Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Современная концепция зависимого поведения (материалы для дипломной, магистерской по психологии)
Категория психологической зависимости
Изучением зависимостей занимается сразу несколько наук. К ним относятся психология, социология и медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - аддиктология или наука о зависимостях.
Аддиктология занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, зависимость от пищи, денег, власти, компьютера, игр (включая азартные и компьютерные игры). Кроме того, исследуются трудовые зависимости, любовные и сексуальные зависимости, зависимости от людей, предметов и событий и многие другие.
В соответствии с этим зависимое поведение охватывает различные сферы: алкоголизм, курение, пристрастие к наркотикам, обильной еде, азартным играм, компьютеру, гиперсексуальность, подчинение групповому давлению, зависимость от семьи или конкретного человека. В современной психологической науке выделяется три основных направления в исследовании аддиктивного поведения.
18
Первое направление изучает зависимость, связанную с употреблением психоактивных веществ (ПАВ). Данное направление является наиболее распространенным и разработанным. Здесь речь идет об алкогольной, никотиновой, наркотической и т. д. зависимостях, которые исследуются с точки зрения фармакологии психоактивных веществ [8,18,22,31,66]. А также связи химической зависимости с психологическими заболеваниями [53,54]; последствий внутриутробного наркотического воздействия [92]; методов обследования лиц, страдающих данными видами зависимости [53,59]; разработки способов и методов лечения [93] и психотерапевтического воздействия и психопрофилактики [38,59].
Второе направление изучает зависимость в контексте включенности индивида в социальную группу и акцентирование внимания на подверженность индивидуума групповому давлению, явлении конформизма и т.д. [80]
Третье направление ориентировано на изучение зависимости как особого рода связей с другим человеком в межличностных отношениях [45,67].
По результатам исследований данных направлений было выявлено, что в основе различных форм зависимостей лежат сходные психологические механизмы. Аддикция сопровождается сильными эмоциональными связями с другими людьми, с неодушевлёнными предметами или явлениями [45,54,67,92]. Аддикт не способен устанавливать адекватные отношения с другими людьми и одновременно стремится к ним, при этом реализует это стремление искусственным образом. Включаются механизмы самозащиты, самооправдания. В аддикте живут, не пересекаясь, две личности. Одна всё правильно понимает и рассуждает на логическом уровне, другая существует в эмоциональной плоскости с так называемым в психологии «мышлением по желанию» [38,80,92]. Именно она, вторая личность, всегда найдёт оправдание аддиктивному поведению и проигнорирует последствия, которые могут быть весьма опасными.
В последние годы отмечается значительный рост психологических зависимостей, разнообразие их форм и появление новых разновидностей
19
[127,128]. Все типы зависимого поведения питает «мощная сила подсознания и придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения» [142, с.51].
Специфика зависимого поведения, заключается в том, что оно может включаться не только в структуру психологических девиаций и психопатологических расстройств, но и быть нормативным и даже гармоничным (например, трудоголизм). Различные виды зависимостей распространяются от адекватных привязанностей, увлечений, способствующих творческому или душевному самосовершенствованию как признаков нормы до расстройств зависимого поведения, приводящих к психосоциальной дезадаптации [132,133]. Поэтому аддикция это не всегда «признак патологической слабости, это и проявление фонтанирующей жизненной силы, нередко креативности и высокой поисковой активности, оригинальности. Люди стремятся к аддиктивному поведению, потому что оно позволяет достичь чувства внутреннего эмоционального контроля над психической беспомощностью» [98, с. 107]. По мере углубления зависимость во многих случаях предстает своей негативной стороной. Поэтому крайне важным в теоретическом и практическом плане является обнаружение различий патологических и непатологических форм зависимостей.
Привлекательность аддикции состоит в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления [69,70,72,84]. Создается субъективное впечатление, что, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель [70,84]. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности [69].
Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции человека, который
20
оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, расслабляться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям [70].
В литературе при описании явления зависимости используются близкие по своей сущности понятия: привязанность, симбиотизм, тревожность, выученная беспомощность, конформизм [10].
В изучении зависимости в системе эмоциональных отношений значительное место занимает проблема соотношения зависимости и привязанности. Под привязанностью понимается поиск и установление близости с другим индивидом [45]. В основе привязанности лежат сильные эмоциональные связи, определяющие душевный и психологический строй личности (отношение к себе, к миру, творческие способности и т.д.), а так же удовлетворяющие потребности человека в любви, защищенности и безопасности [97,98].
Целенаправленное изучение феномена привязанности осуществляется в рамках двух основных направлений: психоаналитического и этологического. По мнению ряда авторов, проблема разграничения явления зависимости и привязанности сложна и запутана. Стремление к установлению близких эмоциональных отношений, присуще и привязанности и психологической зависимости. В этом родство этих феноменов. Некоторые психологи считают эти понятия синонимами и обозначают ими одно явление [133,137].
«Симбиотизм» - биологический термин, обозначающий два отдельных взаимодействующих организма (младенец и мать). Исследователями зависимой личности отмечается, что часто ее потребности в постоянном объекте и нахождении по близости с ним может перерасти в стремление к симбиотично-му отношению [45].
«Тревожность» понимается, как «переживания, связанные с ожиданием неблагополучия, негативного отношения к себе окружающих, предчувствием грозящей опасности» [82,83]. Близость данных понятий обусловлена наличием неуверенности в себе, искаженным восприятием реальных условий общения,
21
лежащих в основе тревожности как личностного образования, а также толкающих индивида к поискам надежного и защищающего объекта. [67]. Ряд авторов рассматривают тревогу, как основу психологической зависимости [126,130]. Связь явлений тревожности и психологической зависимости устанавливается в ряде корреляционных исследований [131,139].
«Выученная беспомощность» обозначает устойчивое чувство беспомощности, приобретенное индивидом в ситуации неконтролируемости и непредсказуемости им внешних событий, и распространяемое в дальнейшем на другие ситуации [111,142]. В межличностных отношениях выученная беспомощность проявляется в форме пассивности, безынициативности, пессимизма, восприятии себя как слабого и беспомощного на фоне отношения к другим как к более сильным. Ряд авторов рассматривают беспомощность и слабость у зависимой личности как нацеливание «привязать» к себе других [127] .Указанные характеристики выученной беспомощности достаточно часто встречаются и в описании психологической зависимости [135], это говорит о близости данных феноменов между собой и создает проблему их разграничения.
Несмотря на то, что в определенных ситуациях эмоциональная зависимость может проявляться как выученная беспомощность, эти явления полностью отождествлять нельзя, так как чувство беспомощности не всегда имеет в своей основе аффективное отношение к значимому лицу.
«Конформизм» используется для описания личностной неустойчивости, склонностей индивида к внешней зависимости, выражающейся в изменении им своих убеждений, поведения [80]. Конформизм и психологическая зависимость являются близкими феноменами [136], при этом конформизм является одним из проявлений зависимости, также как и психологическая зависимость является одной из сфер проявления конформизма (например, при деловом общении).
Таким образом, в психологической науке понятие зависимости применяют для обозначения широкого круга явлений. При этом в общем смысле зависимость связывают с навязчивым состоянием непреодолимого влечения к
22
чему-либо (кому-либо), требующее тотального повиновения и сопровождающееся импульсивностью и безусловностью выполнения [139].
Формирование психологической зависимости, по мнению исследователей, начинается с развития личности человека. При этом в развитии зависимости выделяется два этапа [10,69,70]:
1. Формирование структуры личности, склонной к зависимости.
Данному направлению посвящено множество исследований, но до сих
пор четкие критерии потенциально зависимого человека не выявлены. Поэтому при исследовании зависимости используются вероятностные прогнозы с указанием на «факторы риска».
2. «Встреча с объектом», адекватным структуре личности человека.
На данном этапе некоторая характеристика выбранного «объекта» играет компенсаторную роль, и становится незаменимой частью в жизни человека, образуя так называемый аддиктивный комплекс.
Поведение личности, склонной к зависимости, характеризуется навязчивым стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психологического состояния. Это создает в сознании зависимой личности иллюзию безопасности и мнимого восстановления равновесия [69].
Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями [51]. Эмоции являются составной частью зависимости. Можно утверждать, что человек зависит не от препарата, а от получаемых эмоций. И в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная она или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость [51].
Личность формируется в общении с другими людьми. Через общение усваиваются общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт и нарушает тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и
23
подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении.
Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются и искажаются такие важные механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.
Большинство людей, страдающие той или иной формой зависимости, отличаются излишней раздражительностью, вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью в поведении [51]. Все это - свидетельство если не нарушений, то отклонений в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния людей: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии.
В современной психиатрии психологическая зависимость, характеризуется неуверенностью в себе, низкой самооценкой, пессимистичным настроем, страхом выражения своих побуждений, сужением круга общения, потребность в руководстве со стороны другого, стремлением избежать ситуаций, требующих проявления ответственности и выполнения функций лидера [140].
Итак, зависимость в развитии личности обсуждается многими психологами. При этом различные авторы единогласно рассматривают зависимость как фактор, отрицательно оказывающий воздействие на личностное развитие [51,132,140]. Патологические формы зависимости оказывают неблагоприятное воздействие на развитие личности человека.
Зависимость дает возможность человеку, страдающему психическими расстройствами, доступно и привлекательно поддерживать удовлетворительный уровень психического комфорта с одновременным исчезновением или ослаблением имеющихся болезненных проявлений, нормализацией самооценки, преодолением проблем в общении. Часто при этом наблюдается иллюзия выздоровления, тогда как исключение предмета зависимости вызывает ухудшение психического состояния.
24
Зависимость является разновидностью девиантного поведения, характеризующегося чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. В основе зависимости лежит внутрилично-стный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния (употребление алкоголя, наркотиков) или фиксируя своё внимание на определённых предметах или активностях [2].
Факторы риска возникновения психологической зависимости
В психологической литературе под факторами риска подразумеваются признаки, наличие которых у конкретного лица делает возможность систематического обращения к предмету зависимости более вероятной по сравнению с лицами, данных признаков не имеющих [75]. Среди теоретических подходов к вопросам психологической зависимости на данную проблему отсутствует единый концептуальный взгляд. При этом многими авторами было выявлено, что формирование психологической зависимости обуславливается как внешними (социально-политическими, экономическими, социально-психологическими, педагогическими), так и внутренними (индивидуально-биологическими и индивидуально-психологическими) факторами [75,142].
Наличие одновременно у одного лица нескольких факторов риска требует особого внимания, так как при общем воздействии эффект упомянутых признаков суммируется и наносимое ими воздействие становится более пагубным. В развитии аддиктивного поведения играют роль средовые, конституционально-биологические, микросоциальные (семейные), половые, психологические факторы [142]. Таким образом, условно факторы риска психологической зависимости можно разделить на три группы:
S биологические факторы (обусловленные особенностями организма).
S психологические факторы (обусловленные складом характера).
•S социальные факторы (следствие влияния общества).
25
Группа биологических факторов
Включает в себя генетические и другие физические особенности индивидов (дефекты во внешности, дефекты речи, неудовлетворённость собственным физическим обликом и его несоответствие принятым идеалам мужественности/женственности), которые вносят свой вклад в злоупотребление ад-диктивным агентом, часто с последующим развитием психологической зависимости от данного агента [74,75].
К факторам риска, частично обусловленным генетическим влиянием, можно отнести некоторые индивидуальные характеристики, которые повышают вероятность возникновения и развития зависимости. Это повышенная импульсивность, стремление к поиску новизны, синдром детской гиперактивности, нарушение поведения в детстве (экстернализованное поведение) Этот комплекс называют «нейрональной и поведенческой расторможенностью» [145].
Психологические факторы
Такие психологические особенности как снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций, скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством, внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед эмоциональными контактами, стремление обвинять других, попытки уйти от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения, зависимость, тревожность [51], играют в формировании ад-диктивных расстройств ведущую роль.
Большинство лиц с психическими расстройствами можно закономерно считать главной группой риска возникновения зависимого поведения. Человеку, страдающему психической болезнью, присущи эмоциональные, познавательные и другие проблемы затрудняют его адаптацию в обычной среде. Рефлекторно это стимулирует его на поиск новой среды и эмоционально-позитивного состояния, которое несет зависимость. При попытках возвращения зависимого человека в социальное окружение частота возникновения эмоционально-негативных состояний увеличивается, и имеющиеся проблемы на-
26
чинают выступать как дефект (несостоятельность). Таким образом, замыкается «порочный круг» с неизбежным социальным снижением и негативными последствиями.
Чувство внутренней пустоты и скуки порождает склонность к измененным состояниям сознания. В последствиях своего поведения даже при формальном раскаянии чувство вины переносится на окружающих [75,145].
Аддиктивная личность ищет свой универсальный способ существования - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности зависимой личности нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта.
К психологической зависимости наиболее предрасположены следующие личностные типы [75]:
1. Неустойчивая (диссоциальная) личность с несформированным кругом ценностей и предпочтений, отсутствием стремления к систематическому труду и тягой к пустому времяпрепровождению. Типичные спутники данного личностного типа - лживость и отсутствие чувств обязательности, сострадания. Чувства стыда и раскаяния не сформированы или выражены в минимальной степени. Обычно играют роль ведомых, легко поддаются постороннему влиянию. Практически не способны к лидерству и инициативе.
2. Эмоционально неустойчивая (возбудимая) личность со склонностью к импульсивному поведению без учета его последствий, тенденцией к постоянным конфликтам и ссорам, повышенным уровнем агрессивности, непредсказуемым настроением со сменой по малозначимым поводам. Как правило, при хорошей социальной ориентировке и стремлению к лидерству у данных лиц нет интереса к учебе и творчеству (что само по себе предрасполагает к достижению социально престижных целей асоциальными и антисоциальными методами без волевых усилий).
Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения [72,90]. К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и
27
оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму.
Социальные факторы: макросоциалъные и микросоциальные
Под макросоциальными факторами, влияющими на развитие аддиктив-ного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений в нём с невозможностью некоторых членов общества своевременно к ним адаптироваться [128]. Среди микросоциальных факторов, способствующих возникновению аддиктивного поведения, выделяют семейные и внесемейные взаимодействия, которые определяют индивидуальные реакции, особенности общения, систему предпочтений индивидуума. Их влияние может быть как конструктивным (поддерживает развитие, способствует продуктивному общению, развивает взаимопонимание), так и деструктивным (происходит фиксация на страхе, комплексе вины и неполноценности).
Воздействие семьи на психологическое состояние ребёнка проявляется уже в самом раннем периоде его жизни. Появлению аддикций способствует такой фактор, как невозможность установить чёткие границы между членами семьи, что приводит к незнанию круга обязанностей, уходу от ответственности и стремлению избавиться от чувства вины аддиктивным образом. Человек в повседневной жизни стремится к психологическому комфорту в любой ситуации, но это не всегда удаётся, и поэтому он погружается в ту или иную аддик-цию или "пагубную привычку" [140].
В противовес гармоничному воспитанию в полной семье воспитание, не удовлетворяющее по таким показателям как по составу воспитывающих лиц, эмоционально-смысловой наполненности и степени удовлетворения потребностей ребенка, подразумевает нарушение усвоения полоролевых традиционных стереотипов в сочетании с объективной нехваткой одним родителем времени для осуществления полноценного воспитания. Также деструктивные (калеча-
28
щие) варианты воспитания, наиболее- неблагоприятными из которых являются безнадзорность (отсутствие заботы и призрения) и отвержение (активное неприятие ребенка) как отсутствие передаваемого позитивного опыта и высокий риск раннего приобретения асоциальных поведенческих стереотипов.
В структуре семейных отношений важную роль играет наличие в семье твердых правил, родительского мониторинга, сплоченности и твердости. Под сплоченностью понимают способность семьи работать вместе, особенно во время стресса. Твердость - это способность семьи использовать свои сильные стороны в преодолении стресса в течение какого-то времени. Большое значение имеет тип или качество взаимоотношений между родителями и подростком при любой структуре семьи [144].
Повлиять на обращение подростка к аддиктивным объектам может развод родителей. Дети, перенесшие развод родителей могут быть психологически более ранимыми и испытывающими на себе большее давление сверстников [133].
Факторы риска связанные с семьей можно обобщить следующим образом. Это конфликты и насилие в семье, проблемы управления поведением подростка, семейная дезорганизация, недостаток сплоченности семьи, повышенный уровень стресса, нечеткие правила и непостоянство в отношениях, ревность среди сибсов, плохое наблюдение за ребенком, плохая дисциплина, уровень образования родителей, нереалистические ожидания в развитии.
Факторами риска, проявляющимися в школе считают, плохую успеваемость в учебе, плохое когнитивное функционирование, конфликты во взаимоотношениях, агрессивное поведение или чрезмерная застенчивость в классе; стремление примкнуть к подросткам с девиантным поведением, насилие и другие формы дисфункционального поведения [147].
К факторам риска, связанными со сверстниками относятся дружба со сверстниками с девиантным поведением, осведомленность и одобрительное отношение к фактам злоупотребления аддиктивных агентов.
Во всех исследованиях подчеркивается преобладание страдающих зависимостью мужчин над женщинами. Здесь роль играет такой фактор, как боль-
29
шая тяга лиц мужского пола к получению и усвоению новых впечатлений наряду с прочими знаниями и навыками;
Таким образом, в основе любой психологической зависимости лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния (употребление алкоголя, наркотиков) или фиксируя своё внимание на определённых предметах или активностях [2]. Поэтому "зависимая личность" представляет собой личностное нарушение [139].
На зависимое поведение влияет ряд факторов (биологические, социальные, духовные (культурные) и психологические) [74,75]. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению. В таблице 1 приведены психологические факторы зависимости.
К психологическим факторами зависимости относятся: личностные предпосылки - эмоциональная незрелость, нервозность, низкий самоконтроль, деформированная система ценностей, неумение удовлетворять свои потребности, завышенная самооценка, низкая устойчивость к стрессам, болезненная впечатлительность, обидчивость, повышенная конфликтность. Социальные предпосылки - семья (родители, пренебрегающие своими обязанностями, испытывающие воспитательную неуверенность, неконтролирующие поведение детей, ведущие себя непоследовательно, порой слишком сурово, конфликтующие между собой); сверстники; школа; общество.
Ведущую роль в формировании психологической зависимости играют психологические особенности личности, к ним относятся: снижение уровня переносимости трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с проявляемым превосходством. Так же внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.
Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения [72,90]. Причина такого подхода лежит в психологических особенностях подросткового возраста.
Подростковый возраст - самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы [84]. Подростки с зависимым поведением отдают предпочтение надежной зависимости перед ненадежной неопределенностью.
Источник: Гришина, Анна Викторовна. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Гришина Анна Викторовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 196 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.