии согласия с ними, дети воспринимают требования низкими. И, наоборот, при отсутствии согласия с ребенком понижение материнской требовательности к нему вызывает у него чувство повышенной требовательности.
Дети с высоким уровнем согласия с отцом отмечают большее принятие своей личности, эмоциональную близость с ним, его последовательность, авторитетность и удовлетворенность отношениями с ним, а также меньшую строгость и контроль, по сравнению с детьми с низким уровнем.
Уровень последовательности. Так, дети с высоким уровнем субъективной материнской последовательности отмечают большее согласие с ней, сотрудничество принятие своей личности, эмоциональную близость, авторитетность и удовлетворенность отношениями с ней, а также меньшую строгость, по сравнению с детьми с низким уровнем.
Дети с высоким уровнем субъективной отцовской последовательности отмечают большее принятие своей личности, авторитетность, а также меньшую требовательность, по сравнению с детьми с низким уровнем.
Уровень авторитета. Дети с высокой материнской авторитетностью отмечают сотрудничество, принятие своей личности, эмоциональную близость и удовлетворенность отношениями с ней, по сравнению с детьми с низкой авторитетностью. Дети с высокой отцовской авторитетностью отмечают большее сотрудничество, принятие своей личности,
- 104-
эмоциональную близость и удовлетворенность отношениями с ним, а также большую требовательность и контроль, по сравнению с детьми с низкой отцовской авторитетностью.
Степень удовлетворенности отношениями с родителями. Были выделены три группы детей, достоверно отличающихся между собой по степени удовлетворенности отношениями с родителями.
Дети с сильной удовлетворенностью отношениями с матерью отмечают большее сотрудничество, принятие своей личности, эмоциональную близость, согласия с ней, ее последовательность и авторитетность, а также меньшую строгость, по сравнению с детьми с низкой удовлетворенностью.
Дети с высокой удовлетворенностью отношениями с отцом отмечают большее сотрудничество, принятие своей личности, эмоциональную близость, контроль, его последовательность, авторитетность и меньшую строгость, по сравнению с детьми с низкой удовлетворенностью.
Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин [Benjamin L.S., 1974, р. 21]. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок» позволяет не только характеризовать поведение каждого из них, но и учитывать наличествующий тип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то же поведение родителей, по крайней мере, двумя способами. Так, он может отвечать на родительское поведение «дополнительно», т. е. инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, но он может отвечать на роди¬тельское поведение и «защитно», — например, в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родителями так, как будто те любят его и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему.
Следуя логике этой модели, можно предполагать, что ребенок, вырастая, начинает вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели
- 105-
себя по отношению к нему. В исследовании Л. Беньямин специально рассматривает также вопрос о соотношении самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция (перенесение внутрь) родительского отношения и способов управления поведением ребенка. Так, например, пристыживание ребенка может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях с ним преобразуется в направленность быть хозяином самого себя, жестокое саморуководство.
По способу, т. е. по тому, как происходит «интериоризация» самосознания ребенка, можно выделить несколько типов общения: 1) прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения; 2) опосредованную детерминацию самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний; 3) контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля; 4) косвенное управление формированием са¬мосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.
Анализ жалоб и проблем, с которыми обращаются родители, показывает, что важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно выступающими объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленность; 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, 3) подчинение ребенка родительскому авторитету; 4) интересы, прежде всего к учебе; 5) способности — ум, память.
Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен).
Р. Лэнгс, анализируя отношение родителей и детей в таких семьях, ввел понятие «мистификация» — внушение детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят. Одна из форм мистификации — приписывание, которое, в свою очередь,
- 106-
подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (например, болезненности, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях) и «плохости» (низости, аморальности). Другая форма мистификации — инвалидация — принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов [Лэнгс Р., 2003, с. 175].
Анализ сочинений «Мой ребенок», написанных родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, дает множество примеров разнообразных приписываний и инвалидаций [В. В. Столин, 1983, с. 44].
Конечно, негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере, частично, могут иметь под собой реальную «почву» в поведении или чертах характера ребенка, однако, транслированные в его самосознание в виде «называния вещей своими именами» родительских «приговоров», эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.
Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая от¬рицательные следствия для формирования самосознания ребенка.
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-концепции» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивную «Я-концепцию», если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и дру-
- 107-
гое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.
Учитывая стремление подростка занять определенное место в жизни, в обществе, в отношениях со взрослыми, его резко повышенную потребность оценить самого себя в системе «Я и моя полезность для общества», «Я и мое участие в жизни общества», важно углубить ту линию деятельности подростка, в которой в наибольшей степени заключены тенденции его развития как активного члена общества. Надо определить оптимальные формы и способы организации такой деятельности, раскрыть возможности и механизмы ее воспитательного воздействия. Успешная организация деятельности подростков требует и умелого проникновения в их внутренний мир. При этом каждый родитель должен не только «приблизительно» знать изменения, происходящие в психическом развитии детей, в формировании качеств их личности, но и оперативно изучать результативность воспитательных усилий, устанавливая обратную связь с ребенком.
Ремшмидт X. подчеркивает, что отношение к семье в ходе взросления ребенка меняется следующим образом: созревание когнитивных и эмо¬циональных функций ведет к тому, что подростки используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действия взрослых [Ремшмидт X., 1994, с. 89]. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.
В процессе социализации группа ровесников в значительной степени за¬мещает родителей. Такое «обесценивание» последних - проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями с другими, значимыми для ребенка людьми, которые формируют определенные формы его поведения. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период
- 108 -
взросления она остается важной референтной группой (хотя процесс отрыва от семьи - обязательное условие достижения самостоятельности).
Семьям необходима помощь для осознания своей роли в воспитании ре¬бенка и формирование умения «вовремя» перестроиться по мере того, как подростки становятся все более независимыми. В этой ситуации родители и дети должны пересмотреть свои роли, подросткам требуется совсем иная поддержка, чем младшим детям, прежде всего потому, что они четко осознают свою независимость.
Койшибаева Ирина Анатольевна. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье : на примере российских, украинских и казахских семей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Койшибаева Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. психол.-пед. ин-т].- Москва, 2010.- 225 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.