Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Социально-психологический анализ изменений в группе
Группа, являясь субъектом совместной деятельности, может изменить индивидуальную реакцию отдельного ее члена и реакцию организации как субъекта изменений. Так, например, показано, что межгрупповая конкуренция и вызванный соревновательный мотив повышают потенциал группы к принятию нововведений (Козлова, 2003). Обычно групповой уровень исследуется как изменение внутригрупповых норм, социально-психологический анализ же предполагает смещение фокуса внимания на проблему изменения групповых норм и стандартов, воплощающихся в изменении социальных установок участников группы.
Существует множество объяснений причинам изменения установок в группе. В качестве ключевых можно выделить следующие: когнитивный диссонанс, разрушение социального навыка, идеосинкразический кредит, влияние меньшинства. Рассмотрим особенности каждого из механизмов.
Когнитивный диссонанс как механизм изменения установок . Ряд западных исследований, проведенных в рамках теории когнитивного диссонанса, показывает эффекты влияния поведения на установки -изменение поведения индивида может побуждать его к изменению соответствующих установок в стремлении привести их в соответствие с данным поведением. Обратимся в качестве примера к одному из известных экспериментов, проведенному Л.Фестингером и Д. Карлсмитом. Испытуемые выполняли скучное задание (поворачивали крючок на доске), за что одни из них получали по 1 доллару, а другие — по 20. Затем экспериментаторы обратились к каждому из испытуемых с просьбой сообщать новым участникам эксперимента, что их ждет интересное задание. Позднее экспериментаторы обратились к испытуемым, которым платили ту или иную сумму денег, с одним и тем же вопросом: насколько интересным показалось это явно скучное задание для них самих? Обнаружилось, что их ответы зависели от полученной суммы, а именно: те, кому заплатили 1 доллар, считали, что экспериментальное задание было более интересным, чем те,
кому заплатили 20 долларов. В итоге эксперимента оказалось, что «однодолларовые» студенты сами поверили, что работа приятна и интересна, тогда как «двадцатидолларовые» сохранили свое отрицательное мнение. Таким образом, поведение, противоречащее установке, создает диссонанс, индивид стремится изменить когнитивный элемент для соответствия поведенческому (или установку привести в соответствие с поведением). В рамках нашей проблемы и задач исследования это означает, что при внедрении изменений одним из способов работы с людьми, вовлеченными в процесс изменений, может быть планомерное их внедрение изменений и демонстрация ролевой модели нового поведения (Фестингер,2000), тогда индивид в целях сохранения консонанса вынужден будет изменить установку.
Разрушение «согщального навыка» как механизм изменения установок Вопрос о механизмах преодоления сопротивления в группе поднимался в рамках школы групповой динамики К. Левина. Само понятие изменений рассматривается исследователем как относительное: «понятия социальная стабильность и социальное изменение — это относительные понятия, поскольку в групповой жизни всегда происходят изменения, различны лишь их тип и масштаб» (Левин, 2001, стр. 158). Поэтому изменение может быть соотнесено, по мнению К. Левина, лишь относительно условий стабильности. При анализе изменений, автор задается главным вопросом - каковы механизмы изменения группового мнения. Для ответа на него используется теория динамического поля, в рамках которой выделяются два способа изменения уровней поведения: путем введения сил действующих в нужную сторону, либо путем ослабления противодействующих сил (Левин, 2001).
Механизмом изменения группового мнения (решения) является «разрушение социального навыка» как некоего устоявшегося обычая в обществе, некоего «внутреннего сопротивления». Социальный навык — это дополнительное социальное поле, которое обладает тенденцией сохранять процесс на текущем уровне. К. Левин говорит о «внутреннем сопротивлении
изменению», вызванным наличием социального навыка. Чтобы «разрушить навык» или «растопить» обычай, нужна дополнительная сила.
Одна из рекомендаций, которую дает К. Левин по итогам исследований, - делать акцент не столько на «цель, которую надо достичь», сколько на замену текущего уровня на желаемый.
Многие случаи социальных навыков связаны с групповыми стандартами, обладающими социальными ценностями. И тогда способом изменения «социального навыка» является изменение «группового стандарта». Так, постулируется, что чем выше социальная ценность группового стандарта, тем больше сопротивление отдельного члена группы удалению от уровня этого группового стандарта. Эксперименты показывают, что легче изменить позицию индивидов, объединенных в группу, чем каждого по отдельности. Объясняется это исчезновением сопротивления, обязанного своим возникновением приверженности индивида к групповому стандарту, при изменении самого стандарта (Левин, 2001).
В знаменитом эксперименте К. Левина, посвященном анализу мнения домохозяек о субпродуктах при лекции и групповой дискуссии, показано, что преодоление индивидуального сопротивления отдельных членов группы возможно при наличии соответствующей групповой поддержки (Левин, 2001).
Данный эксперимент лег в основу интерпретации соотношения между
мотивацией и действием. Исследователь отмечает, что изменение
предполагает наличие связи между мотивацией и действием. Лекция может быть эффективна в создании мотивации в нужном направлении, однако одной мотивации недостаточно, чтобы привести к изменению.
Изменение группового стандарта через включение индивидов в
групповое принятие решения может приводить к изменению установок
отдельных участников группы. В рамках нашей проблемы и задач
исследования это означает, что при внедрении изменений одним из способов работы с людьми, вовлеченными в процесс изменений, может быть включение их в процесс разработки программы изменений.
Другим механизмом возникновения и развития изменений в группе является «идиосинкразический кредит», под которым понимается «предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей» (Журавлев, 2002, с. 78). Идиосинкразический кредит как механизм изменения поведения
По мнению Е.Холландера, в результате совместной деятельности происходит определенное накопление позитивных впечатлений по отношению к лидеру, а это, в свою очередь, определяет то, насколько лидер в своих поступках может отойти от ожиданий группы. Каждый ее член при решении общих задач набирает определенное количество «заслуг» перед группой, которая выдает ему кредиты на нестандартное поведение без применения каких-либо санкций, то есть дает определенную свободу отклонений от принятых правил, что было бы невозможно для тех, у кого такого доверия нет. Если лидер не совершает ничего такого, что могло бы сильно изменить мнение последователей о нем, снизить уровень доверия, вероятнее всего, стремление провести какие-либо изменения будут восприняты позитивно (Дубовская, Кричевский, 2001).
Предполагается, что вопреки традиционным представлениям, лидер как высокостатусный субъект в группе, не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Причем, согласно модели, «члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей» (Карпов, 2005). Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е.Холландером как идиосинкразическое).
Таким образом, феномен «идиосинкразического кредита» в понимании Е. Холландера, выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности (Hollander & Julian, 1970), создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую, более высокую ступень жизнедеятельности. В рамках нашей проблемы и задач исследования, это означает, что при внедрении изменений лидер может выступать источником преобразований и являться фактором процесса разработки программы изменений. Влияние лидера на появление новшеств в группе может являться не единственным источником инновации: другим механизмом изменения может выступать влияние меньшинства.
Влияние меньшинства как механизм изменения установок
Если говорить об изменении поведения и установок, то влияние большинства наиболее часто приводит к изменениям в явном, открытом поведении, но не обязательно к изменениям установок. Наоборот, влияние меньшинства с большей вероятностью приводит к этому, производя изменение во взглядах людей (Свенцицкий, 2004). Рассмотрим влияние меньшинства на изменение установок членов группы.
С.Московичи высказывает сомнение относительно теоретического конструкта «идиосинкразический кредит». Свои возражения он аргументирует ссылками на исторические примеры из области политики и науки, приводя доводы чисто логического характера, касающиеся функционирования больших социальных систем. Утверждается, например, что «инновации и социальные изменения часто возникают на периферии общества, а не по инициативе его лидеров, облеченных к тому же высокой социальной властью, и что решающую роль в развитии этих процессов могут сыграть лица, составляющие по своим взглядам, выдвигаемым проблемам и предлагаемым их решениям общественное меньшинство» (С.Московичи, 2007, с. 432).
По мнению С.Московичи и Ж.Пешеле, социальное изменение и инновация, подобно социальному контролю, являются проявлениями
влияния. Оспаривая точку зрения, согласно которой изменения и инновации — дело рук только лидера, ученые говорят и о праве меньшинства инициировать эти процессы. При определенных условиях, однако, меньшинство способно «выдвинуть» свою норму и взять верх над консервативным большинством или над мнением лидера.
Так, обнаружено, что меньшинство может побуждать членов группы более тщательно обдумывать рассматриваемую проблему и учитывать более широкое разнообразие возможных объяснений или новых решений. Выражение взглядов меньшинства может иногда улучшать функционирование группы и иметь на нее благотворное воздействие. Этот позитивный эффект взглядов меньшинства обычно относится к задачам, требующим креативного мышления и анализа многочисленных вариантов.
Рассуждения исследователей опираются на ряд экспериментов. В одном из них, выполненном Ч. Неметом и Г. Вахтлером, испытуемым в случайном порядке были представлены слайды с изображением образцов итальянской и немецкой живописи. Подвергающиеся исследованию контрольные группы обнаруживали преимущественное предпочтение образцов «итальянской» живописи, квалифицировавшееся экспериментаторами как своеобразная групповая норма (Кричевский, Дубовская, 2001).
Вводимые в экспериментальные группы «сообщники»
экспериментаторов представлялись остальным их членам как лица либо итальянского, либо немецкого происхождения. Эти «сообщники» открыто заявляли о преобладающем у них интересе к работам «своих соотечественников». В результате участия в эксперименте «сообщников-немцев» испытуемые экспериментальных групп, к картинам «немецких» мастеров отнеслись с большим предпочтением, чем испытуемые контрольных групп. Подобный факт интерпретируется С.Московичи и Ж.Пешеле как следствие значительного влияния не совсем обычной позиции группового меньшинства.
В других экспериментах Ж.Пешеле получил аналогичные данные. В
ситуации групповой дискуссии было показано ускорение процесса нормативного изменения меньшинством и одновременно определены условия, при которых оно должно произойти. Суть исследования состояла в изучении влияния оказываемого крайним и твердым в своих взглядах субъектом («сообщником» экспериментатора) на установки членов группы относительно равноправия женщин, вследствие чего они определенным образом менялись.
Рассмотрение потенциальных возможностей влияния меньшинства особенно важно при изучении вопросов осуществления нововведения в группе. С.Московиси и другие авторы рассматривают меньшинство как ресурс инноваций, в теории и практике организационных изменений меньшинство называют «агентами изменений». Принципиальное отличие поведения меньшинства для влияния на большинство должно заключаться в согласованности у первых целей и поведения, направленного на организационные изменения (Журавлев, 2002). Знание характеристик информационного влияния меньшинства, особенностей его поведения (стабильность, согласованность, устойчивость и независимость поведения) может стать концептуальной основой для выстраивания программы внедрения изменений и моделирования наиболее желаемого поведения агентов изменений.
Существуют и исследования, освещающие роль межгруппового взаимодействия при внедрении нововведений в группе. Так, было показано, что усиление межгрупповой конкуренции может вести к более быстрому принятию изменений. Методы, модели и техники внедрения изменений позволили нам раскрыть «объективный», ситуационный взгляд на проблему внедрения изменений.
Таким образом, в основе преодоления сопротивления изменениям на базовых уровнях рассмотрения (организация-группа-общество) может лежать процесс изменения установок и внутригрупповых норм, осуществляемый при учете таких социально-психологических механизмов, как когнитивный диссонанс, разрушение социального навыка, идиосинкразический кредит,
влияние меньшинства.
Данные механизмы являются основой для прогнозирования успешности и разработки программ внедрения изменений. Важно отметить, что, несмотря на влияние общества и группы, люди по-разному конструируют свою собственную реальность изменений, которая может существенно отличаться от первоначального замысла изменений. И даже изменившийся групповой стандарт вызовет различные реакции у разных индивидов: от сопротивления до поддержки. Поэтому важно обратиться к индивидуально-психологическим аспектам принятия изменений.
Сычева, Мария Павловна. Социально-психологические особенности поведения сотрудников организации в условиях изменений : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Сычева Мария Павловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 239 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.